СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика в работе классного руководителя.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

о диагностике в работе классного руководителя.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика в работе классного руководителя.»

Диагностика в работе классного руководителя

Огромную роль  в работе классного руководителя играет диагностика.

Любая информация, которую классный руководитель может получить  от учеников и их родителей в результате диагностики, может оказать и семье, и ребенку неоценимую услугу.

Проведение диагностических исследований среди учащихся и их родителей накладывает на классного руководителя определенные обязанности:

  • это соблюдение строгой конфиденциальности и нравственных обязательств, связанных с полученной информацией,

  • не всегда полученные в ходе  диагностики материалы носят объективный характер,

  • любой диагностический материал, используемый в работе с родителями, должен быть составлен таким образом,  чтобы в нем не было некорректных фраз.

Использование педагогом  психолого-педагогической диагностики представляет четкое определение целей и ожидаемых результатов. Занимаясь психолого-педагогической  диагностикой, я, как классный руководитель, задаю себе следующие вопросы: что я хочу получить в результате диагностики, как я буду работать с полученным материалом, что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?

Предварительная диагностика  необходима классному руководителю при подготовке:

  • родительских собраний;

  • тематических и индивидуальных консультаций;

  • внеклассных мероприятий;

  • организации поездок и экскурсий;

  • при планировании внеклассной работы с коллективом учащихся;

  • при анализе работы с классом.

Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимодействиях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся.

Итоговую диагностику уместно проводить в конце учебного года по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных  конкурсах и фестивалях. Это необходимо не только для того, чтобы родители отметили работу классного руководителя и сказали ему «спасибо»  (хотя и этому надо учить), но и для того, чтобы увидеть проводимое мероприятие через призму восприятия всеми присутствующими.

Итоговая  диагностика проводится в классе для изучения результатов взаимодействия учащихся, классного руководителя и    родителей по  проблеме, которая была трудноразрешимой  в классном коллективе в течение длительного времени.

Используя диагностику, классный руководитель должен помнить о нравственных аспектах всех своих исследований и руководствоваться  определенными правилами:

Правило 1.Если родители поделились информацией со своим классным руководителем, она не должна стать доступной всем.

Правило 2.Диагностика проблемы предполагает  коррекционные  действия классного руководителя  по изученной проблеме.

Правило 3.Диагностическое исследование не должно   ставить своей целью навешивание ярлыков.

Правило 4.Диагностическое исследование должно  проводиться корректно и располагать  к дальнейшему общению с классным руководителем.

Правило 5.Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо  использовать различные виды  диагностик, чтобы получить достоверный  материал.


Критерии и способы изучения эффективности воспитательного процесса в классном коллективе.


Критерии

Показатели

Методики

  1. Интеллектуальное развитие.

  • Освоенность образовательной программы.

  • Уровень учебной мотивации.

Анализ текущей и итоговой аттестации.



Анализируя результаты текущей и итоговой аттестации обучающихся за 2 –й и 3-й год обучения в школе, отмечу, что дети успешно осваивают образовательную программу. За истёкший период увеличилось количество число детей, успевающих на «4» и «5».

В младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей, поэтому я стараюсь создать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе придать мотивации определённую форму, то есть сделать её устойчивым личностным образованием ученика.

Сравнительный анализ результатов диагностического обследования учебной мотивации у моих учеников  показывают, что проводимая работа с детьми дает положительные результаты, следовательно, мои воспитательные усилия являются эффективными. Педагоги, работающие в моём классе, отмечают возрастающий интерес детей к выполнению заданий, повышение уровня активности участников занятий, проявляющийся в желании сотрудничества.

  1. Нравственное развитие.

  • Сформированность основных нравственных качеств личности.

  • Социальная активность учащихся.

Анкета изучения уровня проявления воспитанности школьника.

Экспертная оценка.

Сравнение результатов диагностики уровня проявления воспитанности обучающихся подтверждает эффективность воспитательного процесса в классном коллективе. Так, за прошедший период выявлен рост всех показателей воспитанности младших школьников.

Диагностика проявления социальной активности школьников осуществляется одним раз в два месяца на основе анализа одного из коллективных мероприятий, проводимых в школе традиционно, так и в проведении коллективных дел в классном коллективе.

В ходе исследования я рассматриваю следующие показатели проявления социальной активности:

  1. В отношении к коллективу, другим людям, к общественной деятельности; умение планировать деятельность коллектива, направленность на активное взаимодействие, умение поддерживать контакты с другими, инициативность в организации общих дел, ответственность перед коллективом за свои действия, ориентация на оказание помощи;

  2. В отношении к себе: отношение к своему здоровью, умение адекватно оценить и поддержать свой статус, ориентация на получение новой информации и умение анализировать;

  3. В отношении к окружающей среде: ориентация на сохранение и улучшение природного окружения, отношение к трудовой и общественной деятельности.

  1. Низкий уровень – “принимает участие”: проявления социальной активности нами диагностируется тогда, когда младший школьник по отношению к коллективу проявляет интерес к вопросам коллективной жизни, участвует в большинстве коллективных дел, но не стремится к ним самостоятельно.

  2. Средний уровень – “активно участвует”: проявления социальной активности диагностируется, если школьник активно интересуется делами коллектива, вносит предложения по организации и проведению дел, имеет авторитет среди своих сверстников, активно включается в ситуации общения, самостоятелен.

  3. Высокий уровень активности диагностируется тогда, когда ученик проявляет инициативу при планировании коллективных дел, стремится вносить изменения, активно создает ситуации общения, обладает коммуникативными способностями, самостоятелен, умеет оперативно оценить ситуацию и внести изменения.

В ходе диагностики я наблюдаю у своих учеников динамику всех трех уровней социальной активности, но главным образом фиксируем проявления высокого уровня. Значительные изменения наблюдаются по таким показателям, как; инициативность в организации общих дел, ориентация на оказание помощи, ответственность за свои поступки, формирование бережного отношения к окружающей среде.

  1. Коммуникативная развитость.

  • Коммуникабельность.

  • Сформированность коммуникативной культуры учащихся.

Наблюдение, экспертная оценка.

Воспитательная работа способствует развитию коммуникативных умений младшего школьника. Отмечу, что все учащиеся класса принимают участие в планировании, подготовке и проведении КТД. Дети не испытывают затруднений в установлении контактов, могут попросить о помощи и сами оказывают её другим. В будущем постараюсь научить вести спор, идти на компромисс.



  1. Развитость креативных способностей.

  • Способность к оригинальному мышлению.

  • Стремление к творчеству.

Тест П.Торренса.

В среднем по методике Торренса учащиеся набрали 153,91±10,98 баллов, что свидетельствует о среднем уровне креативности в классе.

Четверо учащихся имеют уровень креативности выше среднего. Отметим, что они всегда имеют свое мнение, быстро выполняют задания, предлагают нестандартные решения. В жизни эти дети оцениваются учителями как «артистичные, открытые, фантазёры».


  1. Сформированность классного коллектива.

  • Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе.

  • Сформированность индивидуальности классного коллектива.

Методика А.Н.Лутошкина.

Каждый год провожу диагностику уровня развития коллектива, это помогает организовать работу в коллективе. Так, очень много внимания уделяю детям – группы «песчаная россыпь», стараясь объединить их, учу идти навстречу одноклассникам. 7 обучающихся представляют группу «мягкая глина». В руках хорошего воспитателя эти дети станут «прекрасным сосудом». «Мерцающие маяки» выделяются среди одноклассников своей индивидуальностью, но свою активность проявляют всплесками. В момент такого всплеска создаю для них ситуации успеха, что позволит закрепить активность в чертах характера. 6 обучающихся составляют группу «алый парус». Эти дети – мои помощники - знающие и надёжные организаторы, пользуются авторитетом у товарищей. 2 ученика – «горящие факелы», стараются поддерживать репутацию коллектива, являются в классе мастерами сотрудничества. Полученные данные учтены мной при разработке воспитательной программы. В классном коллективе активизируется самоуправление, которое позволяет детям приобрести опыт демократических отношений, сформировать активную жизненную позицию.

  1. Удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью классного коллектива.

  • Комфортность, защищённость личности учащихся.


  • Удовлетворённость родителей результатами обучения и воспитания своих детей.

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью

(А.А. Андреев).

Методика изучения удовлетворенности родителей работой педагога

(Е.Н. Степанов).


Анализ результатов диагностики по методикам А.А.Андреева и Е.Н. Степанова говорит о высокой степени удовлетворённости учащихся и родителей школьной жизнью и работой педагога(средний показатель 3,2).