СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на педсовет "Современные формы организации образовательного процесса в аспекте содержания ФГОС ДО"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит текст доклада по организации орбразовательной деятельности в детском саде в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на педсовет "Современные формы организации образовательного процесса в аспекте содержания ФГОС ДО"»

Доклад на педсовете:

Современные формы организации образовательного процесса в аспекте содержания ФГОС дошкольного образования

Воспитатель:

Чемезова О.М.

Слайд 1. Введение ФГОС ДО требует кардинальной перестройки деятельности педагога, в частности, и в вопросе выбора форм организации образовательного процесса.

Слайд 2. Образовательный процесс должен соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

Слайд 3. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.

Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидума. Обучение и развитие не могут выступать как отдельные процессы, они соотносятся как форма и содержание единого процесса развития личности.

В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.

В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие личности.

В деятельности целеполагания воспитываются: свобода, целеустремленность, достоинство, честь, гордость, самостоятельность.

При планировании: самостоятельность, воля, творчество, созидание, инициатива, организованность.

На этапе реализации целей: трудолюбие, мастерство, исполнительность, дисциплинированность, активность.

На этапе анализа формируются: отношения, честность, критерии оценки, совесть, ответственность, долг.

В развивающем обучении ребенок является полноценным субъектом деятельности.

Современный этап педагогической практики - это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка.

Развивающее обучение направлено на развитие целостной совокупности качеств личности.

Слайд 4. Л.С.Выготский писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний а на завтрашний день детского развития». Он выделял два уровня в развитии ребенка:

1) сферу актуального развития - уже сформировавшиеся качества и то, что ребенок может делать самостоятельно;

2) зону ближайшего развития - те виды деятельности, которые ребенок пока еще не в состоянии самостоятельно выполнить, но с которыми может справиться с помощью взрослых.

Зона ближайшего развития - большая или меньшая возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет дела в сотрудничестве.

Для развития чрезвычайно эффективно постоянно преодолевать грань между сферой актуального развития и зоной ближайшего развития - областью неведомой, но потенциально доступной для познания.

Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка.

Определить внешние границы зоны ближайшего развития, отличить ее от актуальной и недоступной зоны - задача, которая решается пока только на интуитивном уровне, зависящем от опыта и мастерства педагога.

Слайд 5. Проанализируем известные модели организации образовательного процесса:

Учебно-дисциплинарная, Тематическая, ПРЕДМЕТНО-Средовая

Слайд 6. Последние годы учебная модель активно используется в ДОУ. Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеют свою логику построения.

В этой модели позиция взрослого - учительская: ему всецело принадлежит инициатива и направление деятельности. Модель рассчитана на заблаговременное жесткое программирование образовательной среды в виде методик.

Образовательный процесс осуществляется в дисциплинарной школьно-урочной форме.

Предметная среда обслуживает занятие - методику и приобретает вид учебных пособий.

Привлекательность учебной модели для практиков определяется ее высокой технологичностью, доступностью профессионально обученному педагогу.

В помощь педагогу издается множество конспектов – разработок по отдельным методикам, содержание которых не связано между собой.

Слайд 7. Предметно-средовая модель: Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду.

Взрослый – организатор предметных сред, подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка.

Классический вариант этой модели – система М. Монтессори.

Ограничение образовательной среды только предметным материалом и ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приводит к утрате систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты дошкольника.

При этом, как и учебная, данная модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого.

Слайд 8. Комплексно-тематическая модель: В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме.

Реализация темы в разных видах детской деятельности (проживание ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской.

Организация предметной среды в этой модели становится менее жесткой, включается творчество педагога.

Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу.

Однако в целом образовательный процесс направлен скорее, на расширение представлений ребенка об окружающем мире, чем на его развитие.

Эту модель чаще используют учителя - логопеды.

Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.

Вывод: Особенности этих трех моделей–прототипов необходимо иметь в виду при конструировании оптимальной модели образовательного процесса для детей дошкольного возраста.

Возможно использование положительных сторон комплексно-тематической и предметно- средовой моделей: ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.

Слайд 9. Наиболее распространенная модель планирования образовательного процесса - Непосредственно образовательная деятельность

реализуется через организацию различных видов детской деятельности, культурных практик с использованием разнообразных форм, методов и средств, выбор которых осуществляется как педагогом (решение конкретных образовательных задач образовательной программы), так и педагогом вместе с детьми, с учетом их возрастных, индивидуальных особенностей и интересов

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это форма организации обучения в детском саду, имеющая определенную структуру: начало, основная часть, окончание – «открытый конец»

Под совместной деятельностью взрослых и детей понимаются все виды взаимодействия детей и взрослых в рамках освоения образовательных областей и режимных моментов, учитывающих мотивацию ребенка.

Слайд 10. Следующая форма организации образовательного процесса - Игровая мотивация Отметим ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ ИГРОВОЙ МОТИВАЦИИ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ

Младший дошкольный возраст

Вы рассказываете, что у каких-то игровых персонажей (кукол, живущих в группе, зайцев, прибежавших из леса) что-то случилось (нечто сломалось, грозит опасность, или, наоборот, предстоит радостное событие). Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и т.д. сами персонажи этого сделать не могут, но они слышали о том (или успели лично убедиться), что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут. Вы обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое содействие. И дожидаетесь их ответа. Очень важно, чтобы дети сказали о своей готовности помочь.

Средний дошкольный возраст

В работе с детьми этого возраста используются два типа игровой мотивации. Первый тип как для предыдущей возрастной группы. Второй тип осуществляется, когда дети принимают на себя роль и действуют в ней. Для этого педагог предлагает детям поиграть. После того, как они согласятся, воспитатель принимает на себя роль, например, мамы- зайчихи и интересуется, кем бы хотели быть дети в этой игре. Обычно они принимают роль детенышей – зайчат. Педагог соглашается со всеми предложениями и по ходу непосредственно образовательной деятельности обращается к детям в соответствии с принятыми ими ролями. В течении 1-2 минут можно организовать действие детей в роли (едят морковку, гуляют по лесу). Затем совместно с детьми, действующими в роли, ставится вначале игровая задача (необходимо что-то сделать: забор от волка), а затем учебная (научимся делать этот забор).

В старших группах потребность в создании игровой мотивации сохраняется.

Слайд 11. Еще одна форма организайии образовательного процесса - ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ - это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у детей к обсуждаемой теме.

Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребенок: сам формулирует проблему (задачу); сам находит ее решение; решает и сам контролирует правильность этого решения.

Слайд 12. Образовательный процесс может быть организован и в форме деловой игры. В младшем возрасте создается игровая мотивация для продуктивной деятельности. В среднем возрасте - игровая мотивация для познавательно- исследовательской деятельности. В старшем возрасте создается проблемная ситуация для любого вида деятельности.

Слайд 13. Обратимся к Структуре образовательного процесса

В образовательном процессе включено два основных составляющих блока: совместная партнерская деятельность взрослого с детьми; свободная самостоятельная деятельность детей.

Такая структура образовательного процесса должна была быть принята как каркасная для всего дошкольного возраста (3 – 7 лет) и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста (3 – 5 лет).

Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является по сути процессом усвоения содержания в видах деятельности (Д.Б. Эльконин.)

Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л.С. Выготского такова:

- сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, - затем – в совместной деятельности со сверстниками

- и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка

Слайд 14. Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми (Н.А. Короткова)

1. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.

2. Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения.)

3. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства.)

4. Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).

Слайд 15. Необходимо отметить еще один важный момент, к которому должны стремиться сегодня: мы должны заменить привычное для современной дошкольной педагогики разделение игра - учебные занятия, приводящее к разрыву целостности образовательного процесса, на более психологичную и соответствующую возрасту структуру: игра и родственные ей виды деятельности.