Разработка урока на тему «Что такое родословие?»
Тема: Что такое родословие?
Цели: ознакомление с понятиями, связанными с темой «родословие», генеалогия; охарактеризовать основные способы оформления родословных; раскрыть значимость и важность изучения истории семьи и рода;
Формирование навыков и умений по составлению генеалогической таблицы; формирование основ сбора исторического материала, его обработки, развитие умений элементарного анализа, обобщения исторических сведений; коммуникативной культуры: монологической и диалогической речи обучающихся;
- формирование познавательной активности, уважения и любви к предкам, чувства ответственности перед историей.
Основные понятия: родословная, генеалогия, шеджере, род, родоначальник, предки, потомки, вертикальная генеалогическая таблица восходящего типа, нисходящего типа, горизонтальная генеалогическая таблица восходящего типа и нисходящего типа;
Тип урока: комбинированный.
Форма: Урок – диалог с элементами практикума.
Оборудование: презентация «Способы изучения родословия».
Ход урока:
Организационно-психологический момент: целевая установка, мотивация.
Актуализация пройденного материала.
Фронтальная беседа:
1.Назовите тему прошлого урока? ( Что в имени твоем?)
2. Что такое имя, фамилия, отчество человека? ( Это личное наименование человека).
3. Какое происхождение имеют русские имена? (происхождение от разных языков: скандинавское, старорусские, греческие, иудейские и т.д.)
4. Приведите примеры. (Олег, Игорь – скандинавское происхождение, Ярослав, Добронрава, Людмила – старорусское происхождение, Василий, Петр – греческого происхождения, Мария, Абрам – иудейского происхождения и т.д.)
5. Как происходили татарские имена? ( Языческого происхождения: Айсылу, Айдар,Чулпан. На основе металлов: Тимербэк, Алмазия, Чынбулат; связаны с именем Аллаха: Губайдулла, Ахмадулла, Файзулла; с использованием слова – хан: Валихан, Тимерхан;
6. Существует ли разница в происхождении русских и татарских имен?
7. Кто может рассказать о происхождении своего имени?
Серафима: Мое имя имеет религиозное значение, в переводе еврейского языка означает «горящая», обозначает «ангел».
Мария: Мое имя тоже имеет религиозное происхождение, т.к. Мария в переводе с иврита означает Госпожа. Мария – это Богородица, т.е. мать Иисуса Христа.
8. Кто узнал о происхождении своей фамилии, какие легенды существуют о происхождении ваших фамилий?
«Моя фамилия Малышева. У нас в семье существует такая легенда о происхождении нашей фамилии Малышевых. У нас в роду все были высокого роста. Особенно мужчины, рост их обычно составлял примерно от 190см до 205 см. Настоящие богатыри, великаны, а нашей деревне Мунайка жили обычно люди среднего возраста. И вот однажды мой прапрадед, а это было еще в XIX веке, пошел на деревенский сход. Да и опоздал немного. Когда он явился на сход, то староста с улыбкой сказал: «Ну вот, наш малыш явился, тогда можно и начинать наше собрание». Так и закрепилось это слово «малыш» за нашим родом, сначала как прозвище, а потом стало фамилией малыш - Малышевы».
Кто еще может рассказать о происхождении своего имени, фамилии?
- в связи с дефицитом времени не все ребята выступают, но все сдают свои письменные работы.
Учитель: Благодарю вас всех за ответственное отношение к работе. Особенно приношу свои слова благодарности тем, кто помогал вам родителям, бабушкам, тетям, братьям и т.д. Отлично все поработали, вы сделали свой первый шаг в изучении своей истории, истории семьи и рода. Я вас поздравляю!
Изучение нового материала.
Эвристическая беседа: Прочитайте, пожалуйста, афоризм написанный на доске:
«… память о своих предках, чувство рода - доброе чувство. Чувство историческое, вполне почтенное» И.С. Аксаков
- Как вы понимаете смысл данного выражения русского писателя И.С. Аксакова?
- Что такое память?
-Что такое род?
- Кто такие предки?
- Что значит чувство историческое?
Вот на данные вопросы мы будем с вами отвечать на уроке. Этому посвятим наш урок. Тема нашего урока: Что такое родословие?
Учитель: Кто хочет стать историком своей семьи, своего рода?! Согласитесь, едва ли какой – либо историк напишет историю вашей семьи, вашего рода. Именно вам выпала большая честь и ответственность стать историком, летописцем вашего рода.
Задание 1: родник, родня, Родина, народ, природа - что объединяет эти слова?
- да, действительно: это общий корень слова – род.
- какие еще слова можно составить с корнем «род»?
- Учащиеся предлагают: родственники, сородичи, род, родословие.
Задание 2: Попробуйте, дайте определение слову «род».
- учащиеся предлагают: род – это все родственники, которые жили в прошлом, и которые живут сейчас.
Учитель: Род – это ряд поколений, круг семей, происходящих от одного предка, родоначальника.
-обучающиеся записывают в тетрадях определение понятия «род».
Учитель: Кого называют родоначальником? Предком?
Учащиеся: Того, кто стоял в начале рода. Предки – это те, кто жили до нас.
Учитель: можно ли считать родоначальника – это предком?
Учащиеся соглашаются, далее записывают в тетрадях определение понятия «родоначальник», «поколение». Родоначальник – предок, с которого ведет свое начало род. Поколение – это совокупность родственников одной степени родства по отношению к общему предку.
Учитель: А что такое родословие? Что обозначает этот термин?
Учащиеся предлагают: Слово о роде, знание рода, изучение истории предков .
Учитель: Совершенно правильно! Родословие – история рода, генеалогия (запись в тетрадях).
Изложение нового материала учителем.
На греческом языке слово родословие будет – генеалогия. Генеалогия – это греческое слово genealogia: genea – род, происхождение, поколение; logos – слово, наука – родословная. На татарском языке шеджере . Генеалогия, родословная, шеджере – понятия, имеют одинаковый смысл, различаются только по произношению, так как относятся к греческому, русскому и татарскому языкам.
Генеалогия существует как историческая вспомогательная дисциплина. Она занимает особое место среди других исторических дисциплин. Именно через изучение родословия каждый человек учится составлять генеалогическую таблицу, поколенную роспись, писать историю рода. Главное в генеалогии - научиться выявлять родственные связи. Изучение родовой истории дает возможность по – новому взглянуть на историю народа, отечественную и мировую историю.
Генеалогия как вспомогательная дисциплина прошла долгий путь развития. Составлением родословных занимались еще в глубокой древности. В западноевропейских странах
особый интерес к генеалогии появляется в эпоху Возрождения, примерно 300 - 400 лет назад. В России разработка генеалогии как вспомогательной исторической науки началась в XVIII в. Татарская генеалогия имела свои особенности развития. В татарских летописях были отражены генеалогии ханских династий. Разработка генеалогических материалов активизировалась в конце XIX – начала XX вв.
Учитель: Кто желает заняться изучением рода своего? Кто хочет стать историком своей семьи, своего рода?! Согласитесь, едва ли какой – либо историк напишет историю вашей семьи, вашего рода. Именно вам выпала большая честь и ответственность стать историком, летописцем вашего рода.
( Обучающиеся выражают единодушное согласие, данное предложение никого из учеников не оставило равнодушным и безразличным. Лес рук. И это отрадно!)
За всю историю развития генеалогии были изобретены различные формы наглядного изображения родословия. Может вы, знаете, как составить родословную?
Учащиеся отвечают: В виде дерева!
- Да, верно, многие составляют в виде дерева. Есть еще и другие способы оформления родословной: в виде генеалогических таблиц, поколенной росписи и конечно, родословного древа!
- У кого в семье уже составлены родословные древа?
- Две девочки: Малышева Серафима и Шафикова Илина заявили, что у них уже есть составленные родословные древа, составленные дядей (В.Малышев) и папой (И.Шафиков).
- Мы же с вами будем учиться составлять генеалогические таблицы. Генеалогические таблицы в зависимости от того, кем начинаются и кем заканчиваются, называются восходящими или нисходящими.
-Учащиеся записывают в тетрадях:
Генеалогическая таблица – изображение родословия в виде таблицы. Генеалогические таблицы, составленные от одного из потомков к предкам, называются восходящими.
Восходящие таблицы составлены от одного из потомков к предкам: увеличивается возраст от меньшего к большему.
-Задание: Перед вами восходящая генеалогическая таблица. Почему она так называется?

Восходящая генеалогическая таблица
Учащиеся отвечают: она составлена от потомка к предкам!
- Да, действительно, так! А теперь вам предстоит составить свою генеалогическую таблицу восходящего вида. Дома вы ее закончите вместе с родителями, бабушками и дедушками. Они будут вашими консультантами. Прежде чем начать заполнять внимательно прочитайте инструкцию «Памятка по составлению вертикальной восходящей генеалогической таблицы».
IV. Закрепление нового материала.
- практическая часть: учащиеся получают шаблон восходящей генеалогической таблицы, начинают заполнять. Каждый ученик получает «Памятку по составлению вертикальной восходящей генеалогической таблицы.
- Заполнение таблицы начинайте снизу, с себя.
- В таблице даны только прямые, кровные предки, родственники, т.е. отец и мать, дедушка и бабушка и т.д.- Каждому человеку из ваших предков отведено строго определенное место. Это место принадлежит только одному конкретному лицу.
- Все предки получают свой номер в зависимости от естественного порядка родства. Лицо, генеалогия которого составляется, получает номер 1.
V. Заключительная часть урока
- подведение итогов урока, рефлексия, комментирование оценок, домашнее задание: составить генеалогическую таблицу восходящего типа.