СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юный эколог"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  естественнонаучной направленности  "Юный эколог"

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юный эколог"»







Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

"Юный эколог"







Возраст обучающихся: 11-12 лет

Срок реализации: 9 месяцев









Автор-составитель:

Жевлакова Н.И.,

учитель начальных классов









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный эколог» относится к программам естественнонаучной направленности.

Актуальность и социальная значимость данной программы состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.

Отличительная особенность программы заключается в изменении подхода к обучению детей, а именно – внедрению в образовательный процесс исследовательской и изобретательской деятельности, организации коллективных проектных работ.

Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 10 - 11 лет.

Срок освоения программы –9 месяцев.

На полное освоение программы требуется 34 часа.

Форма обучения – очная.

Набор детей – свободный. Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми.

Состав 25-30 человек.

Общее количество часов в год – 34 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 45 минут. Недельная нагрузка 1 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Программа «Юный эколог» направлена на формирование и развитие творческих способностей у детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья. Программа ориентирована на детей младшего школьного возраста, построена с учетом двух способов связи человека к окружающей среде обитания и жизни, второе – к своему здоровью (физическому, психическому, духовному).

Цель дополнительной общеразвивающей программы: расширять и закреплять знания об экологии и объектах окружающей среды.

Задачи дополнительной общеразвивающей программы:

Образовательные:

  • Сформировать систему эколого-биологических знаний.

  • Сформировать знания о многообразии живых форм родного края.

  • Обогатить общий и сформировать тематический словарный запас.

  • Сформировать трудовые знания, умения, навыки, закрепить на практике.

Развивающие:

  • Развивать способности чувствовать красоту природы и выражать эмоции.

  • Развивать индивидуальные способности детей.

  • Развивать любознательность, как основу познавательной деятельности.

  • Развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, применять знания, планировать свою деятельность, ориентироваться в задании.

Воспитательные:

  • Сформировать представление о самоценности любой формы жизни.

  • Сформировать потребности экологически целесообразного поведения и деятельности человека.

  • Сформировать чувства красоты природы при изготовлении поделок.

  • Сформировать чувство ответственности за инструменты, оборудование кабинета.

  • Прививать любовь к труду, обучать доводить до конца начатое дело.


Принципы отбора содержания:

- принцип единства развития, обучения и воспитания;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип доступности;

- принцип наглядности;

- принцип взаимодействия и сотрудничества;

- принцип комплексного подхода.


Методы проведения занятий:

беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференции, участие в конкурсах исследовательских работ.


Методы, используемые для реализации работы детского объединения:

1. Наглядные методы: - экскурсии, целевые прогулки; - наблюдения; - рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; - проведение дидактических игр.

2. Словесные методы: - чтение литературных произведений; - беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы.

3. Игровые методы: - проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.); - загадывание загадок; - проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

4. Практические методы:

- организация продуктивной деятельности детей;

- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

- изготовление с детьми наглядных пособий;

- метод проектов.


Содержание программы предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, экскурсии, заочные путешествия.


Планируемые результаты

В процессе обучения и воспитания предполагается достичь следующих результатов:

-социальные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.

-получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю.


Показатели в личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы,

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков,

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

- планет Земля – наш большой дом,

- Солнце – источник жизни на Земле,

- неживое и живое в природе,

- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры),

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры),

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры),

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода,

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними,

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т.д.),

- организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними,

- человек – существо природное и социальное, разносторонние связи человека с окружающей природной средой,

- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы,

- различия съедобных и несъедобных грибов,

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе,

- способы сохранения окружающей природы,

- экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе,

- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья,

- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие),

- доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта,

- заботиться о здоровом образе жизни,

- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни,

- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры),

- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение),

- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе,

- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов,

- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости,

- проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям,

- выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини – сочинений и т.п.

Личностными результатами освоения программы «Юный эколог» является:

- формирование основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

- развитие чувства патриотизма, гордости за свою малую Родину, свой народ.

Метапредметными результатами освоения программы «Юный эколог» является формирование следующих умений:

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

-выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи;

- делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;

- добывать новые знания: находить необходимую информацию;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные вывод.

Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- контролировать действия партнёра;

- использовать речь для регуляции своего действия

Текущий контроль осуществляется в течение учебного года в форме фронтальной и индивидуальной беседы.

Промежуточная аттестация - применяется зачётная (недифференцированная) система оценок (зачёт, незачёт). Зачет осуществляется через участие обучающихся в различного уровня мероприятиях. Зачётные мероприятия проводятся в течение года и предполагают участие в выставках, конкурсах, конференциях различного уровня.

Формы отслеживания результатов: грамота, диплом, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, фото, свидетельство (сертификат).

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: конкурс, праздник, выставка.



УЧЕБНЫЙ ПЛАН

1 год обучения

п/п

Наименование

курса


Количество часов

Всего

Теория

Практика

Формы аттестации

1.

Что такое экология?

34

17

17

зачет


Итого

34

17

17




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения (34 часа, 1 час в неделю)

Тема 1. Что такое экология?

Теория: Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Выяснением, что такое экология. Экология – это наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля.

Практика: выполнить тест по презентации

Тема 2. Мой дом

Теория: внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и городе.

Практика: составление детьми рассказа о своем доме, рисунки.

Тема 3. Мой двор

Теория: узнать, что находится во дворе, какие растения

Практика: экскурсия на пришкольный участок. Техника безопасности, уборка территории, беседа, игры.

Тема 4. Экскурсия в природу

Теория: правила поведения в парке,

Практика: сбор природного материала, беседа, рассказы детей.

Тема 5. Возможности природного материала

Теория: узнать о возможностях природного материала.

Практика: изготовление поделок и аппликаций из природного материала.

Тема 6. Влияние природы на эмоции человека.

Теория: беседа «Влияние природы на эмоции человека», прослушивание записи «Звуки леса»

Практика: нарисовать пейзаж

Тема 7. Викторина «По лесной тропе»

Теория: просмотреть видеоролик о разных животных, о лесе, о природе

Практика: вопросы и задания на знание названий птиц, животных, времен года, художников.

Тема 8.Планета Земля в Солнечной системе

Теория: знакомство детей с названием планет, их расположением. Образованием планет.

Практика: нарисовать планету или планеты

Тема 9. Солнце – источник тепла и света

Теория: беседа «Как появилось солнце?».

Практика: изготовление объемного солнца из бумаги.

Тема 10. Небесные тела

Теория: беседа: «Что такое небесное тело?», астероиды, метеориты, метеоры. Практика: аппликация «Звездное небо»

Тема 11. Земля, на которой мы живем!

Теория: знакомство детей с размерами земли, с глобусом.

Практика: изготовление из пластилина макета земли.

Тема 12. Экология и мы

Теория: беседа «Почему погибают растения», просмотр презентаций о редких растениях, о растениях, занесенных в Красную книгу России. Просмотр фотографий. Теплицы, парники. Их значение.

Практика: выполнить тест

Тема 13. Принятие в юные экологи

Теория: рассказать новым ребятам о нашем кружке юного эколога

Практика: посвящение в юные экологи

Тема 14. Неживая природа

Теория: беседа: что относится к неживой природе» явления природы.

Практика: участие в интеллектуальной игре

Тема 15. Вода, её признаки и свойства

Теория: знакомство детей со свойствами воды. Растворение соли, сахара, соды. Практика: рисование рек, ручейков.

Тема 16. Берегите воду!

Теория: беседа об охране воды. Что такое очистительные сооружения.

Практика: рисование экологических знаков, сохраняющих качество воды.

Тема 17. Знаки, напоминающие о правилах поведения в природе.

Теория: посмотреть презентацию о правилах поведения в природе

Практика: работа с пластилином. Размазывание пластилина по контуру знаков.

Тема 18. Экскурсия к реке.

Теория: беседа «какие бывают реки». Обсуждение экологических проблем в разные сезоны.

Практика: тест «Правила поведения у реки».

Тема 19. Водоемы.

Теория: беседа «Что такое водоемы, водохранилище». Какие кусочки природы человек может сделать у себя на участках.

Практика: лепка своего участка с водоемом.

Тема 20. Птицы водоемов.

Теория: беседа «Разнообразие животного мира водоемов». Прослушивание голосов птиц.

Практика: раскрашивание цапли, утки.

Тема 21. Разнообразие животных

Теория: беседа «Заповедники». Беседа о питании лесных животных.

Практика: рисование животных.

Тема 22. Что такое зоопарк?

Теория: беседа «Зоопарк». Для чего люди создают зоопарки? Какие животные имеются в зоопарке в Калининграде.

Практика: фотоконкурс. «Я был в зоопарке». Рисование животных нашего зоопарка. Мини – зоопарк дома. Рассказы детей о домашних питомцах.

Тема 23. Мой любимец.

Теория: беседа о животных, которые живут в квартире человека. Рассказы детей о своих питомцах.

Практика: рисование своих питомцев.

Тема 24. Домашние животные.

Теория: Беседа о домашних животных и их пользе.

Практика: Рисование свиньи.

Тема 25. Обобщающее занятие «Окружающая среда»

Теория: обобщающий час. Презентация к занятию.

Практика: сценки учеников, чтение стихотворений.


КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК


КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК


п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

сентябрь

8

13.35-14.20

теория

1

Что такое экология?

кабинет

3 Б класса

Тест -
презентация

2.


15

13.35-14.20

практика

1

Мой дом

кабинет

3 Б класса

Интеллектуальная
игра

3.


22

13.35-14.20

теория

1

Мой двор

кабинет

3 Б класса

Викторина

4.

сентябрь

октябрь

29.09

6.10

13.35-14.20

практика

2

Экскурсия в природу

кабинет

3 Б класса

Рассказы детей

5.


13

13.35-14.20

практика

1

Возможности природного
материала

кабинет

3 Б класса

Аппликация

6.


20

13.35-14.20

теория

1

Влияние природы на
эмоции человека.

кабинет

3 Б класса

Зарисовка
пейзажа

7.


27

13.35-14.20

теория

1

Викторина «По лесной
тропе»

кабинет

3 Б класса

Викторина

8.

ноябрь

10

13.35-14.20

теория

1

Планета Земля в
Солнечной системе

кабинет

3 Б класса

Конкурс
рисунков

9.


17

13.35-14.20

практика

1

Солнце – источник тепла и
света

кабинет

3 Б класса

Создание поделки

10.


24

13.35-14.20

теория

1

Небесные тела

кабинет

3 Б класса

Аппликация

11

декабрь

1

13.35-14.20

теория

1

Земля, на которой мы
живем!

кабинет

3 Б класса

Рисунок

12


8

15

13.35-14.20

теория

2

Экология и мы

кабинет

3 Б класса

Тест

13


22

29

13.35-14.20


2

Неживая природа

кабинет

3 Б класса

Интеллектуальная
игра

14

январь

12

19

13.35-14.20

теория

2

Вода, её признаки и
свойства

кабинет

3 Б класса

Рисунок+рассказ

15

Январь

февраль

26

2

13.35-14.20

теория

2

Берегите воду!

кабинет

3 Б класса

Рисунки
экологических
знаков по памяти

16


9

16

13.35-14.20

практика

2

Знаки, напоминающие о
правилах поведения в
природе

кабинет

3 Б класса

Поделка

17

март

2

9

13.35-14.20

практика

2

Экскурсия к реке.

кабинет

3 Б класса

Викторина

18


16

13.35-14.20

теория

1

Водоемы.

кабинет

3 Б класса

Поделка

19


23

13.35-14.20

теория

1

Птицы водоемов.

кабинет

3 Б класса

Рисунок

20

апрель

6

13

13.35-14.20

теория

2

Разнообразие животных

кабинет

3 Б класса

Викторина

21


20

13.35-14.20

теория

1

Что такое зоопарк?

кабинет

3 Б класса

Рисунок

22

Апрель

май

27

4

13.35-14.20

теория

2

Мой любимец.

кабинет

3 Б класса

Викторина

23


11

13.35-14.20

теория

1

Домашние животные.

кабинет

3 Б класса

Рисунок, поделка

24


18

25

13.35-14.20

теория

2

Обобщающее занятие
«Окружающая среда»

кабинет

3 Б класса

Тест

итого





34








Организационно-педагогические условия реализации программы



Методические материалы

Программа «Юный эколог» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом. Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника Подобная реализация программы «Юный эколог» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует воспитанию бережливости, ответственности, уважительного отношения к природе.

Содержание программы предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностноориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, экскурсии, заочные путешествия и другие.


Материально-техническое обеспечение

1.Гербарий растений леса.

2. Таблицы.

- Жизненные формы растений;

- Ярусы лесов;

- Структура лесного Биоценоза;

- Животные леса;

3. Карточки для определения растений:

- их жизненных форм;

- по листьям и хвое;

- по коре, семенам, шишкам;

- по побегам и почкам в безлистном состоянии.

4. Коллекции плодов и семян растений леса;

5. Диски с записями звуков леса;

6. Разработки занятий

- Разработки дидактических игр

- Разработки викторин

- Разработки игр

7. Наглядные и раздаточные пособия

8. Дидактический материал

- карточки опроса

- дневники наблюдений

- загадки, ребусы, кроссворды

- экологические игры


Нормативные правовые акты

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599

3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.

4. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. №2620-р.

5. Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.

6. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».


Список литературы

1. Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу "Окружающий мир": практическое пособие/ Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. - М.: ВАКО, 2004 - 350 с

2. Гелетон А. В. Жизнь зелёного растения: учеб.пособие. - М.: Просвещение, 2002 - 112 с.

3. Двораковский М.С. Экология растений: практическое пособие. - М.: Просвещение, 2003 - 240 с.

4. Жук Л.И. В гармонии с природой: методическое пособие. - Мн.: Издательство ООО "Красико-Принт", 2002 - 234 с.

5. Игнатова В.А. Экология и культура: на пути к интеграции. Книга для учителя. – Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2004. – 262 с.

6. Кайнс С. Деревья, которые лечат. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007. – 256с. 7. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников: методическое пособие / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. - М.: Просвещение, 2005 - 146 с.

8. Сорокина Л.В. Край родной. М., ТЦ «Сфера», 2001;

9. Я познаю мир. Тайны природы. Детская энциклопедия. М. ТКО АСТ. 2000.

Литература для учащихся:

1. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 2006.

2. Большаков, А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: «Паритет», 2000.

3. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003

4. Грехова, Л. И. В союзе с природой. – М.-Ставрополь: Сервис-школа, 2003.

5. Демьянков, Е. Н. Биология. Мир растений (Текст): задачи. Дополнительные материалы: – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.

6. Константинов, В.М. Охрана природы.- М.: Академия, 2000.

7. Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001

Интернет-ресурсы

www.km.ru education – Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»