Просмотр содержимого документа
«Педагогическая диагностика в работе классного руководителя»
Педагогическая диагностика в работе классного руководителя
Виды диагностики по объемному показателю: полная и частичная.
“ Диагностика – не панацея, а средство, которое может помочь сделать проблему беспроблемной”. Д. Добсон
Типы педагогической диагностики
- связана с планированием и управлением классным коллективом
- связана с планированием и управлением классным коллективом
начальная
- проводится в самом процессе организации деятельности ученического коллектива, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений
- проводится в самом процессе организации деятельности ученического коллектива, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений
корректирующая
(текущая)
- проводиться в конце каждого учебного года в системе прогнозирования результатов воспитательной работы. Она дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года.
- проводиться в конце каждого учебного года в системе прогнозирования результатов воспитательной работы. Она дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года.
обобщающая (итоговая)
Функции педагогической диагностики
КОНТРОЛЬНО-КОРРЕКТИРОВОЧНАЯ
получение данных и корректировка процесса воспитания
ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ
предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем
ВОСПИТЫВАЮЩАЯ
оказание учителем воспитательных воздействий на учеников
Варианты начальной диагностики
а) когда коллектив сформирован впервые и классный руководитель тоже незнаком учащимся( начальная диагностика используется для всестороннего изучения учеников)
б) когда коллектив не новый, а классный руководитель впервые начинает работу с классом (классный руководитель изучает не только учеников, но и сам коллектив, как сложную, динамическую систему);
в) когда коллектив и классный руководитель уже работали вместе (предоставляет возможность классному руководителю провести выборочную диагностику коллектива и личности. Она является дополнением к информации, которая была получена ранее).
Области педагогической диагностики
1. результаты обучения в виде оценки знаний (академические достижения учащихся);
2. результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся (социальное развитие);
3. результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности (психологическое развитие)
Содержание педагогической диагностики
¯ демографические данные об ученике и его семье;
¯ данные о здоровье и физическом развитии ребенка;
¯ познавательные способности:
- особенности внимания, памяти, воображения, мышления,
- особенности внимания,
- памяти,
- воображения,
- мышления,
¯ эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера;
¯ направленность личности:
- интересы, отношения, ценности, я-концепция);
- интересы,
- отношения,
- ценности,
- я-концепция);
¯ поведение, поступки учащихся;
¯ изучение класса в целом, как группу, коллектив:
- межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и другое.
- межличностные отношения в классе,
- сплоченность,
- общественное мнение,
- единство ценностей
- и другое.
Методы педагогической диагностики
Метод опроса
- сбор, описание фактов, случаев, особенностей поведения учеников. требует определения цели и объекта наблюдения (какие именно качества и особенности изучать), а так же длительности и способов фиксации результатов
- сбор, описание фактов, случаев, особенностей поведения учеников.
- требует определения цели и объекта наблюдения (какие именно качества и особенности изучать), а так же длительности и способов фиксации результатов
Метод наблюдения
- стандартизированная ( заранее сформулированные вопросы задаются в определенной последовательности, чтобы было легче обрабатывать). свободная (позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений).
- стандартизированная ( заранее сформулированные вопросы задаются в определенной последовательности, чтобы было легче обрабатывать).
- свободная (позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений).
Метод беседы
- дает разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. открытые анкеты (свободный ответ формулирует ученик) закрытые (нужно выбрать подходящий вариант среди предложенных ответов).
- дает разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников.
- открытые анкеты (свободный ответ формулирует ученик)
- закрытые (нужно выбрать подходящий вариант среди предложенных ответов).
Метод анкетирования
Методы педагогической диагностики
Метод незаконченного предложения, рассказа, рисование или дополнение рисунка
- позволяет обращаться к ученикам, с просьбой высказать свое мнение, дать совет как относиться к определенному явлению, поведению проблеме
- позволяет обращаться к ученикам, с просьбой высказать свое мнение, дать совет как относиться к определенному явлению, поведению проблеме
Метод столкновения взглядов, позиций
- позволяет выразить количественно, графически, структуру межличностных отношений в коллективе. позволяет решить 2 задачи: 1) выявить лидеров и изолированных детей; 2) выявить взаимные симпатии и сплоченность коллектива.
- позволяет выразить количественно, графически, структуру межличностных отношений в коллективе.
- позволяет решить 2 задачи: 1) выявить лидеров и изолированных детей; 2) выявить взаимные симпатии и сплоченность коллектива.
Метод социометрического выбора