Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Егорьевский техникум»
Доклад:
«Практика применения современных педагогических технологий на уроках производственного обучения в коррекционных группах»
Подготовил: Костюнин Артем Владимирович
мастер производственного обучения
Лабытнанги 2019г.
Практика применения современных педагогических технологий на уроках производственного обучения в коррекционных группах
Я работаю мастером производственного обучения в коррекционной группе обучающихся с отклонениями в соматической, психической, двигательной, интеллектуальной, сенсорной, речевой и поведенческой сфере. Эти отклонения ограничивают или затрудняют возможность их социализации. Использование лишь традиционных технологий обучения не дает возможности учесть весь спектр различий личности обучаемого. Поэтому развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, мотивации к обучению обеспечивает грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий.
Важное место в учебном процессе, который я осуществляю, занимает коррекционно-развивающая модель обучения, которая обеспечивает обучающихся комплексными знаниями, позволяет добиться положительной динамики в обучении и воспитании. В результате коррекционно-развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с нарушениями интеллекта.
Коррекционно-педагогическая работа с учащимися с нарушением интеллекта должна носить комплексный характер. Главной ее целью является оказание таким подросткам медицинской, психологической, педагогической и социальной помощи и поддержки; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения, развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье и труду. Эффективность педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев образовательного учреждения.
Дети с нарушением интеллекта, как правило, плохо подготовлены к учебной деятельности. У них отсутствует интерес к учению, снижено внимание, они легко отвлекаются, быстро устают. Коррекционная направленность обучения требует активного использования как репродуктивных, так и продуктивных методов, способствующих развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, переходу их от наглядно-практических к наглядно-образным и словесно-логическим формам мышления. Специфика их применения диктуется особенностями познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта.
Учащиеся, например, не могут одновременно усвоить большой объем материала, значит необходимо членение его на небольшие части. Кроме того, материал, сообщаемый только в словесной форме, не подкрепленный наглядностью или практическими действиями, плохо понимается учениками, не запоминается, а, следовательно, важно сочетать эти методы. Однако в связи с тем, что у обучающихся связи между словесными и наглядными компонентами образуются с большим трудом, требуются специальные методические приемы, обеспечивающие эту связь.
Наиболее эффективной методикой при подготовке обучающихся с нарушением интеллекта по профессии «Плотник» я считаю методику, предложенную А.С. Границкой, которую использую в своей работе. Используя нелинейную конструкцию урока, я одну часть посвящаю групповому обучению, а 60-80% времени второй части отдаю на самостоятельную работу обучающихся и параллельно веду индивидуальную работу с отдельными учащимися. Использование этой методики позволяет организовать посильный для всех учебный процесс, повысить успеваемость.
Индивидуальная форма организации работы – это форма работы на уроке, которая предполагает, что каждый обучающийся получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.
В качестве индивидуальных заданий на уроках производственного обучения по профессии «Плотник» я предлагаю работу по выполнению различных видов шиповых соединений, изготовлению простых комплексных работ и др. Индивидуализированные задания представляют собой задания на изготовление единого по наименованию для всей группы изделия, но различной степени сложности выполнения для каждого обучающегося. Например, изготовление рукоятки для молотка и изготовление ящика для инструментов.
Индивидуальную работу провожу на всех этапах урока, для усвоения новых знаний и их закрепления, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским методом и т.д.
Из всего многообразия технологий, претендующих на реализацию индивидуального обучения, наиболее интересны: обучение в сотрудничестве, разноуровневое(дифференцированное) обучение, доказавшие свою эффективность на протяжении многих лет в разных странах мира. Все указанные технологии органично взаимосвязаны и взаимообусловлены и в этом смысле составляют определенную дидактическую систему.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.
Наиболее привлекательным для меня методом является обучение в команде, где особое внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена команды в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой/проблемой. Например, необходимо выполнить какую-либо объемную работу – выполнить заказ по замене оконных блоков. По объему это большая работа, которую, к тому же, необходимо закончить к определенному сроку. Достичь поставленной цели мне помогает принцип разделения труда, где каждую технологическую операцию выполняет отдельный студент. Так, наиболее простые технологические операции поручаю слабоуспевающим учащимся, а более сложные операции – более подготовленным. Применяя такой командный метод, где каждый несет ответственность за свою выполненную работу, а его деятельность направлена на достижение единой, общей цели, приближает к конвейерному принципу работы. Этот метод способствует привитию навыков самостоятельной работы у обучающихся, формированию самореализации, что, несомненно, отразится в будущем на успешной трудовой и социально-средовой адаптации выпускников.
В своей практике при подготовке обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по профессии «Плотник» я также использую метод проектов в производственном обучении. Этот метод позволяет научить самостоятельному достижению намеченной цели, научить предвидеть минипроблемы, которые предстоит при этом решить, сформировать навыки совместной работы и делового общения в парах, в группе. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, может быть индивидуальным или групповым. На уроках производственного обучения по профессии «Плотник» я применяю и другие технологии, которые позволяют формировать творческую активность обучающихся, умение работать в группах, способствуют развитию технологического мышления.
Я считаю, что не меньшее значение имеют и различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:
обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
дополнительные упражнения;
оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.
Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность обучающихся, их знания приобретают новые качества.
Литература
Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе: Книга для учителя / А.С. Границкая. М.: Издательство «Просвещение», 1991. – 175 с.
Уроки технологии в обучении детей с выраженными нарушениями интеллекта: Воспитание и обучение детей с нарушением в развитии / Н.Н. Аллудинова. – 2002
Ребенок с ограниченными возможностями / А.Р. Малер. - М.: Аркти, 2006
Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида / Т.А. Девяткова – М.: 2004. – 150с.
Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э. Унт – М.: 1990. – 180с.