СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Читательская культура школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая презинтация может быть полезна учителям начальных классов и педагогам - библиотекарям.

Просмотр содержимого документа
«Читательская культура школьников»

Читательская культура школьников: проблемы и пути их решения. Выполнил: учитель начальных классов МБОУ «ОЦ№ 4 Майкопского района» Ударцева ЕленаВикторовна

Читательская культура школьников: проблемы и пути их решения.

Выполнил: учитель начальных классов МБОУ «ОЦ№ 4 Майкопского района» Ударцева ЕленаВикторовна

Одной из целей обучения является воспитание высоконравственной, духовно богатой личности, с развитыми интеллектуальными, творческими способностями, чувством уважения к русскому языку, истории, культуре, традициям русского и других народов, живущих в нашей стране. В этих условиях книге, чтению принадлежит особая роль, ведь именно литература отражает ментальные особенности того или иного народа, достижения его культуры, способность к уважению толерантного общения с культурами других народов.

Одной из целей обучения является воспитание высоконравственной, духовно богатой личности, с развитыми интеллектуальными, творческими способностями, чувством уважения к русскому языку, истории, культуре, традициям русского и других народов, живущих в нашей стране. В этих условиях книге, чтению принадлежит особая роль, ведь именно литература отражает ментальные особенности того или иного народа, достижения его культуры, способность к уважению толерантного общения с культурами других народов.

Актуальная проблема читательского развития школьников, в том что сегодня не все дети любят читать.  Такая ситуация объясняется несколькими причинами. Во-первых, утеряна традиция семейного чтения, весь домашний досуг сводится к просмотру телевизионных передач.  Во-вторых, сегодня компьютерные игры и Интернет забирают основное продуктивное время подростков. В-третьих, резкое изменение общественной жизни, возросло количество семей, где родители мало заинтересованы воспитание ребенка через чтение. В-четвертых, современные дети просто не умеют читать. Конечно, речь идет не о складывании слогов в слова, а о понимании того, что читаешь.

Актуальная проблема читательского развития школьников, в том что сегодня не все дети любят читать. Такая ситуация объясняется несколькими причинами. Во-первых, утеряна традиция семейного чтения, весь домашний досуг сводится к просмотру телевизионных передач. Во-вторых, сегодня компьютерные игры и Интернет забирают основное продуктивное время подростков. В-третьих, резкое изменение общественной жизни, возросло количество семей, где родители мало заинтересованы воспитание ребенка через чтение. В-четвертых, современные дети просто не умеют читать. Конечно, речь идет не о складывании слогов в слова, а о понимании того, что читаешь.

В ФГОС ОО особое внимание уделяется формированию читательской компетентности учащихся. Для начального образования это: Овладение навыками смыслового чтения текстов; Осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем учебным предметам; Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; Владение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных и научно-популярных текстов. Для основного образования это: Воспитание квалифицированного читателя сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его письменно и устно.

В ФГОС ОО особое внимание уделяется формированию читательской компетентности учащихся.

Для начального образования это:

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов;
  • Осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем учебным предметам;
  • Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • Владение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных и научно-популярных текстов.

Для основного образования это:

Воспитание квалифицированного читателя сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его письменно и устно.

Что такое смысловое чтение? Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширить свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Что такое смысловое чтение?

  • Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширить свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Основные проблемы современного русского языка: Тотальная безграмотность; Засорение русского языка иностранными словами; Сквернословие, использование нецензурной лексики; Низкий уровень культуры речи; Бездумное использование слов и выражений; Разрушение норм русского литературного языка; Засорение русского языка жаргонизмами.

Основные проблемы современного русского языка:

  • Тотальная безграмотность;
  • Засорение русского языка иностранными словами;
  • Сквернословие, использование нецензурной лексики;
  • Низкий уровень культуры речи;
  • Бездумное использование слов и выражений;
  • Разрушение норм русского литературного языка;
  • Засорение русского языка жаргонизмами.
Именно через чтение, книгу учитель русского языка, литературы и библиотекарь вводит ребенка в мировую и национальную культуру, в социокультурную среду общества, таким образом, осуществляя задачи трансляции культуры, межпоколенческой передачи культурного опыта.

Именно через чтение, книгу учитель русского языка, литературы и библиотекарь вводит ребенка в мировую и национальную культуру, в социокультурную среду общества, таким образом, осуществляя задачи трансляции культуры, межпоколенческой передачи культурного опыта.

Фактически литературное образование столкнулось сегодня с серьезным вызовом – поиском внутренней мотивации для привлечения детей и подростков к чтению, к литературе, выработкой аргументации и методик для повышения интереса к знакомству, как с русской классикой, так и с наиболее значительными произведениями современной литературы.

Фактически литературное образование столкнулось сегодня с серьезным вызовом – поиском внутренней мотивации для привлечения детей и подростков к чтению, к литературе, выработкой аргументации и методик для повышения интереса к знакомству, как с русской классикой, так и с наиболее значительными произведениями современной литературы.

              «Очень рано дети различают два рода книг: один, который они читают, другой, который им велят читать»  А. Герцен   У школьников определились категории – досуговое (свободное) и учебного чтения, которые часто противопоставляются друг другу.

«Очень рано дети различают два рода книг: один, который они читают, другой, который им велят читать» А. Герцен У школьников определились категории – досуговое (свободное) и учебного чтения, которые часто противопоставляются друг другу.

Работа с «Дневником чтения».

Работа с «Дневником чтения».

Литературные игры и конкурсы

Литературные игры и конкурсы

Литературные праздники

Литературные праздники

Акция «Свидание вслепую с книгой»

Акция «Свидание вслепую с книгой»

Семинарные занятия, защита проектов, анкетирование.

Семинарные занятия, защита проектов, анкетирование.

Встреча с Иваном Васильевичем Бормотовым, автор художественных, исторических и научных книг.

Встреча с Иваном Васильевичем Бормотовым, автор художественных, исторических и научных книг.

Выставки книг .

Выставки книг .

В школе проводятся специальные мероприятия по продвижению чтения:  - привлечение к чтению школьников учителями в рамках предметной деятельности; популяризация научно – популярной литературы;  - проведению мероприятий, посвященных Дню русского языка, Всемирному Дню поэзии, День славянской письменности и культуры и т.д.;  - проведение в школах литературных конкурсов;  - формирование положительного общественного мнения о ценности и значимости чтения.

В школе проводятся специальные мероприятия по продвижению чтения: - привлечение к чтению школьников учителями в рамках предметной деятельности; популяризация научно – популярной литературы; - проведению мероприятий, посвященных Дню русского языка, Всемирному Дню поэзии, День славянской письменности и культуры и т.д.; - проведение в школах литературных конкурсов; - формирование положительного общественного мнения о ценности и значимости чтения.

Ещё одна проблема: несоответствие изучаемых произведений возрастным особенностям учащихся – одна из ключевых проблем школьной педагогики: детям и подросткам, как правило, предлагают для освоения книги, написанные для взрослых. «Чтение на вырост» возможно и оправданно, если оно посильно для читателя.

Ещё одна проблема: несоответствие изучаемых произведений возрастным особенностям учащихся – одна из ключевых проблем школьной педагогики: детям и подросткам, как правило, предлагают для освоения книги, написанные для взрослых. «Чтение на вырост» возможно и оправданно, если оно посильно для читателя.

Также растет несоответствие речевого опыта современных школьников и языка литературных произведений. Часто дети и подростки сталкиваются с различными вариантами непонимания литературных текстов: ими не опознаются некоторые грамматические формы и категории, им неизвестны значение многих слов, неясен смысл и подтекст бытовых ситуаций, обычаев, жизненных установок героев, живущих в иных социокультурных условиях.

Также растет несоответствие речевого опыта современных школьников и языка литературных произведений. Часто дети и подростки сталкиваются с различными вариантами непонимания литературных текстов: ими не опознаются некоторые грамматические формы и категории, им неизвестны значение многих слов, неясен смысл и подтекст бытовых ситуаций, обычаев, жизненных установок героев, живущих в иных социокультурных условиях.

Необходимо объединение усилий сотрудников разных культурных организаций в целях создания единого поля освоения русского языка и литературы, осознанное согласование школьных педагогических стратегий с использованием образовательных и культурных ресурсов музеев, театров, библиотек, работающих в конкретно регионе (в том числе, усилия школьных библиотек).

Необходимо объединение усилий сотрудников разных культурных организаций в целях создания единого поля освоения русского языка и литературы, осознанное согласование школьных педагогических стратегий с использованием образовательных и культурных ресурсов музеев, театров, библиотек, работающих в конкретно регионе (в том числе, усилия школьных библиотек).

При изучении русского языка следует использовать всё разнообразие текстов художественной литературы (классической и современной) и нехудожественные тексты разных функциональных типов.  Необходимо комплектовать фонды школьных библиотек художественной литературой с учетом возрастных, гендерных, этнокультурных особенностей восприятия школьников.

При изучении русского языка следует использовать всё разнообразие текстов художественной литературы (классической и современной) и нехудожественные тексты разных функциональных типов. Необходимо комплектовать фонды школьных библиотек художественной литературой с учетом возрастных, гендерных, этнокультурных особенностей восприятия школьников.

Благотворительная акция  «Подари книгу школе»

Благотворительная акция «Подари книгу школе»

Прежде всего, сам учитель и школьный библиотекарь должны знать психологические особенности современных детей и подростков и быть готовыми работать с разными их группами (как одаренными, так и слабо мотивированными; с детьми мигрантов; детьми с особенностями развития и т.д.) и обучающимися разных читательских потребностей.

Прежде всего, сам учитель и школьный библиотекарь должны знать психологические особенности современных детей и подростков и быть готовыми работать с разными их группами (как одаренными, так и слабо мотивированными; с детьми мигрантов; детьми с особенностями развития и т.д.) и обучающимися разных читательских потребностей.

Можно сделать вывод , что деятельность общеобразовательного учреждения в популяризации чтения и читательской культуры школьников должна быть целенаправленной и комплексной и отражать взаимодействие всех участников образовательного процесса; использование традиционных и инновационных форм и методов работы; информационно-рекламную деятельность школьной библиотеки; научно-методическое обеспечение данного вида деятельности.

Можно сделать вывод , что деятельность общеобразовательного учреждения в популяризации чтения и читательской культуры школьников должна быть целенаправленной и комплексной и отражать взаимодействие всех участников образовательного процесса; использование традиционных и инновационных форм и методов работы; информационно-рекламную деятельность школьной библиотеки; научно-методическое обеспечение данного вида деятельности.

Спасибо за внимание.

Спасибо за внимание.