Диагностика в работе классного руководителя
Диагностика – не панацея, а средство,
которое может помочь сделать
проблему беcпроблемной.
Д.Добсон
Роль диагностики в работе классного руководителя
Педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она необходима для более оптимальной организации педагогического процесса.
Наука выделяет следующие ее функции:
1) контрольно-корректировочную – это получение данных и корректировка процесса воспитания.
2) прогностическую – предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем.
3) воспитывающую – оказание учителем воспитательных воздействий на учеников.
II. Понятие о диагностике
Диагностика от греч. diagnostikos – способный распознавать – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности.
Диагностика – изучение процесса и результатов обучения и воспитания.
В результате через диагностику можно установить, как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения. Диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности.
В соответствии с этим существуют 3 типа диагностики в работе классного руководителя:
1) начальная;
2) корректирующая (текущая);
3) обобщающая (итоговая)
1. Начальная диагностика связана с планированием и управлением классным коллективом. Перед тем, как определить воспитательные задачи, которые будут реализованы в данной учебной четверти или году классному руководителю необходимо изучить уровень воспитанности ученика.
Выделяют 3 основных варианта начальной диагностики:
а) когда коллектив сформирован впервые и классный руководитель тоже незнаком учащимся;
б) когда коллектив не новый, а классный руководитель впервые начинает работу с классом;
в) когда коллектив и классный руководитель уже работали вместе.
При первом варианте начальная диагностика используется для всестороннего изучения учеников. При втором – классный руководитель изучает не только учеников, но и сам коллектив, как сложную, динамическую систему. Третий вариант предоставляет возможность классному руководителю провести выборочную диагностику коллектива и личности. Она является дополнением к информации, которая была получена ранее.
Полнота и объективность информации при начальной диагностике в максимальной степени приближает планирование воспитательных задач к реальным потребностям класса и соответствует оптимальному развитию детей.
Корректирующая (текущая) диагностика проводится в самом процессе организации деятельности ученического коллектива, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики помогает быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы. Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.
3. В конце каждого учебного года в системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая диагностика. Она дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года.
Итак, педагогическая диагностика имеет в качестве своего предмета три области:
1. результаты обучения в виде оценки знаний (академические достижения учащихся);
2. результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся;
3. результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности (последнее сближает ее с психодиагностикой)
Другими словами, диагностированию, т.е. периодическому изучению, подлежат:
- уровень знаний учеников
- степень социального и психологического развития,
что как раз соответствует трем функциям учебно-воспитательного процесса: обучающей, воспитывающей и развивающей.
III. Предмет и методы диагностики.
В технологическом цикле работы классного руководителя предметом анализа является, главным образом, социально-нравственные качества учеников класса.
Чтобы вести воспитательную работу необходимо хорошо знать учеников, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании. Многие учителя считают, что они и так знают детей, «на глазок», без особых методик, но для оптимизации работы требуется все же более профессиональный подход.
Таким образом, содержание диагностики обучающихся можно свести к следующему:
¯ демографические данные об ученике и его семье;
¯ данные о здоровье и физическом развитии ребенка;
¯ познавательные способности (особенности внимания, памяти, воображения, мышления);
¯ эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера;
¯ направленность личности (интересы, отношения, ценности, я-концепция);
¯ поведение, поступки учащихся;
¯ изучение класса в целом, как группу, коллектив: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и другое.
Как изучать учеников и класс как группу? Наука предлагает большой арсенал методов диагностик классному руководителю простых, нетрудоемких, интересных для учеников и одновременно надежных.
Примеры методов начальной диагностики
при планировании воспитательной работы в классе.
Метод опроса. Он широко представлен в педагогической литературе, с его помощью выявляются ценностные ориентации учеников, знания, установки, позиции, отношения к сверстникам, окружающему миру и себе.
Диагностика ценностных ориентаций учеников:
1) Что тебе нравится в школе, что не нравится?
2) Кто побуждает тебя учиться лучше (мать, отец, бабушка, сам (а) хочу учиться)
3) Какое время дня для тебя приятнее (утро, день, вечер)?
4) По каким учебным предметам тебе не хочется заниматься? Почему?
Метод наблюдения. Это наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует определения цели и объекта наблюдения (какие именно качества и особенности изучать), а так же длительности и способов фиксации результатов. Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях.
Метод беседы- более гибкий способ изучения учащихся, чем опрос. Беседа может быть стандартизированной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в определенной последовательности, чтобы было легче обрабатывать. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, но требует известного навыка. Психологи рекомендуют задавать открытые вопросы, которые стимулируют свободные, развернутые ответы.
Например: как обычно проходит твой вечер вместо того, чтобы спросить: Любишь ли ты смотреть телевизор?)
Не следует путать диагностическую беседу с воспитательной. Следует избегать грубых поучений, нужно внимательно, уважительно относиться к ученику, ученик же должен чувствовать, что им искренне интересуются и хотят помочь. Результаты беседы в краткой форме лучше записать.
Метод анкетирования и другие опросные методы дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников.
По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать подходящий вариант среди предложенных ответов).
Анкетирование позволяет быстро собрать много легко обрабатываемых сведений.
Возможные недостатки анкетирования - ответы не всегда могут быть полные, точные, искренние.
Вот пример анкеты «Общение» ученикам предлагается отметить те ответы, которые отражают их общение.
1. Есть ли у тебя трудности в общении? а) со сверстниками б) с учителями в) с родителями г) с другими членами семьи д) с друзьями во дворе е) для свободного ответа
2. Если есть, то в чем они заключаются? а) мало или нет друзей б) обижают, дразнят; в) воруют вещи г) бьют д) не понимают моего внутреннего мира е) нет общих интересов ж) заставляют что-либо делать з) держат в страхе и) мне неинтересно с ними к) требуют только хороших оценок л) не видят моих хороших качеств м?
3. К кому обращаешься за помощью в трудную минуту? а) к товарищу по классу б) к товарищу вне класса в) к маме г) к отцу д) к др.родственнику е) к учителю?
После обработки результатов следует анализ данных: выделение типичного и особенного, объяснение причин.
Метод столкновения взглядов, позиций – позволяет обращаться к ученикам, с просьбой высказать свое мнение, дать совет как относиться к определенному явлению, поведению проблеме.
Например, «Как поступить?»
Цель: изучить отношение к гуманным категориям «честность», «принципиальность»
1. Описываются школьные ситуации: а) Идет контрольная работа «Ты выполнил работу правильно. Твой товарищ не знает решения и просит дать ему списать. Как ты поступишь?» б) ты получил «2» по литературе и знаешь, что за это родители тебя накажут. Сообщишь ли ты родителям об этой отметке? И т.д.
2. Обсуждаются возможные варианты. А потом устанавливается правильность ответов.
Обработка: по результатам решений задач каждого ученика можно отнести к одной из четырех групп:
1 группа – с неустойчивым отношением (выбранные детьми основы поведения противоречат моральным нормам)
2 группа – недостаточно устойчивое отношение (школьники готовы оказаться от своего мнения при малейшем давлении)
3 группа – активно отстаивают свое мнение (в исключительных случаях склонны к компромиссу)
4 группа – активное, устойчивое отношение к нравственным нормам (учащиеся правильно делают выбор)
Метод незаконченного предложения, рассказа, рисование или дополнение рисунка, разыгрывание ситуации. Цель - выявить, как ученики воспринимают школу, учителя, себя в новых условиях. Так же, можно выявить отношение ребенка к различным поступкам, выявить ценности. Полученные данные можно обработать свести в таблицу, выделив характерные и единичные ответы. Материал использовать для корректировки собственной работы, внесение изменений в учебно-воспитательный процесс. Можно использовать этот материал для выпуска стенгазеты на тему «Зачем нам учиться?».
Метод социометрического выбора- метод, позволяющий выразить количественно, графически, структуру межличностных отношений в коллективе. Социограмма – это графическое изображение отношений респондентов друг к другу с помощью этого метода можно решить 2 задачи:
1) выявить лидеров и изолированных детей;
2) выявить взаимные симпатии и сплоченность коллектива.
IV. Роль диагностики в эффективной работе с родителями.
Диагностика может быть использована как в работе с учащимися, так и с коллективом родителей.
Любая информация, которую классный руководитель может получить от родителей в результате диагностики, может оказать и семье, и ребенку неоценимую услугу.
Однако проведение диагностических исследований среди учащихся и их родителей накладывает на классного руководителя определенные обязанности:
Во-первых, это соблюдение строгой конфиденциальности и нравственных обязательств, связанных с полученной информацией.
Во-вторых, не всегда полученные в ходе диагностики материалы носят объективный характер. Это значит, что диагностический материал, вызывающий сомнение, нуждается в дополнительной проверке.
В-третьих, любой диагностический материал, используемый в работе с родителями, должен быть составлен таким образом, чтобы в нем не было некорректных фраз, которые бы могли прямо или косвенно задеть достоинство человека.
Использование педагогом психолого-педагогической диагностики представляет четкое определение целей и ожидаемых результатов.
Занимаясь психолого-педагогической диагностикой, классный руководитель должен задавать себе следующие вопросы:
что я хочу получить в результате диагностики?
как я буду работать с полученным материалом?
что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?
Предварительная диагностика необходима классному руководителю при подготовке:
родительских собраний;
тематических и индивидуальных консультаций;
внеклассных мероприятий;
организации поездок и экскурсий;
при планировании внеклассной работы с коллективом учащихся;
при анализе работы с классом.
Предварительная диагностика проводится с начальных классов и продолжается во всех последующих годах обучения в школе (Приложение №1). Она может заключаться не только в анкетировании родителей. Достаточно информативной является методика неоконченных предложений, которая поможет определить отношение родителей к школе, учителям и приходу собственного ребенка в учебное заведение (Приложение №2). Если родители, отвечая на предложенные вопросы, больше вспоминает негативные моменты из школьной жизни, можно с уверенностью сказать, что невольно они уже будут искать подобный негатив в школьной жизни своего ребенка и даже иногда провоцировать его, чтобы сказать фразу следующего содержания: «Я так и знал, так было и со мной…». Поэтому классный руководитель во многом может избежать проблемных ситуаций, если изучит уже сформированные стереотипы отношения к школе отдельных родителей, обусловленные их собственным школьным опытом. Полученные результаты помогут классному руководителю снять напряженность конфликтных ситуаций уже в самом начале работы с классным коллективом.
Подобная предварительная диагностика поможет классному руководителю с первых дней своей работы увидеть родителей, которые будут поддержкой и опорой в работе с классом, а также определить семьи, которым трудно будет пережить период своей собственной адаптации и адаптации своего ребенка в школе.
Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимодействиях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся.
Например, к родительскому собранию можно провести анкетирование самих учащихся, на основе которого можно провести родительское собрание, которое позволит классному руководителю определить отношение детей к своей семье, к взрослым (Приложение №3).
Для того чтобы определить, насколько хорошо родители знают своего ребенка, можно провести анкетирование, вопросы которого нужно предложить и детям, и родителям (Приложение №4).
Можно провести исследование, которое позволит родителям открыть в своем ребенке для себя и окружающих его людей что-то новое (Приложение №5).Анкета поможет родителям самостоятельно определить уровень проявления способностей ребенка.
Данные исследования помогут организовать сотрудничество с родителями и сделать его полезным и направленным на развитие их педагогической культуры, интереса к развитию и становлению своего ребенка.
Итоговую диагностику уместно проводить в конце учебного года по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных конкурсах и фестивалях. Это необходимо не только для того, чтобы родители отметили работу классного руководителя и сказали ему «спасибо» (хотя и этому надо учить), но и для того, чтобы увидеть проводимое мероприятие через призму восприятия всеми присутствующими.
Итоговая диагностика проводится в классе для изучения результатов взаимодействия учащихся, классного руководителя и родителей по проблеме, которая была трудноразрешимой в классном коллективе в течение длительного времени. К примеру, в коллективе стояла проблема общения ребят друг к другу: можно провести рисуночный тест «Вечер встречи». Учащимся класса предлагается отправиться на океанском лайнере в кругосветное путешествие спустя какое-то количество времени после окончания школы. Для этого необходимо нарисовать корабль и расположить весь класс в каютах, где может быть жит не более двух человек. Необходимо расселить весь класс по принципу психологической совместимости и обосновать свое мнение.
Приведенные выше диагностические методики – лишь малая часть того, что может использовать классный руководитель при подготовке родительских собраний в классе.
Используя диагностику, классный руководитель должен помнить о нравственных аспектах всех своих исследований и руководствоваться определенными правилами.
Правило 1.Если родители поделились информацией со своим классным руководителем, она не должна стать доступной всем.
Правило 2.Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия классного руководителя по изученной проблеме.
Правило 3.Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешивание ярлыков.
Правило 4.Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему общению с классным руководителем.
Правило 5.Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный матери
V. Организация диагностики, оформление и использование результатов
Проведение диагностических процедур в школе должно осуществляться систематически. Классный руководитель может делать это самостоятельно, сотрудничая с психологом. Рекомендуется производить как общую педагогическую диагностику класса, так и направленную на частные аспекты развития учеников.
Результатом диагностики могут быть характеристики отдельных учащихся и всего класса или диагностическая карта класса. Такую карту можно заполнить к концу года в качестве обобщающей диагностики. Она представляет собой таблицу, в которую заносят данные о каждом ученике в сокращенном или кодированном виде. Это делает ее содержательной, информативной, удобной для обозрения и анализа: по горизонтали – все об одном ученике; по вертикали - состояние класса по одному показателю. Последняя колонка предназначена для формулирования главных индивидуальных воспитательных задач. В таблице отражены демографические, медицинские, психологические и педагогические данные.
К демографическим данным относится: ФИО, дата рождения, данные о родителях.
К медицинским данным: сведения о заболевании детей, степень физического развития.
Психологические сведения: способности, доминирующие черты характера, увлечения , специальные умения, интересы.
Педагогические данные: успеваемость; поведение; отношение к учению, труду ; положение в классе; отношения с товарищами; социальная активность; внешкольные занятия ; профессиональные умения.
Для получения данных используется комплекс методов:
1. разовый письменный опрос
2. беседы
3. анализ документов и работ учеников
4. наблюдение
5. социометрические и проективные (тесты) методики
6. анкеты.
Большую часть данных следует сообщать ученикам, обсуждать и вести с ними работу по саморазвитию, самовоспитанию, что благотворно скажется на отношении ученика к самому себе, к другим людям.
Порядок заполнения диагностической карты-характеристики с указанием возможных вариантов использования данных.
№ 1. -ФИО – отдельно мальчиков и девочек для возможной дифференциации воспитательной работы с ними.
№ 2 -возраст – записывается для учета отклонений в развитии и работы, проведением праздников дня рождения и т.д.
№ 3 –возраст и образование матери и отца – для привлечения родителей к работе с детьми
№ 4 -тип воспитания (демократический, авторитарный, попустительский) - получаем в процессе беседы, наблюдения, посещая семью. Используется для работы с родителями и детьми.
№ 5 -состояние здоровья – о нем сообщают родители и врач; записывать шифром: БО – без отклонений, ЗР – зрение, СК – сколиоз. Используются данные для регулирования нагрузок, организации, направленной на сохранение здоровья, проведение лечения.
№ 6 -успеваемость - можно фиксировать произвольно, указывая преобладающие оценки ученика и оценки по отдельным предметам. Данные используются для поддержки индивидуального роста ученика, оказания ему необходимой помощи.
№ 7 -черты характера – их можно выяснить в процессе наблюдения, беседуя с детьми, с родителями, учителями. Негативные черты лучше шифровать. Данные используются при организации воспитания, самовоспитания школьников, индивидуальной работы формирования положительной самооценки.
№ 8 –информация об увлечениях, интересах, специальных умениях - дополнить данными бесед с родителями, учителями. Данные можно использовать для развития интересов, индивидуальной работы при организации досуга.
№ 9 -одаренных детей помогают выявить олимпиады, оценки и наблюдения учителей.
№ 10 -отношение к учению, мотивы учения - выявлять методом наблюдения, беседы. Фиксировать произвольно: - познавательная активность, - интерес - чувство долга … нужно для развития интереса к учебе, способностей.
№ 11 -общая культура, эрудиция – выявлять методом наблюдения в процессе беседы с учителями, самими учениками. Записывается: высокий, достаточный, средний, низкий уровень. Данные используются для формирования познавательных интересов, культуры умственного труда, поведения, эстетической культуры.
№ 12 -положение в группе, отношения с одноклассникам, межличностные, эмоциональные отношения в классе – выявляются лидеры, предпочитаемые и отвергаемые, т.е. социально активные и признаваемые члены класса и социально-пассивные, непризнаваемые. Данные можно получить с помощью наблюдения и социометрической методики. Использовать для развития сплоченности класса, формирования индивидуальных личностных качеств, навыков общения.
№ 13 -постоянные или временные поручения – их важно учитывать при организации дел в классе, для развития контактов, различных умений, качеств учеников
№ 14 -профессиональные намерения – выяснять с помощью бесед и специальных методик. Использовать в профориентационной групповой и индивидуальной работе.
№ 15 -сведения о постоянных внешкольных занятиях учеников - учитываются при ориентации групповой и индивидуальной воспитательной работы.
Графы можно добавлять самим.
Домашнее задание:
Составьте диагностическую карту в вашем Плане ВР;
Подберите педагогическую методику, направленную на исследование личности учащегося младших классов, проведите ее на одногруппниках, представьте результаты.
Приложение №1
Анкета «Экспресс-прогноз состава родительского коллектива»
Фамилия, имя и отчество родителей учащегося.
Профессии обоих родителей.
Образование родителей.
Возраст обоих родителей.
Возраст существования семьи.
С кем чаще ребёнок проводит время.
Полная или неполная семья.
Как складываются отношения, если семья не полная.
Количественный состав членов семьи.
Адрес семьи, телефон, телефон экстренной связи, рабочий телефон родителей.
Материальные возможности семьи (нуждается ли ребенок в материальной помощи).
Интересы, увлечения семьи.
Хобби членов семьи.
Приложение №2.
Анкета «Школьные годы родителей»
Мои школьные воспоминания __________________________________________________
В классе я всегда чувствовал себя _______________________________________________
Мой классный руководитель относился ко мне ____________________________________
Мои школьные результаты были________________________________________________
Мне нравилось, когда учитель __________________________________________________
Мне не нравилось, когда учитель _______________________________________________
Я обижался, если _____________________________________________________________
Я радовался, если ____________________________________________________________
Самой яркое событие школьной жизни – это _____________________________________
Из школьной жизни мне больно вспоминать о ___________________________________
Я хочу, чтобы мой ребенок в классе чувствовал себя в классе______________________
Я не хочу, чтобы мой ребенок пережил в свои школьные годы то, что ____________________________________________________________________________
Приложение №3.
Анкета «Близкие ребенку люди»
1. Вы отправляетесь со своим классом в поход. Без взрослых вы не имеете права идти. Кого из взрослых вы бы пригласили в поход?
2. Кого из взрослых вы считаете для себя примером нравственного поведения?
учителей;
родителей;
героев книг;
никого.
3. Кто для вас является образцом для подражания?
родители;
друзья;
одноклассники;
выдающиеся люди;
никто.
4. Если у меня возникают в жизни проблемы, требующие помощи или подсказки, я всегда обращусь:
к родителям;
учителям;
своим друзьям;
одноклассникам;
никому.
5. Если я добиваюсь определенных успехов, то мне сразу хочется сообщить об этом:
моим родителям;
друзьям;
родственникам;
учителям;
одноклассникам;
никому.
6. Если со мной случится неприятность, я могу, не боясь, сообщить об этом:
моим родителям;
моим друзьям;
родственникам;
учителям;
одноклассникам;
никому.
7. Место, где меня понимают, это:
мой дом;
дом моих родственников;
дом моих друзей;
школа;
такого места нет.
8. Чей номер телефона самый важный в моей жизни? Это номер:
моих родителей;
моих родственников;
моих одноклассников;
моих учителей;
моих друзей;
ничей.
9. Если бы у меня была возможность , то самый дорогой подарок я подарил(а) бы:
своим родителям;
своим учителям;
родственникам;
знакомым;
одноклассникам;
друзьям;
никому.
10. Мне хотелось бы сделать более теплыми и добрыми отношения:
с родителями;
друзьями;
учителями;
одноклассниками;
приятелями;
родственниками;
ни с кем.
Приложение №4.
Анкета «Мой ребенок: какой он?»
1. Представьте себе, что на пути вашего сына или дочери стоит человек, а ему или ей нужно пройти. Как он поступит, по вашему мнению?
2. Представьте себе, что ваш ребенок находится в кампании, в которой видит человека, чувствующего себя очень неуютно и одиноко. Как он поступит?
Это проблема человека, а не моего ребенка.
Трудно сказать, в зависимости от обстоятельств.
Подойдет и непременно заговорит.
3. Ваш ребенок опаздывает в школу. Но вдруг он замечает, что человеку стало плохо:
он должен спешить на уроки;
он подойдет в том случае, если еще люди окажутся рядом;
он непременно постарается помочь.
4. Вашим соседям, которые переехали в другую квартиру, принесли письмо, но позвонили в вашу квартиру. Как поступит ваш ребенок?
Возьмет письмо с обязательством его передать.
Откажет в передаче письма.
Объяснит, что люди здесь больше не живут.
5. Ваш сын или дочь покупают продукты. Подходит старушка, которая просит купить булочку, так как у нее нет денег. Как поступит ваш ребенок?
6. С вашим ребенком разговаривают оскорбительным тоном. Как он на это отреагирует?
7. К вашему ребенку приходят друзья. Как он будет их принимать?
Приложение №5.
Анкета «Ребенок: способный или одаренный?»
Уважаемые родители, подойдите к оценке способностей своего ребенка беспристрастно и объективно. Отвечайте на вопросы словами «да» и «нет».
Ваш ребенок:
Скорее способный, чем одаренный.
Творческий, инициативный, деятельный.
Живо откликается на все новое.
Интересующийся непонятными и загадочными явлениями, ищущий ответы на непонятные вопросы.
Отвлекающийся и не всегда доводящий дело до конца.
Нуждающийся в поддержке и помощи старших в начатом интересном деле.
Для него характерно проявление агрессивности, если что-то не получится.
Если на 7 вопросов вы дали положительный ответ, есть некоторые основания считать вашего ребенка способным.
Если на четвертый и пятый вопрос вы ответили отрицательно, переходите к следующим вопросам.
Ваш ребенок:
Скорее одаренный, чем просто способный.
Его интересы достаточно стабильны и устойчивы.
Он очень любезен, его интересы неограниченны.
Он любит задавать каверзные вопросы и решать трудные задачи, ставить людей в тупик своими суждениями и определениями.
Часто не соглашается с мнением взрослых.
Любит решать каверзные вопросы и задачи.
Всегда доводит начатое дело до конца.
Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету.
Настойчив в достижении поставленной цели.
Имеет много друзей среди сверстников, может с каждым найти общий интерес.
Сверстники тянутся к нему, ценят его ум и многообразие интересов.
Часто бывает эгоистичен и требователен к окружающим людям.
Положительные ответы на все эти вопросы дают основание предполагать, что ваш ребенок одарен. Переходите к ответам на следующие вопросы.
Ваш ребенок:
Во многих сферах знаний проявляет разностороннюю одаренность.
Имеет одного или двух друзей, более старших по возрасту.
Его речь очень развита, отличается большим лексическим запасом, глубоким пониманием языковых нюансов.
Во всех вопросах ищет самостоятельные решения.
Не любит общепризнанных мнений, во всем опирается на собственное мнение, делает свои выводы.
В трудной ситуации отвечает за себя сам, не прибегая ни к чьей помощи.
В общении с людьми разного возраста ведет себя не по годам взросло.
Рано определяет свое призвание, реально оценивает свои возможности, особенности характера.
Одинаково одарен в гуманитарных и технических областях знаний.
Критичен по отношению к себя и другим.
Не всегда уживчив в коллективе, категоричен в суждениях.
Положительные ответы родителей на все вопросы дают серьезные основания отнестись к такому ребенку как к одаренному. Это должно радовать родителей, и в тоже время они должны понимать, что для того, чтобы ребенок, имея такой природный потенциал, состоялся, они должны приложить к этому немало усилий.
Признаки высоких умственных и творческих способностей:
ранняя мотивированность в выборе цели;
проявление упорства в достижении поставленной цели, несмотря на неудачу;
легкость слухового и зрительного запоминания, устойчивость запоминания;
способность к творческому воображению;
способность к абстрагированию, умение устанавливать ассоциативные связи межу различными предметами и явлениями;
способность длительное время увлекаться какой-либо трудноразрешимой идеей;
склонность к одиночеству и работе вне коллектива;
потребность в мечтании и фантазировании;
способность заражать своими идеями других людей.
Анкета «Воспитательная работа в классе глазами родителей»
1. Какие мероприятия класса и школы этого года понравились вашему ребенку?
2. Какие мероприятия класса и школы понравились вам?
3. Какие мероприятия класса и школы вам не понравились?
4. Какие мероприятия класса и школы не понравились вашему ребенку и почему?
5. В каких мероприятиях класса и школы в будущем году мог бы участвовать ваш сын (или дочь)?
6. В каких мероприятиях класса и школы могли бы вы принять участие в будущем году?
7. Какие мероприятия вы хотели бы предложить в будущий план воспитательной работы?
8. На что необходимо обратить внимание классного руководителя в воспитательной работе в будущем году?
9. Какие традиции, на ваш взгляд, необходимо развивать в коллективе учащихся в будущем учебном году?
10. Какие совместные мероприятия детей и родителей в будущем учебном году вы хотели бы предложить?
Анкета «Жизнь класса глазами учеников»
1. Какие мероприятия этого года в классе тебе понравились?
2. Какие мероприятия этого года в школе тебе понравились?
3. Какие мероприятия этого года в классе тебе не понравились?
4. Какие мероприятия в школе тебе не понравились?
5. В каких мероприятиях ты принимал участие?
6. В каких мероприятиях не принимал участие, но хотел бы это сделать?
Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью
Учащимся предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием, используя следующие баллы:
0 - совершенно не согласен;
1 - не согласен;
2 - трудно сказать;
3 - почти согласен;
4 - совершенно согласен.
1. Я иду в школу с радостью.
2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
3. В нашем классе хороший классный руководитель.
4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
5. У меня есть любимый учитель.
6. В классе я всегда могу высказать свободно свое мнение.
7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
8. У меня есть любимые школьные предметы.
9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельности.
10. На летних каникулах я скучаю по школе.
(Подсчитывается общее количество баллов: 40-30 –позитивное отношение к школе, удовлетворённость школьной жизнью; 20-29 – частичная удовлетворённость; 10-19 – отрицательное отношение к школьной жизни; менее 10 –полное неприятие школы)