«Чувство милосердия ко всему живому» как единая нравственная и творческая основа поэзии Есенина и мировосприятия наших современников.
С точки зрения христиан, Бог создал людей для того, чтобы они любили друг друга, поддерживали гармонию на земле. Но, к сожалению, люди плохо выполняют эту задачу. Они ведут войны между собою, уничтожают друг друга. Для многих смысл жизни заключается в том, чтобы иметь власть над остальными.
Наша жизнь и так коротка, стоит ли ее использовать для того, чтобы отнимать жизни у остальных, разве в этом заключается смысл жизни. Конечно нет. Человек должен наслаждаться каждым днем, понимать, что всякая жизнь - это самый драгоценный подарок, и ее нужно ценить.
В жизни Есенина были периоды тяжелых противоречий, глубокого душевного отрешения, когда жизнь казалась ему невзрачным явлением.
Невзирая на душевное беспокойство, в стихах Есенина ясно видны и милосердие, и сочувствие, и любовь ко всему живому в мире.
Ранние стихотворения поэта отличаются полнотой звуков, запахов, красок. Кругом — мягкая зелень полей, алый свет зари, голубеет небесный песок, кадит черемуховый дым. Ходят грачи в полосе. Время не властно над поэзией Есенина. Лично для меня стихотворения Есенина были и будут образцом искренности, добра и любви ко всему живому. Мне кажется, что от поэзии Сергея Александровича Есенина просто невозможно устать. Его поэзия — это вечность!
Слайд № 2
И зверьё, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
Важно сказать, что для зверей приятель я хороший,
Каждый стих мой душу зверя лечит.
Я сердцем никогда не лгу.
С. Есенин
Осенним ли дождливым, зимним ли вьюжным вечером я беру в руки томик стихов Сергея Есенина и, очарованная ими, забываю обо всём. Почему меня, да и многих из вас, волнуют стихи поэта? Есенинский мир «братьев меньших» представляет собой особую, исполненную подлинного драматизма сферу природного бытия. Тяжелый сон медведихи, материнское страдание коровы и собаки, боль лисицы-подранка — все это передано с особой лирической экспрессией и безыскусственностью. Единство человека и природы, ответственность «старшего брата» за все живое на земле — важнейшие составляющие есенинской концепции мира.
История создания стихотворения. "Песнь о собаке"
Получив отсрочку от воинской службы, Есенин с 1 мая до 1 октября живёт на родине в Константинове, посещает Рязань, Солотчу и окрестные сёла. Константиновские впечатления ложатся в основу одного из есенинских стихотворений «Песнь о собаке», которое имеет свою историю. «Случай подобно тому, какой описан в этом стихотворении, - вспоминала жена поэта С.А. Толстая-Есенина, - произошёл однажды в молодые годы Сергея Александровича, в его селе Константинове. Собака соседа Есениных ощенилась, и хозяин убил всех щенят…»
Стихотворение начинается с бытовой зарисовки, в которой прозаическое («ржаной закут», «рогожи в ряд», «ощенила сука») соседствует с нежной поэтичностью (рогожи «златятся», «она их ласкала», «струился снежок подталый»). Утром в ржаном закуте рождаются семеро рыжих щенят. Здесь всё не случайно. И количество щенят, которое не раз повторяется в стихотворении (семь – число символическое), и их рыжий цвет, который перекликается с цветом ржи и золотых рогож, и существительные с ласкательными суффиксами: «щенят», «снежок». Кажется, ничто не предвещает будущей трагедии. Но в ритме и интонации двух первых строф, где описан первый и последний день жизни щенят с утра до вечера и безмерного материнского счастья, уже есть ощущение щемящей грусти. Грустное сочувствие автора слышится даже в повторе: «Семерых ощенила сука// Рыжих семерых щенят».
Начиная с третьей строфы, возникает тревожная интонация и нарастает чувство неотвратимой беды. Описание становится более прозаичным:
А вечером, когда куры Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый, Семерых всех поклал в мешок.
Трижды звучат предупреждающие повторы: «А вечером…», «А когда…», «А месяц…», которые создают атмосферу приближающегося несчастья. Обычное в крестьянском быту дело – утопление слепых щенят – поэт воспринимает как трагедию. Чувства собаки недоступны «хмурому» хозяину, который «семерых всех поклал в мешок». Здесь значимо каждое слово. «Всех», - подчёркивает поэт, то есть никого не оставил и никого не пожалел. Не положил, а «поклал»! Для бездушного хозяина щенята не живые тёплые существа, а обременительная поклажа, которую он должен уничтожить.
Есенин не описывает, как утопили щенят, но находит многозначительную деталь, от которой мороз идёт по коже:
И так долго, долго дрожала Воды незамёрзшей гладь.
Поэт не описывает и горя собаки, но даёт незабываемый пронзительный образ:
Показался ей месяц над хатой Одним из её щенков.
Особого эмоционального воздействия автор достигает в заключительных строках этого стихотворения, которые эпитетом «золотыми» (звёздами) перекликаются и одновременно контрастируют с начальными строками золотого счастливого утра рождения новой жизни:
Покатились глаза собачьи Золотыми звёздами в снег.
Отзыв о поэте Максима Горького:
«Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком».
Основные черты животного мира в лирике Есенина, приемы художественного воплощения:
восприятие страдания животного на трагедийном уровне («Покатились глаза собачьи // Золотыми звездами в снег»);
наделение животных внутренними качествами и душевными движениями, присущими человеку («А когда чуть плелась обратно, Слизывая пот с боков, Показался ей месяц над хатой Одним из её щенков».)
противопоставление животной кротости жестокому миру людей( А вечером когда куры Обсиживают шесток, Вышел хозяин хмурый, Семерых всех поклал в мешок»)
образная передача состояния животного («В синюю высь звонко Глядела она, скуля»)
О чём стихотворение?
Имеет ли оно сюжет?
Можно ли сказать, что главный герой стихотворения – собака?
Содержит ли произведение прямые высказывания самого автора?
А можно ли что-то сказать об образе поэта? Образ поэта, который возникает в нашем воображении, мы называем образом ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ.
Работа над первой строфой
Первая строфа:
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.
Задания:
Найти в тексте числительное, указать его символику.
Указать слова, связанные по смыслу с цветом.
Зачитать слова, относящиеся к высоким(1группа) и бытовым(2 группа) вещам
Назвать, какие понятия соотносятся с подобной цветовой гаммой (добро или зло)
С чем связывали крестьяне образ ржи?
Вставить пропущенные слова
Мир находится под защитой сил …..и…….. И в торжественном безмолвии всё замерло перед свершившимся …….: приходом в мир семерых (само число “семь” является …………) новых жизней. ………… цвет солнца, ………….. цвет щенят – всё это подчёркивает высоту происшедшего. Рождение – это всегда торжество сил …….., ………., …………. Вся обстановка появления щенков сулит им …………, …………, …….. жизнь.
На слайде № 3
Мир находится под защитой сил света и добра. И в торжественном безмолвии мир замер перед свершившимся чудом: приходом в мир семерых (само число “семь” является счастливым) новых жизней. Золотой цвет солнца, рыжий цвет щенят – всё это подчёркивает высоту происшедшего. Рождение – это всегда торжество сил света, тепла, плодородия. Вся обстановка появления щенков сулит им счастливую, благополучную, сытую жизнь (символика “ржи” - “ржаной закут”, в котором ощенилась собака).
В данной строфе присутствует аллитерация: повтор звука “р”, однако здесь нет агрессии (ничего щенкам не грозит). Быть может, это ласковое урчание собаки – матери?
Вторая строфа:
До вечера она их ласкала,
Причёсывая языком,
И струился снежок подталый
Под тёплым её животом.
Почему поэт обращает наше внимание на такую деталь, как “тёплый живот” собаки? – Она выносила в “тёплом животе” своих детей, и сейчас они лежат, прижавшись к животу родившей их, возле которого им тепло и нестрашно.
Третья строфа:
А вечером когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.
Почему автор использует эпитет “хмурый”? При помощи каких глаголов он передаёт действия хозяина? Что вы можете сказать о слове “поклал”? – Просторечие, сказано словно о поленьях. Одна из злых сил мира – туча – вызывала у наших предков (древних славян) ассоциацию с мешком, в который прячут по ночам украденное солнце. Рыжие, как солнце, щенята брошены в тёмный, душный мешок.
Мир молчит. Может, от страха или сознания своей вины, от стыда за свою беспомощность?
Четвёртая строфа:
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать
И так долго, долго дрожала
Воды незамёрзшей гладь.
Почему в этой строфе стихотворения нет описания самого события? Каким знаком заканчивается первое предложение этой строфы? (Многоточие – приём умолчания) О чём умалчивает поэт?
Для чего автор использует повтор? – Долго-долго собака глядела на вздрагивавшую
воду, скрывшую от неё детей. А человек убил и спокойно пошёл домой; для него то, что он только что сделал, - обыденный житейский факт, мелочь, на которой не стоит задерживать своё внимание. Может, поэтому и не говорится ни слова о том, как гибли щенята?
Пятая строфа:
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из её щенков.
Что же позволило собаке принять месяц за своего щенка? – Во-первых, цвет.
Во-вторых, форма: месяц может напоминать свернувшегося в комочек щенка.
В-третьих, месяц молодой, быстрый, резвый, шаловливый; то прячется, то появляется вновь.
Шестая строфа:
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
Какое-то слово удивило вас? Как понять выражение “смотрела звонко”?
Попробуйте подобрать синоним к наречию “звонко”. – Пронзительно – и вглядываясь, и скуля. Одним словом автор передаёт и боль, и надежду в максимальной степени их проявления.
Седьмая строфа:
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.
Итак, как же реагирует мир на то, что произошло в нём? - В первой строфе присутствует удивительная торжественность, с которой мир встречает появление новых жизней в нём. Радуются вместе с матерью силы света, переживая чудо рождения. Однако мир теряет свои краски, свой свет: он молчит, словно устыдясь своей беспомощности перед силами зла. Лишь раз всполохом цвета и света блеснул перед нами мир в шестой строфе, но радость, освященная надеждой, была недолгой: вместе с золотыми звёздами ушли из мира звуки, свет, цвет, а вместе с ними и жизнь. Воцарилось чёрно-белое беззвучие. Интересно, что если траурным цветом сейчас является чёрный, то у древних славян со смертью ассоциировался белый цвет снега – смертного покрова земли
Ещё один удивительный образ стихотворения, который никак нельзя обойти. Это “золотые звёзды”:
Покатились глаза собачьи Золотыми звёздами в снег.
Как же понять эти строки? Среди поверий наших предков было такое, что звёзды, горящие на небе, - души людей, живущих на земле. Когда падает, скатывается по небосклону звезда - умирает человек…Человек… Но при чём же тут собака? А вот сейчас о главном.
В том мире, который создал Сергей Есенин, все живое равноправно, в его мире одинаковую ценность имеет любая жизнь: животного ли, растения или человека. Однажды поэт сказал о своём понимании мира так: “Все мы яблони и вишни одного голубого сада”. И ещё: “Всё от древа”. О каком древе идёт речь? - О древе жизни, прародителе всего сущего в мире. И потому, если все мы - дети единого древа жизни: и растения, и животные, и люди, - то горе собаки, потерявшей своих щенков, - это горе матери, это трагедия ничуть не меньшего масштаба, чем человеческая. И весь мир, в котором отзывается это горе, со смертью хотя бы одного существа теряет часть себя. И скорбит об утрате.
Основные черты животного мира в лирике Есенина, приемы худ. воплощения:
восприятие страдания животного на трагедийном уровне («Покатились глаза собачьи // Золотыми звездами в снег»);
наделение животных внутренними качествами и душевными движениями, присущими человеку («А когда чуть плелась обратно, Слизывая пот с боков, Показался ей месяц над хатой Одним из её щенков».)
противопоставление животной кротости жестокому миру людей( А вечером когда куры Обсиживают шесток, Вышел хозяин хмурый, Семерых всех поклал в мешок»)
образная передача состояния животного («В синюю высь звонко Глядела она, скуля»)