Поурочный план по биологии в 5 классе.
Дата_________________
Тема: Биология-наука о живой природе
Цель: Сформировать знания о биологии как науке, изучающей живые организмы.
Задачи:
1. сформировать у учащихся знания о биологии как науке, изучающей живые организмы;
2. раскрыть роль живых организмов в природе и в жизни человека;
3. показать взаимосвязь живых организмов между собой и со средой;
4. познакомить с методическим аппаратом учебника и правила работы с ним.
Планируемые результаты обучения
Предметные: учащиеся имеют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усвоили понятия «биология», «биосфера», «экология».
Метапредметные: формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять результаты.
Личностные: формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.
Ход урока
1. Орг. момент
а) что необходимо к уроку биологии
б) требования к изучению предмета
2. Мотивация и целеполагание.
- Здравствуйте, ребята! Наш первый урок я хотела бы начать с одной истории.
- Сегодня, ребята, вы приступаете к изучению потрясающей науки – биологии. Изучение любой науки это процесс, который лишь однажды начинается, и затем продолжается постоянно. Мы с вами будем проводить учебные исследования, использовать методы биологической науки, узнаем имена крупных ученых, открывших законы природы и выяснивших, как эти открытия можно использовать в жизни каждого человека, и, возможно, кто-то из вас в будущем выберет себе профессию, связанную с этой удивительной наукой.
1) Знакомство с учебником.
- Давайте совершим с вами небольшое путешествие по учебнику биологии.
- Как же работать с учебником?
- В начале нашего учебника вы найдете оглавление. В начале каждой главы сказано, о чем вы узнаете из нее и что научитесь делать. Текст главы разделен на параграфы.
Скажите, сколько глав мы должны с вами изучить за этот год? (4+введение) С чего начнется изучения биологии? Сколько параграфов мы рассмотрим, как они называются?
- Давайте посмотрим на условные обозначения.
1. Практически в каждом параграфе вам будут встречаться слова, выделенные курсивом.
?. Как вы думаете, они важны для нас?
О. Правильно! Эти термины и названия нужно будет запомнить.
2. Практически в каждом параграфе встречаются иллюстрации и подписи к ним.
?. Скажите, а зачем нам нужны рисунки в учебнике?
О. это поможет нам лучше понять содержание текста.
3. В конце каждого параграфа на синей плашке помещены основные понятия, которые вам необходимо усвоить. (слайд 6)
4. Проверить, насколько хорошо вы усвоили материал параграфа, можно, ответив на вопросы в конце параграфа.
5. «Подумайте» - дополнительный вопрос к параграфу, «Задания» - будут даваться выборочно (на дополнительную оценку).
6. Обозначение в виде листа указывает на выполнение лабораторной работы, которые мы с вами будем выполнять в тетрадях для лабораторных работ как в классе, так и дома.
7. Также в конце некоторых параграфов имеется рубрика «Задания для любознательных», предназначенная для тех, у кого изучение живой природы вызывает особый интерес, а в рубрике «Знаете ли вы, что…» вы найдете интересные сведения по изучаемой теме.
2) Биология – это наука о живой природе (обозначение понятия)
- А теперь нам предстоит выяснить, что же изучает биология?
- Послушайте стихотворение и попытайтесь ответить на данный вопрос.
Биология – наука
О букашках и лесах,
Рыбах, птицах и прудах.
О грибочках на пеньке,
О цветочках на лужке.
Обо всем живом на свете,
Кто проживает у нас на планете. Ответы учащихся.
- Да, действительно. Биология изучает живую природу.
- Наш урок так и называется «Биология - наука о живой природе».
Ребята, используя такие вопросительные слова, как: Что? Какое? Какие? Почему? Как? и само слово «Биология», попробуйте сформулировать вопросы, на которые мы должны будем ответить с вами сегодня на уроке.
Как и в любой другой комплексной науке, в биологии есть множество подразделов. Каждым из них сконцентрирована на разных аспектах природы:
Ботаника – наука о растениях;
Зоология – наука о животных;
Генетика – наука о наследственности и генах;
Физиология – наука о жизнедеятельности целостного организма;
Цитология – наука о клетках, изучается их строение, функционирование, размножение;
Анатомия – наука о внутреннем строении живых организмов, расположении и взаимодействии внутренних органов;
Морфология – наука о форме и строении организмов;
Микробиология – наука о микроскопических веществах (микробах);
Включить звук
3. Изучение нового материала.
1) Человек и природа в древности
Как вы думаете, как давно человек знаком с природой? Ответ поясните.
Действительно, человек связан с окружающей его живой природой еще с древних времен, так как во многом жизнь людей зависела от охоты и рыболовства. Мясо диких животных было одним из основных источников питания. Шкуры и кожа шли на изготовление одежды, сухожилия использовались для тетивы лука, как нитки для шитья. Из костей изготавливали наконечники для стрел, рукоятки ножей, скребки.
Первобытные люди собирали семена, плоды, выкапывали корни растений, поэтому мы их теперь называем собирателями. Иногда то, что удалось собрать в природе, было основной пищей человека. Шло время, люди, наблюдая за дикорастущими растениями, научились выращивать их возле своих жилищ – возникло земледелие. Отлавливая диких животных, наблюдая за ними, древние люди смогли приручить некоторых из них.
- Какое животное человек прируричил первым?
О. Первым домашним животным стала собака - верный помощник на охоте.
Уже первобытные охотники изучали живую природу. Сделанные в 15 тысячелетии до н.э. наскальные рисунки позволяют достоверно судить о видовой принадлежности изображенного зверя, изучать повадки уже вымерших животных. Шло время, накопленные знания становились обширнее и глубже, возникла необходимость их упорядочить, свести разрозненные факты воедино. Так появилась наука биология.
Как мы уже знаем, знания о животных, растениях накапливались на протяжении длительного времени, а слово «биология» появилось только в 1802г., его придумал французский ученый Ж.Б. Ламарк.
- Слово «Биология» имеет греческое происхождение и состоит из двух маленьких греческих слов.
Как вы думаете, какие это слова? По вашему мнению, как они переводятся?
- Название науки происходит от двух греческих слов «биос» - жизнь, «логос» - наука.
? Что это значит? Как мы можем сформулировать и записать?
О. Биология – наука о жизни, о живой природе.
2) Многообразие мира, оболочки Земли
Живой мир на нашей планете огромен и очень разнообразен. Он существует миллиарды лет, и организмы, его составляющие, населяют воды океанов, морей и рек, сушу, почву и даже находятся в других живых организмах. Рядом с нами на Земле живет множество существ - растений, животных, грибов и разнообразных микроорганизмов, невидимых простым глазом.
Ученые насчитывают более 3,5 млн. видов живых организмов.
Они различаются размерами, особенностями строения и жизнедеятельности. Но все организмы от гигантских китов в океане и баобабов в Африке до мельчайших бактерий – обладают общими свойствами.
- ? Какими общими свойствами будут обладать все живые организмы?
О. Живые организмы питаются, дышат, растут, выделяют в окружающую среду различные вещества, размножаются, потребляют и накапливают энергию.
Наименьшей единицей живых организмов является клетка. Почему именно клетка? Потому, что даже состоящие из одной клетки организмы - бактерии, многие протисты и грибы проявляют характерные для живых организмов признаки. Но стоит разрушить клетку и свойства живого исчезают.
Ребята, а вам знакомо слово «биосфера»? Как вы его понимаете? Имеет ли это слово что-нибудь общее со словом «Биология»?
(если не отвечают, даю подсказку на учебник с.6)
О. Оно также имеет греческое происхождение -«биос - жизнь и «сфера» - шар. Область распространения жизни составляет особую оболочку Земли - биосферу
Биосфера состоит из определенных слоев.
Задание 1: изучив текст параграфа на с.7, укажите, каковы границы распространения жизни на нашей планете. Умейте охарактеризовать каждый слой.
О. Биосфера включает: нижние слои атмосферы, она определяется озоновым слоем, задерживающим ультрафиолетовое излучение, губительное для живых организмов; гидросферу - водную оболочку земли; и верхний слой литосферы.
Проведение физминутки.
3) Значение науки биологии
- Ребята, зачем нам нужно изучать биологию? Предположения учащихся.
4. Закрепление.
1) Что изучает биология?
2) Какие биологические науки вы знаете? Выполнение интерактивного задания «Науки живой природы»
3) Почему необходимо изучать биологию?
5. Рефлексия.
Удалось ли нам ответить на вопросы, которые мы сформулировали в начале урока? Что было главным на уроке? Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? Что нового вы узнали? Что было интересным? Чему научились?
А сейчас подготовьте свои ладошки. На одну ладошку положите все знания, которые у вас были, а на другую – всё то, что вы узнали сегодня. Сложите ладошки, это ваш багаж знаний. Похлопайте себе и соседу по парте. Молодцы!
6. Домашнее задание:
1) параграф 1 изучить, устно ответить на вопросы после параграфа
2) записи в тетради знать
3) принести тетрадь для лабораторных работ, лук, стаканчик (работа в группах по 4)
Приложение
Биология относится к теоретическим наукам, однако результаты исследований биологов часто имеют прикладной характер. Где же могут использоваться биологические открытия?
Сельское хозяйство – с целью увеличения уровня сбора урожая, роста продуктивности животноводства, изобретение способов борьбы с вредителями.
Медицина – изучение полезных свойств объектов живой и неживой природы помогает изобретать новые лекарственные средства.
Охрана окружающей среды – биология показывает, в каких направлениях человек разрушает существующий в природе порядок вещей и помогает находить способы борьбы с этими явлениями.
В живом мире сегодня, как и 4 млрд. лет назад, выделяют:
Доклеточные организмы – вирусы. Они становятся живыми только тогда, когда имеют возможность проявиться в клетках живых организмов.
Прокариоты. У них есть клетка, у клетки нет ядра. Другое название бактерий – бактерии.
Эукариоты. Сюда относят грибы, растения и животных. У них в клетках есть сформированные ядра.
Бактерии, грибы, растения и животные образуют 4 царства живых организмов.
5. Чем живые организмы отличаются от неживых?
Если об объектах живой природы мы уже говорили, то вопросов о том, что представляют собой объекты неживой природы, пока еще не касались. К ним, прежде всего, относятся камни, лед, песок и прочее. Каковы же отличительные свойства живых существ?
Они дышат.
Они питаются. Ни один живой организм не может существовать без того, чтобы черпать энергию извне. А вот что он будет потреблять и перерабатывать – мясо, молоко, крупу или морковь – уже и не столь важно.
Они размножаются, то есть воспроизводят себе подобных. Каждый Без этого жизнь на планете давно бы уже иссякла и закончилась. Именно в этом свойстве проявляется бесконечность жизни на планете Земля.
Они реагируют на воздействия окружающей среды и зависят от тех условий, в которых живут. Вот почему медведи на зиму залегают в спячку, а зайцы меняют свой окрас.
У живых организмов есть клеточная структура. Они могут состоять из одной клетки (есть специальный класс одноклеточных), а могут из многих (например, животные или человек). Клеток нет только у вирусов, поэтому они могут жить исключительно в организмах других животных, растений или человека.
Живые существа сходны по химическому составу – в их строении присутствуют органические соединения (белки. Жиры, углеводы), а также неорганические (самый распространенный из них – вода).
В большинстве своем живые организмы способны к передвижению. О такой возможности животных знают все, а вот что с растениями? Наличие корней и нахождение в почте делает их неспособными к проявлению такого свойства. Однако это не совсем так. Подсолнечник, к примеру, меняет свое положение в зависимости от движения Солнца. Точно также листья многих растений реагируют на солнечный свет.
По этим признакам их можно различить, однако в состоянии покоя некоторые живые объекты не проявляют признаков жизнедеятельности (например, семена растений, пыльца цветков).