СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Декоративно-прикладное творчество

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Декоративно-прикладное творчество»

  1. Планируемые результаты рабочей программы по внеурочной деятельности

Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Декоративно-прикладное творчество» в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:

■ формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;

■ формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;

■ самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

■ развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;

■ становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

■ формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;

■ проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

■ самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;

■ формирование основ экологи ческой куль туры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

■ развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.

Метапредметные результаты освоения учащимися курса внеурочной деятельности «Декоративно-прикладное творчество»в основной школе:

■ самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;

■ алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

■ определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

■ комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

■ выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;

■ виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

■ осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

■ формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

■ организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

■ оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

■ соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

■ оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

■ формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения учащимися кружка «Ручное творчество» в основной школе: в познавательной сфере:

■ осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

■ практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;

■ уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

■ развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

■ овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;

■ формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;

■ овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; в трудовой сфере:

■ планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально- энергетических ресурсов;

■ овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

■ выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

■ выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

■ контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

■ документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг; в мотивационной сфере:

■ оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;

■ согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно- трудовой деятельности;

■ формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;

■ выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

■ стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ; в эстетической сфере:

■ овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;

■ рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;

■ умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;

■ рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;

■ участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт; в коммуникативной сфере:

■ практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

■ установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

■ сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;

■ адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги; в физиолого-психологической сфере:

■ развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

■ соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;

■ сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.

По окончании обучения дети получат возможность узнать:

– виды декоративного творчества;

– историю возникновения лоскутной техники;

– технологию вязания крючком из трикотажа;

– технологию выполнения ручных швов;

– технологию приемов при выполнении лоскутной техники;

– технологию плетения газетами;

– правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами, булавками.

По окончании обучения дети получат возможность научиться:

- безопасно и эффективно пользоваться универсальными и специальными инструментами;

- грамотно и эстетично выполнять изделия в технике ручной вышивки - мережка, канзаши и аппликации;

– самостоятельно изготавливать декоративные предметы из доступных материалов по предложенному описанию;

– изготавливать выкройки и шаблоны для своей работы;

– использовать изготовленные изделия для украшения жилища и подарков;

– экономно и аккуратно расходовать материалы при раскрое;

– осуществлять декоративное оформление и отделку выполненного изделия.

работы в группах;

-индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Сроки реализации программы: один учебный год.

Программа рассчитана на 68 занятий, которые проводятся 2ч в неделю.

2. Содержание курса внеурочной деятельности

1. Введение в учебный курс. Правила внутреннего распорядка. Обязанности обучающихся. Правила безопасности труда и личной гигиены. Изучение правил техники безопасности при обращение с ручным инструментом.

2. Вводное занятие. Виды декоративно-прикладного творчества.

Правила поведения, ознакомление с видами работ, выполняемых во время занятий. Виды декоративно-прикладного творчества: вышивание, аппликация, плетение

3. Апплиация. Изготовление аппликации из лоскутков, резанных ниток. Выполнение аппликации из кусочков ткани на основе различными способами.

4. Канзаши. Введение, инструменты, материалы, организация рабочего места, правила безопасности. Изготовление цветов разных видов в подарок (брошь, заколка, ободок) украшения для дома.

5. Технология выполнения швов. Общие сведения о видах тканей и ниток, их свойствах (толщина, цвет) и применении. Стежки и строчки, применяемые при изготовлении мягких игрушек. Ознакомление с технологией выполнения ручных швов: «вперед иголку», «назад иголку», «строчка», «через край», «петельного» и «потайного».

6.Плетение газетами. Правила выполнения эскиза готового изделия. Правила скручивания газетных трубочек. Принцип покраски трубочек, готового изделия. Правило сушки трубочек, готового изделия. Правила хранения трубочек. Технология изготовления дна (круглое, прямоугольное, квадратное). Правила плетения изделия по шаблону материалом.

Разные способы украшения готового изделия. Украшения из ленты и кружева, меха, ткани и пряжи.


7. Вязание крючком трикотажными нитками.

Технология изготовления дна (круглое, прямоугольное, квадратное). Правила плетения изделия по шаблону материалом.

Разные способы украшения готового изделия. Украшения из ленты и кружева, меха, ткани и пряжи.

8.Вышивка. Мережка

Введение, инструменты, материалы (иглы, нитки) и приспособления, организация рабочего места, правила безопасности, термины. Узоры вышивки. Подготовка ткани к работе. Выполнение простейших узоров мережки. Свободная вышивка узора.

Изготовление изделия (салфетка, носовой платок, картина)











































3.Календарно-тематическое планирование




Наименование разделов, темы

Всего, час

Количество часов

Форма

контроля

Дата

теория

практика



1-2

Введение в учебный курс. Инструктаж.

2

2

-



3

Вводное занятие. Виды декоративно-прикладного творчества

1

1

-



4

Виды декоративно-прикладного творчества

1

1




5-6

Аппликация

Аппликация из лоскутков

Лоскутная мозаика


2

2

Практическая работа


7-8

Подготовка материала. Перевод рисунка на ткань.

2


2

Практическая работа


9-16

Канзаши. История.

8

2



11-12

Подбор материала. Изготовление основы.



2

Практическая работа


13-14

Изготовление листьев



2

Практическая работа


15-16

Изготовление цветов. Оформление



2

Практическая работа


17-18

История вышивки. Технология выполнения швов


8

2



19-20

Простейшие швы



2

Практическая работа


21-22

Вышивка «крест»



2

Практическая работа


23-24

Вышивка «крест»



2

Практическая работа


25-26

Плетение газетами. История.

Виды плетения

20

2



27-28

Подбор материала.




Практическая работа


29-30

Изготовление трубочек



2

Практическая работа


31-32

Изготовление трубочек



2

Практическая работа


33-34

Покраска трубочек



2

Практическая работа


35-36

Плетение корзины



2


Практическая работа


37-38

Плетение корзины



2

Практическая работа


39-40

Плетение корзины



2

Практическая работа


41-42

Оформление работы.



2

Практическая работа


43-44

Оформление работы



2

Практическая работа


45-46


Вязание крючком трикотажем

8

-

2

Практическая работа


47-48

Основные приемы вязания



2

Практическая работа


49-50

Вязание основы



2

Практическая работа


51-52

Вязание основы. Оформление.



2

Практическая работа


53-54

Вышивка. Мережка

16

2

Практическая работа


55-58

Основные приемы вышивки



2

Практическая работа


59-66

Работа над картиной



8

Практическая работа


67-68

Оформление и проведение выставки.



2

Выставка работ



Итого:

68

12

54










Методическое обеспечение

Занятия проводятся в специальном, регулярно проветриваемом, хорошо освещенном помещении, где имеются рабочие места для детей, стенды с образцами, шкафы для хранения образцов, поделок, выставочных работ и материалов для работы. Одно из важнейших требований – соблюдение правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах, правил пожарной безопасности. Педагог постоянно знакомит обучающихся с правилами по технике безопасности при работе с колющими и режущим инструментами.

Список литературы для руководителя

1. Белова Н. Р. Мягкая игрушка. – М., 2003.

2. Дик Н. Ф. Настольная книга учителя начальных классов. – Ростов-на Дону, 2004.

3.Женские журналы по рукоделию: «Ручная работа», «Валентина», «Диана», «Лиза» и др.

4. Концепция художественного образования в Российской Федерации.

5. Марьина. Ю. Коллажи и панно. -М.: «Ниола 21-й век», 2005г.

6. Невзорова Н. К. Выполнение ручных швов. // Начальная школа. – 1990. - № 3.

7. Нестерова Д.В. Рукоделие. – М., 2007.

9. Румянцева. Е. Украшения для девочек. -М.: «Айрис-Пресс»,2006г.

10. Сборник нормативных документов для начальной школы. – М., 2007.

11. Терешкевич.Т. Рукоделие для дома: 103 оригинальные идеи. –Р-н-Д.: «Феникс». 2004г.

13. Якубова А. А. Мягкая игрушка. Новые модели. – Санкт – Петербург, 2005.

Список литературы для учащихся

1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Мягкая игрушка своими руками. – М.: Айрис – пресс, 2002.

2. Грачева Т. И. Если взять иголку с ниткой. – М.: Малыш, 1990.

4. Левина М. С. 365 кукол со всего света. – М.: Айрис – пресс, 2002.

Интернет-ресурсы

Архив учебных программ - http://www.rusedu.ru/member3995.html

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

Открытый класс - http://www.openclass.ru/

Педсовет - http://pedsovet.org/

Сайт творчески работающих учителей - http://www.it-n.ru/

Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www. festival.1september.ru

Учительский портал - http://www.uchportal.ru/

Завуч-инфо www.zavuch.info/ http://uchitelu.net/media/results/taxonomy%3A560.16%2C79 Сайты для учителя начальной школы file://localhost/C:/Users/admin/Desktop/мои%20документы/мама/ШМО/икт/сайты%20для%20учителя.htm

Про школу - http://www.proshkolu.ru/club/ventana/

Дом – полная чаша - http://dompolnajachasa.at.ua/

Творчество для детей и взрослых - www.stranamasterov.ru