СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на педсовет "Конструирование в дошкольном возрасте"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит материалы по конструированию в детском саде: виды и типы, программные задачи, рекомендации по составлению конструкта образовательной деятельности. На данном сайте представлена и презентация к докладу.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на педсовет "Конструирование в дошкольном возрасте"»

Конструирование в дошкольном возрасте. Особенности организации и проведения НОД

Говорю: ФГОС ДО ориентирует на развитие самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Конструирование является одним из приоритетных видов детской деятельности.

На слайде 2: Один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного детства: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Говорю: Реализуемые в детском саду Программы предполагают предпосылки конструктивной деятельности с третьего года жизни: в совместной с педагогом деятельности познание об элементах строительных конструкторов: название деталей, некоторые свойства, способы крепления. На четвертом году жизни задачи усложняются, важно построить предметы, называть строительные детали, анализировать постройку. Добавляются постройки из песка и снега, украшение их. Обыгрывание постройки, лепной работы и включение их в игру.

На слайде 3. Задачи третьего и четвертого года жизни (2-я младшая группа)

Говорю: На пятом году жизни (средняя группа) выделяются несколько видов конструирования: из готовых геометрических фигур, из бумаги: освоение обобщенных способов складывания различных поделок; - конструирование из природного материала: Составление простых коллажей из готовых элементов; Использование несложных схем сложения для выполнения работы в конструировании; частичное преобразование постройки, работы в соответствии с условием.

На слайде 4. Задачи пятого года жизни

Говорю: На шестом году жизни (Старшая группа) конструирование из разнообразных геометрических форм, тематических конструкторов: развиваются умения анализировать постройку, созданных с опорой на опыт освоения архитектуры: варианты построек жилого, промышленного, общественного назначения, мосты, крепости, транспорт, сказочные постройки; придумывание сюжетных композиций. Создание построек по заданным теме, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям.

Конструирование из бумаги: Освоение обобщенных способов конструирования из бумаги; чтение схем сложения. Освоение приемов оригами.

Конструирование из природного и бросового материалов: Освоение способов крепления деталей, использования инструментов.

Развитие умений работы с тканью, плетение: разрезание, наклеивание, заворачивание, нанесение рисунка, декорирование элементами; изготовление простых игрушек.

Развитие умений адекватно оценить результаты деятельности, стремиться к совершенствованию умений, продуктов деятельности, прислушиваться к оценке и мнению взрослого.

На слайде 5: задачи шестого года жизни.

Говорю: Седьмой год жизни (Подготовительная группа)

Конструирование из разнообразных геометрических форм, тематических конструкторов: Перечисленные ранее знания, умения и навыки совершенствуются. Проектируются сооружения по заданным теме, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям, фотографиям.

Конструирование из бумаги, природного и бросового материалов: создание интересных игрушек, предметов по замыслу и по схеме сложения; самостоятельное применение разных способов и приемов создания, способов крепления деталей, различных инструментов; создание интересных образов в технике оригами.

Освоение и применение способов плоского, объемного и объемно- пространственного оформления. Умения моделирования и макетирования простых предметов. Совершенствование умений планировать процесс создания предмета; создавать разметки по шаблону.

Развитие умений работы с тканью, плетение: безопасное использование ряда инструментов. Создание аппликации из ткани, умения наносить контур мелком; подбирать фактуру, цвет ткани к создаваемому образу.

Потребность в достижении качественного результата. Развитие адекватной оценки результатов деятельности, стремление к совершенствованию умений, качественному результату; желания прислушиваться к оценке и мнению взрослого.

На слайде 6: Задачи седьмого года жизни.

Говорю: Слайд 7. Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное.

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т.п. К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.

В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой: «веселый клоун», «худой простофиля волк», «прекрасный принц» и т.п. К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.

Некоторые исследователи считают, что компьютерное конструирование и создание конструкций из подручного, бросового материала (например, пластиковая посуда, детали игрушек и т. д.) могут относиться как к техническому, так и к художественному виду, поскольку в них могут отображаться реальная сторона предмета и образ, воспринятый ребенком.

Говорю: Слайд 8. Виды конструирования в детском саду:
В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:
конструирование из строительных материалов;

конструирование из конструктора;
конструирование из бумаги;
конструирование из природного и бросового материала;

компьютерное конструирование.

Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников и начинается с раннего возраста.
Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение. Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во дворе.
Кроме строительных наборов, рекомендуются наборы «Лего», имеющие более прочные способы соединения, а также пластиковые и металлические «Конструкторы», у которых крепления более сложные – с помощью винтов, гаек, шипов и т. д.
В игре «Конструктор» дети учатся решать сложные конструктивные задачи, знакомятся с различными способами соединения деталей, создают всевозможные подвижные конструкции, тогда как строительные наборы предназначены для сооружения в основном неподвижных построек.

Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем сложить и склеить игрушку. Весь этот процесс требует умения измерять, пользоваться ножницами. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек путем составления их из отдельных готовых форм.
Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) – пирожки и др. В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей.
Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Они узнают, что песок сыпучий, но из сырого песка можно лепить; воду можно наливать в разную посуду, на холоде она замерзает и т. д.
Начиная со средней группы, дети делают игрушки из природного материала. Особенность поделок из этого материала состоит в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности, усилить это сходство и выразительность дополнительной обработкой с помощью инструментов. Особенно большое значение эта деятельность имеет для развития фантазии, художественного вкуса, творческой деятельности ребёнка.
Компьютерное конструирование – вид конструирования, не предусмотренный программами, но очень актуальный на сегодняшний день. Использование компьютеров в образовании и развитии ребенка уже перестало быть необычным явлением.

Как правило, в компьютерных играх от ребенка требуется:

- Владение средствами управления, быстрота и точность манипуляций;

- Быстрая и правильная реакция на происходящие события;

- Чувство времени, умение выдерживать заданные временные интервалы;

- Способность следить за несколькими объектами одновременно;

- Знание географии игрового поля, законов игрового мира;

- Знание конкретной предметной области, которая моделируется в игре;

- Умение искать закономерности;

- Умение предугадывать действия противника;

- Знание алгоритма и стратегии выигрыша;

- Способность к быстрому и максимально полному перебору основных вариантов;

- Память на текущие события;

- Использование прошлого опыта, что происходило в предыдущих сеансах игры;

- Способность интенсивно работать в течение всего сеанса игры.

Развивающие компьютерные игры: графические редакторы – "рисовалки", "раскраски". Дети имеют возможность свободно рисовать на экране линиями, геометрическими фигурами, пятнами, закрашивать замкнутые области, стирать изображения;

Формированию у детей способности самостоятельно ставить перед собой цели и достигать их помогают такие игры, как "Конструктор". В ходе игры дети берут на себя роль создателя новых объектов. Они самостоятельно ставят перед собой сложные цели и пытаются их реализовать.

- "Музыкальные редакторы" для ввода, хранения и воспроизведения простых мелодий;

- игры компьютерного конструирования: конструктор сказок и мультфильмов. К такому направлению можно отнести игру – конструктор "Незнайка и все, все, все…". Создание простого, но настоящего мультфильма с помощью программы займет у ребенка не более пяти минут: выбор заднего плана из библиотеки, украшение сцены различными предметами и декорациями. После этого ребенок выбирает актеров. Данная программа предлагает персонажи из мультфильма. Каждый из персонажей умеет выполнять всевозможные трюки и действия. Чтобы оживить актера, ребенок щелкает на нем мышкой и перемещает по экрану, задавая траекторию движения. В любой момент можно назначить актеру новое действие, добавить новых персонажей, анимировать фон и т.д. Ребенок сможет самостоятельно добавлять звуковые эффекты, записывать прикольные голоса и музыку. В конце добавляются титры и мультик готов.

Развитию творчества способствуют также электронные пазлы, которые также являются элементами игр компьютерного конструирования.

Пазлы развивают у детей такие качества, как внимание и усидчивость. Детям предлагаются электронные пазлы с разным количеством деталей. Самым маленьким детям предлагается собрать пазлы, состоящие из 4-6 деталей. Для детей постарше предлагаются пазлы с большим количеством деталей.

Развитию творческих способностей способствует и собирание мозаики: ребенок вместе с героем должен составить мозаику по образцу. Если ребенок окрасит квадратик не тем цветом, который необходим, то он может этот же квадратик окрасить в другой цвет.

Говорю: Слайд 9. Формы организации обучения конструированию

1. Конструирование по образцу: детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании.

2. Конструирование по модели: Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу.  

3. Конструирование по условиям заключается в том, что без определенного образца постройки, рисунка или способов ее возведения детям задаются лишь условия, которым она должна соответствовать. Обычно указывается ее практическое назначение. Например, построить гараж для машины, кровать для куклы и т. д. Задачи конструирования выражаются через условия, являются проблемными, так как способ решения не дается. В процессе конструирования по условиям у ребенка формируется умение анализировать и, основываясь на этом анализе, структурировать свою практическую деятельность. А чтобы дети успешно конструировали по условиям, у них должны быть опыт конструирования по образцу и опыт экспериментирования с различными материалами.

4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Сначала детей учат построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам. Данный вид конструирования затрудняет то, что часто дети не способны выделять плоскостные проекции объемных геометрических тел-деталей. Безусловный плюс данного вида конструирования заключается в его способности развивать образное мышление и познавательную активность у детей.

5. Конструирование по замыслу здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать.

6. Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций («птицы», «город» и т.п.), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику.

7. Каркасное конструирование предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его частями, характером их взаимодействия) и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции. В результате дети легко усваивают общий принцип строения каркаса и учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданного каркаса. Данный вид конструирования – хороший способ развития воображения и образного мышления. Однако он требует разработки специального материала, позволяющего составлять детям различные каркасы как основы будущих конструкций, которые им предстоит достроить.

При выборе методов и форм организации работы необходимо помнить, что основная цель обучения конструированию заключается не в том, чтобы научить ребёнка делать ту или иную поделку, а в том, чтобы развивать мышление ребёнка, его нравственные качества, эстетические чувства.

Говорю: Слайд 10. Требования к проведению непосредственно – образовательной деятельности по конструированию такие же, как и к любой другой образовательной деятельности. Конструкт составляется аналогично.

Возьмем тему: «Постройка военного корабля» в подготовительной к школе группе

  1. Актуализация знаний (стимулирующие вопросы, познавательная ситуация)

Какие вопросы задает воспитатель? (М.б. мы уже строили корабль, вспомним, как мы это делали? Почему именно военный корабль? М.Б. рассматривали военные корабли, говорили о роли флота в ВОВ)

  1. Целеполагание (Мотивация на совместную деятельность, проблемная ситуация, побуждающая интерес детей к новому знанию; Актуализация знаний детей; Побуждение к деятельности, эмоциональный настрой)

Как будем мотивировать детей на совместную деятельность? (Письмо от Шойгу с просьбой разработать современные военные корабли для обеспечения безопасности границ России). Одновременно с задачами конструирования патриотические нотки, можно поставить музыкальное сопровождение «Моя армия самая сильная», что обеспечит нужный эмоциональный настрой.

  1. Планирование (составление и обсуждение деятельности с детьми, стимулирование к высказываниям)

Как организовать этот этап деятельности? (Каким должен быть военный корабль? – стимулирование речевой деятельности, мыслительных процессов, фантазии….)

  1. Организация (выбор материалов, партнеров, места, способа действий)

Из чего будем конструировать? Почему именно этот строительный материал нам подходит? Как организуем деятельность? (в парах, группах, индивидуально) Где будем строить? Как будем строить? (По чертежу, образцу, фото, по замыслу).

  1. Включение детей в деятельность Можно дифференцировать работу (дать по подгруппам разные способы действия).

  2. Самоконтроль (соотнесение с поставленной целью) Работа подходит к концу, каждый сам анализирует то, что сделано, в зависимости от цели индивидуальной или коллективной.

  3. Анализ (достижения, проблемы, трудности, речевая активность детей) Каким образом анализируем деятельность? (Что мы хотели получить? Что получили? Возникли ли проблемы? Как мы их решили? Что было трудно?)

  4. Открытость – принятие решения, ориентация на самостоятельную деятельность детей в режимных моментах, в семье

Как организовать эту часть деятельности? (обыгрывание в сюжетно – ролевых играх, конструирование сюжетных построек – маяка, кораблей противника, союзников, предложить предметы – заместители для обустройства внутренней части корабля, задание домой – конструирование корабля, принести фото, чтобы отправить рапорт Шойгу).