Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18 г. Новотроицка
Оренбургской области»
«Чёрный металл Урала»
Программа элективного курса по
географии для учащихся 9х классов
(Общий объём курса 12 часов)
Выполнил:
Учитель географии
МОАУ «СОШ №18 г. Новотроицка»
2023г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа курса по выбору «Черный металл Урала» предназначена для учащихся 9-х классов, рассчитана на 12 часов обучения, по 2 часа в неделю.
Мы живем в эпоху значительных перемен в экономике, политике, культуре и очень важно уметь ориентироваться в изменениях происходящих в современном мире, занять достойное место в нем.
Город, в котором мы живем, является городом металлургов, где большинство учебных заведений готовят кадры для работы в этой отрасли, поэтому тема «Черный металл Урала» наиболее актуальна для нас и имеет практическое значение. В настоящее время необходим качественно новый взгляд на состояние, перспективы развития данной отрасли промышленности и составленная программа позволяет по новому оценить ее возможности, вооружиться более глубокими знаниями по этой теме.
Основные цели курса:
помочь учащимся определить в выборе дальнейшей профессии;
дать необходимые знания для поступления в соответствующие профилю учебные заведения;
расширить кругозор учащихся и применять полученные знания в практической деятельности.
Основные задачи курса:
углубленное изучение металлургии, как отрасли промышленности: ее появление, развитие, современное состояние металлургии в России, на Урале и в Оренбургской области в частности.
экскурсионное знакомство с работой предприятия черной металлургии
г.Новотроицка.
З. знакомство с учебными заведениями, где главный профиль — черная металлургия.
развитие творческих способностей учащихся при составлении мини проекта о работе предприятия черной металлургии.
подготовка к выбору естественнонаучного профиля.
Материал данного курса соответствует общим целям образования и помогает учащимся овладеть системой общегеографических знаний, способствует формированию целостной картины мира (когда прослеживается зарождение и развитие металлургии), способствует формированию ценностных ориентацией, социально-значимых качеств личности (когда создаются творческие работы учащихся).
В данном курсе предполагается проведение практической работы, что помогает применить полученные знания.
Программа не создает учебных перегрузок, рассчитана на небольшой промежуток времени, обеспечивает использование активных методов обучения, таких как экскурсии, практические работы.
Материал курса дает представление о профессии металлурга, подводит к выбору профессии.
Развитие интереса к курсу и его усвоение прослеживается входной и выходной диагностиками на первом и последнем занятии, в ходе семинарских и практических занятий, при выполнении творческих работ.
Формы проведения работы: лекционно-семинарские занятия, дискуссия, конференция, эвристическая беседа, прогнозирование, реферативная творческая работа, практическая работа.
Методы обучения: игровой, проектный, исследовательский, поисковый.
Тематический план курса
| 12 часов |
Тема | Количество часов | Вид занятия |
Всего | В том числе |
Теоретических | Практических |
1. Зарождение и историческое развитие черной металлургии | 1 | 1 | | Мини-лекция, тести ование |
2. развитие металлургии на Урале | | 1 | | Эвристическая беседа |
З. Современное состояни черной металлургии Урала, ее место и роль в экономике РФ и Оренбургской области | 1 | | | Практическое занятие |
4. Работа предприятия «Уральская сталь» в г.Новотроицке, выпускаемая продукция | 1 | 1 | | Мини-лекция с созданием эвристических ситуаций |
5. Перспективы развития черной металлургии Урала, выход на международный уровень специализации на примере предприятия «Уральская сталь» | 2 | 1 | 1 | Семинар, дискуссия, практич. занятие |
6. Экскурсия в музей комбината | | | 1 | Практ. |
7. Посещение одного из цехов комбината | | | | Практ. |
8. Выбор профессии металлург (экскуссия в НПК) | | | | Практ |
9. Выбор профессии металлург (экскурссия в МИСиС) | 1 | | | Практ. |
10. Итоговая конференция: Проект будущего комбината. Реферат о работе комбината | 2 | 1 | 1 | Тестирование, защита проектов, семинар |
Итого: | 12 | 5 | 7 | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Входная диагностика — тестирование.
Что вы знаете о черной металлургии. Зарождение и историческое развитие черной металлургии. Использование металла первобытными людьми. Термин «металлургия», его первоначальное значение. Металлургия в Древности З тыс. до н.э. Использование металла в Древней Руси. Металлургия в Средние века. Книга МВ „Ломоносова «Первые основания металлургии или рудных дел».
Развитие металлургии на Урале.
Первые железоделательные заводы на Урале XVI века в правлении Ивана Грозного. XVIII в. появление железорудной промышленности, ее развитие в МХ веке. Быстрые темпы развития металлургии в 30-60х гг. ХХв.
З. Современное состояние черной металлургии Урала, ее место и роль в экономике РФ и Оренбургской области.
Анализ таблиц: 1. «Главные металлургические базы России» 1998 г. 2. Отраслевая структура промышленного производства по федеральным округам и субъектам РФ в 2001 г. в % З. «Объем инвестиций по регионам России» 4. «Распределение предприятий и организаций России по формам собственности, % ко всей собственности с 1996-2002 гг. 5. Крупнейшие по объему промышленные предприятия Оренбургской области. Анализ карты «Металлургический комплекс Оренбургской области». Анализ диаграммы «Производство стали в области в млн т с 1990-2001 гг.
Факторы, определившие размещение предприятий металлургического комплекса в Оренбургской области. Состав металлургических предприятий, их типы. Удельный вес металлургического комплекса в общем объеме промышленного производства. Стоимость продукции металлургического комплекса.
4. Работа предприятия «Уральская сталь» в г.Новотроицке, выпускаемая продукция.
Год рождения комбината «ОХМК. С 1992 г. акционерное общество открытого типа «НОСТА» (ОХМК). С 2004 г. — «Уральская сталь». «Уральская сталь» предприятие полного металлургического цикла. Состав: коксохимическое, агломерационное, доменное, сталеплавильное, прокатное и вспомогательное производства.
Используемое сырье и топливо: местная сырьевая база, привозное сырье и топливо. Производство чугуна, стали, проката, толстолистового, широкополосного и термообработанного.
Производство заготовок трубной, конструкционно сортовой и др. В международном каталоге комбинат — поставщик высококачественного проката.
Основные потребители продукции комбината. Рубрика «Это интересно». Изготовление деталей и механизмов, работающих в агрессивных средах и при высокой температуре. Производство природно-легированных сталей. Выплавка нержавеющих марок стали.
Перспективы развития черной металлургии Урала, выход на международный уровень специализации на примере предприятия «Уральская сталь»
Основные задачи, стоящие перед черной металлургией Урала. Развитие металлургии Урала в XXI веке.
«Уральская сталь» — один из крупнейших экспортеров области. Программа реконструкции и технического перевооружения комбината «Уральская сталь». Реконструкция производства и внедрение новых технологий. «Малая металлургия» металлургические цехи на крупных машиностроительных предприятия, например, Южно-Уральский машиностроительный завод в
г.Орске.
Экскурсия в музей комбината.
Посещение одного из цехов комбината
Выбор профессии — металлург. Экскурсия в НПК.
Выбор профессии — металлург. Экскурсия в МИСиС.
Итоговая конференция. Выходная диагностика — тестирование. Защита проектов «Комбинат будущего» учащимися.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Курс предполагает систематизацию знаний, (Бобщение полученных знаний и выход на более высокий уровень понимания значения и перспектив развития металлургии на Урале и в области. В связи с этим предусматриваются следующие виды деятельности.
Зарождение и историческое развитие черной металлургии. В начале занятия проводится входная диагностика, тестирование, проверяющее знания учащихся о металлургии. Затем следует мини-лекция о зарождении металлургии. Главная образовательно-воспитательная задача содержания этой темы заключается в формировании знаний о появлении металлургии и о науке металловедении.
Развитие металлургии на Урале. Лекция провидится в форме эвристической беседы с учащимися. Из содержания лекции учащихся знакомятся с первыми железоделательными заводами на Урале, быстрыми темпами развития металлургии.
З. Современное состояние черной металлургии Урала, ее место и роль в экономике РФ и Оренбургской области. Занятие проводится в форме практической работы. Изучается экономическая карта РФ и Оренбургсской области. Проводится анализ таблиц «Главные металлургические базы России» и др. Анализ диаграммы «Производство стали в области». Анализ карты «Металлургический комплекс Оренбургской области. Выводы записываются в тетради.. Вопросы: Подумай и ответь.
А). предельные заводы; Б). комбинаты;
В). чугунолитейные заводы.
У
становить правильную последовательность стадий технологического процесса выплавки черных металлов (1, 2, З . . . ) производство агломерата выплавка стали добыча руды и угля выплавка чугуна 060гащение руды и угля прокат металла
В конверторах по сравнению с мартенами:
А) выше скорость плавки и выше качество металла
Б) выше скорость плавки и ниже качество металла В) ниже скорость плавки и выше качество металла
Г). ниже скорость плавки и ниже качество металла.
Работа предприятия «Уральская сталь» в г.Новотроицке, выпускаемая продукция.
Занятие проводится в форме лекции с созданием эвристических ситуаций. При объяснении состава производства комбината используются для наглядности фотографии: «Доменное производство», «Электросталеплавильное производства», «Мартеновское производство», «Прокатное производство», «Коксохимическое производство», В рубрике «Это интересно» можно рассказать об использовании стали с маркой «НОСТА» при возведении мемориала на Поклонной горе, для безопорного перекрытия Центральной спортивной арены спорткомплекса «Лужники», сталь «НОСТы» легла в перекрытия куполов храма Христа Спасителя.
Учащиеся отвечают на вопрос, где еще используется продукция комбината.
Перспективы развития черной металлургии Урала, выход на международный уровень специализации на примере предприятия «Уральская сталь».
На первом семинарском занятии в форме диспута обсуждается вопрос о дальнейшем развитии металлургии Урала. Учащиеся приходят к выводу о том, что это важнейшая отрасль промышленности в будущем. Обсуждается программа реконструкции и технического перевооружения комбината «Уральская сталь», что в ближайшем будущем предусматривается:
Создание комплекса по выпуску трубных заготовок повышенной прочности и хладостойкости.
Закрытие выплавки стали устаревшим мартеновским способом.
Реконструкция производства и внедрения новых технологий.
На втором занятии проводится практическая работа.
Задания:
составить картосхему связей комбината «Уральская сталь» по сырью и топливу с другими регионами России и стран СНГ. Используется экономическая карта РФ и стран СНГ.
Рассчитайте, сколько стали выплавляется на душу населения в России в целом и в Оренбургской области.
6. Экскурсия в музей комбината. Знакомство с историей комбината, видными деятелями комбината.
Л Экскурсия в один из цехов комбината. Знакомство с работой на комбинате.
Выбор профессии — металлург.
Экскурсия в металлургический политехнический колледж НПК. Знакомство с предлагаемыми специальностями.
Выбор профессии металлург. (Экскурсия в МИСиС). Московский институт стали и сплавов, знакомство с предлагаемыми специальностями.
Итоговая конференция.
Проводится защита проектов о работе комбината (1 час).
Второе занятие — выходная диагностика — контроль усвоения курса.
Вопросы:
Что представляет собой комбинат «Уральская сталь».
Продукция комбинат. Ее потребители.
З) Проблемы и перспективы развития черной металлургии.
Подумай и ответь Установить соответствия | ответ |
Продукция комбината ПроизвоДство | |
«Уральская сталь» | |
1. чугун | А. мартеновское | 1 . . . |
2. сталь | Б.коксохимическое | 2 . . . |
З. стальной лист | В.доменное | |
4. сульфат аммония | Г. электросталеплавильное Д. прокатное | |
В заключении | анкетирование: 1. Кто продолжит обучение по |
естественнонаучномуу металлургией? | профилю? 2. Кто выберет профессию, связанную с |
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Таблицы, схемы, фотографии, диаграммы, тесты, географические атласы России и Оренбургской области, коллекция минералов и горных пород, карта «Тектоника и минеральные ресурсы России и Оренбургской области», справочники для поступающих в ВУЗы, рабочие тетради по географии Оренбургской области 8-9 кл., контурные карты и атласы 8-9 класс.
ЛИТЕРАТУРА
Алексеев АИ. Социально-экономическая география России. м.: 1998.
Альтов В.Т. Новотроицка, Челябинск, 1982.
З. Баринова И.И. География: Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. Дрофа. , 1999.
Богатко С.А., Салуцкий А.С. Горячая вахта: о делах и людях. - М.: 1985.
Воронов А.М., Цвирко О.В.. Оренбуржье на подъеме. — Челябинск, 1975.
Ермаков ЮМ. От древних ремесел до современных технологий.
Просвещение, 1992.
Зубков Б.В. , Чумаков СВ. Энциклопедический словарь юного техника. М.: 1989.
Колодина О.А. География Оренбургской области. Население и хозяйство. Оренбург, 2002.
Ром ВЛ. Новое в России цифры и факты. Дрофа, 2004.
Рыбаков История СССР с древних времен до конца XVIII в. МВш, 1983.
Чибилев А.А., Ахметов Р.Ш. География Оренбургской области. М. 2003.
Янковский Л.А. В добрый путь. Справочник юного техника. М., 1989.