Конспект урока биологии в 5 классе по программе УМК В.В. Пасечника
Тема урока: «Среды обитания организмов».
Тип урока: изучения нового материала.
Цели:
Обучающие:
закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;
сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах.
Развивающие:
учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи развивать воображение учащихся;
развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока.
Воспитательные:
формировать познавательный интерес к предмету, через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;
прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с различными средами обитания организмов.
Выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания.
Определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока.
Прогнозируемые результаты:
Предметные: Уметь определять среды обитания живых организмов. Знать, как приспосабливаются организмы к различным средам обитания.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Овладение азами исследовательской деятельности, включая умения выделять проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, описывать биологические объекты и процессы, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Умение работать с различными источниками биологической информации; находить биологическую информацию в различных источниках; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Основной метод, используемый на уроке – проблемный.
Применяемые технологии: информационно-коммуникативная, технология сотрудничества, исследовательская технология.
Проблема, решаемая на уроке: «Почему на Земле встречаются определенные виды живых организмов в определенных средах обитания?»
Материально – техническое обеспечение: К, экран, учебники, влажные препараты рыб, земноводных, змей, паразитических червей, коллекция насекомых; раздаточный материал: инструктивные карты; доска электронная с фрагментами фильма о различных организмах и их средах обитания;.
Ход урока:
Здравствуйте ребята Вы готовы начать работу? Тогда подумайте что мы будем сегодня изучать на уроке. Учитель активизирует деятельность учеников через стихотворение Галины Владыкиной:
Свободная среда обитания
У животных у всех у грызунов
У них инстинкт выживания
Найти еду среди лесов.
Кто кору грызет -тем легче
Выжить в осеннем лесу
А кому поживится нечем
Выходят к людям на тропу.
Люди кто как понимая
Не прошенного гостя в дом
Кто хлебом его угощая
Кто гонит его кнутом.
Свободная среда обитания
Подкармливать надо зверей
Чтобы без всякого кровопролития
Со стороны животных и людей.
Актуализация знаний.
Где обитают рыбы, зайцы и дождевые черви?
(В воде, на суше и в почве).
Это значит, что они обитают в разных средах. Вспомните, какие среды обитания существуют?
(Наземно-воздушная среда, водная среда и почвенная среда).
Сформулируем тему урока.
(Три различные среды обитания).
Давайте определим, что такое среда обитания. Дайте определение этому понятию, используя слова из списка:
Среда обитания — это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают всё необходимое для жизни и в неё же выделяют продукты обмена веществ. Среда каждого организма слагается из множества элементов неорганической и органической природы и элементов, приносимых человеком и его производственной деятельностью
Учитель спрашивает :Ребята а где же находятся все эти среды обитания?
Всех их окружает одна живая оболочка , она называется: биосфера.
Биосфера – это оболочка Земли, где существуют живые организмы.
Биосфера включает в себя:
- Нижняя часть атмосферы (воздушная оболочка Земли)
- Гидросфера (водная оболочка Земли)
- Верхняя часть литосферы (твердая оболочка Земли)
Каждая из этих оболочек Земли имеет особые условия, создающие разные среды жизни. Различными условиями сред жизни порождается многообразие форм живых организмов.
А теперь дадим характеристику каждой среде:
Наземно-воздушная среда обитания
Жизнь в каждой среде имеет свои особенности. В наземно-воздушной среде достаточно кислорода и солнечного света. Но часто не хватает влаги. В связи с этим растения и животные засушливых мест обитания имеют специальные приспособления для добывания, запасания и экономичного расходования воды. В наземно-воздушной среде бывают значительные изменения температуры, особенно в районах с холодной зимой. В этих районах в течение года заметно меняется вся жизнь организма. Осенний листопад, отлет перелет птиц в теплые края, смена шерсти у зверей на более густую и теплую - все это приспособление живых существ к сезонным изменениям в природе. Для животных, обитающих в любой среде, важная проблема – это передвижение. В наземно-воздушной среде можно передвигаться по Земле и по воздуху. И животные этим пользуются. Ноги одних приспособлены к бегу: страус, гепард, зебра. Других – к прыжкам: кенгуру, тушканчик.
Водная среда обитания:
Характеристика водной среды обитания
Водная среда занимает приблизительно 71 % поверхности земного шара. Вода как основной компонент водной среды имеет ряд специфических свойств: большая плотность, увеличение давления с глубиной, высокая удельная теплоемкость, сильное поглощение солнечных лучей, относительно малое содержание кислорода. Отдельные водоемы различаются по солевому режиму, по наличию течений и по другим параметрам.
Почвенная среда обитания:
Почва как среда обитания представляет собой сложную систему, состоящую из твёрдых частиц, окружённых воздухом и водой.
Она пронизана полостями, заполненными смесью газов и водными растворами. В почве складываются разнообразные условия, благоприятные для жизни множества организмов.
Для почвенной среды обитания характерны следующие факторы:
отсутствие солнечного света;
большое количество воды;
незначительные перепады температур;
низкое содержание кислорода;
передвижение в твёрдой среде.
Почва — дом для множества бактерий и простейших. Здесь же располагается грибница грибов и корни растений.
Организменная среда обитания – среда, образуемая самими живыми организмами, в которых обитают другие организмы; обладает следующими особенностями:
• отсутствие света и атмосферного воздуха;
• практически постоянная температура;
• высокая влажность;
• обилие питательных веществ;
• агрессивная реакция организма – хозяина.
Домашнее задание: Изучить текст § 23.
и ответить на вопросы:
1. Перечислите среды жизни на нашей планете.
2. Назовите животных почвенной среды обитания.
3. Как животные разных сред обитания приспособились к передвижению?
4. *Подготовьте небольшое сообщение об обитателях наземно-воздушной среды.