СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по теме самообразования для учителей начальных классов "Формирование коммуникативных УУД младших школьников".

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17 г. Вольска

Саратовской области»













Доклад по самообразованию

на тему

«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»



учителя начальных классов

1 квалификационной категории

Вельдиной Ирины Александровны











2019-2020 уч.год

.

Коммуникативные универсальные учебные действия (далее - УУД) в отли­чие, например, от познавательных связаны не с содержанием обучения, а со способами организации образовательного процесса. Формировать их можно и нужно на любом учебном предмете. Однако в отличие от освоения пред­метных знаний, освоение коммуникативных УУД требует иных процедур.

Ученик осваивает коммуникативные УУД не за счет того, что слушает объ­яснения учителя о том, как правильно работать с учебником или строить об­щение в группе, а за счет включенности в соответствующую деятельность и последующее рефлексивное переосмысление собственных действий.

Работа по формированию коммуникативных УУД проводится на учебном занятии не вместо, а во время освоения предметных знаний, умений и навы­ков с помощью специальных видов деятельности с предметным содержанием и за счет изменении способов взаимодействия обучающихся. Предметные знания и умения - необходимый содержательный материал, на котором разворачивается ситуация коммуникации.

При планировании урока, направленного на развитие коммуникативных УУД у младших школьников, педагог ориентируется не только на программу учебного предмета, но и на программу формирования коммуникативных УУД, которая позволяет определить, над какими именно умениями необходимо работать на том или ином этапе, какие образовательные ситуации, виды работ необходимо для этого организовать.

Программа описывает:

1. Цели и сущность процесса формиро­вания коммуникативных УУД.

2. Перечень обобщенных коммуника­тивных УУД (макроумений) и входящих в них конкретных умений (микроумений).

Коммуникативные УУД включают две группы умений:

• умения строить продуктивное взаимо­действие и сотрудничество со свер­стниками и взрослыми - в парах, груп­пах, командах;

• умения коммуникации - работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и читать с пониманием.

Например, выделение обобщенных умений коммуникации основано на ви­дах речи (говорение, письмо) и способах их восприятия (слушание, чтение). С учетом этого выделены следующие обобщенные умения коммуникации:

• умение выражать свои мысли в устном тексте точно, компактно, без ис­кажения;

• слушать, вникать в суть услышанного, ставить вопрос к услышанному;

• самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием);

• выражать свои мысли в письменной форме.

Каждое из обобщенных умений представляет собой совокупность микро­умений.

Умение слушать, вникать в суть услышанного и ставить вопрос к услышанно­му предполагает сформированность следующих микроумений:

ставить цели слушания;

понимать ситуацию общения (цели, мотивы, поступки участников обще­ния) и адекватно на нее реагировать;

выделять в слушаемом тексте понятное и непонятное;

формулировать вопрос к тому, что непонятно в тексте;

выделять в слушаемом тексте смысловые части;

определять главную мысль текста;

формулировать вопросы, направленные на обсуждение слушаемого текста;

высказывать свое мнение относительно слушаемого текста и т. д.

3. Требования к подготовке обучающихся на разных ступенях обучения - обязательный минимум, которым должен владеть каждый обучающийся.

4. Уровни сформированности коммуникативных УУД. Уровни формулиру­ются как целостные, интегральные качества, характеризующие переход от простого к сложному. Ученик переходит к заданиям следующего уровня после успешного освоения им предыдущего. Таким образом, уровни позволяют обе­спечить поэтапное и последовательное формирование коммуникативных УУД у каждого обучающегося и его работу в зоне ближайшего развития. На каждой возрастной ступени выделяется несколько уровней-этапов.

5. Виды деятельности, формы совместной работы, образовательные ситуа­ции, направленные на формирование коммуникативных УУД и обеспечивающие заданные результаты.

В программе предлагаются виды деятельности, направленные на формирование умения слушать, вникать в суть услышанного:

прослушивание (слушание) текстов и интерпретаций услышанного в форме плана текста, конспекта, собственного текста (подобрать пословицу или поговорку, иллюстрирующую содержание текста; выполнить краткий или подробный пересказ и т. п.), схемы, таблицы или рисунка и т. п.;

поиск верных и неверных утверждений по содержанию прослушанного тек­ста;

поиск ответов на заданные вопросы в слушаемом тексте;

анализ устного ответа товарища;

постановка вопросов, направленных на понимание слушаемого текста;

формулировка собственных выводов на основе услышанного и т.д.

6. Таблицы учета результатов обучения каждого обучающегося, позволяю­щие фиксировать, какие из микроумений и на каком уровне сформированы у каждого ребенка, над какими необходимо работать в настоящий момент (в соответствии с достигнутым уровнем развития коммуникативных УУД). Такие таблицы помогают планировать учебное занятие с учетом индивиду­альных образовательных задач каждого школьника.

Таким образом, программа позволяет определять, над какими микроуме­ниями необходимо работать с учетом достигнутого учениками уровня, и какие виды работ целесообразно использовать для этого при освоении предмет­ного материала.

На наш взгляд, учебное занятие необходимо планировать с учетом инте­ресов каждого ученика. Однако урок, в отличие от коллективных учебных занятий, предполагающих индивидуальные образовательные маршруты обу­чающихся, не позволяет этого делать. Поэтому учитель вынужден ставить об­разовательные цели для всего класса или для условно выделенных им групп обучающихся, отличающихся Друг от друга по уровням сформированности коммуникативных УУД.

Планирование начинается с определения образовательных задач, которые стоят перед классом (или перед отдельными группами учеников).

После того как определены тема и предметные задачи, необходимо, опира­ясь на программу формирования коммуникативных УУД и соответствующие карты учета, выяснить, над какими конкретными умениями (микроумениями) в настоящий момент необходимо работать ученикам, за счет каких форм и способов работы это можно осуществить. В приложении представлен пример оформления карты учета сформированное у обучающихся умения читать с пониманием.

Если ученик находится на первом уровне сформированности коммуника­тивных УУД и еще не научился отвечать на наводящие вопросы по прочи­танному тексту, то не имеет смысла формировать у него умения, относя­щиеся ко второму уровню, например, выполнять сжатый пересказ текста. Если ученики не умеют выделять главное в тексте, формулировать его глав­ную мысль, то преждевременно работать над умениями систематизировать информацию, содержащуюся в тексте (или нескольких текстах).

Итак, исходя из достигнутого школьниками уровня сформированности коммуникативных УУД, определяем надпредметную задачу, например:

• учиться отвечать на вопросы, направленные на обсуждение текста;

• учиться формулировать выводы на основе прочитанного;

• учиться интерпретировать прочитанное в виде таблицы (схемы). Эта задача является одной из задач урока.

Педагоги часто допускают ошибку, планируя урок и указывая в качестве надпредметной задачу формирования обобщенного умения, например "фор­мировать умение читать с пониманием" или "формировать умение слушать" что свидетельствует о формальной постановке образовательных задач. Не­возможно продуктивно работать сразу над всеми микроумениями, входящи­ми в макроумение, и невозможно выяснить по окончании урока, насколько удалось реализовать поставленные задачи, какие результаты достигнуты.

Приведем пример гармоничного сочетания предметного и надпредметного в целеполагании урока и корректной постановки надпредметных задач.

Математика, 2-й класс. Тема "Решение задач и уравнений". Задачи урока:

отработать умение решать задачи разными способами;

закрепить умение оформлять решение уравнения;

развивать умение интерпретировать прочитанное в виде схемы;

развивать умение выполнять взаимопроверку по образцу и без него.

На следующем шаге планирования необходимо определить способ освое­ния предметного содержания. Для этого можно обратиться к программе фор­мирования коммуникативных УУД, в которой содержатся примерные виды работ, направленные на развитие тех или иных умений. Выбранный вид рабо­ты должен способствовать развитию тех микроумений, которые обозначены в задачах урока. Если перед учениками стоит задача учиться отвечать на во­просы, направленные на обсуждение текста, можно предложить для обсуждения текст по предмету (текст учебника) и вопросы к нему. В приведенном выше примере перед учениками стояла задача научиться интерпретировать прочи­танное в виде схемы. Поэтому им предлагалось прочитать фрагмент текста учебника и схематически представить его содержание в тетради.

Следует помнить, что фронтальная организационная форма не позволяет участвовать в коммуникации каждому ученику. Индивидуальная работа на на­чальных этапах формирования умения также нецелесообразна. Следователь­но, на уроке необходимо запланировать работу с текстом либо в малых груп­пах, либо - что предпочтительнее - в парах. Парная работа позволяет вступить в коммуникацию каждому ученику.

Таким образом, предметные и надпредметные задачи будут сочетаться за счет видов и форм работы.

Если учитель планирует работу обучающихся в группах или в парах, необ­ходимо позаботиться об учебно-дидактических средствах, которые помогут ученикам организовать коммуникацию без участия педагога. Это могут быть, например, вопросники, алгоритмы работы, особым образом оформленные, учебные тексты. Данные учебно-дидактические средства по сути дела заменя­ют учителя как носителя предметного содержания и организатора коммуника­ции. Алгоритмы, вопросники регламентируют порядок действий группы (пары, отдельного ученика), помогают распределить позиции в паре (группе), задают ход мышления, указывают, какие операции необходимо выполнять школьни­кам при работе с текстом, организуют понимание, оформление обучающимися текстов.

Приведем примеры таких учебно-дидактических средств.

Для изучения и озаглавливания абзаца текста в паре можно предложить ре­бятам следующий алгоритм.

1. Прочитайте абзац. Попытайтесь ответить на вопрос: "О чем говорится в абзаце?"

2. Перечитайте абзац, объясняя значение каждого слова, словосочетания, смысл каждого предложения.

3. Какова главная мысль абзаца?

4. Сформулируйте главную мысль абзаца одним предложением.

5. Какими примерами (если они есть) подтверждается главная мысль абзаца?

6. Попробуйте (если это необходимо) привести свои примеры к абзацу.

7. Обсудите, согласны ли вы с мыслями автора. Если нет, то почему?

8. Предложите 2-3 заголовка абзаца, отражающих его главную мысль.

9. Выберите из предложенных заголовков один, наиболее точно и кратко от­ражающий главную мысль абзаца. Запишите его в тетрадь.

Работая по данному алгоритму, ученик постепенно осваивает такой способ работы с абзацем, В дальнейшем, читая текст, он будет совершать перечис­ленные действия уже без алгоритма.

Помимо вопросников и алгоритмов целесообразно иметь разнообразные памятки-"подсказки"для учеников о порядке действий в той или иной ситуа­ции: "Как подготовиться к выступлению в малой группе" "Как самостоятельно изучить тему", "Как составить план рассказа" и т. д.

Памятка для обучающихся 2-3-х классов "Как составить план рассказа"

1. Прочитай рассказ целиком, обращая внимание на то, как построен текст.

2. Раздели рассказ на смысловые части.

3. Определи главное в каждой части, отметь в тексте основные предложения.

4. Перечитай по отдельности каждую часть и попробуй пересказать своими словами, о чем в ней говорится.

5. Подбери и запиши заголовок к каждой части.

6. Проверь себя по книге, определи, отражает ли заголовок главное. Не пов­торяются ли заголовки, не пропущено ли что-то важное.

Ученики часто испытывают трудности при составлении текста на опреде­ленную тему. Помочь им в этом может план работы над текстом, включающий опорные слова и карты само- и взаимопроверки, пользуясь которыми, ученик может последовательно изложить тот или иной вопрос.

Пример плана работы над текстом:

1. Составь письменный рассказ и озаглавь его, используя вопросы плана и опор­ные слова.

Вопросы плана: Где живет Алеша Соловьев? Где расположена деревня? Кто есть у Алеши? Кем он работает? Что любит Алеша? Когда братья приходят на пасеку? Как выглядит пасека? Что делают братья? Как проходит день? Опорные слова: В деревне Сосновка, быстро, помогать, на берегу реки Быстри­ны, старший брат, ранним утром, пасечником, ульи, пчелы, готовят рамки.

2. Проверь себя по карте самопроверки: поставь "+", если ты выполнил усло­вия, если не выполнил - поставь "-". Поставь себе оценку (2-5 баллов).

Карта самопроверки/проверки

Требования к изложению

1. Озаглавлен ли текст?

2. Все ли опорные слова использованы?

3. Соблюдается ли последовательность изложения текста?

4. Используются ли дополнительные средства выразительности языка?

5. Понравился ли тебе твой рассказ?


3. Найди напарника для взаимопроверки. Обменяйтесь с напарником состав­ленными текстами. Проверьте работу друг друга по карте проверки.


Работая таким образом, ученик усваивает, что излагать какой-либо вопрос, текст необходимо по заранее составленному плану, не упуская главного. После того как текст готов, необходимо его перечитать и проверить на соот­ветствие заданным параметрам. Различные карты само- и взаимопроверки, памятки с критериями анализа и оценки выполненной работы помогают формировать у школьников умения адекватно оценивать себя и других.