Пояснительная записка, (модуль№1).
На 1 году обучения (модуль №1), учащиеся приобретают достаточные знания по аппликации из бумаги и картона, могут продолжать обучаться по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Бумажная фантазия» художественной направленности.
Программа составлена для обучающихся 1 года обучения для приобретения форсированности специальных способностей. Она включает в себя материал, освоение которого предусматривает приобретение определенных знаний, умений, навыков по аппликации из различных видов бумаги и картона, видами аппликаций.
Обучающиеся знакомятся с видами и свойствами бумаги, цветовым решением аппликаций, знакомятся с основами изготовления оригами.
Количество детей на 1 года обучения (модуль №1) 10 – 12 человек в группе, возраст 7-12 лет, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, общее количество учебных часов в неделю 4 часа. Обучающиеся посещают объединение по желанию. Учащиеся 1 года обучения (модуль №1) по диагностическим данным, приобретают способности в использовании инструментами (ножницы, игла, клей, линейка, шаблон). Освоивают способы соединений склеиваний, сшивания, пользование шаблоном, трафаретом, линейкой, знание времен года по месяцам, аппликация из бумаги и картона, ее виды. Конечный результат творческого объединения “Бумажная фантазия” первого года обучения (модуль №1), любознательный, владеющий основными умениями любящий родной край и свою страну, доброжелательный, выполняющий самостоятельно задания, умеющий слушать и слышать партнера, готовый самостоятельно отвечать за свои поступки дома и в школе ученик.
Цель:
Научить, обучающихся работать с различными видами бумаги и картона, обучить их трудовым навыкам.
Задачи:
- расширять знания о природе родного края и отображать в детских работах.
- история декоративно-прикладного творчества, через изготовление открыток, поделок и сувениров, по мотивам народных промыслов.
- обучить приемам работы с бумагой и картоном, основам оригами, конструирования,
- обще-графические навыки (разметка, шаблоны, трафареты, размещение на плоскости, деление листа на части путем складывания).
- воспитание культуры труда.
- формирование познавательной активности
III. Учебный план.
Учебный план 1 года обучения (модуль №1), 144 часа
№ | Наименование блоков и тем | I год обучения |
| всего | теория | практика |
I | Вводное занятие. | 2 | 2 | - |
II | Блок: «Бумагопластика» | | | |
2.1 | Виды бумаги и картона. | 2 | 1 | 1 |
2.2 | Виды аппликации из бумаги и картона. | 2 | 2 | |
2.3 | Конструирование из бумаги и картона | 10 | 1 | 9 |
2.4 | Плетение из полосок бумаги | 4 | | 4 |
2.5 | Оригами. | 10 | 1 | 9 |
III | Блок: « Плоскостная аппликация» | 52 | 1 | 51 |
IV | Блок: « Объемная аппликация» | 40 | | 40 |
V | Блок: «Обрывная аппликация» | 12 | 1 | 11 |
VI | Блок: Посещение выставок ЦДТ, зимнего сада. Игровые мероприятия к тематическим праздникам, чаепитие. | 10 | 10 | |
Итого: | 144 | 19 | 125 |
IV. Содержание программы
Первый год обучения
I Вводное занятие (2 часа).
Теория: Знакомство c работой детского объединения, программой «Аппликация» необходимыми материалами. Знакомство с Уставом ЦДТ правила поведения и меры безопасности на занятиях, инструктажи. Отработка безопасных приемов работы.
II Блок: «Бумагопластика» .
2.1 Виды бумаги и картона (2 часа)
Теория: Бумага и картон. Знакомство с видами, история появления.
Практика: Чем отличается бумага от картона? Свойства картона и бумаги.
2.2 Виды аппликации из бумаги и картона (2 часа).
Теория: Различные виды аппликаций: плоскостная, обрывная, объемная. Этапы выполнения различных видов аппликации. Материалы и инструменты. Основные приемы работы с бумагой. Техника безопасности при работе с инструментами и клеем. Использование шаблонов и трафаретов на занятиях. Основы цветоведения в бумагопластике. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Времена года, сезонные изменения в природе.
2.3 Конструирование и моделирование из бумаги и картона (10 часов)
Теория: Понятие конструирования в бумагопластике. Используемые материалы и инструменты. Этапы выполнения игрушек. Основные приемы конструирования. Приемы крепления деталей при помощи различных материалов и инструментов: степлер, проволока, нитки, пластилин, клей.(1 час).
Практика: Конструирование объемных и полуобъемных поделок из картона и бумаги.(9 часов).
2.4 Плетение из полосок бумаги (4 часа).
Практика: Плетение поделок из полосок бумаги, различными способами (4часа).
2.5 Оригами. (10часов).
Теория: История появления оригами. Основные приемы и базовые формы складывания фигурок в оригами.(1час)
Практика: Складывание оригами из базовых форм простейшие фигуры, без применения ножниц и клея.(9 часов).
III Блок: «Плоскостная аппликация» (52 часа).
Теория: Познакомить обучающихся, что такое аппликация, ее виды, из каких материалов можно сделать аппликацию, как выполняется плоскостная аппликация.(1час)
Практика: Практическим путем познакомить со свойствами бумаги. Познакомить с техникой аппликация. Учить правильно держать ножницы и резать по линиям создавать различные образы, уметь ориентироваться на плоскости, правильно подбирать цвет и форму, создавать различные образы, как предметные, так и сюжетные. Развивать мелкую моторику рук.(51 час)
IV Блок: «Объемная аппликация» (40 часов).
Практика: Познакомить со свойствами гофрированной бумаги, бумажных салфеток, газетной бумагой, с особенностями работы с ней. Практическим путем научить приемам работы с бумагой (сминание в комочки, торцевание). Учить передавать особенности внешнего вида образа. Используя технику объемной аппликации, можно украсить комнату, смастерить открытку ручной работы, создать панно и даже настоящуюкартину!(40часов).
V Блок: «Обрывная аппликация» (12 часов).
Теория: Это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Обрывная аппликация, проста в выполнении и интересна. (1 час).
Практика: Научить обучающихся путем обрывания цветной бумаги создавать интересные, разные образы, при этом не используя ни шаблоны, ни трафареты. (11часов).
V Блок: Блок: «Посещение выставок ЦДТ, зимнего сада. Игровые мероприятия к тематическим праздникам, чаепития» (10 часов).
Теория: Проведение тематических вечеров ко дню Защитника Отечества, к 8 Марта, посещение выставок центра детского творчества, зимнего сада (познакомить обучающихся с видами комнатных растений). (10часов).
Проведение тематических вечеров: «День именинника», «В гостях у Снежной королевы», «Мы – будущие солдаты», «А ну-ка девочки».
Посещение выставок ЦДТ. Оформление школьной выставки лучших работ.(7 часов).
V. Календарно - тематический план модуль №1.
| | всего | Теория | Практика | По плану | Сроки выполнения фактически |
I | Вводное занятие. Знакомство с кружком. | 2 | 2 | | 04.09-08.09 1 неделя | |
2 | Бумага, свойства , ее виды и картон. | 2 | 1 | 1 | 04.09-08.09 1 неделя | |
3 | Виды аппликаций. | 2 | 2 | | 11.09-15.09 2 неделя | |
4 | Аппликация «Фрукты на тарелке» | 2 | | 2 | 11.09-15.09 2 неделя | |
5 | Аппликация «Белый гриб» | 2 | | 2 | 18.09-22.09 3 неделя | |
6 | Аппликация «Береза осенью» обрывная. | 2 | | 2 | 18.09-22.09 3неделя | |
7 | Аппликация «Корзина с яблоками» | 2 | | 2 | 25.09-29.09 4 неделя | |
8 | Аппликация «Рябина», сжатая бумага. | 2 | | 2 | 25.09-29.09 4 неделя | |
9 | Аппликация «Совенок». | 2 | | 2 | 02.10-06.10 5 неделя | |
10 | Аппликация «Виноград» | 2 | | 2 | 02.10-06.10 5 неделя | |
11 | Аппликация «Дерево осенью», сжатая бумага | 2 | | 2 | 09.10-13.10 6 неделя | |
12 | Аппликация «Репка» | 2 | | 2 | 09.10-13.10 6 неделя | |
13 | Аппликация «Ежик» | 2 | | 2 | 16.10-20.10 7 неделя | |
14 | Аппликация «Малина, смородина», сжатая бумага | 2 | | 2 | 16.10-20.10 7 неделя | |
15 | Аппликация «Осенний букет» | 2 | 1 | 1 | 23.10-27.10 8 неделя | |
16 | Оригами «Гриб-мухомор». | 2 | 1 | 1 | 23.10-27.10 8 неделя | |
17 | Оригами «Червячок в груше». | 2 | | 2 | 30.10-03.11 9 неделя | |
18 | Аппликация «Листики - подружки» | 2 | | 2 | 30.10-03.11 9 неделя | |
19 | Аппликация «Зайка на травке» | 2 | | 2 | 06.11-10.11 10 неделя | |
20 | Аппликация «Рыбка», плоскостная | 2 | | 2 | 06.11-10.11 10 неделя | |
21 | Аппликация «Снегирь в кормушке» | 2 | | 2 | 13.11-17.11 11 неделя | |
22 | Плетение «Осьминог» | 2 | | 2 | 13.11-17.11 11 неделя | |
23 | Плетение «Барашек», салфетки. | 2 | | 2 | 20.11-24.11 12 неделя | |
24 | Аппликация « Олень ». | 2 | | 2 | 20.11-24.11 12 неделя | |
25 | Аппликация «Елка», обрывная. | 2 | | 2 | 27.11-01.12 13 неделя | |
26 | Аппликация «Варежка» | 2 | | 2 | 27.11-01.12 13 неделя | |
27 | Аппликация «Сапожок» | 2 | | 2 | 04.12-08.12 14 неделя | |
28 | Конструирование «Закладка» | 2 | | 2 | 04.12-08.12 14неделя | |
29 | Конструирование «Елка», сжатая бумага | 2 | | 2 | 11.12-15.12 15 неделя | |
30 | Аппликация «Заяц», игрушка на шпажке. | 2 | | 2 | 11.12-15.12 15 неделя | |
31 | Открытка «Дед Мороз» | 2 | | 2 | 18.12-22.12 16 неделя | |
32 | Посещение выставки «Новогодняя игрушка» . | 2 | 2 | | 18.12-22.12 16 неделя | |
33 | Аппликация «Открытка» | 2 | | 2 | 25.12-29.12 17 неделя | |
34 | Аппликация «Снеговик» | 2 | | 2 | 25.12-29.12 17 неделя | |
35 | Аппликация «Закладки». | 2 | | 2 | 09.01-12.01 18 неделя | |
36 | Аппликация «Лошадка» | 2 | | 2 | 09.01-12.01 18 неделя | |
37 | Аппликация «Медведь на льдине» | 2 | | 2 | 15.01.-19.01 19 неделя | |
38 | Посещение зимнего сада ЦДТ. | 2 | 2 | | 15.01-19.01 19 неделя | |
39 | Аппликация «Мимоза» | 2 | | 2 | 22.01-26.01 20 неделя | |
40 | Аппликация «Медузка», ладошка | 2 | | 2 | 22.01-26.01 20 неделя | |
41 | Конструирование «Зайка», фигуры из конусов. | 2 | | 2 | 29.01-02.02 21 неделя | |
42 | Конструирование «Кот», из конуса. | 2 | 1 | 1 | 29.01-02.02 21 неделя | |
43 | Аппликация «Рыбка», сжатая бумага | 2 | | 2 | 05.02-09.02 22 неделя | |
44 | Аппликация «Пингвин» | 2 | | 2 | 03.02-09.02 22 неделя | |
45 | Аппликация «Валентинка» | 2 | | 2 | 12.02-16.02 23 неделя | |
46 | Аппликация « Валентинка» | 2 | | 2 | 12.02-16.02 23 неделя | |
47 | Игра «Мы будущие солдаты», чаепитие. | 2 | 2 | | 19.02-22.02 24 неделя | |
48 | Аппликация «23 февраля» | 2 | | 2 | 19.02-22.02 24 неделя | |
49 | Игра «А ну-ка девчонки!» | 2 | 2 | | 26.02.-02.03 25 неделя | |
50 | Аппликация «Мимоза » | 2 | | 2 | 26.02-02.03 25 неделя | |
51 | Аппликация «8 Марта» | 2 | | 2 | 05.03-07.03 26 неделя | |
52 | Оригами «Тюльпан» | 2 | 1 | 1 | 05.03-07.03 26 неделя | |
53 | Аппликация «Кактус», ладошка. | 2 | | 2 | 12.03-16.03 27 неделя | |
54 | Оригами «Кошка с котенком» | 2 | | 2 | 12.03-16.03 27 неделя | |
55 | Аппликация «Лошадка» | 2 | | 2 | 19.03-23.03 28 неделя | |
56 | Аппликация «Самолет» | 2 | | 2 | 19.03-23.03 28 неделя | |
57 | Аппликация «Солнышко и тучки» | 2 | | 2 | 26.03-30.03 29 неделя | |
58 | Аппликация «Подснежник» | 2 | | 2 | 26.03-30.04 29 неделя | |
59 | Аппликация «Колобок» | 2 | | 2 | 02.04-06.04 30 неделя | |
60 | Аппликация «Петушок» | 2 | | 2 | 02.04-06.04 30 неделя | |
61 | Аппликация «Утка» | 2 | | 2 | 09.04-13.04 31 неделя | |
62 | Оригами «Мой город» | 2 | | 2 | 09.04-13.04 31 неделя | |
63 | Аппликация «Пасха» | 2 | | 2 | 16.04-20.04 32 неделя | |
64 | Аппликация «Скворечник» | 2 | | 2 | 16.04-20.04 32 неделя | |
65 | Конструирование из полосок «Бабочка» | 2 | | 2 | 23.04-27.04 33 неделя | |
66 | Аппликация «Верба» | 2 | | 2 | 23.04-27.04 33 неделя | |
67 | Аппликация «1 Мая» | 2 | | 2 | 02.05-04.05 34 неделя | |
68 | Аппликация «Гном» | 2 | | 2 | 02.05-04.05 34 неделя | |
69 | Аппликация «9 Мая» | 2 | | 2 | 07.05-11.05 35 неделя | |
70 | Аппликация «Черепаха» | 2 | | 2 | 06.05-11.05 35 неделя | |
71 | Аппликация «Подснежник» | 2 | | 2 | 14.05-18.05 36 неделя | |
72 | Игровая программа «Здравствуй лето!» | 2 | 2 | | 14.05-18.05 36 неделя | |
| Итого по программе | 144 | 19 | 125 | | |
Примечание: Учитывая потребности, желание, детей, наличие материала некоторые занятия могут быть изменены.
К концу первого года обучения (модуль №1) обучающийся:
Будет знать:
- природные изменения по временам года;
- виды бумаги, аппликаций;
- базовые фигуры оригами: зайка, цветок, кораблик и другие:
- обще графические операции: размещение на плоскости, применение шаблона, деление листа на части , путем сгибания;
- приемы организации своего рабочего места;
- общекультурные требования к своей поделке или изделию.
Будет уметь:
- самостоятельно планировать последовательность выполняемой работы и контролировать себя;
- выполнять задания, данное по образцу, рисунку, в виде натурального образца;
- ориентироваться самостоятельно в задании, данном педагогом;
- владеть понятиями: народность, национальность, традиции, быт.
Мониторинг результатов освоения программы (модуль №1).
|
| Раздел (тема) | Цель проведения мониторинга | Формы мониторинга | Система оценки |
I | Вводное занятие | Знакомство с работой кружка. Проведение игр и мероприятий на знакомство и сплочение детского коллектива. | Отслеживание уровня знаний, умений и навыков аттестацией обучающихся, сентябрь (стартовая аттестация), май (итоговая). Проведение специально разработанных диагностик по аппликации, на начало, середину и конец учебного года, по разделам программы. Итоговые и открытые занятия. | Уровень: низкий, средний, высокий уровни. Поощрения: похвала, грамоты, дипломы, сувениры. |
II | Блок: «Бумагопластика» | |
2.1 | Водное занятие | Знакомство с видами бумаги, история появления. Чем отличается бумага от картона? Свойства картона и бумаги |
2.2 | Виды аппликаций из бумаги и картона | Знать виды аппликаций их отличие и выполнение. |
2.3 | Конструирование из бумаги и картона. | Определить знания по обще-графическим разметкам: размещение на плоскости, применение шаблона, трафарета, линейки, деление листа на части путем складывания. Умение подбирать самостоятельно материал, для предложенной работы. |
2.4 | Плетение из полосок бумаги | Определить знания по виды плетения; шахматка, сдвинутые полоски. Уметь выполнять простейшие виды плетения в салфетках, закладках. |
2.5 | Оригами | Определить знания по базовым фигурам оригами: зайка, тюльпан, кораблик и другие. Уметь их складывать по образцу и самостоятельно. |
III | Блок: «Плоскостная аппликация» | Определить знания, чем отличается плоскостная аппликация, от других видов аппликации. Последовательность ее выполнения. |
IV | Блок: «Объемная аппликация» | Определить знания, чем отличается объемная аппликация, от других видов аппликации. Последовательность ее выполнения. |
V | Блок: «Обрывная аппликация» | Определить знания, чем отличается обрывная аппликация, от других видов аппликации. Последовательность ее выполнения. |
VI | Блок: «Посещение выставок ЦДТ, зимнего сада. Игровые мероприятия к тематическим праздникам, чаепития» | Общекультурные правила поведения в общественных местах. Участие в выставках, конкурсах. Владеть понятиями: народность, традиция, быт. Дружеские взаимоотношения между учащимися и группами. |