СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Критериальное оценивание учебных достижений обучающихся в рамках обновления содержания образования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь учителю при планировании и организациипроцессов формативного и суммативного оценивания учебных достижений обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Доклад к педсовету Критериальное оценивание...»

слайд 2

«Нам предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования. В среднем образовании надо подтягивать обще -образовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев Интеллектуальных школах. Выпускники школы должны знать казахский, русский и английский языки. Результатом обучения школьников должно стать овладениями навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации»

Из послания Президента РК Н.А. Назарбаева к народу Казахстана

Мир живет в период глобальных вызовов. Это новые технологические достижения и внедрение инноваций, ускоренное развитие IT-технологий и мобильность человеческих ресурсов. В этих условиях образование и наука должны быть на переднем крае преобразований. Ведущие экономики мира достигают процветания только за счет высокого уровня человеческого капитала. Этому способствуют новые образовательные стратегии и политики. Современный этап модернизации казахстанской системы образования и науки предполагает доступность для каждого качественного дошкольного воспитания и школьного образования, возможность получить новые навыки, развить исследовательские и творческие компетенции. Школьное образование республики находится на этапе нового старта, внедряется поэтапно 12-летнее образование, обновляются стандарты школьного обучения для развития функциональной грамотности. В этом году наши первоклассники обучаются по обновлённой общеобразовательной программе, на следующий год по этой программе будут заниматься 1,2 классы и 5,7 классы.

- Что стало причиной подготовки и внедрения обновлённых общеобразовательных программ в рамках обновления содержания среднего образования в школах Казахстана?

Казахстан в рейтинге ВЭФ (всемирный экономический форум) «Исследование расхождений в навыках XXI века» находится в группе стран с низким уровнем познавательного и эмоционального интеллекта школьников. Уровень компетенций и личных характеристик значительно ниже базовых навыков.

Главной целью реформ образования в Казахстане является адаптация системы образования к новой, социально-экономической среде, ускорение вхождения Республики в ряды 30 самых развитых стран мира. Обновление содержания образования в Республике Казахстан ставит перед собой главную цель: совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы критериального оценивания. Данная программа основана на развитие спиральной формы образования, основанной на когнитивной теории Д. Брунера. 

слайд3

Термин «критериальное оценивание» впервые использован Робертом Юджином Глейзером (1963) и характеризует процесс, способствующий определению соответствия между достигнутым и планируемым уровнями учебных достижений обучающихся. Критериальный подход исключает сравнение и зависимость от достижений других обучающихся, а также направлен на информирование об уровне компетентности каждого обучающегося.

«Оценивание учебных достижений» - это процесс установления степени соответствия реально достигнутых обучающимися результатов планируемым целям обучения для корректировки и регулирования образовательного процесса через обратную связь.

- Оценивание: Почему это нужно?

В последнее время мы все чаще говорим о том, что современный выпускник должен быть функционально грамотным.

слайд 4

















Но в то же время мы должны задуматься, а как оценивать грамотность такого ученика, по каким позициям, критериям? Во все времена существовали самые различные способы проверки знаний и умений. В процессе исторического развития менялись лишь формы, приемы выставления отметок, частотность проведения контрольно-измерительных мероприятий и их содержание, меры воздействия на учащихся, мотивационные элементы и многие другие факторы. А влияет система оценивания на формирования учебно-познавательной компетентности учащихся?

Прежде чем говорить об оценивании имеет смысл прояснить некоторые ключевые понятия. В частности всегда говорится о том, что учитель передает знания, учитель транслирует знания. Мы осуществляем важную функцию, но сегодня во всем мире уже соглашаются с тем, что знания передать нельзя. Передается информация. Итак, чем же различаются эти два понятия: информация и знания? И можно ли знания передать?

слайд 5

На этих картинках (в такой шутливой форме) отражена суть: информация, которую мы передаем она может сваливаться у ребенка в голове в кучу, а вот знание этой информации уже разложены по полочкам. И важной задачей учителя сегодня является правильное оценивание превращения информации в знания и умения.

слайд 6

Борис Герасимович Ананьев (советский психолог) говорил: «Отсутствие оценки … является самым худшим видом оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее, не положительно стимулирующее, а депрессирующее объект, заставляющее человека строить собственную самооценку не на основе объективной оценки, в которой отражены действительные его знания, а на весьма субъективных истолкованиях намеков, полупонятных ситуаций, поведения педагога и учеников»

слайд 7

Система критериального оценивания определяет основы для внесения изменений в действующую практику оценивания учебных достижений обучающихся. Система КО будет направлена на развитие обучающегося, повышение его интереса и мотивации к обучению. Необходимо установить ясные и измеримые критерии оценивания, понятные каждому обучающемуся и его родителям.

слайд 8

Чётко выработанный критерий оценивания даст понять:

  • На какой стадии обучения находится обучающийся?

  • Куда он стремится в своём обучении?

  • Что необходимо сделать, чтобы помочь ему достичь ожидаемых результатов?

слайд 9

Цель КО - получение объективной информации о результатах обучения обучающихся на основе критериев оценивания и предоставление её всем заинтересованным участникам для дальнейшего совершенствования учебного процесса.

Задачи системы КО:

1.Расширить возможности и функции оценивания в образовательном процессе.

2.Создать условия для постоянного самосовершенствования обучающихся посредством установления регулярной обратной связи.

3.Содействовать формированию единых стандартов, качественных механизмов и инструментов оценивания.

4.Предоставлять объективную, непрерывную и достоверную информацию:

-обучающимся о качестве их обучения;

-учителям о прогрессе обучающихся;

-родителям о степени достижения результатов обучения;

-органам управления о качестве предоставляемых образовательных услуг.

слайд 10

Инструктивно – методические документы по КО:

  • Государственный общеобязательный стандарт образования (начальное, основное среднее, общее среднее)

  • Учебная программа

  • Учебный план

  • Порядок проведения критериального оценивания учебных достижений обучающихся в организациях образования, реализующих учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования

  • Руководство по критериальному оцениванию для учителей начальной, основной и общей средней школ

  • Сборник заданий по формативному оцениванию

  • Методические рекомендации по суммативному оцениванию

слайд 11

Содержательное отличие обновленных учебных программ:

  • - принцип спиральности при проектировании содержания предмета

  • - повышение воспитательного потенциала обучения, формирование нравственно-духовных качеств обучающегося

  • - иерархия целей обучения по таксономии Блума, основанная на закономерностях познания и классифицируемая по наиболее важным видам предметных операций

  • - педагогическое целеполагание по уровням образования и на протяжении всего курса обучения, что позволяет максимально учесть внутрипредметные связи

  • - наличие «сквозных тем» между предметами как внутри одной образовательной области, так и при реализации межпредметных связей

  • - соответствие содержания разделов и предложенных тем запросам времени, акцент на формирование социальных навыков

  • - организация учебного процесса с использованием долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов

  • - системно-деятельностный подход в обучении (активное включение ученика в процесс познания)

слайд 12

Критериальное оценивание реализуется согласно следующим принципам:

1.Взаимосвязь обучения и оценивания

Оценивание является неотъемлимой частью обучения и непосредственно связано с целями учебной программы и ожидаемыми результатами.

2. Объективность, достоверность и валидность.

Оценивание предоставляет точную и надёжную информацию. Существует уверенность в том, что используемые критерии и инструменты оценивают достижение целей обучения и ожидаемых результатов.

3. Ясность и доступность

Оценивание предоставляет понятную и прозрачную информацию, повышает вовлечённость и ответственность всех участников образовательного процесса.

4. Непрерывность

Оценивание является непрерывным процессом, позволяющим своевременно и систематически отслеживать прогресс учебных достижений обучающихся.

5.Направленность на развитие

Результаты оценивания инициируют и определяют направление развитие системы образования, школы, учителей и обучающихся.

слайд 13

Теоретические основы КО

Система критериального оценивания учебных достижений обучающихся основана на том, что преподавание, обучение и оценивание взаимосвязаны и обеспечивают единый подход к организации учебного процесса.

слайд 14

Концептуальная структура системы критериального оценивания включает в себя:

  • Компетентностный подход

  • Метод «Обратный дизайн»

  • Социо-конструктивистская теория обучения

  • Теория полного усвоения

  • Таксономия целей обучения

  • Теория скаффолдинга

  • Зона ближайшего развития

  • Теория формативного оценивания

  • Теория речевой деятельности

слайд15

Компетентностный подход предполагает освоение учебной программы и оценивается через конкретные результаты, выраженные в знаниях, умениях, навыках, способностях и опыте обучающихся

слайд16

Выделяют три категории компетенций:

1.Интерактивное использование инструментов: речь, символы и текст,
знание и информация, технологии

2.Взаимодействие в разнородных группах: способность хорошо относиться к другим, сотрудничать и работать в команде

3.Самостоятельная деятельность: способность действовать и видеть более широкую картину, формировать и реализовывать жизненные планы и личностные проекты, защищать и отстаивать права, интересы, нормы и потребности

В процессе оценивания на основе критериев ученик постепенно будет наращивать собственный потенциал компетентности и достигать ожидаемых результатов на уровне от «способен делать» до «уверен, что смогу сделать»

слайд17

Обратный дизайн – это специальная технология педагогического проектирования образовательного процесса, главным критерием которого становится не содержание, а планируемые результаты обучения.

Практика показывает, что более эффективной оказывается деятельность, когда учитель, определяя цели обучения, рассматривает и проектирует процесс оценивания, и только затем планирует и проводит обучение.

слайд 18

Социо-конструктивистская теория обучения опирается на то, что обучающийся перестает быть пассивным объектом оценивания, а становится «создателем/строителем» этого процесса. Обучающийся понимает «что», «как» и «почему» будет оцениваться. Это повышает качество обратной связи, взаимодействий, саморегуляции и ответственности обучающихся и учителей

слайд19

Зона ближайшего развития – создается благоприятная среда для развития обучающихся под руководством учителя и в сотрудничестве со сверстниками

слайд 20

Теория скаффолдинга – это пошаговая поддержка обучающихся и использование разноуровневых заданий в оценивании

слайд21

Теория формативного оценивания

Основу оценивания составляют вопросы: «на какой стадии обучения учащиеся находятся?», «куда они стремятся в своем обучении?», и «что необходимо сделать, чтобы помочь им достигнуть этого?»

слайд 22

Ключевые стратегии формативного оценивания:

  • Разъяснение ожидаемых результатов и критериев оценивания

  • Формирование эффективных обсуждений и взаимодействий в классе

  • Предоставление обратной связи, которая будет стимулировать учащихся к достижению результатов

  • Вовлечение обучающихся в качестве источников и ресурсов взаимообучения

  • Становление обучающегося как «создателя» своего знания

слайд 23

Теория полного усвоения знаний

Различия в успехах обучающихся можно сократить посредством трех факторов:

  1. Диагностика исходного уровня и адаптация образовательного процесса к потребностям обучающихся

  2. Поддержка мотивации обучающихся путем смягчения возможных разочарований от первых неудач

3. Поощрение и индивидуальный подход

слайд 24

Таксономия целей обучения

Цели обучения предполагают шесть уровней мыслительных навыков: знание и понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

слайд 25

слайд 26

слайд 27

Теория речевой деятельности

Критерии оценивания по языковым предметам характеризуют 4 вида речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо.

слайд 28

Для сбора данных об успеваемости и прогрессе в обучении в течение учебного года осуществляются два вида оценивания: формативное оценивание и суммативное оценивание. Суммативное оценивание включает процедуры суммативного оценивания за раздел/сквозную тему, четверть и уровень среднего образования.

слайд 29

Формативное оценивание – это вид оценивания, который проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между учеником и учителем и позволяет своевременно корректировать учебный процесс без выставления баллов и оценок.

слайд 30

Формативное оценивание является неотъемлемой частью процесса обучения и проводится регулярно учителем в течение четверти. При формативном оценивании обучающийся имеет право на ошибку и ее исправление. Это позволяет определить возможности обучающегося, выявить трудности, помочь в достижении наилучших результатов, своевременно корректировать учебный процесс.

Формативное оценивание является процессом, который оказывает непосредственное влияние на рост и развитие учебных достижений и обеспечивает обратную связь между учителем и обучающимся.

Формативное оценивание должно быть неотъемлемой частью обучения, а не рассматриваться как дополнительные упражнения или тесты. Цели обучения и ожидаемые результаты по каждому из разделов учебной программы определяют содержание практики формативного оценивания.

Учитель должен охватить все цели обучения учебной программы в процессе формативного оценивания. В помощь учителю подготовлены сборники заданий для формативного оценивания, включающие критерии оценивания по целям обучения, образцы заданий с дескрипторами.

Учитель разрабатывает или подбирает задания с учетом индивидуальных особенностей своих обучающихся и контекста обучения. К каждому заданию определяются дескрипторы (шаги). Дескрипторы к заданиям должны быть ясными и точными, чтобы решение учителя при оценивании было объективным. Кроме того, дескрипторы позволяют определить, на каком этапе выполнения задания обучающийся испытывает трудности. Это способствует предоставлению конструктивной обратной связи обучающимся и родителям.

В повседневной практике формативного оценивания можно использовать различные методы для измерения уровня усвоения, прогресса обучающихся: «Две звезды и одно пожелание», «Сигналы рукой», «Светофор», «Одноминутное эссе», «Речевые образцы», «Трехминутная пауза», «Словесная оценка», викторины, опросы.

Методы формативного оценивания можно использовать на разных этапах организации учебной деятельности как в процессе объяснения темы, выполнения заданий, так и во время предоставления обратной связи обучающимся.

Методы формативного оценивания могут использоваться при организации индивидуальной, парной и групповой работы.

Важным этапом формативного оценивания является обратная связь. Обратная связь используется на различных этапах урока и позволяет учителю осуществлять непрерывное взаимодействие с учениками, в результате которого происходит корректирование и дальнейшее планирование процесса обучения.

слайд 31

При предоставлении обратной связи учителю рекомендуется:

  • Отметить сильные стороны ученика

  • Избегать слов «неверно», «неправильно», без пояснения того, что выполнено неправильно

  • Давать рекомендации, каким образом исправить недочёты или улучшить работу учащегося

  • Исключить использование негативных комментариев, включающих иронию, высмеивание ответа ученика, например «глупый ответ», «как ты мог до этого додуматься»

При формативном оценивании учитель оценку не ставит, а даёт рекомендации на успешное выполнение заданий и исправление ошибок, начиная с того, что хорошо получается у ученика.

слайд32

Итак, формативное оценивание (формирующее,текущее) – это

  • Текущий уровень усвоения знаний и навыков;

  • Повседневная работа;

  • Устранение пробелов и недочетов;

  • Количество вне регламента;

  • Без учета при итоговой отметке.

слайд 33

Суммативное (итоговое) оценивание – это оценивание учебных достижений по завершении изучения определённого материала. Оно  предназначено для определения уровня сформированности знаний, умений, навыков, компетентностей при завершении изучения темы, раздела к определенному периоду времени. Суммативное оценивание проводится по результатам выполнения различных видов проверочных работ (теста, контрольной, лабораторной, исследовательской работ, сочинения, эссе, проекта, устной презентации и т.п.). Отметки, выставленные за проверочные работы, являются основой для определения итоговой оценки.

слайд34

Цель суммативного оценивания – констатирование уровня усвоенности знаний и сформированности умений и компетентностей у учащихся к определенному периоду времени и определение соответствия полученных результатов требованиям стандарта.

Суммативное оценивание должно включать разноуровневые задания, которые будут демонстрировать достижения различных уровней мыслительных навыков, включая проверку уровней мышления высокого порядка: анализ, синтез и оценка.

Результаты выполненной работы по суммативному оцениванию должны быть понятными для учеников и мотивировать их к дальнейшему обучению. Обратная связь должна содержать информацию о достигнутом уровне учебных достижений для ученика и родителей в форме рубрики.

Роберт Стейк привел такую аналогию с двумя этапами оценивания супа: когда повар дегустирует суп – это формативная оценка; когда обедающий (или эксперт) ест суп – это суммативная оценка. Другими словами, формативная оценка отражает внутренний контроль качества, тогда как суммативная оценка представляет, насколько хорошо функционирует конечный продукт в реальном мире.

Критериальное оценивание позволяет:

слайд 35

Учителям:

  • Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;

  • Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;

  • Улучшить качество преподавания;

  • Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;

  • Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;

  • Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.

слайд 36

Учащимся:

  • Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;

  • Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха;

  • Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;

  • Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

слайд 37

Родителям:

  • Получать доказательства уровня обученности ребенка;

  • Отслеживать прогресс в обучении ребенка;

  • Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.

слайд 38

- Просмотр фрагментов уроков учителей 1-х классов

- Выступление по теме «Плюсы и проблемы внедрения обновлённого содержания образования» Клочко С.З.

- Выступление по теме «Внедрение критериального оценивания в образовательный процесс старшей школы» Костючик Е.С.

Итак, уважаемые коллеги! Проблема оценивания и его объективности остро стоит и перед учителями в практике преподавания, и перед учениками для оценивания успешности своего обучения. Для учителя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать ученика к продвижениям по отношении к самому себе. Оценка должна стать инструментом в руках учителя, который будет направлять, открывать новые возможности ученику на пути познания. Особенно это важно на современном этапе, когда мы через изменение образовательной парадигмы переходим от модели, где учитель находится в центре учебного процесса к модели, где ученики созидают, а учитель лишь направляет.

-видеоролик « Притча «Крылья» Ш.Амонашвили

Наверное сейчас, нам учителям, дают эти крылья, внедряя эту обновлённую программу.

Для того чтобы изучить более подробно систему критериального оценивания необходимо зайти на сайт «SMK», зарегистрироваться и найти нужную литературу.

Просмотр содержимого презентации
«педсовет Критериальное оценивание»

Педсовет  «Критериальное оценивание учебных достижений обучающихся в рамках обновления содержания образования»

Педсовет «Критериальное оценивание учебных достижений обучающихся в рамках обновления содержания образования»

«Нам предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования. В среднем образовании надо подтягивать образовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев Интеллектуальных школах. Выпускники школы должны знать казахский, русский и английский языки. Результатом обучения школьников должно стать овладениями навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации»   Из послания Президента РК Н.А. Назарбаева к народу Казахстана

«Нам предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования. В среднем образовании надо подтягивать образовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев Интеллектуальных школах. Выпускники школы должны знать казахский, русский и английский языки. Результатом обучения школьников должно стать овладениями навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации»

Из послания Президента РК Н.А. Назарбаева к народу Казахстана

«Процесс, способствующий определению соответствия между достигнутым и планируемым  уровнями  учебных достижений обучающихся»  Роберт Юджин Глейзер

«Процесс, способствующий определению соответствия между достигнутым и планируемым уровнями учебных достижений обучающихся»

Роберт Юджин Глейзер

компьютерная грамотность грамотное решение бытовых проблем владение иностранными языками общая грамотность экологическая грамотность Функциональная грамотность ученика 4 грамотность действий в чрезвычайных ситуациях самообразование и работа с информацией правовая и общественно-политическая грамотность самопознание и взаимодействие с другими людьми

компьютерная грамотность

грамотное решение бытовых проблем

владение иностранными языками

общая грамотность

экологическая грамотность

Функциональная грамотность ученика

4

грамотность действий в чрезвычайных ситуациях

самообразование и работа с информацией

правовая и общественно-политическая грамотность

самопознание и взаимодействие с другими людьми

4

4

« Отсутствие оценки … является самым худшим видом оценки ….»     Б.Г.Ананьев 4

« Отсутствие оценки … является самым худшим видом оценки ….» Б.Г.Ананьев

4

Система критериального оценивания определяет основы для внесения изменений в действующую практику оценивания учебных достижений обучающихся.   Система КО будет направлена на развитие обучающегося, повышение его интереса и мотивации к обучению.   Необходимо установить ясные и измеримые критерии оценивания, понятные каждому обучающемуся и его родителям. 4

Система критериального оценивания определяет основы для внесения изменений в действующую практику оценивания учебных достижений обучающихся.

Система КО будет направлена на развитие обучающегося, повышение его интереса и мотивации к обучению.

Необходимо установить ясные и измеримые критерии оценивания, понятные каждому обучающемуся и его родителям.

4

Критерий оценивания На какой стадии обучения находится обучающийся? Куда он стремится в своём обучении? Что необходимо сделать, чтобы помочь ему достичь ожидаемых результатов? 4

Критерий оценивания

  • На какой стадии обучения находится обучающийся?
  • Куда он стремится в своём обучении?
  • Что необходимо сделать, чтобы помочь ему достичь ожидаемых результатов?

4

Цель КО: получение объективной информации о результатах обучения обучающихся на основе критериев оценивания и предоставление её всем заинтересованным участникам для дальнейшего совершенствования учебного процесса . Задачи системы КО: 1.Расширить возможности и функции оценивания в образовательном процессе; 2.Создать условия для постоянного самосовершенствования обучающихся посредством установления регулярной обратной связи; 3.Содействовать  формированию  единых  стандартов, качественных механизмов и инструментов оценивания; 4.Предоставлять объективную, непрерывную и достоверную информацию:  -обучающимся о качестве их обучения;  -учителям о прогрессе обучающихся;  -родителям о степени достижения результатов обучения;  -органам управления о качестве предоставляемых образовательных         услуг. 4

Цель КО: получение объективной информации о результатах обучения обучающихся на основе критериев оценивания и предоставление её всем заинтересованным участникам для дальнейшего совершенствования учебного процесса .

Задачи системы КО:

1.Расширить возможности и функции оценивания в образовательном процессе;

2.Создать условия для постоянного самосовершенствования обучающихся посредством установления регулярной обратной связи;

3.Содействовать формированию единых стандартов,

качественных механизмов и инструментов оценивания;

4.Предоставлять объективную, непрерывную и достоверную информацию:

-обучающимся о качестве их обучения;

-учителям о прогрессе обучающихся;

-родителям о степени достижения результатов обучения;

-органам управления о качестве предоставляемых образовательных услуг.

4

Учебный план Учебная программа Порядок проведения КО учебных достижений ученика Руководство по КО для учителей начальной школы, основной и общей средней школ Порядок проведения КО учебных достижений ученика Сборники заданий по Руководство по КО для учителей начальной школы, основной и общей средней школ Сборники заданий по  Нормативно-правовая база КО ГОС НО 10

Учебный план

Учебная программа

Порядок проведения КО учебных достижений ученика

Руководство по КО для учителей начальной школы, основной и общей средней школ

Порядок проведения КО учебных достижений ученика

Сборники заданий по

Руководство по КО для учителей начальной школы, основной и общей средней школ

Сборники заданий по

Нормативно-правовая база КО

ГОС НО

10

Содержательное отличие обновленных учебных программ - - организация учебного процесса с использованием долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов - соответствие содержания разделов и предложенных тем запросам времени, акцент на формирование социальных навыков - принцип спиральности при проектировании содержания предмета - наличие «сквозных тем» между предметами как внутри одной образовательной области, так и при реализации межпредметных связей - повышение воспитательного потенциала обучения, формирование нравственно-духовных качеств обучающегося - иерархия целей обучения по таксономии Блума, основанная на закономерностях познания и классифицируемая по наиболее важным видам предметных операций 11

Содержательное отличие обновленных учебных программ

-

- организация учебного процесса с использованием долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов

- соответствие содержания разделов и предложенных тем запросам времени, акцент на формирование социальных навыков

- принцип спиральности при проектировании содержания предмета

- наличие «сквозных тем» между предметами как внутри одной образовательной области, так и при реализации межпредметных связей

- повышение воспитательного потенциала обучения, формирование нравственно-духовных качеств обучающегося

- иерархия целей обучения по таксономии Блума, основанная на закономерностях познания и классифицируемая по наиболее важным видам предметных операций

11

Ясность, доступность Объективность, достоверность и Направленность на развитие Непрерывность Принципы критериального оценивания Взаимосвязь обучения и оценивания 12

Ясность, доступность

Объективность, достоверность и

Направленность на развитие

Непрерывность

Принципы критериального оценивания

Взаимосвязь обучения и оценивания

12

Система КО учебных достижений обучающихся преподавание обучение оценивание

Система КО учебных достижений обучающихся

преподавание

обучение

оценивание

Концептуальная структура  системы КО 13

Концептуальная структура системы КО

13

Компетентностный подход-  освоение учебной программы, оценивается через конкретные результаты, выраженные в знаниях, умениях, навыках, способностях и опыте обучающихся Компетентностный Степень соответствия ожидаемого результата знания

Компетентностный подход- освоение учебной программы, оценивается через конкретные результаты, выраженные в знаниях, умениях, навыках, способностях и опыте обучающихся

Компетентностный

Степень соответствия ожидаемого результата

знания

Три категории компетенций

Три категории компетенций

  • Интерактивное использование инструментов
  • Взаимодействие в разнородных группах
  • Самостоятельная деятельность
Учебная программа цель Система оценивания ожидаемый результат Процесс обучения проведение урока    Обратный  дизайн –      это специальная технология педагогического проектирования образовательного процесса, главным критерием которого становится не содержание, а планируемые результаты обучения.   Учебная программа Система оценивания Процесс обучения

Учебная программа

цель

Система оценивания

ожидаемый результат

Процесс обучения

проведение урока

Обратный дизайн – это специальная технология педагогического проектирования образовательного процесса, главным критерием которого становится не содержание, а планируемые результаты обучения.

Учебная программа

Система оценивания

Процесс обучения

Социо-конструктивистская теория обучения  Обучающийся перестает быть пассивным объектом оценивания, а становится «создателем/строителем» этого процесса. Обучающийся понимает «что», «как» и «почему» будет оцениваться. Это повышает качество обратной связи, взаимодействий, саморегуляции и ответственности обучающихся и учителей.

Социо-конструктивистская теория обучения

Обучающийся перестает быть пассивным объектом оценивания, а становится «создателем/строителем» этого процесса. Обучающийся понимает «что», «как» и «почему» будет оцениваться. Это повышает качество обратной связи, взаимодействий, саморегуляции и ответственности обучающихся и учителей.

Зона ближайшего развития Создается благоприятная среда для развития обучающихся под руководством учителя и в сотрудничестве со сверстниками

Зона ближайшего развития

Создается благоприятная среда для развития обучающихся под руководством учителя и в сотрудничестве со сверстниками

Теория скаффолдинга Пошаговая поддержка обучающихся и использование разноуровневых заданий в оценивании

Теория скаффолдинга

Пошаговая поддержка обучающихся и использование разноуровневых заданий в оценивании

Теория формативного оценивания  Основу оценивания составляют вопросы: «на какой стадии обучения учащиеся находятся?», «куда они стремятся в своем обучении?», и «что необходимо сделать, чтобы помочь им достигнуть этого?»

Теория формативного оценивания

Основу оценивания составляют вопросы: «на какой стадии обучения учащиеся находятся?», «куда они стремятся в своем обучении?», и «что необходимо сделать, чтобы помочь им достигнуть этого?»

Ключевые стратегии формативного оценивания

Ключевые стратегии формативного оценивания

  • Разъяснение ожидаемых результатов и критериев оценивания
  • Формирование эффективных обсуждений и взаимодействий в классе
  • Предоставление обратной связи, которая будет стимулировать учащихся к достижению результатов
  • Вовлечение обучающихся в качестве источников и ресурсов взаимообучения
  • Становление обучающегося как «создателя» своего знания
Теория полного усвоения знаний Различия в успехах обучающихся можно сократить посредством трех факторов:

Теория полного усвоения знаний

Различия в успехах обучающихся можно сократить посредством трех факторов:

  • Диагностика исходного уровня и адаптация образовательного процесса к потребностям обучающихся
  • Поддержка мотивации обучающихся путем смягчения возможных разочарований от первых неудач
  • Поощрение и индивидуальный подход
Таксономия целей обучения Цели обучения предполагают шесть уровней мыслительных навыков: знание и понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

Таксономия целей обучения

Цели обучения предполагают шесть уровней мыслительных навыков: знание и понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

Теория речевой деятельности Критерии оценивания по языковым предметам характеризуют 4 вида речевой деятельности: слушание; говорение; чтение; письмо Слушание Говорение Чтение Письмо 27

Теория речевой деятельности

Критерии оценивания по языковым предметам характеризуют 4 вида речевой деятельности: слушание; говорение; чтение; письмо

Слушание

Говорение

Чтение

Письмо

27

Модель критериального оценивания Критериальное оценивание Суммативное оценивание Формативное оценивание Если они не согланны то внести изменения за четверть, за раздел, Суммативное оценивание за уровень образования Суммативное оценивание за четверть Суммативное оценивание за раздел/сквозную тему 27 27

Модель критериального оценивания

Критериальное оценивание

Суммативное оценивание

Формативное оценивание

Если они не согланны то внести изменения за четверть, за раздел,

Суммативное оценивание за уровень образования

Суммативное оценивание за четверть

Суммативное оценивание за раздел/сквозную тему

27

27

Формативное оценивание Формативное оценивание –  это вид оценивания, который проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между учеником и учителем и позволяет своевременно корректировать учебный процесс без выставления баллов и оценок.

Формативное оценивание

Формативное оценивание – это вид оценивания, который проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между учеником и учителем и позволяет своевременно корректировать учебный процесс без выставления баллов и оценок.

Формативное оценивание

Проводится

Информирует

Роль ученика

учащихся, насколько правильно они выполняют задания в период изучения материала;

учителем в течение четверти

активное участие в обучении;

понимание критериев оценивания/ дескрипторов;

учителей о прогрессе учащихся для коррекции процесса преподавания.

самоооценивание/ взаимооценивание.

Роль учителя

Формы проведения

четкое формулирование критериев оценивания в соответствии с целями обучения;

составление заданий в соответствии с целями обучения и критериями оценивания;

разработка дескрипторов к заданиям;

обеспечение учащихся эффективной обратной связью;

корректировка процесса преподавания и оценивания.

  • индивидуальная
  • в парах
  • в группах
  • в группах сменного состава

Включить определение Формативное оценивание

Текущее оценивание обучения, которое обеспечивает учителей, обучающихся и других участников педагогического процесса информацией, необходимой для совершенствования обучения. Формативное оценивание осуществляется в процессе повседневной работы в классе, является показателем текущей успеваемости обучающихся, обеспечивает обратную связь между учеником и учителем и позволяет своевременно корректировать учебный процесс

27

Обратная связь ученику  Отметить сильные стороны ученика  Избегать слов «неверно», «неправильно», без пояснения того, что выполнено неправильно  Давать рекомендации, каким образом исправить недочёты или улучшить работу учащегося  Исключить использование негативных комментариев, включающих иронию, высмеивание ответа ученика, например «глупый ответ», «как ты мог до этого додуматься» 27

Обратная связь ученику

  • Отметить сильные стороны ученика
  • Избегать слов «неверно», «неправильно», без пояснения того, что выполнено неправильно
  • Давать рекомендации, каким образом исправить недочёты или улучшить работу учащегося
  • Исключить использование негативных комментариев, включающих иронию, высмеивание ответа ученика, например «глупый ответ», «как ты мог до этого додуматься»

27

Формативное оценивание Текущий уровень усвоения знаний и навыков; Повседневная работа; Устранение пробелов и недочетов; Количество вне регламента; Без учета при итоговой отметке. 27

Формативное оценивание

  • Текущий уровень усвоения знаний и навыков;
  • Повседневная работа;
  • Устранение пробелов и недочетов;
  • Количество вне регламента;
  • Без учета при итоговой отметке.

27

Суммативное (итоговое) оценивание Это оценивание учебных достижений по завершении изучения определённого материала. Проводится по результатам выполнения различных видов проверочных работ.  Отметки, выставленные за проверочные работы, являются основой для определения итоговой оценки. 27

Суммативное (итоговое) оценивание

  • Это оценивание учебных достижений по завершении изучения определённого материала.
  • Проводится по результатам выполнения различных видов проверочных работ.
  • Отметки, выставленные за проверочные работы, являются основой для определения итоговой оценки.

27

Цель суммативного оценивания Констатирование уровня усвоенности знаний и сформированности умений и компетентностей у учащихся Определение соответствия полученных результатов требованиям стандарта. Суммативное оценивание должно включать разноуровневые задания, которые будут демонстрировать достижения различных уровней мыслительных навыков, включая проверку уровней мышления высокого порядка: анализ, синтез и оценка. Результаты выполненной работы должны быть понятными для учеников и мотивировать их к дальнейшему обучению.  Обратная связь должна содержать информацию о достигнутом уровне учебных достижений для ученика и родителей в форме рубрики. 27

Цель суммативного оценивания

  • Констатирование уровня усвоенности знаний и сформированности умений и компетентностей у учащихся
  • Определение соответствия полученных результатов требованиям стандарта.
  • Суммативное оценивание должно включать разноуровневые задания, которые будут демонстрировать достижения различных уровней мыслительных навыков, включая проверку уровней мышления высокого порядка: анализ, синтез и оценка.
  • Результаты выполненной работы должны быть понятными для учеников и мотивировать их к дальнейшему обучению.
  • Обратная связь должна содержать информацию о достигнутом уровне учебных достижений для ученика и родителей в форме рубрики.

27

Критериальное оценивание - учителям Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения; Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности; Улучшить качество преподавания; Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей; Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания; Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы. 27

Критериальное оценивание - учителям

  • Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;
  • Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
  • Улучшить качество преподавания;
  • Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
  • Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;
  • Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.

27

Критериальное оценивание - ученикам Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания; Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха; Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников; Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить. 27

Критериальное оценивание - ученикам

  • Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;
  • Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха;
  • Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;
  • Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

27

Критериальное оценивание - родителям Получать доказательства уровня обученности ребенка; Отслеживать прогресс в обучении ребенка; Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения. 27

Критериальное оценивание - родителям

  • Получать доказательства уровня обученности ребенка;
  • Отслеживать прогресс в обучении ребенка;
  • Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.

27

Спасибо за внимание! 27

Спасибо за внимание!

27