СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Сотрудничество классного руководителя начальной школы и родителей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

доклад о взаимодействии школы и семьи, учителя и ролителей

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Сотрудничество классного руководителя начальной школы и родителей"»

Доклад

«Сотрудничество классного руководителя начальной школы и родителей».

Докладчик: учитель начальных классов Балахова Л.А.


Взаимодействие семьи и школы – важная и сложная проблема в работе каждого педагога. Самое главное, чтобы взаимодействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.

На вопрос, на каких же основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании, - отвечает В. А. Сухомлинский. «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, и как можно больше духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам...».

Эту же мысль подтверждает литовский педагог Вильма Сикорските - Войшнене: «Работая с родителями важно достичь обоюдного откровения, познания и понимания, создать условия родителям познакомиться не только с учителем, но и между собой, со школой, подать как можно больше информации о школе, об обучении, воспитании и других интересующих родителей вопросах. Обязательно нужно дать родителям высказаться».

Учитель начальных классов является связывающим звеном между школой и семьями учащихся. Смысл педагогического сотрудничества классного руководителя и родителей – в создании условий для нормальной жизни ребенка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме “школа-семья”. Ключевой момент в этом сотрудничестве - преследование единой цели в образовании и воспитании ребенка. Педагог занимает новую «профессиональную позицию»: педагога - психолога, умеющего привлечь родителей к активному взаимодействию со школой, сделать его конструктивным, объединить родителей и детей для решения насущных проблем обучения, воспитания и развития. Учитель и родители становятся партнерами в воспитании младших школьников.

Результатом такого сотрудничества является не столько процент присутствия родителей на родительских собраниях или отсутствие жалоб на работу классного руководителя, что сейчас прослеживается в рейтинге и оценочном листе педагога; а реальное изменение отношений родителей к своему ребенку, искренняя заинтересованность в детских неудачах, успехах, маленьких победах, постоянное участие родителей в школьной жизни своего ребенка – все то, что действительно трудно измерить, но можно понять, почувствовать маленькими штрихами в вечном треугольнике «учитель-ученик - родитель».

Педагог «выступает как субъект конструирования мироустройства, миропорядка» (В.А.Ситаров). Совместную работу классного руководителя и родителей необходимо начинать на первом году обучения детей в школе. Для ребенка, впервые переступившего порог школы, такое сотрудничество – одно из важнейших условий его целостного развития, потому что личность школьника воспитывается одновременно и в школе, и в семье. От тех взаимоотношений, которые возникнут в начальный период, будет во многом зависеть и вся последующая работа.

На подготовительном этапе классному руководителю необходимо проанализировать результаты воспитательной работы с предыдущим классом и работу с родителями этих выпускников.

Основной этап включает в себя систему педагогических действий, способствующих осуществлению сотрудничества с родителями младших школьников в первом классе. Данная система последовательных действий разработана автором на основе выделенных выше аспектов сотрудничества с родителями.

  1. Изучение ребенка – будущего первоклассника.

  2. Изучение семьи первоклассника.

  3. Группировка семей по принципу их активности и наличию желания сотрудничать с учителем.

  4. Выработка единого подхода к пониманию сущности воспитания, взаимодействия и сотрудничества классного руководителя и родителей в воспитании детей.

На основе материалов исследования семьи классному руководителю предстоит работа по отслеживанию положительных факторов, которые проявляются в семейном воспитании. Именно эта информация будет способствовать соотнесению цели и задач взаимного воспитательного процесса в начальной школе.

  1. Определение основных направлений содержания воспитательного процесса.

VΙ. Коррекция взаимодействия учителя и родителей на основе анализа состояния сотрудничества, оценки уровня развития и воспитанности ребенка.

VΙΙ. Своевременный обмен информацией между классным руководителем и родителями об эффективности воспитательного процесса.

Таким образом, эффективность воспитательного процесса в начальной школе характеризуется среди прочих факторов и тем, что родители, наряду с педагогами и детьми, рассматриваются в качестве субъекта целостного образовательного процесса. Хорошо налаженное и организованное сотрудничество семьи и школы дает возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают им стать настоящими родителями. Сотрудничество педагога и родителей еще раз доказывает: ВМЕСТЕ НАМ ЛУЧШЕ!