СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дистанционные формы обучения, как средство создания индивидуальной образовательной траектории учащихся

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на методическом совещании учителей истории и обществознания.

Просмотр содержимого документа
«Дистанционные формы обучения, как средство создания индивидуальной образовательной траектории учащихся»

«Дистанционные формы обучения, как средство создания индивидуальной образовательной траектории учащихся».

Добрый день уважаемые коллеги. Прошлый год был для нас необычным, а точнее окончание учебного года. Несмотря на то, что использование информационных технологий применялись нами в той или иной степени. Полностью перейти на обучение с помощью дистанционных технологий было достаточно проблематично, но надеюсь, мы с Вами справились.

Прежде чем рассказывать о моем опыте создания индивидуальной траектории учащихся, следует напомнить нам, что это такое?

В последние десятилетия школьное образование в нашей стране претерпевает массу изменений, заметим, что воспитание личности в школьном обучении занимает одно из главных мест. Конечно мы понимаем, что школа реализовывала свои воспитательные функции задолго до оформления различных методик по этому вопросу.

Если говорить коротко, то индивидуальная траектория образования – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Иначе говоря, ученики в рамках индивидуального обучения сами выбирают цели и задачи обучения, приоритетные образовательные предметы, выбирают свой темп и мотивы обучения и многое другое. Наша задача состоит в том, чтобы направить обучающихся в их познавательной деятельности и в некоторой степени сохранять рамки. Ведь ученики, должны несмотря на свое видение мира должны запомнить, что именно Владимир Красное Солнышко крестил Русь в 988 г. и не как иначе.

По моему мнению, ввиду сформированности личности, рассмотреть индивидуальность обучения можно на примере выпускных классов. Каждый обучающийся выбирает приоритетный круг предметов для себя, как изучать этот предмет, какую цель он преследует, какие временные рамки он на это отводит и т.д.

Но повторюсь, что наша с вами задача направить учеников в их познании и решить ее можно с помощью таких приемов как:

  1. Давать индивидуальные задания на уроках;

  2. Организовать парную или групповую работу;

  3. Дать большой простор для творчества и вариативность решения проблемы.

В полной мере построить реализацию образовательной программы только лишь на индивидуальном обучении мы не можем, ввиду недостаточной мотивации у учеников и поэтому, мы используем лишь отдельные технологии.

Первый способ – дифференциация обучения. Согласно которой к каждому ученику предлагается подходить индивидуально, разделяя изучаемый материал по степени сложности и направленности

Второй способ предполагает, что собственный путь образования выстраивается для каждого ученика применительно к каждой изучаемой им образовательной области.

Первый способ наиболее распространен ввиду простоты реализации. Большинство из нас уже после месяца обучения незнакомых ранее учеников уже понимает, кто способен решать нестандартные задачи, а кому с трудом дается пересказ параграфа.

Именно первый способ и реализуется мною не только в классе, но и использовался в рамках обучения с применением дистанционных технологий. В прошлом учебном году я работала в 6-ых, 8-ых и 10-ом классах, именно о дистанционном обучении в них я и расскажу сегодня.

Для реализации образовательных программ в рамкам дистанционного обучения создан целый комплекс платформ, площадок и сайтов. Кто-то из нас использовать ЗУМ, Российскую электронную школу, Фоксфорд, Решу ЕГЭ, Гугл МИТ и многое другое, я же ввиду нестабильности некоторых образовательных платформ и доступности для учеников использовала социальную сеть ВКонтакте, мессенджер Вотсап, и ресурсы Решу ЕГЭ, ОГЭ, ВПР и материалы видеохостинга Ютуб.

Соц. Сеть и мессенджер были выбраны ввиду их активного использования обучающимися за пределами образования, а это значит, что они ими полностью были освоены и дополнительных проблем с различными регистрациями не вставало. Сайты Решу ЕГЭ, ОГЭ и ВПР, помогали в создании домашнего задания, из-за популярности ресурса, я не ставила ограниченность выполнении работы, а просто давала устные рекомендации, что работа дается на неделю, но если ученик по каким-то объективным причинам не смог выполнить задание в срок, возможность для пересдачи разумеется предусматривалось, либо в индивидуальном порядке задание менялось. Материалы видеохостинга Ютуб используется большинством из нас на очных уроках, для демонстрации наглядного материала, путем реконструкции исторических процессов, мы можем показать обучающимся одежду княгини Ольги, сражения литовских и ордынских войск, поход Дмитрия Донского и многое другое. На данном хостинге я черпала документальные фильмы, используя фрагменты на своих уроках, это удобно не только на уроках истории, но и на обществознании.

Уроки в различных параллелях были построены по разному, допустим с 6-ми классами вначале урока, проводилась проверка домашнего задания, путем видеосвязи с одним из учеников, в это время другим давался небольшой видео фрагмент, с которым можно было ознакомиться в качестве закрепления темы. Как только этот этап урока был пройден учащие начинали изучать в учебнике указанный пункт, по которому я задавала вопросы, комментируя их ответы и отвечая на их встречные вопросы стараясь создать обстановку приближенную к реальному обучению. Индивидуальная модель обучения по большей части реализовывалась в конце уроков посредствам рефлексии. Ученики смайликами оценивали свою работу, да иногда рефлексия была и завышенной и заниженной, ввиду самооценки учащихся, но по большей части она была объективной. Помимо этого индивидуальная траектория формировалась либо на этапе домашнего задания, либо при реализации уроков контроля знаний. Домашние задания давались группам в зависимости от их работы на уроках и заинтересованности учеников. В этом несомненным помощником был ресурс Решу ВПР, мне он удобен тем, что можно составить задания по определенной теме, разделяя их и по уровню сложности, а так же что являлось плюсом для учителя тестовые задания ресурс проверял сам и оставалось только выставить оценки. Вместе с этим, в качестве домашнего задания я часто использую задания в контурной карте, и уже это с одной стороны простор для творчества. Несмотря на то, что перед учениками стоит конкретная задача: «Указать стрелками основные направления походов золотоордынских войск», то, как ученики это выполняют, реализует их творческий потенциал, решая нашу задачу индивидуального образования пусть в небольшом объеме.

В целом, все то, что мы выполняли на уроках, я старалась перенести в интернет пространство. Если рассматривать старшее звено, то здесь обучение строилось по-другому, для 10-го класса я подготавливала текст лекции, указывая на те моменты, на которые им следует обратить внимание, вместе с этим подбирая наглядный материал для расширения их кругозора в теме. Они в течение урока преобразовывали это в конспект, попутно ведя со мной беседу, я примерно отслеживала, что они уже изучили, задавала вопросы, комментируя их ответы, стараясь привести еще больше примеров, чтобы им стало понятно. Домашнее задание давалось, также разделяя учеников на группы, тех, кто дает обществознание и тех, кто не сдает. И здесь мне помощником выступал Решу ЕГЭ это обусловлено следующим, с учениками, которые сдают предмет, мы повторяли темы из других предметных областей на факультативах, соответственно в их домашнее задание включалось не только изучаемое на уроках право, но и экономика, а также у них были задания из второй части.

Следует заметить, что несмотря на все приложенные усилия во время дистанционного обучения были как положительные так и отрицательные моменты. К плюсам можно отнести, что у учеников появилась возможность обучаться в любое время, а это значит, что мотивация к обучению у них могла появиться вечером и тогда они активно жаждали общения и консультаций. Среди плюсов можно выделить еще и Возможность обучаться в своем темпе и в любом месте, т .к. с материалами урока они могли ознакомится позднее просто открыв рабочие диалоги все перечитать и просмотреть. Несомненным плюсом для учеников стали и высокие результаты обучения, т.к. получить оценку стало на мой взгляд проще, ведь мы стали относится к ученикам более лояльно, ввиду объективных причин. Вместе с этим к плюсам можно отнести и спокойную психологическую обстановку, ведь кто-то из учеников стесняется отвечать на уроках, а по средствам виртуального общения мог раскрыться и не бояться дать неправильный ответ или ответить устно тему по средствам видео связи и разумеется индивидуальный подход, в рамках дистанционного обучения наш рабочий день стал ненормированным и мы были готовы ответить на интересующий вопрос после окончания уроков.

К минусам такого типа обучения можно отнести нестабильность созданных ресурсов, которые ввиду перегрузки исключали возможность простого входа на сайт. Отсутствие достаточной коммуникабельности, несмотря на нашу готовность поддержать беседу, это не заменить живого общения. Недостаточно сильная мотивация была также одной из главных проблем, ряд учеников находясь в бесконтрольном положении, можно сказать саботировали наши попытки нормализовать обучения, и это безусловно расхолаживало и так нестабильное образование. Вместе с этим увеличилась нагрузка как на нас, так и на учеников, у них для накопляемости оценок был увеличен объем письменной работы, но нам ведь нужно было проверять их фотографии порой неразборчивые и смазанные. Но несмотря на все сложности учебный год был окончен и мы справились совместными усилиями.

Подводя итог моему выступлению, хочется еще раз заметить, что приемы по построению индивидуальной траектории обучения мы используем почти на каждом уроке, формируя УУД, а в рамках образования с использованием дистанционных технологий, мы старались перенести урок из класса в удаленный формат. Сегодня я поделилась своим опытом, проводя анализ своей работы, считаю, что даже в этом формате, я старалась подать доступно материал, разумеется, учитывая индивидуальные способности детей и необычность формата обучения. Спасибо за внимание!