СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Богатыри - защитники земли Русской

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое занятие расширяет представление детей  об истории нашей Родины. К занятию прилагается презентация.

Просмотр содержимого документа
«Богатыри - защитники земли Русской»

Богатыри - защитники земли Русской

Конспект образовательной деятельности

старший дошкольный возраст

Цель. Формирование у детей основ патриотизма, любви к своему Отечеству.

Задачи.

Образовательные: расширять представления детей об истории нашей Родины; познакомить с музыкой М.П Мусоргского, народной музыкой (былина), расширять словарный запас детей.

Развивающие: развивать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера; совершенствовать ритмический слух, танцевальные навыки, формировать вокальные навыки.

Воспитательные: воспитывать у детей чувство Родины; формировать умение слушать собеседника, воспитывать любовь и интерес к музыке.

Материалы и оборудование: Мультимедийная установка; презентация по теме; музыкальный центр; доспехи богатыря – шлем, кольчуга,; сундук, бутафорский камень, лошадки 2 шт.; мечи (по количеству мальчиков); платок, гусли.

Словарная работа (активизация словаря в ходе занятия): Русь, предки, богатыри, доспехи – одежда богатырей (кольчуга, шлем, щит), оружие (копье, меч), былина, гусли, гусляр.

Предварительная работа. Чтение русских былин, беседы по их содержанию, пояснение старинных слов; рассматривание иллюстраций к ним, репродукций картин В. Васнецова «Богатыри», «Гусляры»; просмотр мультфильма «Три богатыря»; слушание в записи звучание русских народных инструментов (гусли, балалайка, рожок, гармонь); разучивание песенного, танцевального и игрового материала.

Ход занятия

Дети входят в зал под русскую народную мелодию «Полянка», проходят по залу, встают в круг. У фортепиано стоит сундук, правее от центральной стены - проектор, левее лежит бутафорский камень, на столах вдоль стены размещено оборудование.

Музыкальный руководитель (м.р.). Здравствуйте, ребята! (Дети отвечают на приветствие.)

Музыкальный руководитель подходит к сундуку, достает из сундука доспехи (одежду) богатырей (шлем и кольчугу).

М.р. Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Назовите эти предметы? Как вы думаете, кто их носил? (Ответы детей). Правильно, богатыри.

А вы хотите узнать, как они жили, какими были? (Ответы детей).

Тогда я предлагаю вам совершить путешествие во времени и посмотреть, как жили - поживали на Руси богатыри. Вы согласны?

Отгадайте, на чем отправимся мы в путь дорогу.

Подкованы ноги, бежит по дороге:

Грива дугою, а хвост метлою (Ответ детей - лошадь)

Дети под мелодию песни А. Пахмутовой «Богатырская наша сила», прямым галопом «скачут» по залу и останавливаются перед камнем, на камне лежит платок.

М.р. Что это лежит на камне?

Дети. Платок.

М.р. Я его сейчас надену, и мы узнаем, чей он? (Надевает платок). На кого я стала похожа?

Дети. На бабушку!

М.р. Тогда присаживайтесь детушки, расскажу вам про старину далёкую. Да про события стародавние! М.р. в роли бабушки - сказительницы

Дети садятся. Включается проектор. На экране – русский пейзаж, слайд 1.

Звучит отрывок из оперы «Хованщина («Рассвет на Москве - реке») муз. М. Мусоргского, слайд 2.

М.р. (на фоне музыки).

Над рекой встаёт рассвет.

Ещё чуть ясный брезжит свет,

Встают в тумане величаво

Соборов золотые главы.

Вдруг грянул колокол, за ним

Другой и третий зазвонил!

Проснулся город разом будто,

Ожил – и наступило утро. (Е. Гомонова)

М.р. Ребята, вам понравилась музыка? Какая она?

Дети. Красивая, солнечная, яркая….

М.р. С давних пор человек связывал свои мысли, настроения с картинами природы. Это отразилось и на творчестве композиторов, которые воспевали родную природу в своих произведениях. Одним из таких композиторов был русский композитор Модест Петрович Мусоргский (слайд 2).

М.р. Много веков назад жили на Руси русичи – наши предки. Хлеб сеяли, детей растили, землю свою любили да оберегали (слайд 3).

Жили не тужили, а когда на Русь нападали враги, становились отважными воинами и защищали свою землю. В Древней Руси такими защитниками были богатыри. Слайд 4.

Эй, дружина богатырская, за мечи берись!

На защиту Родины дружно становись! ( Е. Гомонова.)

Звучит в записи песня «Богатырская сила», муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова – мальчики исполняют музыкально-ритмическую композицию, девочки на вступление и припев песни играют на деревянных палочках, после исполнения садятся на места.

М.р. Ура! Победа! Враг разбит!

Весь город у ворот стоит и ждёт защитников своих. (Е. Гомонова).

М.р. А каких богатырей-защитников любил наш народ, назовите их. Слайд 4.

Дети. (Ответы: Илья Муромец, Добрыня Никитич Алеша Попович.)

М.р. Правильно, богатыри меж собой: старшим назвали Илью Муромца. Посмотрите на картину, он сидит на вороном коне, смотрит в степную даль, любит богатырь Родину и честно служит ей слайд 5;

Средним назвали Добрыню Никитича. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука, слайд 6;

Младшим назвали Алёшу Поповича, он воин и гусляр, умеет песни петь и воевать, слайд 7.

А как вы думаете, ребята, богатыри – смелые люди? (Дети отвечают)

Правильно, а ещё какие? (Сильные, храбрые и отважные).

М.р. А ну-ка, добры молодцы, покажите и вы свою ловкость и храбрость! Спасите красавиц из плена!

Проводится игра - соревнование «Спаси красавицу», автор Е. Гомонова.

Мальчики перестраиваются в две колонны напротив стульев, где сидят девочки. Первые мальчики «скачут верхом на лошадках» к девочкам, «сажают на коня» сзади одну из них, скачут с девочками назад, передают «коня» следующему. Какая команда больше перевезет красавиц. После игры дети садятся на места.

М.р. Ребята, а знаете ли вы, как называлась одежда и оружие воинов- богатырей? Я загадаю вам загадки, а вы мне скажите отгадки.

1 загадка. Рубашку такую не вяжут, не шьют, её из колечек железных плетут (кольчуга, слайд 8)

2 загадка. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом (шлем, слайд 8 )

3 загадка. Чтоб грудь защитить от удара врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький ….(щит, слайд 9)

4 загадка. Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать (меч, копьё, слайд 9).

М.р. Молодцы, ребята! Весь народ простой на Руси святой богатырей любит, чествует, воспевает их славные подвиги и слагает о них былины (слайд 10). Былины - это величественные песни о богатырях. Исполнение былин всегда сопровождалось игрой на гуслях (слайд 10). Исполнитель – гусляр держал на коленях гусли, перебирал струны и пел. Послушайте, как звучит былина.

Звучит фрагмент народной былины «Три богатыря», музыка народная, в исполнении гусляра Егора Стрельникова.

М.р. Вот и подошло к концу наше путешествие. Во все времена нашу землю охраняли и защищали храбрые воины, слайд 11.

А что бы было, ребята, если б не было храбрых, смелых воинов. (Дети отвечают). Правильно. Поэтому мы и живем с вами в мирное время и должны любить нашу Родину – Россию, слайд 12.

Россия – как из песни слово,

Березок юная листва.

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа. (С.Васильев)

Дети исполняют песню «Край родной», муз. и сл. Е. Гомоновой //Музыкальный руководитель. – 2004.- № 1. – С.37.

На этом рассказ мой заканчивается. Спасибо вам за то, что помогли его рассказать. (Снимает платок).

М.р. А сейчас мне интересно узнать, что нового вы сегодня узнали о богатырях? (Дети отвечают)

- Что тебе (обращение к ребенку) понравились на занятии (петь, играть, танцевать)?

Молодцы! Порадовали меня своими знаниями. Предлагаю вам свои впечатления передать в рисунках, нарисовать то, что больше всего запомнилось.

Дети прощаются и под мелодию песни «Богатырская наша сила» муз. А. Пахмутовой уходят в группу.







4