Богатыри - защитники земли Русской
Конспект образовательной деятельности
старший дошкольный возраст
Цель. Формирование у детей основ патриотизма, любви к своему Отечеству.
Задачи.
Образовательные: расширять представления детей об истории нашей Родины; познакомить с музыкой М.П Мусоргского, народной музыкой (былина), расширять словарный запас детей.
Развивающие: развивать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера; совершенствовать ритмический слух, танцевальные навыки, формировать вокальные навыки.
Воспитательные: воспитывать у детей чувство Родины; формировать умение слушать собеседника, воспитывать любовь и интерес к музыке.
Материалы и оборудование: Мультимедийная установка; презентация по теме; музыкальный центр; доспехи богатыря – шлем, кольчуга,; сундук, бутафорский камень, лошадки 2 шт.; мечи (по количеству мальчиков); платок, гусли.
Словарная работа (активизация словаря в ходе занятия): Русь, предки, богатыри, доспехи – одежда богатырей (кольчуга, шлем, щит), оружие (копье, меч), былина, гусли, гусляр.
Предварительная работа. Чтение русских былин, беседы по их содержанию, пояснение старинных слов; рассматривание иллюстраций к ним, репродукций картин В. Васнецова «Богатыри», «Гусляры»; просмотр мультфильма «Три богатыря»; слушание в записи звучание русских народных инструментов (гусли, балалайка, рожок, гармонь); разучивание песенного, танцевального и игрового материала.
Ход занятия
Дети входят в зал под русскую народную мелодию «Полянка», проходят по залу, встают в круг. У фортепиано стоит сундук, правее от центральной стены - проектор, левее лежит бутафорский камень, на столах вдоль стены размещено оборудование.
Музыкальный руководитель (м.р.). Здравствуйте, ребята! (Дети отвечают на приветствие.)
Музыкальный руководитель подходит к сундуку, достает из сундука доспехи (одежду) богатырей (шлем и кольчугу).
М.р. Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Назовите эти предметы? Как вы думаете, кто их носил? (Ответы детей). Правильно, богатыри.
А вы хотите узнать, как они жили, какими были? (Ответы детей).
Тогда я предлагаю вам совершить путешествие во времени и посмотреть, как жили - поживали на Руси богатыри. Вы согласны?
Отгадайте, на чем отправимся мы в путь дорогу.
Подкованы ноги, бежит по дороге:
Грива дугою, а хвост метлою (Ответ детей - лошадь)
Дети под мелодию песни А. Пахмутовой «Богатырская наша сила», прямым галопом «скачут» по залу и останавливаются перед камнем, на камне лежит платок.
М.р. Что это лежит на камне?
Дети. Платок.
М.р. Я его сейчас надену, и мы узнаем, чей он? (Надевает платок). На кого я стала похожа?
Дети. На бабушку!
М.р. Тогда присаживайтесь детушки, расскажу вам про старину далёкую. Да про события стародавние! М.р. в роли бабушки - сказительницы
Дети садятся. Включается проектор. На экране – русский пейзаж, слайд 1.
Звучит отрывок из оперы «Хованщина («Рассвет на Москве - реке») муз. М. Мусоргского, слайд 2.
М.р. (на фоне музыки).
Над рекой встаёт рассвет.
Ещё чуть ясный брезжит свет,
Встают в тумане величаво
Соборов золотые главы.
Вдруг грянул колокол, за ним
Другой и третий зазвонил!
Проснулся город разом будто,
Ожил – и наступило утро. (Е. Гомонова)
М.р. Ребята, вам понравилась музыка? Какая она?
Дети. Красивая, солнечная, яркая….
М.р. С давних пор человек связывал свои мысли, настроения с картинами природы. Это отразилось и на творчестве композиторов, которые воспевали родную природу в своих произведениях. Одним из таких композиторов был русский композитор Модест Петрович Мусоргский (слайд 2).
М.р. Много веков назад жили на Руси русичи – наши предки. Хлеб сеяли, детей растили, землю свою любили да оберегали (слайд 3).
Жили не тужили, а когда на Русь нападали враги, становились отважными воинами и защищали свою землю. В Древней Руси такими защитниками были богатыри. Слайд 4.
Эй, дружина богатырская, за мечи берись!
На защиту Родины дружно становись! ( Е. Гомонова.)
Звучит в записи песня «Богатырская сила», муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова – мальчики исполняют музыкально-ритмическую композицию, девочки на вступление и припев песни играют на деревянных палочках, после исполнения садятся на места.
М.р. Ура! Победа! Враг разбит!
Весь город у ворот стоит и ждёт защитников своих. (Е. Гомонова).
М.р. А каких богатырей-защитников любил наш народ, назовите их. Слайд 4.
Дети. (Ответы: Илья Муромец, Добрыня Никитич Алеша Попович.)
М.р. Правильно, богатыри меж собой: старшим назвали Илью Муромца. Посмотрите на картину, он сидит на вороном коне, смотрит в степную даль, любит богатырь Родину и честно служит ей слайд 5;
Средним назвали Добрыню Никитича. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука, слайд 6;
Младшим назвали Алёшу Поповича, он воин и гусляр, умеет песни петь и воевать, слайд 7.
А как вы думаете, ребята, богатыри – смелые люди? (Дети отвечают)
Правильно, а ещё какие? (Сильные, храбрые и отважные).
М.р. А ну-ка, добры молодцы, покажите и вы свою ловкость и храбрость! Спасите красавиц из плена!
Проводится игра - соревнование «Спаси красавицу», автор Е. Гомонова.
Мальчики перестраиваются в две колонны напротив стульев, где сидят девочки. Первые мальчики «скачут верхом на лошадках» к девочкам, «сажают на коня» сзади одну из них, скачут с девочками назад, передают «коня» следующему. Какая команда больше перевезет красавиц. После игры дети садятся на места.
М.р. Ребята, а знаете ли вы, как называлась одежда и оружие воинов- богатырей? Я загадаю вам загадки, а вы мне скажите отгадки.
1 загадка. Рубашку такую не вяжут, не шьют, её из колечек железных плетут (кольчуга, слайд 8)
2 загадка. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом (шлем, слайд 8 )
3 загадка. Чтоб грудь защитить от удара врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький ….(щит, слайд 9)
4 загадка. Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать (меч, копьё, слайд 9).
М.р. Молодцы, ребята! Весь народ простой на Руси святой богатырей любит, чествует, воспевает их славные подвиги и слагает о них былины (слайд 10). Былины - это величественные песни о богатырях. Исполнение былин всегда сопровождалось игрой на гуслях (слайд 10). Исполнитель – гусляр держал на коленях гусли, перебирал струны и пел. Послушайте, как звучит былина.
Звучит фрагмент народной былины «Три богатыря», музыка народная, в исполнении гусляра Егора Стрельникова.
М.р. Вот и подошло к концу наше путешествие. Во все времена нашу землю охраняли и защищали храбрые воины, слайд 11.
А что бы было, ребята, если б не было храбрых, смелых воинов. (Дети отвечают). Правильно. Поэтому мы и живем с вами в мирное время и должны любить нашу Родину – Россию, слайд 12.
Россия – как из песни слово,
Березок юная листва.
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа. (С.Васильев)
Дети исполняют песню «Край родной», муз. и сл. Е. Гомоновой //Музыкальный руководитель. – 2004.- № 1. – С.37.
На этом рассказ мой заканчивается. Спасибо вам за то, что помогли его рассказать. (Снимает платок).
М.р. А сейчас мне интересно узнать, что нового вы сегодня узнали о богатырях? (Дети отвечают)
- Что тебе (обращение к ребенку) понравились на занятии (петь, играть, танцевать)?
Молодцы! Порадовали меня своими знаниями. Предлагаю вам свои впечатления передать в рисунках, нарисовать то, что больше всего запомнилось.
Дети прощаются и под мелодию песни «Богатырская наша сила» муз. А. Пахмутовой уходят в группу.
4