Слайд 1.
Доклад: «Система работы ДОУ по формированию читательской грамотности»
Подготовила: Медведева М.Д.
«Дайте нашим детям книги, и вы дадите им крылья»
Е.Лепман
Слайд 2.
Впервые Неделя детской книги была проведена в 1943 году. Придумал «Книжкины именины» Лев Кассиль. Теперь такой праздник есть у детей не только в России, но и во Франции, США, Швейцарии.
Слайд 3.
На международном уровне день детской книги – 2 апреля (в день рождения Г. К. Андерсена). Детская книга уже более 100 лет, остается одним из главных средств воспитания детей. Не секрет, интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную культуру с каждым годом снижается.
Слайд 4.
Для формирования читательской грамотности в нашем детском саду ведется постоянная работа с детьми. В режимных моментах воспитатели с детьми рассматривают иллюстрации к произведениям и рассказывают об увиденном.
Во время занятий проводятся физкультминутки с воспитанниками. Дидактические игры по сказкам, воспитатели проводят как в обычной одежде, так и в театральных костюмах. Также проводятся театрализованные игры для детей. При подготовке детей ко сну, воспитатели рассказывают сказки в образе сказочных героев.
Слайд 5
После полдника уделяется время для чтения книг по тематике недели и проводятся беседы по прочитанному. Каждую неделю проводятся итоговые мероприятия по теме недели.
Слайд 6
Для развития речи детей ведется работа и с родителями. Для них педагоги изготавливают буклеты, папки – передвижки, дидактические игры для разучивания с детьми. К конкурсам воспитатели просят учить с воспитанниками стихи или отрывки из сказок.
Слайд 7.
Педагоги и дети нашего детского сада участвуют в литературных неделях. Ребятам предоставляется возможность познакомиться с выставками новых и уже хорошо известных книг, поучаствовать в интересных играх и конкурсах, посмотреть театрализованные представления. Педагоги нашего детского сада стремятся развивать у детей устойчивый интерес к книге, как к произведению искусства, источнику знаний, воспитывать бережное отношение к книгам. В тематических неделях принимают участие все дети. Работа проходит в соответствии с разработанным планом. Недели интересные, творческие. Это проявляется во всех проводимых мероприятиях.
Музыкальные руководители проводят музыкальные развлечения и утренники. В гости к детям приходят литературные герои, играют с ними, загадывают загадки, проводят конкурсы, поют песни.
Слайд 8.
С целью речевого развития и формирования интереса к художественному слову, воспитания интереса к изучению русского языка, развития умения чувствовать красоту и выразительность поэтического слова для детей проводятся конкурсы чтецов «И сохраним тебя русская речь, великое русское слово», «Творчество лебедянский поэтов и писателей», «Замятинская осень», «Мой родной край». Членами жюри конкурсов чтецов являются сотрудники библиотеки, учителя, а также лебедянские поэты.
Слайд 9.
В фойе и группах проводятся выставки книг по темам недель.
Слайд 10.
А также выставки книг – самоделок «Любимая книга своими руками», «Сказка дома» самостоятельно составленные и оформленные родителями и детьми. Дошкольники приносят сказки собственного сочинения, оформленные в книге. В группах проводится образовательная деятельность «Путешествие в прошлое книги» и познавательные занятия с использованием системы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), где воспитатели помогают развивать у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
Слайд 11.
Помимо этого, проводятся фотовыставки «Книжный уголок дома», «Любимая мамочка», «Любимое стихотворение А. Л. Барто», «Моя любимая книга», дети не только приносят фотографии, но и рассказывали о них.
Слайд 12.
Для поддержания детской активности проводятся сказочные представления в группах.
Слайд 13.
Дети участвуют в конкурсах рисунков «Замятинская осень», «Красота родного края», «Любимая сказка», которые проводятся с целью выявления талантливых детей в области художественного творчества.
Слайд 14.
Воспитанники принимают участие в конкурсах поделок: «Мой любимый сказочный герой», «Подарок для мамы».
Слайд 15.
Проводится тематическая образовательная деятельность «Путешествие по сказкам», «КВН», викторина по сказкам К. И. Чуковского для детей.
Дети посещают сказочные представления в музыкальном зале, с целью повышения интереса к сказкам, расширения их кругозора.
Воспитатели с дошкольниками ходят на экскурсии в библиотеку, чтобы познакомить детей с профессией библиотекарь, заинтересовать детей вместе с родителями на регулярное посещение библиотеки, воспитывать интерес к книге, трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой. Дети знакомятся с биографией поэтов, писателей.
Слайд 16.
Конкурс речевых уголков в группах был организован для воспитания положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям.
Слайд 17.
Активное участие в мероприятиях помогает приобщать детей к литературному чтению, книгам, как источнику знаний, народной мудрости. Спасибо за внимание.