Выступление на педсовете МКОУ «Порогская СОШ»
«Современные образовательные технологии в начальной школе в условиях ФГОС»
Среди главных задач современного образования – адаптация обучающегося к жизни, привитие ему навыков самообразования, творческого использования полученных знаний. В условиях ФГОС, в которых описано не только содержание, но и требования к результатам обучения. Образование требует инновационных подходов в организации учебного процесса.
Всё большую значимость в педагогике приобретают педагогические технологии, или технологии обучения.
«Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.М.Монахов).
«Педагогическая технология – это организованное, целенаправленное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс» (Б.Т.Лихачев).
Признаки, присущие педагогической технологии:
- Концептуальность (научная база): каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определённую научную концепцию, научное обоснование достижения образовательных целей.
- Системность: педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса; взаимосвязью всех его частей; целостностью. Диагностическое целеобразование и результативность – гарантированное достижение целей и эффективность процесса обучения.
- Управляемость: возможность диагностического целеполагания; планирования; проектирования процесса обучения; поэтапной диагностики; варьирование средствами и методами с целью коррекции результатов.
- Эффективность по результатам и оптимальность по затратам, гарантированность достижения запланированных результатов обучения в сжатые сроки.
- Воспроизводимость (управляемость, проектируемость, алгоритмируемость, целостность) – возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
- Корректируемость – возможность постоянной оперативной обратной связи.
Классификация педагогических технологий
Педагогические технологии можно классифицировать по разным критериям:
- По характеру содержания образования – религиозные и светские, воспитывающие и обучающие, технократические и гуманитарные, общеобразовательные и профессионально ориентированные.
- По категории обучающихся – компенсирующее обучение (классы выравнивания, коррекции, поддержки); массовая школа, работа с трудными и одарёнными детьми в рамках массовой школы, продвинутый уровень (гимназии, лицеи …)
- По длительности применения – дисциплина, модуль, тема, урок.
- Отношение к ребёнку – личностно-ориентированная, сотрудничества, авторитарная …
- По научной концепции усвоения знаний – теория Давыдова; теория формирования понятий (Менчинская, Богоявленская…) …
Из наиболее распространённых в российской педагогической практике в условиях реализации требований ФГОС ООО актуальными становятся следующие современные педагогические технологии:
- Традиционные технологии (классно-урочная система)
- Технология развивающего обучения
- Информационно-коммуникативная технология
- Кейс-технология
- Групповые технологии
- Проектная технология
- Здоровье сберегающие технологии
- Технология мастерских
- Модульная технология
- Технология уровневой дифференциации
- Педагогика сотрудничества
- Технология интегрированного обучения
- Игровые технологии
Использование данных технологий позволяют равномерно во время распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебног материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО.
Я расскажу о том, как применяю на своих уроках технологию проблемного обучения.
Сегодня основная функция педагога
не столько быть источником знания,
сколько организовывать процесс познания…
В.Ф.Шаталов
Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счёт создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы.
Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их обучающимися с помощью учителя. Проблемное обучение предполагает организованный учителем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно поставленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учиться мыслить, творчески усваивать знания.
Цели проблемного обучения:
- Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем; воспитание активной творческой личности обучающегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы; развитие проблемного мышления.
Данная технология учит школьников не быть пассивными слушателями, а самим включаться в работу. Развиваются при этом качества – умение слушать других и высказывать свои мнения, версии, формулировать тему урока, проговаривать алгоритм действий, уважение и терпимость к чужому мнению, стремление к поиску решений.
Для того. Чтобы использовать технологию проблемного обучения в учебном процессе начального образования, необходимо выполнять условия:
- у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени;
- содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий;
- ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу.
Технология проблемного обучения в начальной школе – это системная совокупность приёмов и средств обучения и определённый порядок их применения.
Проблемная ситуация – центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений.
Создание проблемных ситуаций, определяющих начальный момент мышления, является необходимым условием организации процесса обучения, способствующего развитию продуктивного подлинного мышления детей, их творческих способностей.
Учитель создаёт проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения. Необходимо ставить ученика в позицию субъекта обучения и как результат у школьников образуются новые знания, овладевают новыми способами действий.
Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому требуется от учителя использование дифференцированного индивидуального подхода.
Существует три основных метода постановки учебной проблемы:
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Подводящий к теме диалог
Сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Следовательно, проблемно-диалогическое обучение – это тип (метод) обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний обучающимися посредством специально организованного учителем диалога.
Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или открытие нового знания. При этом достигается понимание обучающимися материала, т.к. нельзя не понимать того, до чего додумался сам.
Урок открытия нового знания невозможно представить без гипотез школьников, без коллективного обсуждения проблемы, поэтому. Если дети начальной школы научатся решать проблемы на уроках, то смогут их решить и в практической жизни.
С первого класса учу детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, это способствует подведению ребят к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.
Так на уроке математики прошу рассмотреть страницу и спрашиваю:
- Будет урок повторения или урок открытия нового знания?
- Почему так решили?
- Что новое, незнакомое вам?
- Что же сегодня мы узнаем? Какова цель урока?
На уроках математики при решении примеров встречается пример, решение которого вызывает затруднение. Выясняем, мы не умеем так решать, ставим цель урока и выдвигают свои гипотезы, как решить проблему. По завершению обсуждения, учащиеся сами выбирают каким способом решили, а может оба случаи верны.
В основе технологии проблемного обучения лежит метод проблемного изложения материала. Это метод создания проблемной ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явлений, закономерностей.
На уроке математики
- Мы сейчас прибавляли число 1, какие ответы у нас получились? Какое число получается?
- Сейчас будем отнимать 1. Что заметили теперь? При вычитании какое число получается всегда?. Сделайте вывод.
На уроках русского языка из слов записанных на одной строчке уберите лишнее слово. Почему это слово убрали? Или не могут объяснить, мы этого ещё не знаем. Давайте вместе найдём решение. Обязательно свои находки сверяем с правилом в книге. На этапе первичного закрепления выполняются задания из учебника с проговариванием во внешней речи. Затем самостоятельная работа по вариантам с проверкой.
Реальный урок не только методы, но ещё формы и средства обучения. На уроках русского языка создаётся проблемная ситуация с разбросом мнений, и легко решается в ходе групповой работы; а проблемная ситуация с затруднением на уроках математики – во фронтальной работе с классом.
В качестве дидактического средства выступают учебные задания. Выполняя проблемное задание – повторяют ранее изученные вопросы, подготовив школьников к изучению нового материала, сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания.
На уроках окружающего мира постоянно звучат проблемные вопросы: дерево это живая или неживая природа? Почему живая, докажите? Неживая, почему? Кто прав?
Итак, применение в начальной школе технологии проблемного обучения способствует:
- повышение интереса к учёбе;
- не допускает переутомления на уроке;
- обеспечивает атмосферу сотрудничества учителя и ученика, развивающий эффект и мотивацию учения;
- развивает логическое мышление, речь, личность школьника и его творческие способности и интерес к предметам;
- вырабатывает активную позицию школьника, что помогает учителю выполнить одну из важных задач, формирование у обучающихся самостоятельной познавательности, активности, творческого мышления.
Результатом проблемного обучения является повышенная познавательная активность учащихся, что способствует развитию позитивных мотивов, самостоятельности, развитие творческих способностей.
Используя технологию проблемного обучения, можно сделать вывод, что проблемное обучение оказало положительный эффект на отношение обучающихся к учебной деятельности и вырос процент качества успеваемости класса.