СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специфика работы в сельской школе требует от учителя особого подхода к детям средних умственных способностей. Традиционные формы работы не дают должных результатов, не эффективны, поэтому считаю  необходимым применять в обучении дифференцированный подход,  формирование у детей самостоятельности и активности в учебной деятельности. Данная проблема актуальна, так как подготовка думающих молодых людей, культурных, способных принимать самостоятельные решения, невозможна без воспитания в учениках любви к родному языку, заинтересованного отношения к нему, как одному из школьных предметов.

Просмотр содержимого документа
««Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы»»













Методическая разработка

по теме:

«Дифференцированное

обучение

на уроках русского языка

и литературы»









Заседание МО

учителей русского языка и литературы

от 28.10.16г


Одна из серьёзнейших проблем сегодняшней школы - резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, культуры, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль, отсутствие должной аргументации. Не все учащиеся умеют извлекать и перерабатывать учебную информацию, затрудняются выделять главную мысль учебного текста, сворачивать информацию до ключевых слов или развёртывать её до полного объёма. Учащиеся не любят писать сочинения, так как слабо владеют языковыми средствами, и не умеют правдиво высказать своё мнение по тем или иным проблемам. Речь учащихся не богата с точки зрения лексического запаса, так как мало читают, не умеют собирать материал для творческих работ, наблюдать жизнь, вдумываться в смысл происходящего, находить подтверждение своим мыслям в поступках реальных людей, а также умению интересно рассказывать. На уроках русского языка учащиеся не активны и отвлекаются, когда идёт поиск решения проблемы, когда требуется напряжение мысли и преодоление трудностей, не могут дать оценки своей работы и товарищей.

Многолетний опыт работы в школе показал, что поддержанию и развитию интереса способствует создание новизны на уроке, как в области содержания материала, так и в методах. Специфика работы в сельской школе требует от учителя особого подхода к детям средних умственных способностей. Традиционные формы работы не дают должных результатов, не эффективны, поэтому считаю необходимым применять в обучении дифференцированный подход, формирование у детей самостоятельности и активности в учебной деятельности. Данная проблема актуальна, так как подготовка думающих молодых людей, культурных, способных принимать самостоятельные решения, невозможна без воспитания в учениках любви к родному языку, заинтересованного отношения к нему, как одному из школьных предметов.

В настоящее время в России идёт модернизация системы образования, которая сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практики воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, новыми технологиями, ориентированными на развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации, личностное взаимодействие учителя с обучаемыми. Поэтому моё внимание привлекла технология дифференцированного обучения.

Наиболее значимыми для реализации дифференцированного обучения выступают для меня следующие принципы:

- проблемность (получение знаний не в готовом виде, а в результате собственной активной познавательной деятельности);

- взаимообучение ( мобилизация групповых, парных форм деятельности);

- исследование изучаемых проблем и явлений (развитие учебно-познавательной деятельности);

- индивидуализация (организация деятельности с учётом индивидуальных способностей);

- создание мотивации (активная мыслительная деятельность).

Дифференциация учебной работы – одна из дидактических основ построения учебного процесса на уроке. Она продиктована задачами обучения на конкретном этапе развития общества, а также психологическими закономерностями овладения знаниями.

Цели дифференциации обучения таковы. С педагогической точки зрения - индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого обучаемого.

С социальной точки зрения - целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества.

С дидактической точки зрения – решение назревших проблем в обучении путём создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально новой мотивационной почве.

Индивидуализация – учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой форме учитываются.

Дифференциация – учёт индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения: то есть дифференциация возникла на основе индивидуализации как приёма обучения.

Психологической основой индивидуализации, а, следовательно, и дифференциации обучения является учёт индивидуальных психических особенностей учащихся. Здесь показательны такие особенности, которые влияют на учебную деятельность и от которых зависят результаты учения.

Задача учителя, осуществляющего индивидуализацию и дифференциацию обучения, - найти реальные возможности для учёта всех физических и психических особенностей обучаемых.

Поскольку индивидуализация обучения требует учёта всех особенностей личности обучаемого, то специфическая обучающаяся цель индивидуализации и дифференциации – усовершенствовать знания, умения и навыки обучаемых, содействовать реализации учебных программ повышением уровня знаний, умений, навыков каждого обучаемого и группы обучаемых, уменьшать, таким образом, абсолютное и относительное отставание, углублять и расширять знания, исходя из интересов и специальных способностей.

Дифференциация в переводе с латинского означает — разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Существующая традиционная классно-урочная система диктует методы и способы организации учебной деятельности в традиционном классе, рассчитанные на некоего среднего ученика, характеризуется преобладанием фронтальных работ. Это часто приводит к тому, что слабым ученикам не хватает времени на осмысление теоретического материала, мало практики; сильным же ученикам не достаёт темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности.

При дифференцированном обучении учащиеся приобретают большую свободу действий. Они сознательно делают акцент на определённых предметах и уделяют им основное внимание за счёт того, что по предметам, которые им хуже даются, они согласны на базовый уровень. В группах, подобранных таким образом, создаются более благоприятные условия для равномерного продвижения с учётом уже индивидуальных особенностей учащихся.

Дифференцированное обучение - такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разных уровнях (А, Б, С), но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности

Таким образом, технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса.

Условия подготовки дифференцированного обучения

- проведение предварительного тестирования по базовому уровню, в соответствии со стандартом образования;

- формирование групп А, В, С (А - базовый уровень);

- разработка критериев оценки эффективности достигаемых результатов на всех промежуточных и итоговых этапах, системы тестов.

Дифференциация - гибкое средство, которое при строгом соблюдении одинакового объёма знаний по основным учебным предметам позволяет обогащать учебную работу школы, выявлять и развивать интересы учащихся, их склонности и способности.

Смысл дифференцированного обучения состоит в том, чтобы, зная индивидуальные особенности каждого ученика, определить для него наиболее целесообразный и эффективный характер работы на уроке. Задания учащимся должны различаться не по объему, а по своему характеру и уровню требований. Технология дифференцированного обучения способствует формированию познавательной мотивации и познавательной самостоятельности, повышению результативности обучения. Возможно применение таких технологических приемов, как задание по самостоятельному выбору, задание по выбору учителя и уровневое задание.

-Задание по выбору учителя позволяет оценивать учащихся со всей стороны. В этом случае ученик лишается самостоятельности, его инициативность сводится к нулю. Если учитель видит, что у ученика возникают трудности, он дает ему карточку с менее трудным заданием. Справившись с заданием быстро, ученик может получить карточку с заданием более высокого уровня.

- Самостоятельный выбор задания помогает ученику реально оценить свои знания, умения, выбрав задание по своему уровню. Использование этого приема позволяет ученику стать субъектом деятельности, которая воспитывает инициативность. Кроме того, можно выявить самооценку ученика.

Уровневое задание позволяет реально оценить уровень обученности учащихся, т.к. ученик начинает выполнять задание с самого простого (базового) уровня и останавливается на том, где у него возникают затруднения. Все задания подобраны так, что при единой познавательной цели и общем содержании, они отличаются разной степенью трудности.

1. Требования к учащимся при дифференцированном обучении не должны быть снижены. Задания даже для самых слабых должны соответствовать программе, а для более подготовленных учащихся углубляли программные знания.

2. Знание учителем уровня обученности развития познавательных умений учащихся, их индивидуальных особенностей. Предполагается подвижность групп и смена их состава.

3. Сочетание групповой, фронтальной и индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся, в зависимости от целей урока, содержания учебного материала и уровня обученности школьников.

4. Для реализации дифференцированного обучения необходим дидактический материал, систематический контроль учителя и оценка им труда учеников.

Дифференцированный подход в обучении на уроках русского языка помогает формировать учебную деятельность детей. Овладев этой деятельностью, учащиеся сами начинают её совершенствовать, что приводит к развитию их интеллектуальных способностей. Дифференцированный подход в обучении, таким образом, ставит перед учителем задачу развивающего обучения.

Тема дифференцированного подхода на уроках русского языка имеет много интересных аспектов и перспективных направлений. Но уже в начальной стадии работы по ней наблюдается повышение интереса учащихся к занятиям русским языком, стремление овладеть нормами литературного языка.

И русская, и зарубежная современная дидактика считают дифференциацию обучения стратегией будущего.




3