Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
"Юный эколог"
Возраст обучающихся: 11-12 лет
Срок реализации: 9 месяцев
Автор-составитель:
Жевлакова Н.И.,
учитель начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный эколог» относится к программам естественнонаучной направленности.
Актуальность и социальная значимость данной программы состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.
Отличительная особенность программы заключается в изменении подхода к обучению детей, а именно – внедрению в образовательный процесс исследовательской и изобретательской деятельности, организации коллективных проектных работ.
Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 10 - 11 лет.
Срок освоения программы –9 месяцев.
На полное освоение программы требуется 34 часа.
Форма обучения – очная.
Набор детей – свободный. Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми.
Состав 25-30 человек.
Общее количество часов в год – 34 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 45 минут. Недельная нагрузка 1 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Программа «Юный эколог» направлена на формирование и развитие творческих способностей у детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья. Программа ориентирована на детей младшего школьного возраста, построена с учетом двух способов связи человека к окружающей среде обитания и жизни, второе – к своему здоровью (физическому, психическому, духовному).
Цель дополнительной общеразвивающей программы: расширять и закреплять знания об экологии и объектах окружающей среды.
Задачи дополнительной общеразвивающей программы:
Образовательные:
Сформировать систему эколого-биологических знаний.
Сформировать знания о многообразии живых форм родного края.
Обогатить общий и сформировать тематический словарный запас.
Сформировать трудовые знания, умения, навыки, закрепить на практике.
Развивающие:
Развивать способности чувствовать красоту природы и выражать эмоции.
Развивать индивидуальные способности детей.
Развивать любознательность, как основу познавательной деятельности.
Развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, применять знания, планировать свою деятельность, ориентироваться в задании.
Воспитательные:
Сформировать представление о самоценности любой формы жизни.
Сформировать потребности экологически целесообразного поведения и деятельности человека.
Сформировать чувства красоты природы при изготовлении поделок.
Сформировать чувство ответственности за инструменты, оборудование кабинета.
Прививать любовь к труду, обучать доводить до конца начатое дело.
Принципы отбора содержания:
- принцип единства развития, обучения и воспитания;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип взаимодействия и сотрудничества;
- принцип комплексного подхода.
Методы проведения занятий:
беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференции, участие в конкурсах исследовательских работ.
Методы, используемые для реализации работы детского объединения:
1. Наглядные методы: - экскурсии, целевые прогулки; - наблюдения; - рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; - проведение дидактических игр.
2. Словесные методы: - чтение литературных произведений; - беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы.
3. Игровые методы: - проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.); - загадывание загадок; - проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
4. Практические методы:
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- изготовление с детьми наглядных пособий;
- метод проектов.
Содержание программы предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, экскурсии, заочные путешествия.
Планируемые результаты
В процессе обучения и воспитания предполагается достичь следующих результатов:
-социальные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.
-получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю.
Показатели в личностной сфере ребенка:
- интерес к познанию мира природы,
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков,
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Учащиеся должны знать:
- планет Земля – наш большой дом,
- Солнце – источник жизни на Земле,
- неживое и живое в природе,
- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры),
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры),
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры),
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода,
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними,
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т.д.),
- организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними,
- человек – существо природное и социальное, разносторонние связи человека с окружающей природной средой,
- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы,
- различия съедобных и несъедобных грибов,
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе,
- способы сохранения окружающей природы,
- экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе,
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья,
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие),
- доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта,
- заботиться о здоровом образе жизни,
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни,
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры),
- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение),
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе,
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов,
- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости,
- проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям,
- выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини – сочинений и т.п.
Личностными результатами освоения программы «Юный эколог» является:
- формирование основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
- развитие чувства патриотизма, гордости за свою малую Родину, свой народ.
Метапредметными результатами освоения программы «Юный эколог» является формирование следующих умений:
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
-выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи;
- делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные вывод.
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия
Текущий контроль осуществляется в течение учебного года в форме фронтальной и индивидуальной беседы.
Промежуточная аттестация - применяется зачётная (недифференцированная) система оценок (зачёт, незачёт). Зачет осуществляется через участие обучающихся в различного уровня мероприятиях. Зачётные мероприятия проводятся в течение года и предполагают участие в выставках, конкурсах, конференциях различного уровня.
Формы отслеживания результатов: грамота, диплом, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, фото, свидетельство (сертификат).
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: конкурс, праздник, выставка.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год обучения
№ п/п | Наименование курса | Количество часов |
Всего | Теория | Практика | Формы аттестации |
1. | Что такое экология? | 34 | 17 | 17 | зачет |
| Итого | 34 | 17 | 17 | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения (34 часа, 1 час в неделю)
Тема 1. Что такое экология?
Теория: Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Выяснением, что такое экология. Экология – это наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля.
Практика: выполнить тест по презентации
Тема 2. Мой дом
Теория: внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и городе.
Практика: составление детьми рассказа о своем доме, рисунки.
Тема 3. Мой двор
Теория: узнать, что находится во дворе, какие растения
Практика: экскурсия на пришкольный участок. Техника безопасности, уборка территории, беседа, игры.
Тема 4. Экскурсия в природу
Теория: правила поведения в парке,
Практика: сбор природного материала, беседа, рассказы детей.
Тема 5. Возможности природного материала
Теория: узнать о возможностях природного материала.
Практика: изготовление поделок и аппликаций из природного материала.
Тема 6. Влияние природы на эмоции человека.
Теория: беседа «Влияние природы на эмоции человека», прослушивание записи «Звуки леса»
Практика: нарисовать пейзаж
Тема 7. Викторина «По лесной тропе»
Теория: просмотреть видеоролик о разных животных, о лесе, о природе
Практика: вопросы и задания на знание названий птиц, животных, времен года, художников.
Тема 8.Планета Земля в Солнечной системе
Теория: знакомство детей с названием планет, их расположением. Образованием планет.
Практика: нарисовать планету или планеты
Тема 9. Солнце – источник тепла и света
Теория: беседа «Как появилось солнце?».
Практика: изготовление объемного солнца из бумаги.
Тема 10. Небесные тела
Теория: беседа: «Что такое небесное тело?», астероиды, метеориты, метеоры. Практика: аппликация «Звездное небо»
Тема 11. Земля, на которой мы живем!
Теория: знакомство детей с размерами земли, с глобусом.
Практика: изготовление из пластилина макета земли.
Тема 12. Экология и мы
Теория: беседа «Почему погибают растения», просмотр презентаций о редких растениях, о растениях, занесенных в Красную книгу России. Просмотр фотографий. Теплицы, парники. Их значение.
Практика: выполнить тест
Тема 13. Принятие в юные экологи
Теория: рассказать новым ребятам о нашем кружке юного эколога
Практика: посвящение в юные экологи
Тема 14. Неживая природа
Теория: беседа: что относится к неживой природе» явления природы.
Практика: участие в интеллектуальной игре
Тема 15. Вода, её признаки и свойства
Теория: знакомство детей со свойствами воды. Растворение соли, сахара, соды. Практика: рисование рек, ручейков.
Тема 16. Берегите воду!
Теория: беседа об охране воды. Что такое очистительные сооружения.
Практика: рисование экологических знаков, сохраняющих качество воды.
Тема 17. Знаки, напоминающие о правилах поведения в природе.
Теория: посмотреть презентацию о правилах поведения в природе
Практика: работа с пластилином. Размазывание пластилина по контуру знаков.
Тема 18. Экскурсия к реке.
Теория: беседа «какие бывают реки». Обсуждение экологических проблем в разные сезоны.
Практика: тест «Правила поведения у реки».
Тема 19. Водоемы.
Теория: беседа «Что такое водоемы, водохранилище». Какие кусочки природы человек может сделать у себя на участках.
Практика: лепка своего участка с водоемом.
Тема 20. Птицы водоемов.
Теория: беседа «Разнообразие животного мира водоемов». Прослушивание голосов птиц.
Практика: раскрашивание цапли, утки.
Тема 21. Разнообразие животных
Теория: беседа «Заповедники». Беседа о питании лесных животных.
Практика: рисование животных.
Тема 22. Что такое зоопарк?
Теория: беседа «Зоопарк». Для чего люди создают зоопарки? Какие животные имеются в зоопарке в Калининграде.
Практика: фотоконкурс. «Я был в зоопарке». Рисование животных нашего зоопарка. Мини – зоопарк дома. Рассказы детей о домашних питомцах.
Тема 23. Мой любимец.
Теория: беседа о животных, которые живут в квартире человека. Рассказы детей о своих питомцах.
Практика: рисование своих питомцев.
Тема 24. Домашние животные.
Теория: Беседа о домашних животных и их пользе.
Практика: Рисование свиньи.
Тема 25. Обобщающее занятие «Окружающая среда»
Теория: обобщающий час. Презентация к занятию.
Практика: сценки учеников, чтение стихотворений.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | сентябрь | 8 | 13.35-14.20 | теория | 1 | Что такое экология? | кабинет 3 Б класса | Тест - презентация |
2. | | 15 | 13.35-14.20 | практика | 1 | Мой дом | кабинет 3 Б класса | Интеллектуальная игра |
3. | | 22 | 13.35-14.20 | теория | 1 | Мой двор | кабинет 3 Б класса | Викторина |
4. | сентябрь октябрь | 29.09 6.10 | 13.35-14.20 | практика | 2 | Экскурсия в природу | кабинет 3 Б класса | Рассказы детей |
5. | | 13 | 13.35-14.20 | практика | 1 | Возможности природного материала | кабинет 3 Б класса | Аппликация |
6. | | 20 | 13.35-14.20 | теория | 1 | Влияние природы на эмоции человека. | кабинет 3 Б класса | Зарисовка пейзажа |
7. | | 27 | 13.35-14.20 | теория | 1 | Викторина «По лесной тропе» | кабинет 3 Б класса | Викторина |
8. | ноябрь | 10 | 13.35-14.20 | теория | 1 | Планета Земля в Солнечной системе | кабинет 3 Б класса | Конкурс рисунков |
9. | | 17 | 13.35-14.20 | практика | 1 | Солнце – источник тепла и света | кабинет 3 Б класса | Создание поделки |
10. | | 24 | 13.35-14.20 | теория | 1 | Небесные тела | кабинет 3 Б класса | Аппликация |
11 | декабрь | 1 | 13.35-14.20 | теория | 1 | Земля, на которой мы живем! | кабинет 3 Б класса | Рисунок |
12 | | 8 15 | 13.35-14.20 | теория | 2 | Экология и мы | кабинет 3 Б класса | Тест |
13 | | 22 29 | 13.35-14.20 | | 2 | Неживая природа | кабинет 3 Б класса | Интеллектуальная игра |
14 | январь | 12 19 | 13.35-14.20 | теория | 2 | Вода, её признаки и свойства | кабинет 3 Б класса | Рисунок+рассказ |
15 | Январь февраль | 26 2 | 13.35-14.20 | теория | 2 | Берегите воду! | кабинет 3 Б класса | Рисунки экологических знаков по памяти |
16 | | 9 16 | 13.35-14.20 | практика | 2 | Знаки, напоминающие о правилах поведения в природе | кабинет 3 Б класса | Поделка |
17 | март | 2 9 | 13.35-14.20 | практика | 2 | Экскурсия к реке. | кабинет 3 Б класса | Викторина |
18 | | 16 | 13.35-14.20 | теория | 1 | Водоемы. | кабинет 3 Б класса | Поделка |
19 | | 23 | 13.35-14.20 | теория | 1 | Птицы водоемов. | кабинет 3 Б класса | Рисунок |
20 | апрель | 6 13 | 13.35-14.20 | теория | 2 | Разнообразие животных | кабинет 3 Б класса | Викторина |
21 | | 20 | 13.35-14.20 | теория | 1 | Что такое зоопарк? | кабинет 3 Б класса | Рисунок |
22 | Апрель май | 27 4 | 13.35-14.20 | теория | 2 | Мой любимец. | кабинет 3 Б класса | Викторина |
23 | | 11 | 13.35-14.20 | теория | 1 | Домашние животные. | кабинет 3 Б класса | Рисунок, поделка |
24 | | 18 25 | 13.35-14.20 | теория | 2 | Обобщающее занятие «Окружающая среда» | кабинет 3 Б класса | Тест |
итого | | | | | 34 | | | |
Организационно-педагогические условия реализации программы
Методические материалы
Программа «Юный эколог» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом. Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника Подобная реализация программы «Юный эколог» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует воспитанию бережливости, ответственности, уважительного отношения к природе.
Содержание программы предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностноориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, экскурсии, заочные путешествия и другие.
Материально-техническое обеспечение
1.Гербарий растений леса.
2. Таблицы.
- Жизненные формы растений;
- Ярусы лесов;
- Структура лесного Биоценоза;
- Животные леса;
3. Карточки для определения растений:
- их жизненных форм;
- по листьям и хвое;
- по коре, семенам, шишкам;
- по побегам и почкам в безлистном состоянии.
4. Коллекции плодов и семян растений леса;
5. Диски с записями звуков леса;
6. Разработки занятий
- Разработки дидактических игр
- Разработки викторин
- Разработки игр
7. Наглядные и раздаточные пособия
8. Дидактический материал
- карточки опроса
- дневники наблюдений
- загадки, ребусы, кроссворды
- экологические игры
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599
3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.
4. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. №2620-р.
5. Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.
6. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Список литературы
1. Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу "Окружающий мир": практическое пособие/ Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. - М.: ВАКО, 2004 - 350 с
2. Гелетон А. В. Жизнь зелёного растения: учеб.пособие. - М.: Просвещение, 2002 - 112 с.
3. Двораковский М.С. Экология растений: практическое пособие. - М.: Просвещение, 2003 - 240 с.
4. Жук Л.И. В гармонии с природой: методическое пособие. - Мн.: Издательство ООО "Красико-Принт", 2002 - 234 с.
5. Игнатова В.А. Экология и культура: на пути к интеграции. Книга для учителя. – Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2004. – 262 с.
6. Кайнс С. Деревья, которые лечат. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007. – 256с. 7. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников: методическое пособие / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. - М.: Просвещение, 2005 - 146 с.
8. Сорокина Л.В. Край родной. М., ТЦ «Сфера», 2001;
9. Я познаю мир. Тайны природы. Детская энциклопедия. М. ТКО АСТ. 2000.
Литература для учащихся:
1. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 2006.
2. Большаков, А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: «Паритет», 2000.
3. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003
4. Грехова, Л. И. В союзе с природой. – М.-Ставрополь: Сервис-школа, 2003.
5. Демьянков, Е. Н. Биология. Мир растений (Текст): задачи. Дополнительные материалы: – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
6. Константинов, В.М. Охрана природы.- М.: Академия, 2000.
7. Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001
Интернет-ресурсы
www.km.ru education – Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»