Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Орловская средняя общеобразовательная школа № 3
Доклад
«Реализация основных требований ФГОС
на уроках математики»
подготовила учитель математики
Маркова Е.Е.
Реализация основных требований и идей ФГОС на уроках математики
Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я вспомню,
Вовлеки меня в процесс, и я пойму,
Отойди, и я буду действовать.
(Древняя китайская пословица).
Как известно, мудрый человек учится и развивается всю жизнь. Непрерывные социально-экономические, научно-технические, экологические и социально-культурные изменения, происходящие в нашей стране, неизбежно влекут за собой радикальные изменения в образовании.
Очень часто обучение математике сводится к тому, что ребенка знакомят с определениями, правилами и формулами. Он решает типовые задачки, суть которых в том, чтобы в нужном месте применить нужный алгоритм. Развитие мышления происходит только у небольшой части детей, обладающих задатками для изучения математики. Большая же часть учеников просто заучивает формулировки и алгоритмы действий. При этом развивается память, но не мышление. Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения, а также умеющих осуществлять жизненный выбор.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), отвечают требованиям времени, смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание, предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход.
Реализация основных требований и идей ФГОС на уроках математики заключается в том, что:
изменяется метод обучения (с объяснительного на деятельностный);
изменяется оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов).
Для учителя и для школы особенно актуальными в настоящее время являются вопросы:
Требования, предъявляемые к современному уроку математики в условиях введения ФГОС:
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как стремление учащихся, настроение детей
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества
в центре внимания урока дети
умение демонстрировать методическое искусство учителя
планирование обратной связи
время сбережение и здоровьесбережение
вывод делают сами учащиеся
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками)
Курс математики 5-6 классов - важное звено математического образования и развития школьников. На этом этапе заканчивается в основном обучение счёту на множестве рациональных чисел, продолжается обучение решению текстовых задач, совершенствуются и обогащаются умения геометрических построений и измерений. Учащиеся постепенно осознают правила выполнения основных логических операций над высказываниями.
Стандарты второго поколения требуют формирования как предметных, так и метапредметных умений, что вполне реализуется через содержание учебного материала и практические задания в каждом разделе учебника «Математика. 5 класс» (авт. Н.Я.Виленкин и др.).
Переход в 5 класс для любого ребенка – шаг в неизведанное, в новую жизнь. На этом рубеже вновь, как в раннем детстве, просыпается любопытство, стремление к исследованию незнакомой реальности. Известно, что даже самое маленькое, но самостоятельное исследование способствует заметному росту интеллекта детей. Поэтому исследовательская деятельность в математике представлена почти на каждом уроке при выполнении упражнений. А при составлении календарно-тематического планирования практически в каждой теме есть целый урок, отведенный на проектную либо исследовательскую деятельность учащихся. Например, в теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» был проведен урок «Проектная работа по составлению сборника задач, решаемых вычитанием». В результате этой работы были составлены сборники задач по классам.
Ведь по требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, уметь самостоятельно их находить, применять в жизни. На уроках основное внимание уделяю развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.
Деятельностный подход в обучении – необходимое условие овладениями знаниями. Современная школа требует, чтобы у ребенка была сформирована не система знаний, умений сама по себе, а ключевые компетенции в интеллектуальной, социальной, коммуникативной и информационной сферах.
Привожу свои наработки:
1.Устная работа с выходом на тему урока. Ученики ,решив все примеры и расположив по клеточкам смогут прочитать слова, которые будут являться темой урока.
3.Игра «Математическое лото». Учитель читает примеры, а ученики закрывают в заранее заготовленных карточках с примерами соответствующие ответы. По расположению закрытых ячеек учителю легко увидеть правильность вычислений каждого. Из незакрытых букв можно складывать слова, которые подскажут тему урока. Данная работа хороша тем, что карточки можно использовать на протяжении нескольких уроков.
4.Кроссворд. Составляется кроссворд по пройденному материалу, разгадав который ученики смогут узнать, какова тема урока.
5.Составление шарад, анаграмм, ребусов.
Все эти приемы я использую на своих уроках на этапе постановки цели и задач урока. Изучая методическую литературу пришла к выводу, что заинтересовать детей существует средств немало. На мой взгляд, одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей является мотивация. А в основе мотивации лежат потребности и интересы личности. Значит, чтобы добиться каких – либо успехов в учебе, необходимо сделать этот процесс увлекательным и интересным. У каждого учителя свое мнение о совершенном уроке, я придерживаюсь такого определения:
Урок должен быть продуман во всех деталях, чтобы один этап вливался в другой и ученики понимали, что и зачем они делают на уроке.
Учащихся необходимо готовить к восприятию нового материала, осознанию темы урока, используя проблемную ситуацию.
Все, что говорит учитель – воплощать в наглядность и не просто иллюстративную, а в такую, которая поможет в ходе рассуждений, найти связь между понятиями.
На уроке должно быть интересно. Учитель должен своей эмоциональностью передать свой положительный заряд учащимся, тем самым вдохновить их ум для деятельности.
Задача каждого учителя – не только научить, а развить мышление учащихся средствами своего предмет.
Стараться ставить оценку не за отдельный ответ, а за несколько, данных на разных этапах урока.
Математика позволяет успешно решать практические задачи: оптимизировать семейный бюджет и правильно распределять время, критически ориентироваться в статистической, экономической и логической информации, правильно оценивать рентабельность возможных деловых партнеров и предложений, проводить несложные инженерные и технические расчеты для практических задач.