УМК «Планета знаний»
1 класс
Обучение грамоте и развитие речи
Урок составил: Магаляс Н.В.
Тема: Буква ь. Обозначение мягкости согласных на письме.
Цель урока: раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме.
Задачи:
- раскрыть функции мягкого знака – обозначение мягкости согласных;
- развивать фонематический слух;
- учить читать слова и предложения с буквой ь (мягкий знак);
- способствовать развитию приемов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение;
- воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.
Методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.
Педагогические технологии:
- личностно-ориентированного обучения;
- объяснительно-иллюстративного объяснения;
- словесно продуктивной и творческой деятельности;
- информационно-коммуникативные технологии
Ход урока
I Организационный момент
Ну-ка проверь, дружок.
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке6
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ль правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Мы продолжаем наше путешествие по стране волшебных букв. Живет в Букварике волшебный фокусник. Как его зовут, догадайтесь?
Доскажите словечко и узнаете тему нашего урока
Мягкий голос.
Мягкий шаг,
Это буква…. (мягкий знак) (Слайд № 1)
- Учитывая тему нашего урока, поставим перед собой цель нашей работы:
- познакомиться с новой буквой; учиться читать буквосочетания, слова с новой буквой;
Ii Изучение нового материала
Актуализация знаний
- Назовите буквы на экране: М, Н, О, П, У, Ш, А, Ж, ы, Д, И, ь(карточки на доске)
- На какие группы их можно разделить.
(на гласные и согласные)
- как произносятся согласные звуки? (нет преграды в ротике, произносим отравно)
-как произносятся гласные звуки? (можно пропеть, нет преграды в ротике)
Групповая работа. Дети распределяют буквы на гласные и согласные.
Согласные | Гласные | |
М | О | ь |
Н | А | |
П | У | |
Ш | и | |
Ж | ы | |
- А к какой группе мы отнесем мягкий знак? (ни к гласным, ни к согласным, мягкий знак звука не обозначает)
-А для чего же нам нужен мягкий знак? (смягчает согласные звуки)
Мягкий знак – хитрый знак (слайд №2)
Не назвать его никак
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
- Прочитайте слова и словосочетания (слайд №3)
Выполним звукобуквенный разбор слова окунь (карточки, один у доски)
- Сколько букв в этом слове?
- Сколько звуков?
- Почему букв больше, чем звуков?
- Прочитайте пословицу:
У лодыря что ни день, то лень. (слайд №4)
- Как вы ее понимаете?
- А это замечательно быть ленивым человеком?
- К сожалению, это слово будет не раз встречаться на нашем уроке.
- Назовите мягкие согласные звуки
Работа по учебнику (страница 87)
- прочитайте слова (окунь, огонь, зверь, день, пень, лень)
- назовите мягкие звуки. Что их смягчило?
- Ребята, у нашего окуня есть маленькие детки. Как их можно ласково назвать? (окуньки)
- Давайте все данные слова ласково изменим (окуньки, огоньки, зверьки, деньки, пеньки)
- В этих словах где мы слышим мягкий знак? (в середине слова)
- Мы изменили слова, и мягкий знак спрятался в серединку.
Вывод: мягкий знак может стоять в начале слова и в середине слова
- А слово леньки есть? Вот видите, слово лень даже ласково не произносится.
Работа в парах.
- Какие из этих слов записаны схемами?
Iii Физминутка
- Какой зверек к вам сегодня приплыл в гости на урок? тюлень (слайд №5)
-Этот зверек не боится холодов, живет в холодных морях Северного Ледовитого океана, ныряет, резвится, ловит рыбу. Тюлень легко приручается и даже выступает в цирке.
Первичное чтение учителем
Уважаемый тюлень!
Вам не страшно
Каждый день
Прыгать с этой скользкой глыбы,
Глубоко нырять за рыбой?...
- Для меня страшнее лень! –
На лету сказал Тюлень.
- Как вы понимаете слова: Для меня страшнее лень!
- Прочитайте стихотворение самостоятельно. Обратите внимание на восклицательные и вопросительные предложения.
- Выразительное чтение вслух (несколько учеников)
IV Закрепление изученного
-Каких животных, в произношении которых есть мягкий знак, вы знаете? (слайд №6,7)
Групповая работа
Распределите слова по группам. На какие группы их нужно распределить, подумайте сами.
Олень, голубь, медведь, ель, тополь, снегирь, ясень.
Звери | Рыбы | Птицы | Деревья |
олень | окунь | голубь | ель |
медведь | карась | снегирь | тополь |
рысь | | лебедь | ясень |
| | | |
-Подчеркните мягкий согласный звук
- Какая волшебная буква смягчила согласные звуки? (мягкий знак)
V Итог урока. Релаксация
- С какой буквой мы сегодня познакомились? В чем волшебство этой буквы?
- Поднимите руку, кому понравилось знакомство с известным фокусником, который живет в стране волшебных букв.
- Посмотрите на Пушистиков. У них разное настроение. Выберите себе такого Пушистика, который соответствует вашему настроению.
- Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо работали на уроке. Спасибо всем. Урок закончен.
-
-