Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
Центр детского творчества
г. Сафоново Смоленской области
Доклад по теме: «Использование игровых приемов обучения в детском объединении
дополнительного образования»
Тема по самообразованию педагога дополнительного образования Евланниковой Елены Владимировны
(высшей квалификационной категории)
г. Сафоново
2019г.
(приложение 1)
Индивидуальный план по самообразованию
Тема самообразования | «Использование игровых приемов обучения в детском объединении дополнительного образования» |
Цель | Определить значение игровых технологий в учебно- воспитательном процессе. Раскрыть методику организации игровой деятельности на занятии в учреждении дополнительного образования. Установить, как часто используются игры в организации учебно-воспитательного процесса и насколько это эффективно. |
Задачи | Развитие познавательной деятельности ребёнка; Развитие эмоционально - волевой сферы; Обогащение представлений об окружающем мире; Формирование коммуникативных навыков; Формирование культурного поведения; Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики. |
Предполагаеый результат | В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении и положительный результат на обучение. |
Этапы работы по самообразованию | Содержание работы | Сроки | Результат |
Форма представления результатов |
I. Организационный этап | 1. Изучение научно- методической литературы | Сентябрь – май 2016-2017 | |
II. Практический этап | Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме Создание предметно- пространственной среды Проведение диагностики | В течении года. 2017-2018 | |
III. Аналитический этап | 5. Знакомство с педагогическим опытом . | Февраль, март 2018-2019 | |
1. Определение результата самообразования | 6. Обобщение опыта работы по теме | Май- 2019г | Доклад |
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЦЕССА САМООБРАЗОВАНИЯ
Самообразование можно представить в виде технологического процесса.
Технологический процесс – это упорядоченная последовательность взаимосвязанных действий, выполняющихся с момента возникновения исходных данных до получения требуемого результата .
Цель технологии процесса самообразования – способствовать приобретению необходимых знаний в профессиональной деятельности путем выстроенной системы организации самообразования.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.
Актуальность самообразования обусловлена не столько его сущностными и функциональными характеристиками, сколько новой социальной ролью, сформированной под воздействием факторов макроуровня на данном этапе общественного развития. К их числу относят социально-экономические, социально- политические, социокультурные факторы
Способность к самообразованию определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого человека, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие индивида к самообразованию: ежедневная работа с информацией, креативность, стремительный рост современной науки, изменения, происходящие в жизни общества, конкуренция, общественное мнение, материальное стимулирование, интерес.
Занятие самообразованием предусматривает расширение и углубление профессиональных знаний и умений, совершенствование профессионального уровня.
Задачи:
Подготовить алгоритм целенаправленных действий.
Разработать план по самообразованию.
Реализовать план по самообразованию.
Проанализировать эффективность реализации технологии.
Технология процесса самообразования включает три этапа:
Организационный (начальный).
Практический (основной).
Аналитический (заключительный).
Организационный (начальный) этап. (сентябрь – май 2016-2017г.) На первом этапе я изучила научно-методическую литературу:
В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко, А.И.Сорокина, Н.Р.Эйгес и др.) и младших школьников (Ф.КБлехер, А.С.Ибрагимова, Н.М.Конышева, М.Т.Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста.
Ряд специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили выдающиеся педагоги нашего времени (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.).
Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И.Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др. В перестроечный период произошел резкий скачок интереса к обучающей игре (В.В.Петрусинский, П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров, С.А.Шмаков, М.В.Кларин, А.С.Прутченков и др.).
Выбрала тему самообразования я неслучайно потому, что
исходя из моих потребностей, профессиональных затруднений. При этом тема самообразования направлена на повышение эффективности моей работы.
По достижению цели и задач выбранной темой по самообразования были следующие шаги это:
изучение и внедрение новых технологий, форм, методов и приемов работы;
совершенствование своих знаний в профессиональной области.
Учитывая, что я еще самостоятельно самообразовываюсь, через: телевидение, газеты, журналы, литературу; материалы сети Интернет; курсы повышения квалификации; семинары и конференции; мероприятия по обмену опытом; экскурсии, выставки; опыт коллег; мастер-классы которые я сама очень часто провожу, и приходится много готовиться по выбранным темам.
Выбранная формы самообразования индивидуальная, углубленная в профессиональных знаний, мотивирующих процесс самообразования,
Практический (основной) этап. (в течении 2017-2018 уч. года)
Игровая форма создается на занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Наиболее важные функции игры:
– Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определённого программного
материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания детей.
– Развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в ней заложено и проявлено.
– Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.
– Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.
– Развлекательная функция способствует повышению эмоционально- положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком.
– Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей.
– Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребёнка.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: а)обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б)познавательные, воспитательные, развивающие; в)репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.
По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.
На этом этапе на занятиях дала задание учащимся. Подготовить схемы персонажей различных сказочных героев из бисера. Затем мы разобрали какие герои, из каких сказок. Вспомнили сказку и дополнили персонажами или отдельными предметами. Размножив (нарисовали в рабочих тетрадях), чтобы могли все плести, приступили к изготовлению мини проекта.
После того как работа полностью была закончена. Я предложила, что
сейчас каждому нужно выбрать одного из героя, но не называть его вслух, потому что всем нужно будет потом угадать. После этого дети приступают к сочинению истории, в которой им необходимо описать то, что с ними произошло на каникулах, выходных, на неделе. При этом всё рассказанное
должно быть придумано от имени выбранного героя, соответственно
сохраняются все его привычки, черты характера, манера говорить, взгляды на жизнь и т.д.(Творческое задание «Рассказ от имени героя»)
Взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (Г.
Альтшулер. М. Шустерман, Л. Б. Фесюкова предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно.
Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по –
своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать
несколько сюжетов в один и т. д.
Учащиеся очень понравились такие занятия.
Темы мини проекта :
Сказка «Волк и семеро козлят» Сказка «Три поросенка» Сказка «Репка»
Сказка «Кот в сапогах» Сказка «Золотой ключик»
Нравственное занятие, воспитание добрых чувств. Во – первых важно отметить, для чего необходим «нравственное занятие». При нетрадиционном подходе он берет на себя нагрузку дать чуть-чуть непривычные пояснения. Главный смысл сказки, на что нацеливает она ребенка, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании. Не зря существует поговорка: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». И главной задачей является выявить этот не всегда напрямую сформулированный «намек», прояснить его суть, дать себе урок.
Некоторые методы и приемы, способствующие восприятию красивой речи;
Умение разумно сформулировать и задавать вопрос является одним из показателей успешного развития ребенка;
Развитие мышления и воображения;
В общей системе развития мышления и воображения «Постановка проблемного вопроса».
Например: русская народная сказка «Волк и семеро козлят».
Задачка: Если бы один козленок побежал за мамой, двое других за ним, а еще двое ушли без разрешения купаться, то, сколько козлят нашел бы волк в избушке?
Или другой пример: русская народная сказка «Три медведя».
Задачка: если бы девочка вела себя примерно, то, сколько бы героев сказки за нее переживали?
Я уверена, со мной многие согласятся, что поводом для составления сказок может быть множество. Неисчерпаемым источником сказочных сюжетов служит окружающая нас природа: ее звуки, запахи, времена года.
Возможно составление учащимися более старшего школьного возраста, сказок о каждом запахе или звуке, так и о возможных их сочетаниях. А затем можно переходить к сказкам с более обобщенным смыслом.
Аналитический (заключительный) этап. (февраль – март 2018-2019г.)
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В.А.Сухомлинский
В заключении я могу сказать, что использование игр как средства
воспитания необходимо с целью стимулирования познавательного интереса учащихся к учебному процессу и, как следствие этого, роста количественных и качественных показателей подготовленности учащихся, их успеваемости.
Таким образом, использование игровой деятельности на занятиях в
дополнительном образовании помогает активизировать деятельность учащихся, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому
материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения для них
занимательным.
Игровая деятельность дает возможность ребенку осознать себя личностью, стимулирует самоутверждение и самореализацию.
Я полагаю, что при частом использовании различного рода игр они будут более эффективно, формировать устойчивый интерес учащихся к новому и интересному.