СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Быть гражданином - что это сегодня

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что она своя".

Цель: Укрепление нравственных позиций личности.

Задачи:

  • Помочь учащимся осознать понятие патриотизм;
  • Понять, что значит быть патриотом сегодня

 

Просмотр содержимого документа
«Быть гражданином - что это сегодня»


Классный час «Гражданственность»


Цель: Укрепление нравственных позиций личности.

Задачи:

  • Помочь учащимся осознать понятие патриотизм;

  • Понять, что значит быть патриотом сегодня


На доске эпиграф:

Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что она своя.

,

Ход занятия:

Играет фонограмма И. Талькова «Чистые пруды».

Организационный момент:

Добрый день! Сегодня мы с вами поговорим о том, «Что значит быть патриотом?».

У каждого из Вас на парте лежат распечатанные стихотворения наших поэтов, давайте познакомимся с ними.


Первое стихотворение нашей местной поэтессы Нины Бадиной:

(Стихотворение читает один из учеников)

***

Над клёнами луны краюха,

Лягушек смолк вечерний хор,

Деревья слушают в пол уха

Земли и неба разговор.


Ромашки куст сорочьим глазом

Застывший воздух сторожит,

И, не сомкнув очей ни разу,

Томятся васильки во ржи.


В туман уходит поезд дальний,

И эхом – гулкий перестук…

Какой-то смутною печалью

Тебя охватывает вдруг.


Среди полей, дорог и веток

Как будто всхлипнула струна…

И терпеливо ждёт рассвета

Моя полночная страна.


Второе стихотворение Николая Кожевникова: «Не погибнет Родина»

(читает ученик)

Не погибнет Родина…

Она возродится.

Постепенно разруха пройдёт.

Снова будет спокойней в столице,

И увереннеё будет народ.

Все раздоры, слепые сражения

Вспомним мы через годы не раз,

И другие уже поколения

Без опаски расскажут про нас,

Назовут наши жертвы, потери…

Вновь заслуженно слава придёт.

Не погибнет Россия.

Я верю

В наш могучий и добрый народ!

Учитель: Как Вы считаете, о чём сегодня мы будем говорить?

Какую цель для себя вы поставите на нашем занятии?

Учитель: У вас на столах листочки бумаги, пожалуйста, подумайте и напишите на них, о чём бы хотел узнать каждый из вас на сегодняшнем уроке.

Цель 1: (учащиеся записывают самостоятельно).

Цель 2: (Записывается на доске после совместного обсуждения).

Понять значение слова «патриотизм».

Учитель: Со словами «патриотизм», «Отечество» вы, знакомы с детских лет. Но задумывался ли кто-нибудь из вас, а что же обозначают эти слова? Давайте вместе с Вами попробуем составить Древо понятий.

(учащиеся в словарях ищут обозначение слова патриотизм):

1. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

2. Любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям.

(Происходит от греческого слова patriotes – соотечественник, patris - родина).

(Таблички, с найденными в справочной литературе словами, прикрепляются к классной доске.)

- А как мы можем назвать человека, у которого проявляются эти качества?

Учащиеся отвечают: «Патриот!»

А теперь найдите в своих словарях и справочниках обозначение слова патриот:

1. Человек, преданный интересам какого-нибудь дела (из словаря).

Учитель: А как вы сами можете объяснить это слово? (ученики дают свои варианты ответов).

2. Любитель Отечества

Учитель: Есть ещё слова, которыми называли таких людей раньше (устаревшие), в настоящее время вы с ними не встретитесь, но мне бы хотелось познакомить вас с ними:

- отечественник, отчизник;

- отчизнолюб;

- усердный защитник.


Учитель: Мы с вами попытаемся рассмотреть одно из понятий, как мне кажется, наиболее актуальное в наше время. Это ЛЮБИТЕЛЬ ОТЕЧЕСТВА.

Что такое Отечество?

  1. Страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит.

  2. Своя земля.

  3. Родина.

Учитель: Мы с вами подошли к самому главному для нас слову РОДИНА (что же это такое?)

  1. Отечество, родная страна

  2. Место рождения.

Учитель: Какие ещё слова может включать в себя слово Родина? (Учащиеся объясняют, а учитель записывает их ответы на доске).

Род, родной (т.е. близкий, свой, дорогой, милый).

Вот какое у нас получилось большое Древо понятий, с помощью которого мы смогли объяснить, что же такое ПАТРИОТИЗМ, и кто такой ПАТРИОТ. Можно быть патриотом своей страны, города, школы в которой вы учитесь, своей семьи.

Учитель: Я думаю, (надеюсь), что каждый из вас хоть раз смотрел фильм «Виват гардемарины!»

Действие этого фильма происходит в XVIII веке, в эпоху царствования дочери Петра Елизаветы, когда в России уже появляется юная цесаревна, будущая императрица Екатерина Великая. В этом фильме очень занимательно плетутся интриги, в которых раскрываются характеры трёх воспитанников навигационной школы. Герои ищут своё место в жизни, своё счастье и следуют вечно благородному девизу: «Судьба и Родина - едины».

Но не все так думают. Есть мнение, что: «Где тепло, там и Родина». Сейчас, я предлагаю вам выполнить следующее задание: подумайте и выберите одно из близких вам понятий, а затем завершите предложение:

  1. Судьба и Родина – едины, потому что…

  2. Я не связываю воедино понятия судьба и Родина, потому что…

(пока учащиеся размышляют, над понятиями, которые записаны на доске, звучит фонограмма И. Талькова «Чистые пруды»).

Учитель: А теперь выслушаем ваше мнение. (Заслушиваются выступления желающих учеников).

Учитель: Давайте подведём итог этих рассуждений. Действительно наша судьба и Родина неразрывны.

Учитель: Как вы считаете, с чего начинается любовь к Родине? (заслушиваются 2 – 3 ответа учащихся).

Учитель: Сейчас вам предлагается творческое задание: «Пока звучит песня нарисовать плакат, который даст ответ, по вашему мнению, на вопрос «С чего начинается Родина?»» Желательно, чтобы вы еще и защитили (объяснили) свой сюжет.

(Звучит музыка, учащиеся рисуют в группах плакаты).

(проводится рефлексия).

Учитель: Я предлагаю всем вместе подвести итоги нашего урока и ответить на вопрос «Что же значит быть патриотом сегодня?» Как вы это понимаете?

Учитель: Кого из известных политиков, поэтов, композиторов, художников, спортсменов…вы бы назвали патриотом?

Учитель: А поэты, которые в своих стихах воспевают всю красоту нашего края, нашей малой Родины патриоты?

Учитель: Как вы считаете можно ли назвать патриотами каждого из присутствующих здесь (и вас в том числе)? Ответ объясните.

Учитель: Мы с вами очень хорошо поработали, а закончить наш урок мне хочется четверостишьем ещё одного патриота барда Юрия Навалихина:

Где-то далеко, минуя разъезды

И перегоны, поезда.

Много на свете звёзд и созвездий,

Только у каждого своя звезда.

Помните об этом, пожалуйста, так как от вас зависит, будет ли ваша звезда гореть ярко и долго в сердцах знающих Вас людей, или быстро погаснет. Я надеюсь, что каждый из вас патриот своей родины.

Учитель: Спасибо Вам за урок.


6