СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Безопасность на железной дороге

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Безопасность на железной дороге»

ВоспитательБеседу хочу свою начать с загадки, если вы ее отгадаете, то поймете, о чем пойдет речь, и так слушайте:

Эта лестница лежит,

А паровоз по ней бежит.

(железная дорога)

ДетиЖелезная дорога, рельсы.

Воспитатель: Совершенно верно, железная дорога. И сегодня мы

поговорим с вами именно о железной дороге, о профессиях железнодорожников, и о тех опасностях, которые несет железная дорога.

А начнем мы нашу беседу с истории создания первого паровоза и железной дороги.

Первый в истории России паровоз появился в 1834г. Над созданием этого паровоза трудились отец и сын Черепановы. Паровоз перевозил небольшое количество грузов и двигался с очень маленькой скоростью, да и дорога была не железная, а деревянная. Она была не удобна в эксплуатации, и со временем ее заменили на чугунную, но и чугунная дорога тоже была не прочной. Под воздействием погодных условий рельсы часто лопались, что приводило к авариям на железной дороге. Но не прошло и года, как они построили второй паровоз, он был более мощный. Мог перевозить в три раза больше грузов, чем первый. Рельсы заменили на железные. А уже через несколько десятилетий железнодорожный транспорт стал в России основным видом транспорта. Тысячи километров железных дорог было построено на территории нашей страны. По ним перевозили торговые и промышленные грузы. Люди получили возможность быстро переезжать из одного города в другой. Строительство железных дорог и железнодорожного транспорта стало стремительно развиваться и вот уже в настоящее время железнодорожный транспорт является одним из ведущих в России. Появились более современные и высокоскоростные поезда - «Сапсаны».

Главное здание на железной дороге - это вокзал.

Нам открывается страна с вокзального порога.

Откроешь дверь, и вот она - железная дорога.

Зелёный, красный свет горит и каждый миг сигналом

Вокзал с дорогой говорит и поезда с вокзалом.

У всех вокзалов есть два выхода: один в город, на привокзальную площадь, а другой на перрон - к железной дороге. В вокзале есть самый главный зал. Он называется - зал ожидания. Так же в вокзале есть билетные кассы, комната «Матери и ребенка», буфет, отделение связи, справочная, камера хранения. Ребята, а как вы думаете, зачем на станции нужен вокзал?

Ответы детей : Для обслуживания пассажиров, для управления движением поездов.

Воспитатель: Да, в вокзале находится диспетчерская - в которой диспетчер управляет поездами, следит за безопасностью на железной дороге. Обслуживанием и содержанием железной дороги и железнодорожного транспорта занимаются монтеры и обходчики путей железной дороги. Обо всех неисправностях на дороге они сообщают в диспетчерскую. Главным человеком, который управляет поездом, является машинист. Он следит за приборами, управляет поездом, за ситуациями на железной дороге.

В вагоне, хозяйкой является проводница. Она обслуживает пассажиров вагона, выдает им постельное белье, следит за посадкой и высадкой пассажиров из вагона.

Железная дорога - это очень удобный вид транспорта, которым люди пользуются каждый день. С одной стороны он решил много проблем: уменьшил время пребывания пассажиров в пути, быстрее доставляются грузы, и в то же время он породил массу опасностей для человека. Основными причинами травм детей на железной дороге является незнание и нарушение правил безопасности.

Предлагаю вспомнить правила поведения на железной дороге :

Правила эти железнодорожные -

Строгие очень, но вовсе не сложные,

Ты их запомни, слушай внимательно.

В жизни помогут они обязательно.

Дети рассматривают плакаты с опасными ситуациями на железной дороге.

1. На перроне оживленье,

Собирается народ- Суета и не терпенье,

Скоро поезд подойдет!

2. Мы не скачем, не играем,

Мы идем себе, гуляем,

По мячу ногой не бьем

И спокойно поезд ждем!

3. Всем нужно запомнить И правило знать, -

У края платформы Опасно стоять!

4. Слева и справа идут поезда - Прыгать с платформы Нельзя никогда!

5. Электричка быстро мчится Трудно ей остановится.

От нее ужасный ветер,

Близко к ней не стойте, дети!

6. В поездах разрешено Открывать в жару окно.

Но высовываться, дети,

Из окна запрещено!

7. Что случилось вдруг с руками? Кто-то бросил в поезд камень! Стыдно нам за них друзья, - Делать этого нельзя!

8. Этот выход не из лучших!

Вы боитесь опоздать?

Перед поездом идущим Не спешим перебегать!

9. Мяч на рельсы укатился И теперь раздавлен он Чтоб плохого не случилось,

Не подлазьте под вагон!

10. Рельсы новее блестят,

Так и манят всех ребят, Постоять на них ногами, Посчитать длину шагами Скажем прямо вам, друзья - Делать этого нельзя!

11 .На рельсы положен Какой - то предмет - Опасная штука Много наделает бед!

12. Через рельсы нас ведет Пешеходный переход И поэтому народ Здесь уверенно идет!

13. По ступенькам выше, выше,

Вот видны вагонов крыши.

Перейдем легко и просто Через пешеходный мостик!

Дети вместе с воспитателем рассматривают и объясняют каждую ситуацию. Для 'закрепления правил поведения на железной дороге проводится д/игра «Опасно-безопасно»Детям раздаются два кружка: красный и зеленый. Воспитатель называет ситуации, а дети поднимают кружок - если опасные - красный, если безопасные - зеленый.

Ситуации:

11. Ребята, ожидая прихода поезда, играют в мяч на перроне.

12. Витя и Коля, играя в прятки, прячутся под вагонами.

13. Андрей с Машей переходят железнодорожные пути по пешеходному мостику.

14. Женя с мамой ожидают прибытие поезда в зале ожидания.

15. Дети, проходя мимо рельсов, положили на них камень.

16. Вася и Петя бросали камни в проходящий поезд.

17. Витя отел прокатиться на подножке поезда.

В конце игры воспитатель подводит итог, отмечает, что дети хорошо запомнили правила безопасного поведения на железной дороге.

Подведем теперь итоги,

Убедимся лишний раз:

Безопасность на дороге -

Это главное для нас!

Железная дорога - не место для игры.

Вы правило усвоили как себя вести.

Правила запомнил - В тайне не держи Всем друзьям, знакомым Знаешь - расскажи!

На этом наша беседа подошла к концу. Всем спасибо, и всем счастливого пути!

- Где можно переходить железную дорогу? (В специально оборудованных местах – там, где есть настил или по мосту)

- Можно ли играть около железной дороги или на платформе?

- Где нужно стоять, когда ждёшь электричку? (При ожидании пассажирского транспорта  не стой на самом краю платформы, можно оступиться или поскользнуться и попасть под проходящий мимо поезд)

- Когда можно входить в электричку и выходить из неё? ( После полной остановки, не входить в электричку и не выходить из неё, когда двери уже закрываются)

- Можно ли толкаться, выходя из электрички?

- Можно ли высовывать голову и руки  из окна электрички?

- Как нужно вести себя в поезде?  (Не шуметь, не кричать, не трогать двери руками, пока они не откроются, уступать место инвалидам, пожилым людям и маленьким детям).

        Воспитатель- Дети, переходить дорогу нам помогает светофор, а 

 есть ли такой друг на железной дороге? Правильно, это семафор. Если ты переходишь дорогу там, где нет шлагбаума, нужно обратить внимание на семафор. Семафор очень похож на светофор, только у него не три цветовых сигнала, а два.

Есть на дороге семафор

Он чуть похож на светофор:

Два глаза красных у него

Сейчас расскажем для чего:

Семафор мигает красным?

Это очень, друг, опасно.

Сперва поезд пропусти,

А потом переходи.

Воспитатель предлагает детям трафареты семафора, дети обводят их на листе бумаги и штрихуют сигналы светофора красным фломастером.