Методики диагностики отношений со сверстниками:
Для изучения состояния первичных социальных эмоций можно использовать следующие методы:
- Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений (различные модификации социометрического метода Дж. Морено для детей — Я. Л. Коломинского, Т. А. Репиной, Р. К. Терещук и др.) и беседы с детьми
- Социометрический эксперимент, в основу которого положен « цветовая проективная социометрия
- Проективные методы (рисуночная методика «Я и мой друг»,
Проективные техники включают рисуночную методику «Я и мой друг»и Цветовой тест отношений.
Рисуночная методика проводится индивидуально с каждым ребенком. Предлагается нарисовать, как он играет со своими друзьями («Нарисуй, как ты играешь с другом (подругой)»).] Выбор карандашей не ограничивается.
Рисунок анализируется со следующих позиций:
- выбор цвета и связь с эмоциями (желтый, красный, зеленый — ассоциируются с положительными эмоциями; коричневый, черный, серый — негативные эмоциональные состояния), предпочитаемые цвета;
- старательность рисования;
- отражение желаний детей в своих рисунках («Я Тане котика нарисовала, она его любит и т. п.);
выражение отношения к сверстнику с помощью содержания рисунка, линии, аксессуаров, деталей (прорисовка рук, выражение лиц, расстояние и барьеры между персонажами, порядок изображения, величина фигур и т. д.).
Цветовой тест отношений состоит в предъявлении ребенку 8 цветовых эталонов (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, серый, черный) и определении степени привлекательности каждого.
(«Покажи самый хороший»). Выбранный цвет убирается из поля зрения ребенка и ему предлагается выбрать наиболее приятный из оставшихся семи, шести и пяти цветов. Затем предлагается выбрать «самый плохой» из четырех, трех и двух оставшихся эталонов.
На основе полученных данных составляется ряд цветовых предпочтений (наиболее привлекательный цвет получает 8 баллов, наименее — 1 балл), который интерпретируется впоследствии по методике цветовых выборов. Затем экспериментатор показывает желтый эталон: «Это я. Покажи, где тут ты» (указательный жест не цветовые эталоны и обводящее движение занимаемого ими пространства). После этого испытуемому зачитывается по именам (в случае необходимости — с добавлением фамилии) список членов группы, а он должен присвоить каждому ребенку свой цвет и показать эталон (например: «Катя Иванова. Покажи, где Катя»).
Принцип анализа прост: чем выше уровень эмоциональной привлекательности, близости, симпатии в отношении к тому или иному человеку, тем с более предпочитаемым цветом он ассоциируется. Напротив, отвергаемый человек ассоциируется с цветами, получившими наименьшие ранги при составлении 1 ряда цветовых предпочтений. Всех сверстников по результатам анализа можно разделить на 4 группы:
1-2 балла— низкая эмоциональная привлекательность (ЭП);
3-4 балла — средняя ЭП;
5-6 баллов — высокая ЭП;
7-8 баллов — очень высокая ЭП.
Диагностически значимым является не только ранг цвета, но и сам цвет. Так, ассоциация с красным указывает на активность, импульсивность, иногда — агрессивность сверстника, с зеленым — на отношения опеки или диктата со стороны ровесника, с серым — на непонимание, отгороженность или безразличие к нему и т. д.
Анализ умений детей вступать во взаимодействие со взрослыми
Методика. Обратитесь к играющему индивидуально ребенку с предложением принять Вас в игру. Например, мальчика, который один едет на машине, попросить куда-нибудь отвезти. К девочке, играющей с куклой, придти в гостя и т. п.
Оценка.
4 балла. Ребенок с удовольствием вступает во взаимодействие со взрослым. Принимает от него и сам ставит игровые задачи. Вступает в ролевую беседу.
3 балла. Вступает во взаимодействие со взрослым. Принимает от него разнообразные игровые задачи, но сам предъявляет их лишь изредка. В игре взрослый и ребенок обмениваются ролевыми высказываниями.
2 балла. Вступает во взаимодействие со взрослым. Принимает от него игровые задачи, поставленные в косвенной формулировке, но сам их не ставит. Игру сопровождают отдельные ролевые высказывания.
1 балл. Нехотя вступает во взаимодействие со взрослым. Принимает от него игровые задачи, поставленные только в прямой формулировке. Сам игровые задачи взрослому не ставит. В игре присутствуют отдельные реплики.
Диагностика коммуникативных способностей у детей.
Цели: определение уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия).
Текст задания: Сейчас мы будем рассматривать картинки, на которых нарисованы дети и взрослые. Тебе нужно очень внимательно выслушать то, что я буду говорить, выбрать картинку, на которой изображен правильный ответ и поставить крестик в кружочке рядом с ней. Ты должен работать самостоятельно. Вслух ничего говорить не нужно.
1.На какой картинке изображено, что все дети хотят заниматься? Поставь в кружочке рядом с ней крестик.

Задание 2. На какой картинке изображено, что всем детям нравится играть вместе?

Задание 3. На какой картинке изображено, что все дети хотят слушать сказку?

Оценка:
3 балла – ребенок правильно выбрал все 3 картинки.
2 балла – ребенок правильно выбрал 2 картинки.
1 балл – ребенок правильно выбрал 1 картинку.
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, которые четко распознают различные ситуации взаимодействия, вычленяют задачи и требования, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях, и выстраивают свое поведение в соответствии с ними.
Оценку 2 балла получают дети, которые распознают не все ситуации взаимодействия и, соответственно, вычленяют не все задачи, предъявляемые взрослыми. Поведение таких детей не всегда соответствует правилам ситуации.
Оценку 1 балл получают дети, которые почти не распознают ситуации взаимодействия и не вычленяют задачи, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях. Такие дети, как правило, испытывают серьезные затруднения при взаимодействии и общении с другими людьми.
ШКАЛЬНАЯ ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ФОРМ
ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ НАБЛЮДЕНИЯ)
(А.М.ЩЕТИНИНА, Л.В.КИРС)
Возраст ____________________ Группа ______________________________
Фамилия, имя ребенка _____________________________________________
Умеет дружно, без конфликтов играть с другими детьми | +10 | 0 | -10 | Часто ссориться, играя с другими детьми |
Сочувствует другому, когда кто-нибудь огорчен, пытается помочь ему, утешить, пожалеть | +10 | 0 | -10 | Внешне не выражает своего сочувствия |
Доброжелателен по отношению к другим | +10 | 0 | -10 | Агрессивен (часто обижает других детей, дерется) |
Пытается разрешить конфликты сам | +10 | 0 | -10 | Часто жалуется взрослым, когда ссорится с товарищами |
Оказывает помощь другому | +10 | 0 | -10 | Равнодушен к нуждам других |
Согласовывает свои действия с действиями других | +10 | 0 | -10 | Не способен согласовывать свои действия с действиями других |
Сдерживает свои негативные проявлении | +10 | 0 | -10 | Не управляет своими негативными проявлениями |
Подчиняет свои интересы интересам других детей | +10 | 0 | -10 | Не учитывает интересы других |
Уступает другому | +10 | 0 | -10 | Настаивает на своем |
Принимает социальные нормы и правила поведения и следует им | +10 | 0 | -10 | Не принимает социальные нормы и правила по ведения и не следует им |
Воспитатели группы, младшие воспитатели и помощники воспитателя, родители независимо друг от друга каждый в своей отдельной анкете отмечают, в какой степени поведение того или иного ребенка соответствует указанным на полюсах каждой из шкал формам.
Каждая шкала в обе стороны делится на 10 делений, что соответствует 10 баллам как по положительным, так и по отрицательным качествам:
Ребенок может обнаруживать наряду с положительным поведением также и негативное. Поэтому на шкале это может быть выражено, к примеру, в 6-и баллах по шкале со знаком "-", и в 4-х баллах - по шкале со знаком "+".
Интерпретация данных оценок. Сопоставить результаты оценивания каждым взрослым поведения ребенка. Найти величину среднего балла по каждой шкале отдельно, а затем средний балл по совокупности оценок по положительным формам поведения и по отрицательным.
На основании полученных результатов можно определить ряд задач развития у ребенка определенных качеств и адекватных им способов педагогического воздействия.
- Цветовая проективная социометрия
Такой вариант социометрии проводится индивидуально. Для него потребуется специальное оборудование, а именно цветовое поле в виде шахматной доски: 5Х5 рядов из 13 цветовых и 12 белых квадратов. Сама методика предполагает сложную систему выборов через фишки и цветовую доску. Однако такой способ сложен для младших школьников, поэтому рекомендуется использовать упрощённую методику.
- Упрощённая проективная цветовая методика
Детям даётся список учащихся класса, цветные карандаши (карточки). Перед ребёнком раскладываются несколько цветов и предлагается выбрать самый приятный, а затем ученик должен совместить этот оттенок с кем-то из одноклассников. Это позволяет определить эмоциональное отношение к выбору.
- Таблица: Значение выбранных цветов
Цвет | Значение при выборе |
Синий | Стремление к избеганию конфликта с человеком. Привлекательны совместные игры и интересы. В отношениях может быть дистанция. |
Жёлтый | Авторитетный, значимый ученик. Стремление быть ближе к нему, быть похожим на него. |
Зелёный | Ощущение спокойствия и удовлетворённости от этого человека. |
Серый | Признание достоинства сверстника с одновременным недовольством характерными особенностями: мелочностью, занудливостью, излишней опекой. Ребёнок привлекает и одновременно отталкивает. |
Чёрный | Притягивает недосказанностью, таинственностью. Возможно, манит как противоположное. |
Оранжевый | Удивляется некоторым действиям этого лица. Неопределённое отношение. Ожидание благоприятных связей, ощущение перспектив. |
Фиолетовый | Состояние, близкое к игнорированию человека. Скорее всего, терпение. |
Коричневый | Инертное (равнодушное) отношение к ученику. |
Розовый | Проявляет интерес. Находит удовлетворение в процессе общения. |
- Цветовая непроективная методика
Детям предлагается таблица со списком детей и пустых клеточек для определения выбора. Варианты интерпретации цвета записываются на доске, отдельной карточке или самом бланке в виде инструкции.
Толкования цветового анализа:
красный — «нравится»;
розовый — «симпатичен»;
оранжевый — «с ним интересно»;
жёлтый — «общаюсь»;
зелёный — «в принципе, я рад за его успехи»;
синий — «безразличен»;
серый — «не нравится»;
чёрный — «я ненавижу этого человека (он мне неприятен)».
Задачей ребёнка является раскрасить клеточку напротив каждой фамилии в зависимости от интерпретации цвета.
- Устный вариант теста
Суть этого метода близка к анкетному варианту, но проводится тест устно. Для этого ребёнку предлагается список детей с фотографиями, чтобы ребёнок не забыл о каком-то однокласснике и результаты социометрии были достоверными. Затем задаются вопросы и фиксируются варианты ответов в специальном протоколе.
- Обработка результатов и их интерпретация (выводы)
Пример социограммы, составленной после проведения теста
После первичной обработки протоколов и анкет составляется матрица — таблица с нумерованным списком детей по вертикали и горизонтали и полученными результатами. После её анализа формируется социограмма, позволяющая наглядно оценить результаты проведённого исследования.
Внутренний круг фиксирует «звёзд» — детей с самым большим числом выборов.
Второй круг — предпочитаемых (вторые по уровню показатели).
Третий круг — игнорируемых (оттеснённых) детей;
Четвёртый круг — изолированных одиночек (учеников, не набравших ни одного очка).
Выяснить наличие внутренних групп поможет наличие чёткой подструтктуры взаимных выборов. Педагогу нужно обратить на это внимание.
Социометрия — широко используемая адаптированная для разного возраста методика. Для того чтобы осуществлять грамотную коррекцию в классном коллективе, нужно проводить исследование 2–3 раза в год и на основе анализа результатов планировать воспитательную и образовательную деятельность.