ЦЕЛЬ?
ПЛАН:
- Человек, индивид, личность
- Жизненные ценности и ориентиры
- Становление личности
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
- Параграф 1
- Выучить термины
Человек - СУЩЕСТВО
Природное в человеке
Общественное
- труд, деятельность
- общение
Известный древнегреческий баснописец Эзоп был рабом Ксанфа. Однажды Ксанф отправил Эзопа посмотреть, много ли народу в бане. Вернувшись, Эзоп сказал, что в бане один человек. Ксанф пришел в баню и усидел, что там много народа.
- Почему ты обманул меня? - закричал он на Эзопа.
- Взгляни на этот камень, - ответил Эзоп. - Он лежал у порога, все спотыкались ругались, но никто не убрал его. Нашелся лишь один, который, споткнувшись, откинул его подальше. Вот я и решил, что он единственный человек в этой бане.
1) Можно сказать, что Ксанф употреблял понятие «человек» в значении__________________, а Эзоп - в значении ________________________ .
Эзоп
Индивид
(лат. Individuum – неделимый)- представитель человеческого рода.
Индивидуальность
неповторимое своеобразное проявление человека подчеркивающая его исключительность
Личность – это совокупность социально значимых качеств человека, которые приобретаются в процессе жизни в обществе.
- Что относится к признакам личности?
Членораздельная речь
Мировоззрение
Сознание
Талант
Проявление в деятельности
Установите соответствие между понятиями и их определениями
Понятие
Определение
А) человек как социальное существо с присущими ему чертами
2) Индивидуальность
Б) отдельно взятый представитель человеческого рода
3) Личность
В) неповторимое своеобразие человека, набор уникальных качеств
1
2
3
Б
В
А
Распределите понятия в порядке от наиболее общего к частному
А) Индивидуальность
Б) Индивид
В) Человек
Г) Личность
В
Б
Г
А
ПРИТЧА О ПРИНЯТИИ СЕБЯ
Как-то король вошел в свой сад и обнаружил, что все деревья, кустарники и цветы в нем увядают на глазах. Дуб сказал, что умирает потому, что не такой высокий, как сосна. Сосна – от того, что не может давать виноград, а виноград – потому, что не может цвести также прекрасно, как роза. Лишь один цветок, анютины глазки, был свеж и цвел, как всегда. Король полюбопытствовал, почему же он цветет как ни в чем не бывало. Цветок ответил: «Когда ты посадил меня, то хотел иметь в своем саду именно анютины глазки. Я принял это как само собой разумеющееся. Если бы ты желал видеть в саду только дуб, виноград или розу, ты бы посадил их. А я, если не могу быть ничем иным, кроме того, чем являюсь, буду стараться быть этим как можно лучше».
- В ЧЕМ СМЫСЛ ПРИТЧИ?
- ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО ПРОЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В КАЖДОМ?
Какие жизненные ценности и ориентиры есть у человека?
- Я-сам (внешний вид, поведение, способности, перспективы);
- Поиск смысла жизни;
- Счастье;
- Профессиональный выбор;
- Семья.
Оценка перспектив , возможностей
Оценка себя (внешность, способности и т.д.)
Поиск себя
(выбор профессии, отношений)
Мировоззрение – система взглядов на мир, на место человека в нем и на смысл его жизни и деятельности.
Документ на стр. 11 учебника.
Согласны ли вы с мнением С.Л. Франка? Почему?
Социализация
(лат socialis – общественный) – процесс становления личности.
Стр. 11учебника, заполните схему.
Фазы социализации:
- Адаптация (лат. а daptacio – приспособление) – усвоение образцов поведения, норм общества
- Индивидуализация – обозначение собственных особенностей
- Интеграция (лат. Integracio – восстановление) - лучшее применение своих индивидуальных черт
Фазы становления личности.
Агенты социализации
РОДСТВЕННИКИ
ДРУЗЬЯ
СЕМЬЯ
НАЦИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
КОЛЛЕГИ
УЧЕРЕЖДЕНИЯ
- Личностью не рождаются, а становятся
- Личность развивается всю жизнь
- Личностью можно и не стать
Надо знать!
- Человек
- Индивид
- Индивидуальность
- Личность
- Мировоззрение
- Социализация
- Фазы социализации
- Агенты социализации
- Каждый ли человек является индивидом?
- Каждый ли человек является индивидуальностью?
- Каждый ли человек является личностью?
- Сопоставьте понятия и определения:
ПОНЯТИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
А) становление личности
2) Индивидуальность
Б) отдельный человек
3) Личность
В) система взглядов
4) Социализация
Г) социально значимые качества
5) Мировоззрение
Д) своеобразие человека
1
2
б
3
д
4
г
5
а
в
В стране К. совершеннолетние граждане отвечали на вопрос: «Какой фактор Вы считаете основным в формировании личности?»
- Какой ответ выбрали большинство опрошенных?
- Какой фактор опрошенные сочли наименее важным?
- Какие из названных опрошенными факторов социализации относятся к ближайшему окружению человека?
- Какие из названных опрошенными факторов социализации относятся к опосредованному окружению человека?
- Сделайте вывод о том, какую группу факторов социализации опрошенные считают наиболее важной в формировании личности, ответ аргументируйте.
Проверь себя