Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Орловской области «Мезенский педагогический колледж»
Этап урока | Цель урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | -Здравствуйте, ребята, меня зовут Евгения Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка (слайд 1). - Сегодня мы с вами отправимся на новую планету! Итак, в нашей ракете хватит места только для самых нужных вещей. Уберите лишние предметы с парт в свои рюкзаки, мы их оставим на Земле. Кто готов взлетать, присаживайтесь и принимайте правильное положение за партой! Желаю нам с вами узнать много нового на этой удивительной планете! | Приветствуют учителя. Слушают учителя. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | - Для начала мы должны оформить нашу тетрадь – подписываем число и классная работа. -Чтобы наше ракета взлетела, нужно подобрать пароль, для этого предлагаю вам выполнить одно задание, ответьте на эти вопросы и за каждый правильный ответ вы будете узнавать по части пароля (слайд 2): Слова, которые обозначают предметы, отвечают на вопросы кто? что? Называют…(имя существительное) Слова, которое обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? Называют…(глагол) (слайд 3) Чтобы взлететь, нам нужно назвать части речи, о которых мы сейчас говорили. Это наш космический пароль, кто сможет повторить то, что мы сейчас с вами проговорили? Хорошо, молодцы. | Оформляют рабочие тетради. Выполняют задание, отвечая на вопросы. Повторяют вышесказанное. |
Выявление места и причины затруднений | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | - Сейчас мы находимся в бескрайнем космосе, чтобы узнать, как называется планета, на которую мы отправляемся, нам нужно выполнить следующее задание (слайд 4). На доске даны слова, разделите их на группы. Запишите в столбики (один у доски). ракета, летать, космос, отрывать, планеты, неизвестная, видеть (слайд 5). - На какие вопросы отвечают слова первого столбика? (что?) - Что обозначают слова первого столбика? (предмет) - Как называется часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто? что? (Имя существительное) - Что обозначают слова второго столбика?(действие) - На какие вопросы отвечают слова второго столбика? (что делать?) - Как называется часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать? (глаголы) - Какое же слово осталось? (неизвестная) - Можем ли отнести это слово к 1 или 2 столбцу? (нет) - Почему? (оно не подходит) - Какой же мы вопрос можем задать к этому слову? (какая?) - Это слово можно назвать одним словом — признак. - Слова, обозначающие признаки предметов и отвечающие на вопросы какая? какой? какое? какие? называются прилагательными (слайд 6). - Вы верно распределили слова по группам, поэтому вам открылось название планеты, на которую мы приземлились – Имя прилагательное (слайд 7). | Выполняют задание. Записывают слова в столбики. Отвечают на вопросы по написанному. Слушают учителя. |
Построение проекта выхода из затруднения | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. | -Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? (Тема нашего урока- Что такое имя прилагательное?) (слайд 8). - Какую мы цель поставим перед собой? (познакомиться с новой частью речи – имя прилагательное) - Посмотрите на тему и цель урока, попробуйте сформулировать первый пункт плана, второй пункт. План урока: Узнать об имени прилагательном; Применить полученные знания, выполняя упражнения. | Формулируют тему урока. Высказывают свои предположения. Формулируют цель урока. Строят план работы на уроке. |
Реализация построенного проекта | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | - Открываем учебник на стр. … упр.148 - Прочитайте. Что обозначают эти слова? Интересная …, холодный …, теплый …, новый …. - Признаки каких предметов обозначают эти слова? (признаки явлений природы и т.д.) - Запишите один из этих признаков и слово, которое походит по смыслу. - На какие вопросы отвечают слова? (Какой? Какая? Какие? Какой?) - Что же такое прилагательное?Воспользуйтесь подсказкой: Это часть речи, которая обозначает… и отвечает на вопросы… (слайд 9) - Откройте учебник на странице 86. Прочитайте правило. - Верно ли мы вывели определение имени прилагательного? (верно) - Молодцы. Переходим к упражнению 149. Прочитайте высказывание Л.Толстого. - Ответьте на вопрос. О чем он говорил? (о русском язке) Какой русский язык? (яркий, певучий, богаты и т.д.) С чем он его сравнивает? (с песней, радугой) - Какая часть речи выделена? (имя прилагательное) - Для чего автор их использует? (для красоты и более лучшего описания) - Верно, спишем данный текст. - Обозначаются прилагательные в тексте с помощью волнистой линии. Обозначьте. - Это было первое, что мы узнали об этой планете. На ваших партах лежат карточки со звездами. Закрасьте первую звезду по критериям: полностью - всё поняли, половина - понял, но надо потренироваться, не закрашена - ничего не понял. - Хорошо, молодцы. - Выполнили ли мы первый пункт плана? (выполнили) - Отметим его выполненным. - Ребята, нам нужнакосмозарядка. Все встаём из-за парт и повторяем (видео – слайд 10). | Открывают учебник. Работают по упражнению. Формулируют определение имени прилагательного. Читают правило из учебника. Выполняют следующее упражнение. Отвечают на вопросы по тексту. Списывают текст. Обозначают имя прилагательное волнистой линией. Закрашивают первую звезду. Отмечают первый пункт плана. Выполняют физкультминутку. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | - Ребята, на доске вы видите схему. С помощью неё опишите имя прилагательное (несколько учеников – слайд 11) - Молодцы, верно. Жители планеты, на которой мы сейчас находимся, придумали для нас задание (https://learningapps.org/watch?v=pvvesegu323) (слайд 12) - Отличная работа. Закрасьте звезду по критериям. | Описывают имя прилагательное по схеме. Выполняют интерактивное задание. Закрашивают вторую звезду. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. | -Сейчас выполните небольшую самостоятельную работу. Выполнять ее будете прямо на карточках, которые я вам раздам. -Работу выполняем самостоятельно, стараемся не зачеркивать. На работу вам 7 минут. После выполнения, мы проверим ваши самостоятельные работы. - Итак, на слайде вы видите проверку вашей самостоятельной работы, берем в руки карандаш, меняемся карточками, напротив правильного ответа ставим «+», напротив неправильного «-». -У кого все правильно покажите - поднимите правую руку вверх, у кого 1 -2 ошибки - поднимите левую руку вверх (слайд 13). -Отлично! У кого все правильно, вы успешно усвоили материал, у кого есть ошибки нужно быть внимательнее. - Закрасим звезду по критериям. | Получают карточки. Слушают учителя. Выполняют самостоятельную работу. Слушают учителя. Осуществляют взаимопроверку и самооценивание. Закрашивают третью звезду. |
Включение в систему знаний повторение | Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | -Открываем упр.150. Прочитаем загадку. Отгадка? (семья гусей) - Запишите загадку в тетрадь. На работу есть 2 минуты. - Какие прилагательные вы нашли в загадке? (важный, краснолапый и т.д.) Как доказать? (отвечают на вопросы какой? Какая? Какие?) - С помощью чего их можно связать с существительным? (с помощью вопроса) Поставьте вопрос от существительных к прилагательным. - Ребята, жители планеты «Имя прилагательное» подготовили для вас несколько вопросов. Ответим на них (слайд 14) -Посмотрите на второй пункт плана. Выполнили ли мы его?(ставлю галочку напротив второго пункта) | Выполняют упражнение учебника. Делают записи в тетради. Ставят вопрос от существительного к прилагательному. Отвечают на вопросы жителей страны. Отмечают второй пункт плана. |
Рефлексия УД на уроке | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | -Ребята, наш урок подходит к концу. Какая была тема нашего урока? Вспомните цель, достигли ли мы ее? (на экране тема и цель урока). -Посмотрите на план, мы все пункты плана выполнили? Как вы считаете, работа на уроке была эффективной? Почему? -Оцените своё путешествие на эту планету: Закрашено 3 звезды – вы поняли данную тему. 2 звезды – у вас возникли некие затруднения. Если меньше, то запомните свои ошибки и постарайтесь исправить их за время выполнения домашнего задания. - Наше путешествие на планету «Имя прилагательное» было увлекательным, а самое главное, полезным (слайд 15). -Открываем дневники, записываем домашнее задание. Д/з: упр.151 -Спасибо за вашу работу! Урок окончен! | Вспоминают тему, цель, план урока. Анализируют деятельность на уроке. Оценивают свою деятельность на уроке. Открывают дневники.Записывают домашнее задание. |