- воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: Археология нумизматика генеалогия
- работать в группе, вступать в диалог, высказывать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении;
- анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности коллектива.
Учебник: учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. М. –Просвещение.
Информационный материал: рисунки, материалы для капсулы времени( банка, фотографии, монеты,)
Раздаточный материал: задания для группы, мини - исследование для самостоятельной работы, карточки для игры «ДА» «НЕТ»
Этап урока. Цели деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1 минута. Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке истории! Сегодня на уроке вас ждет увлекательное путешествие в страну, различных исторических наук! Как и всегда, нам с вами предстоит потрудиться, чтобы получить новые знания. Я надеюсь на вашу помощь. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Личностные умения: адекватное отношение к учебной деятельности; Регулятивныеумения: принимать и сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, формируем умение готовить рабочее место для выполнения разных видов работ. |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии - 3 минуты. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. Создание проблемной ситуации. 5 минут | - Ребята, на уроках истории мы изучили большой раздел, посвященный какой стране? Скажите, а откуда появилась вся информация о Египте в учебнике? Назовите его географическое месторасположение? Скажите, как называли правителя в этом государстве? Ребята для того чтобы нам узнать, с помощью чего нам достается материал для изучения истории, и поставить главный вопрос урока: «Какие науки помогают изучать историю?» я предлагаю вам сделать мини исследование. Работа в группах! На мини исследование 5 мин. Каждая группа озвучивает, что исследовала и какие были затруднения. | Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. Ребята разбиваются на группы и берут с доски рисунки по ним проводят свои исследования отвечая на вопросы на оборотной стороне. 1. Что изображено на картинке 2. относится ли это к истории 3для чего это нужно истории | Личностные умения: вызвать личностный интерес к данной теме, определить значимость темы для каждого ученика; Познавательныеумения: ориентирование в заданиях с вопросами, нахождение ответов на вопросы, используя задания, полученные на уроках, использование знаково-символических средств; Регулятивныеумения: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему; Коммуникативные умения: Формирование умения слушать и понимать речь других людей. |
3. Постановка учебной задачи - 4-5 минут. Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Какую задачу мы поставим с вами на этот урок? - узнать про эти науки! Значит, что сегодня на уроке мы должны выяснить, узнать, найти? Ребята, попробуйте эти вопросы объединить и назвать тему нашего урока. « Исторические науки - помощницы истории» | Отвечают на вопросы. Определяют вопросы, которые необходимо изучить Сверяют с планом урока, правильно ли они обозначили вопросы для изучения представление о древнем городе-государстве Рим | Познавательные умения: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Регулятивныеумения: Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), планировать свою деятельность; Личностные умения: Самоопределение, смыслообразование; |
4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) 10 минут. Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Сейчас мы с вами поработаем с презентацией По слайдам более глубоко исследуем эти науки Итак, получив более глубокую информацию, предлагаю вам ее закрепить. Возьмите карточки и сейчас мы сыграем в игру | Беседа с учащимися. После просмотра отвечают на вопросы учителя. | Познавательные умения: Формирование умения выявлять причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; Регулятивные умения: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, организация своей учебной деятельности; Коммуникативные умения: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Личностные умения: самоопределение, смыслообразование. Познавательныеумения:умение работать с текстом, выделять в нём главное, строить логические цепи рассуждений. Регулятивные умения: формирование адекватной самооценки на основе критерия успешности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные умения: готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (парной) позиции; Познавательные умения:умение работать с текстом, выделять в нём главное, строить логические цепи рассуждений. Регулятивные умения: формирование адекватной самооценки на основе критерия успешности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные умения:Формирование умения слушать и понимать речь других детей. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. Личностныеумения: Осознать единство и целостность окружающего мира. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение Познавательные умения:Формирование умения выявлять причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; Коммуникативные умения:Формирование умения слушать и понимать речь других детей. Понимать концептуальный смысл текстов, высказываний в целом; формулировать главную мысль. Личностныеумения: Осознать единство и целостность окружающего мира. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. |
5. Первичное закрепление во внешней речи – 3минут. Задания на новый способ действия выполнены с комментирование во внешней речи. | Игра «ДА-НЕТ» (Учащиеся получают карточки с надписями «ДА» и «НЕТ») Ученикам выдается карточки, и учитель задает вопросы. | Выполнение задания. Самооценка. | Познавательные умения:умение устанавливать причинно-следственную связь, строить речевые высказывания в устной форме. Регулятивные умения:внесение необходимых дополнений и корректив в случае расхождения с эталоном, контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные умения:умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. |
6.подготовка к проекту 1 минуты. . | Ребята сейчас я вам предлагаю закрепить изученный материал, создав свой собственный проект. Что мы можем сделать, чтоб объединить все изученные науки? При затруднении детей вывести на правильный ответ! Как мы можем использовать с вами эти три науки?? . | Отвечают на вопрос | Познавательные умения:Формирование умения выявлять причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; Регулятивные умения: формирование адекватной самооценки на основе критерия успешности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные умения:Формирование умения слушать и понимать речь других детей. Понимать концептуальный смысл текстов, высказываний в целом; формулировать главную мысль. Личностныеумения: Осознать единство и целостность окружающего мира. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение |
7.Включение нового знания в систему, создание проекта обобщить знания учащихся о исторических науках. 10-12 мин | Работа над капсулой времени. Дети делают капсулу времени. Закладывают в баночку монеты, фото пишут друг другу послания, запечатывают, ставим даты, расписываемся. | Самооценка. | Познавательные умения: умения решать поставленную проблему, делать выводы и умозаключения, умение давать определения понятиям, выстраивать доказательства; Регулятивные умения: умение соотносить то, что известно с тем, что неизвестно; формирование адекватной самооценки на основе критерия успешности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные умения: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи. |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) 1 минута Научить школьников: - соотносить полученный результат с поставленной целью; - оценивать результат своей деятельности. | - Ребята, а теперь пришло время ответить на поставленный в начале урока вопрос. Какие науки помогают нам изучать историю Самооценка (по эталону) - Тебе понравился урок? - Что нового ты узнали на этом уроке? - Где тебе пригодятся эти знания? - Ты доволен своим результатом? - Над чем тебе нужно еще поработать дома? | Ответы учащихся на проблемный вопрос. | Познавательные умения:осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия. Регулятивные умения:формирование адекватной самооценки на основе критерия успешности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные умения: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование учебного сотрудничества. Личностные умения: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Предметные умения: определение ключевых понятий. |
| | | |