СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности усвоения теоретических знаний. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению или усвоению информации, а эмоциональность игровой деятельности активизирует психические процессы и функции ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры на уроках русского языка»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Игра – это яркий и эмоциональный праздник, по мнению многих известных педагогов. Самое важное, что во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах не по необходимости, не под давлением, а по желанию самого ученика. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего школьника не просто механически припомнить известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать несоответствующее, сопоставлять, оценивать.

В ходе игры ученики, отличающиеся «леностью ума», желающие все получить в готовом виде, и те, незаметно для себя, активизируются, увлекаются поисками ответов, начинают размышлять. Победителем чаще всего бывает тот, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации.

Остановимся на наиболее важных психолого-педагогических возможностях, которые могут быть использованы на уроках русского языка и литературы в среднем звене.

Во-первых, посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности.

Пушкарева И.В., 2018

Во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, память, интерес, восприятие, мышление. Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой, запоминающейся.

Вообще эмоции имеют большое значение в запоминании. Хуже всего запоминается то, что безразлично. То, что понравилось, хочется запомнить. Желание запомнить, активная позиция школьника, способствуют развитию его памяти. Поэтому игра на уроке является огромным полем действия для развития познавательных способностей учащихся.

В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению.

Использовать игры можно практически на любом этапе урока русского языка и литературы: при проверке домашнего задания, при изучении нового материала или закреплении, полученных знаний. Особенно эффективны дидактические игры на обобщающих уроках. Многие игры не нуждаются в особом реквизите и довольно просты в исполнении. Также можно вовлечь самих учащихся в подбор материала и изготовление дидактических игр.

Как показывает практика, начинающему педагогу лучше планировать проведение игры на конец урока, так как она очень возбуждает школьников и им сложно перестроиться на другие виды деятельности.

Когда игра кончается, дети еще какое-то время живут ею.

Итак, достоинства урока с использованием дидактических игр состоит в следующем:

  • игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы учащихся – внимание, восприятие, мышление, запоминание, воображение;

  • игра обеспечивает прочность знаний;

  • практически у всех учащихся повышается интерес к предмету;

  • игры позволяют развивать способности учащихся к изучению русского языка и литературы. Литература

  1. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: Просвещение, 1976. – 127 с.

  2. Использование загадок в процессе развития речи детей: Учебное пособие. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://refeteka.ru/r-135786.html