МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Смоленской области
Комитет по образованию Администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области
МБОУ Богородицкая СШ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Физический практикум»
Возраст обучающихся: 16 - 18 лет (10 -11 классы)
Срок реализации: 2 года
Автор – составитель:
Шанова Влада Николаевна,
педагог дополнительного образования
д. Богородицкое, 2024
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Физический практикум» (далее Программа) имеет естественнонаучную направленность.
Направленность программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Физический практикум» имеет естественнонаучную направленность и разработана в соответствии с:
- Федеральным Законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р)
- Постановлением Главного государственного санитарного врача России от28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Уставом образовательной организации;
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы).
Программа направлена на активное приобщение детей к познанию окружающего мира, выполнение работ исследовательского характера, решение разных типов задач, постановку эксперимента, работу с дополнительными источниками информации.
Актуальность, педагогическая целесообразность
Физика - наука о наиболее общих законах природы, и тем самым она вносит существенный вклад в нашу систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Физика базируется на экспериментальном изучении природы, что требует уделять большое внимание изучению экспериментальных физических методов исследования. Этим и обусловлено выделение физического практикума в отдельный курс. Курс «Физический практикум» по своему набору выполняемых работ и последовательности их выполнения соответствует последовательности курса «Физики», дополняя его. Курс «Экспериментальной физики» предполагает использование цифрой лаборатории по физике Releon с мультидатчиком «Физика 5» и цифровой приставкой осциллографом.
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. она обеспечивает разностороннее изучение физики, позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей; большое внимание уделяется формированию навыков выполнения творческих и экспериментальных работ, решению углубленных задач по физике, что способствует формированию у обучающихся практических и исследовательских навыков. Кроме того, данная программа позволяет использовать новые методы работы.
Новизна и отличительные особенности Программы
Программа построена по принципу «от простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического здоровья обучающихся. В дополнение, новизна данной Программы заключается в ее актуальности.
Отличительная особенность программы заключается в выборе объекта рассмотрения – связи теории и эксперимента в физике. Эту связь можно рассмотреть при решении экспериментальных задач, в которых перед учащимся ставятся сразу две цели – решить задачу теоретически и проверить правильность решения на практике. Также Программа подразумевает внедрение в образовательный процесс исследовательской деятельности, организации коллективных проектных работ, а также формирование и развитие навыков решения практических задач, связанных с физикой.
Важной отличительной особенностью данной Программы является использование современных цифровых лабораторий центра «Точка роста», что открывает новые возможности для обучающихся в проектной и исследовательской деятельности, дает новые методы в решении задач.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы
Программа предназначена для обучающихся 10 - 11 классов (16 – 18 лет). На обучение по Программе принимаются все желающие. Специальный отбор не проводится. Обучающиеся данной возрастной категории владеют элементами научного мышления: умеют анализировать, сопоставлять, делать обобщения и выводы. Эффективность обучения по Программе для данной возрастной категории обучающихся возрастает в ходе их работы над проектными и проектно-исследовательскими работами естественнонаучной направленности. При использовании такого вида деятельности обучающиеся вовлекаются в ситуацию ответственного выбора при решении поставленных перед ними проблем.
Уровень программы, объем и сроки
Уровень – ознакомительный, объем программы: 10 класс – 36 часов в год, 11 класс – 36 часов в год. Срок реализации программы – 2 года.
Формы и режим занятий
Очная, групповая в кабинетах центра образования «Точка роста»
Занятия по Программе проводятся 1 раз в неделю, продолжительность 1 час для каждого года обучения. Занятия предполагают наличие здоровьесберегающих технологий: организационных моментов, динамических пауз, коротких перерывов, проветривание помещения, физкультминуток. При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
Основные виды занятий, предусмотренные Программой:
Теоретические занятия осуществляются главным образом как вводные лекции. На вводных теоретических занятиях педагогом предъявляется новая информация, включающая относительно широкий круг вопросов, которые далее будут изучаться, углубляться и закрепляться во время практических занятий.
Практические занятия проходят в форме выполнения различных индивидуальных и коллективных заданий, проведения практической и исследовательской работы, изготовления стендов, памяток, выполнения проектов. Занятия проводятся в малых группах, применяются индивидуальные занятия, которые дают наиболее эффективные результаты. Опыты, экспериментальные и исследовательские работы проводятся с использованием оборудования центра «Точка роста».
Основные методы, используемые для реализации Программы:
Методы, которые используются при организации занятий по Программе:
вербальный (устное изложение, объяснение новых терминов и понятий, обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполнения заданий, комментарии и т.д.);
наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение и др.);
практический (выполнение практических и экспериментальных работ);
аналитический - опрос, оценка выполненных заданий, самоанализ теоретической и практической деятельности.
Цель Программы
Расширение знаний, умений и навыков по учебному предмету «Физика», формирование научного мировоззрения, базовых навыков проектной и исследовательской деятельности, а также проведения экспериментальных работ.
Задачи Программы
Образовательные:
способствовать самореализации учащихся в изучении конкретных тем физики;
развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки;
знакомить учащихся с историей физических открытий;
научить решать практические задачи нестандартными методами;
развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований.
Воспитательные:
воспитание убежденности в возможности познания законов природы;
уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
формирование творческого отношения к выполняемой работе;
воспитание умения работать в коллективе, эффективно распределять обязанности.
Развивающие:
развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой;
умений практически применять физические знания в жизни;
развивать творческую инициативу и самостоятельность;
развивать психофизиологические качества учеников: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном;
развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
развивать навыки экспериментальной, исследовательской и проектной деятельности.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты
ознакомить учащихся с физикой как экспериментальной наукой; сформировать у них навыки самостоятельной работы с цифровыми датчиками, проведение измерений физических величин и их обработки.
сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты
10 класс
Учащиеся должны приобрести:
навыки исследовательской работы по измерению физических величин, оценке погрешностей измерений и обработке результатов;
умения пользоваться цифровыми измерительными приборами;
умение обсуждать полученные результаты с привлечением соответствующей физической теории;
умение публично представлять результаты своего исследования;
умение самостоятельно работать с учебником и научной литературой, а также излагать свои суждения как в устной, так и в письменной форме.
знания о способах и методах решения задач по физике и понимание смысла физических законов;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
11 класс
Учащиеся должны приобрести:
навыки исследовательской работы по измерению физических величин, оценке погрешностей измерений и обработке результатов;
умения пользоваться цифровыми измерительными приборами;
умение обсуждать полученные результаты с привлечением соответствующей физической теории;
умение публично представлять результаты своего исследования;
умение самостоятельно работать с учебником и научной литературой, а также излагать свои суждения как в устной, так и в письменной форме.
знания о способах и методах решения задач по физике и понимание смысла физических законов;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Способы проверки ожидаемых результатов данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
педагогическое наблюдение, устный опрос;
выполнение научно-исследовательских и проектных заданий;
анкетирование родителей и обучающихся.
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Промежуточная аттестация в форме проверочной работы
Проверочная работа состоит из 3х вариантов, в каждом из которых представлено 3 вопроса, проверяющих знания обучающихся по изученным темам.
Критерии оценивания:
высокий уровень – правильный ответ на все 3 вопроса проверочной работы;
достаточный уровень – правильный ответ на 2 вопроса проверочной работы;
допустимый уровень – правильный ответ на 1 вопрос проверочной работы;
критический уровень – ни на один вопрос проверочной работы не полученный верный ответ.
10 класс
Вариант 1
1. Виды механического движения. Баллистическое движение.
2. Законы Ньютона.
3. Законы сохранения.
Вариант 2
1. Изменение агрегатных состояний вещества.
2. Последовательное, параллельное и смешанное соединение проводников.
3. Уравнение Менделеева – Клапейрона. Газовые законы.
Вариант 3
1. Законы Ньютона.
2. Закон Ома для полной цепи. ЭДС.
3. Законы сохранения.
11 класс
Вариант 1
1. Магнитное поле. Явление ЭМИ.
2. Колебательный контур. Электромагнитные колебания.
3. Основные законы оптики.
Вариант 2
1. Сила Ампера и сила Лоренца.
2. Переменный ток.
3. Механические колебания и волны.
Вариант 3
1. Магнитное поле. Явление ЭМИ.
2. Переменный ток
3. Основные законы оптики.
Содержание
10 класс
Введение (3 ч)
Теория – 3ч, практика – о ч.
Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Цифровые датчики и их отличие от аналоговых приборов. Общие характеристики датчиков. Физические эффекты, используемые в работе датчиков.
Экспериментальные исследования механических явлений (9 ч)
Теория – 2ч, практика – 7 ч.
Равномерное прямолинейное движение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Законы Ньютона. Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.
Экспериментальные работы:
«Графическое представление равномерного движения»
«Графическое представление ускоренно движения»
«Расчет ускорения свободного падения»
«Баллистическое движение»
«Законы Ньютона»
«Закон сохранения импульса»
«Энергия. Закон сохранения энергии»
Экспериментальные исследования тепловых явлений (11 ч)
Теория – 3ч, практика – 8 ч.
Строение газообразных, жидких и твердых тел. Температура. Энергия теплового движения молекул. Тепловое равновесие. Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Газовые законы.
Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. КПД двигателей.
Жидкие и твердые тела. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха.
Экспериментальные работы:
«Измерение температуры, объема и давления с помощью цифровой лаборатории»
«Определение давления жидкостей. Закон Паскаля»
«Исследование изотермического процесса»
«Исследование изобарного процесса»
«Исследование изохорного процесса»
«Определение количества теплоты при нагревании и охлаждении»
«Определение удельной теплоемкости твердого тела»
«Определение удельной теплоты плавления льда»
Экспериментальные исследования электрических явлений (8 ч)
Теория – 2ч, практика – 6 ч.
Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.
Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Полупроводники. Электрический ток в жидкостях.
Экспериментальные работы:
«Сборка электрических цепей, измерение силы тока и напряжения»
«Закон Ома для участка цепи, графики параметров»
«Измерение удельного сопротивления проводника»
«Изучение смешанного соединения проводников»
«Изучение закона Ома для полной цепи»
«Изучение закона Джоуля - Ленца»
Итоговый проект (5 ч)
Теория – 1ч, практика – 4 ч.
11 класс
Физический эксперимент и цифровые лаборатории (4 ч)
Теория – 2ч, практика – 2 ч.
Цифровые датчики. Общие характеристики. Физические эффекты, используемые в работе датчиков.
Двухканальная приставка – осциллограф. Основные принципы работы с приставкой.
Экспериментальные исследования магнитного поля (7ч)
Теория – 2ч, практика – 5 ч.
Магнитное поле и его действия. Магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера.
Решение качественных экспериментальных задач с использованием оборудования.
Экспериментальные работы:
«Изучение магнитного поля проводника с током, соленоида, смартфона»
«Изучение силы Ампера»
«Создание электромагнита»
«Изучение характеристик электромагнита»
Экспериментальные исследования явления электромагнитной индукции (4 ч)
Теория – 1ч, практика – 3 ч.
Явление электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.
Экспериментальные работы:
«Исследование явления электромагнитной индукции»
«Изучение правила Ленца»
«Изучение основных параметров электродвигателя»
Экспериментальные исследования колебательного движения (5 ч)
Теория – 1ч, практика – 4 ч.
Механические колебания. Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний.
Экспериментальные работы:
«Исследование колебательного движения и его характеристик»
«Свободные и вынужденные колебания»
«Электромагнитные колебания»
«Колебательный контур»
Экспериментальные исследования переменного тока (5 ч)
Теория – 1ч, практика – 4 ч.
Переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор.
Экспериментальные работы:
«Измерение характеристик переменного тока осциллографом»
«Индуктивность и емкость в цепи переменного тока»
«Изучение закона Ома для цепи переменного тока»
«Трансформатор»
Смартфон как физическая лаборатория (6 ч)
Теория – 0ч, практика – 6 ч.
С помощью смартфона и мобильных приложений Sensor Box fox Android, Simple Tone Generator построить тепловую карту освещённости помещения; проверить закон обратных квадратов для освещённости; определить самый шумный источник звука, порог слышимости человека; изучить график звуковой волны; определить, экранирует ли фольга радиоволны; исследовать затухание и поглощение электромагнитных волн.
Экспериментальные работы:
«Тепловая карта освещённости.»
«Свет далёкой звезды.»
«Уровень шума.»
«Звуковые волны.»
«Клетка Фарадея.»
«По волнам Wi-Fi.»
Экспериментальные исследования световых явлений (4 ч)
Теория – 0ч, практика – 4 ч.
Экспериментальные задания на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задания по геометрической оптике: зеркала, линзы.
Экспериментальные работы:
«Исследование отражения света»
«Исследование преломления света»
«Изображения, даваемые линзой». Решение экспериментальных задач по теме «Линзы»
Учебно – тематический план
10 класс
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации |
Всего | Теория | Практика |
1 | Введение | 3 | 3 | 0 | Устный опрос |
2 | Экспериментальные исследования механических явлений | 9 | 2 | 7 | Устный опрос |
3 | Экспериментальные исследования тепловых явлений | 11 | 3 | 8 | Устный опрос |
4 | Экспериментальные исследования электрических явлений | 8 | 2 | 6 | Устный опрос |
5 | Итоговый проект | 5 | 1 | 4 | Устный опрос |
| ВСЕГО | 36 | 11 | 25 | |
Календарно – тематическое планирование
10 класс
(Экспериментальные работы и демонстрационные опыты проводятся с использованием цифровых лабораторий «Точка роста»)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе |
теория | практика |
Введение |
1 | Способы и методы изучения физических явлений | 1 | 1 | |
2 | Измерение физических величин. Точность измерений | 1 | 1 | |
3 | Ознакомление с цифровой лабораторией Releon | 1 | 1 | |
Экспериментальные исследования механических явлений |
4 | Экспериментальная работа № 1 «Графическое представление равномерного движения» | 1 | | 1 |
5 | Экспериментальная работа № 2 «Графическое представление ускоренно движения» | 1 | | 1 |
6 | Экспериментальная работа № 3 «Расчет ускорения свободного падения» | 1 | | 1 |
7 | Движение тела, брошенного под углом к горизонту | 1 | 1 | |
8 | Экспериментальная работа № 4 «Баллистическое движение» | 1 | | 1 |
9 | Экспериментальная работа № 5 «Законы Ньютона» | 1 | | 1 |
10 | Импульс тела | 1 | 1 | |
11 | Экспериментальная работа № 6 «Закон сохранения импульса» | 1 | | 1 |
12 | Экспериментальная работа № 7 «Энергия. Закон сохранения энергии» | 1 | | 1 |
Экспериментальные исследования тепловых явлений |
13 | Экспериментальная работа № 8 «Измерение температуры, объема и давления с помощью цифровой лаборатории» | 1 | | 1 |
14 | Экспериментальная работа № 9 «Определение давления жидкостей. Закон Паскаля» | 1 | | 1 |
15 | Уравнение состояния идеального газа. Графики макропараметров | 1 | 1 | |
16 | Экспериментальная работа № 10 «Исследование изотермического процесса» | 1 | | 1 |
17 | Экспериментальная работа № 11 «Исследование изобарного процесса» | 1 | | 1 |
18 | Экспериментальная работа № 12 «Исследование изохорного процесса» | 1 | | 1 |
19 | Графическое представление изопроцессов | 1 | 1 | |
20 | Экспериментальная работа № 13 «Определение количества теплоты при нагревании и охлаждении» | 1 | | 1 |
21 | Экспериментальная работа № 14 «Определение удельной теплоемкости твердого тела» | 1 | | 1 |
22 | Экспериментальная работа № 15 «Определение удельной теплоты плавления льда» | 1 | | 1 |
23 | Уравнение теплового баланса | 1 | 1 | |
Экспериментальные исследования электрических явлений |
24 | Характеристики постоянного тока, их измерение с помощью цифровой лаборатории | 1 | 1 | |
25 | Экспериментальная работа № 16 «Сборка электрических цепей, измерение силы тока и напряжения» | 1 | | 1 |
26 | Экспериментальная работа № 17 «Закон Ома для участка цепи, графики параметров» | 1 | | 1 |
27 | Экспериментальная работа № 18 «Измерение удельного сопротивления проводника» | 1 | | 1 |
28 | Экспериментальная работа № 19 «Изучение смешанного соединения проводников» | 1 | | 1 |
29 | Расчет электрических цепей | 1 | 1 | |
30 | Экспериментальная работа № 20 «Изучение закона Ома для полной цепи» | 1 | | 1 |
31 | Экспериментальная работа № 21 «Изучение закона Джоуля - Ленца» | 1 | | 1 |
Итоговый проект |
32 | Проект и проектный метод исследования. Выбор темы исследования, определение цели и задач | 1 | 1 | |
33 | Работа над проектом | 1 | | 1 |
34 | Работа над проектом | 1 | | 1 |
35 | Подготовка к защите проекта. Защита проекта | 1 | | 1 |
36 | Промежуточная аттестация в форме проверочной работы | 1 | | 1 |
Учебно – тематический план
11 класс
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации |
Всего | Теория | Практика |
1 | Физический эксперимент и цифровые лаборатории | 4 | 2 | 2 | Устный опрос |
2 | Экспериментальные исследования магнитного поля | 7 | 2 | 5 | Устный опрос |
3 | Экспериментальные исследования явления электромагнитной индукции | 4 | 1 | 3 | Устный опрос |
4 | Экспериментальные исследования колебательного движения | 5 | 1 | 4 | Устный опрос |
5 | Экспериментальные исследования переменного тока | 5 | 1 | 4 | Устный опрос |
6 | Смартфон как физическая лаборатория | 6 | 0 | 6 | Устный опрос |
7 | Экспериментальные исследования световых явлений | 4 | 0 | 4 | Устный опрос |
| ВСЕГО | 35 | 7 | 28 | |
Календарно – тематическое планирование
11 класс
(Экспериментальные работы и демонстрационные опыты проводятся с использованием цифровых лабораторий «Точка роста»)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
Физический эксперимент и цифровые лаборатории |
1 | Цифровые датчики. Общие характеристики | 1 | 1 | |
2 | Физические эффекты, используемые в работе датчиков | 1 | | 1 |
3 | Двухканальная приставка - осциллограф | 1 | 1 | |
4 | Основные принципы работы с приставкой | 1 | | 1 |
Экспериментальные исследования магнитного поля |
5 | Экспериментальная работа № 1 «Изучение магнитного поля проводника с током, соленоида, смартфона» | 1 | | 1 |
6 | Решение экспериментальных задач по теме «Магнитное поле» | 1 | 1 | |
7 | Экспериментальная работа № 2 «Исследование правила буравчика» | 1 | | 1 |
8 | Экспериментальная работа № 3 «Изучение силы Ампера» | 1 | | 1 |
9 | Решение экспериментальных задач по теме «Сила Ампера» | 1 | 1 | |
10 | Экспериментальная работа № 4 «Создание электромагнита» | 1 | | 1 |
11 | Экспериментальная работа № 5 «Изучение характеристик электромагнита» | 1 | | 1 |
Экспериментальные исследования явления электромагнитной индукции |
12 | Экспериментальная работа № 6 «Исследование явления электромагнитной индукции» | 1 | | 1 |
13 | Решение экспериментальных задач по теме «Электромагнитная индукция» | 1 | 1 | |
14 | Экспериментальная работа № 7 «Изучение правила Ленца» | 1 | | 1 |
15 | Экспериментальная работа № 8 «Изучение основных параметров электродвигателя» | 1 | | 1 |
Экспериментальные исследования колебательного движения |
16 | Экспериментальная работа № 9 «Исследование колебательного движения и его характеристик» | 1 | | 1 |
17 | Экспериментальная работа № 10 «Свободные и вынужденные колебания» | 1 | | 1 |
18 | Решение экспериментальных задач по теме «Математический и пружинный маятники» | 1 | 1 | |
19 | Экспериментальная работа № 11 «Электромагнитные колебания» | 1 | | 1 |
20 | Экспериментальная работа № 12 «Колебательный контур» | 1 | | 1 |
Экспериментальные исследования переменного тока |
21 | Экспериментальная работа № 13 «Измерение характеристик переменного тока осциллографом» | 1 | | 1 |
22 | Экспериментальная работа № 14 «Индуктивность и емкость в цепи переменного тока» | 1 | | 1 |
23 | Экспериментальная работа № 15 «Изучение закона Ома для цепи переменного тока» | 1 | | 1 |
24 | Решение экспериментальных задач по теме «Переменный ток» | 1 | 1 | |
25 | Экспериментальная работа № 16 «Трансформатор» | 1 | | 1 |
Смартфон как физическая лаборатория |
26 | Экспериментальная работа № 17 «Тепловая карта освещённости.» | 1 | | 1 |
27 | Экспериментальная работа № 18 «Свет далёкой звезды.» | 1 | | 1 |
28 | Экспериментальная работа № 19 «Уровень шума.» | 1 | | 1 |
29 | Экспериментальная работа № 20 «Звуковые волны.» | 1 | | 1 |
30 | Экспериментальная работа № 21 «Клетка Фарадея.» | 1 | | 1 |
31 | Экспериментальная работа № 22 «По волнам Wi-Fi.» | 1 | | 1 |
Экспериментальные исследования световых явлений |
32 | Экспериментальная работа № 23 «Исследование отражения света» | 1 | | 1 |
33 | Экспериментальная работа № 24 «Исследование преломления света» | 1 | | 1 |
34 | Экспериментальная работа № 25 «Изображения, даваемые линзой». Решение экспериментальных задач по теме «Линзы» | 1 | | 1 |
35 | Промежуточная аттестация в форме проверочной работы | 1 | | 1 |
Формы аттестации и оценочные материалы
Для отслеживания результативности на протяжении всего процесса обучения осуществляются:
Входная диагностика (сентябрь) – в форме собеседования – позволяет выявить уровень подготовленности и возможности обучающихся для занятия данным видом деятельности. Проводится на первых занятиях данной Программы.
Текущий контроль (в течение всего учебного года) – проводится после прохождения каждой темы, чтобы выявить пробелы в усвоении материала и развитии обучающихся.
Итоговый контроль - проводится в конце срока обучения по Программе и позволяет оценить уровень результативности усвоения Программы.
Форма проведения: промежуточная аттестация в форме проверочной работы.
Список использованной литературы
https://phet.colorado.edu/ - виртуальная лаборатория.
Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы, т. I. Механика. Теплота. Пособие для учителя. Под ред. А.А. Покровского. Изд. 2-е, перераб. М.: «Просвещение», 1972. – 367 с.
Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя / М.Г. Ковтунович. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 207 с. (Библиотека учителя физики)
Ландсберг Г.С. Элементарный учебник физики. Т. 2. Электричество и магнетизм. – М.: Наука, 1985. – 479 с.
Ландсберг Г.С. Элементарный учебник физики. Т.1. Механика. Теплота. Молекулярная физика. – М.: Наука, 1985. – 606 с.
Майер В.В. Электричество: учебные экспериментальные доказательства. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2006. – 232 с
Практикум по физике в средней школе: Дидакт. материал/ В.А. Буров, Ю.И. Дик, Б.С. Зворыкин и др. Под ред. А.А. Покровского. – 2-е изд. М.: Просвещение, 1982. – 192 с.
Руководство к лабораторным занятиям по физике. Под ред. Л.Л. Гольдина, изд. 2-е, переработанное. Главная редакция физико-математической литературы изд-ва «Наука», 1973. – 688 с.
С. В. Лозовенко, Т. А. Трушина. Методическое пособие. Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по физике с использованием оборудования центра «Точка роста».
Физика, 10 класс/ Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. под редакцией Парфентьевой Н.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Физика, 11 класс/ Мякишев Г.Л., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. под редакцией Парфентьевой Н.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Фронтальные лабораторные занятия по физике в средней школе. Пособие для учителей. Под ред. А.А. Покровского, Изд. 2-е, перераб. М., «Просвещение», 1974. – 208 с.
Шутов В.П., Сухов В.Г., Подлесный Д.В. Эксперимент в физике. Физический практикум. – М.: ФИЗМАТ ЛИТ, 2005. – 184 с.
Воспитание
ПРОГРАММА
воспитательной работы в рамках дополнительной общеразвивающей программы
«Физический практикум»
Пояснительная записка Развитие российского образования связано с утверждением принципов гуманизации и гуманитаризации, что проявляется в повороте к личности, содействии ее развитию и позитивной социализации. Целевая установка при этом – создание условий для наиболее полной самореализации индивидуальных способностей, возможностей, потребностей, развития приоритетных характеристик, обеспечивающих успешное социальное самоопределение. Содержательно процесс обеспечения готовности к позитивной социализации представляет собой формирование разностороннего социального опыта.
Одной из задач учреждения дополнительного образования, наряду с творческим развитием детей, их самореализацией, является создание условий для их социализации. Развитие ребенка не происходит в одиночестве. На этот процесс оказывает влияние окружающая среда и, прежде всего, система социальных отношений, в которые с самого раннего детства включается ребенок. Социализация рассматривается как усвоение элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.
Актуальность программы С 1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что смысл предлагаемых поправок в том, чтобы «укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы». Он подчеркнул, что система образования не только учит, но и воспитывает, формирует личность, передает ценности и традиции, на которых основано общество.
«Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде». (Статья 2, пункт 2, ФЗ № 304)
Адресат программы Настоящая программа воспитания разработана для детей от 13 до 18 лет, обучающихся в объединении по интересам естественнонаучной направленности.
Реализация программы воспитательной работы осуществляется параллельно с выбранной ребенком или его родителями (законными представителями) основной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой.
Цель программы: формирование и развитие у учащихся системы нравственных, морально-волевых и мировоззренческих установок, способствующих их личностному, гармоничному развитию и социализации в соответствии с принятыми социокультурными правилами и нормами, как основы их воспитанности.
Задачи программы: Активизировать интересы учащихся в направлении интеллектуального, нравственного, физического и духовного развития.
Создавать благоприятную обстановку для интеллектуального, эстетического, физического, коммуникативного самовыражения личности учащихся.
Формировать у учащихся стремление к здоровому образу жизни.
Прививать учащимся чувства долга и ответственности, любви к Родине, воспитывать бережное отношение к природе и окружающим живым существам.
Формировать у учащихся потребность в саморазвитии и личностном совершенствовании.
Приобщение учащихся к экологической и социальной культуре, здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению.
Развивать у учащихся культуру межличностных отношений.
Предупреждать возникновение вредных привычек, совершение правонарушений.
Формировать важные социальные навыки, позволяющие успешно адаптироваться в современном обществе.
Планируемые результаты реализации программы воспитания Формирование у учащихся представления о базовых национальных ценностях российского общества.
Формирование у учащихся ответственности за свое здоровье, направленности на развитие навыков здорового образа жизни и безопасного жизнеобеспечения.
Формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях.
Формирование и развитие положительных общечеловеческих и гражданских качеств личности.
Основные направления воспитательной работы Воспитательная работа в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Физический практикум» осуществляется по шести направлениям, позволяющим охватить и развить важные аспекты личности учащихся.
Направления воспитательной работы: Гражданско-патриотическая направленность.
Культурологическая направленность.
Экологическая направленность.
Здоровьесберегающая направленность.
Духовно-нравственная направленность.
Работа с родителями.
Гражданско-патриотическая направленность
Гражданско–патриотическое воспитание основывается на воспитании учащихся в духе любви к своей Родине, формировании и развитии личности, обладающей качествами гражданина и патриота России способной на социально оправданные поступки в интересах российского общества и государства, в основе которых лежат общечеловеческие моральные и нравственные ценности патриота, гражданина своей страны. Направлено на выработку ощущения национальной принадлежности к русскому народу, его историческим корням и современным реалиям.
Цель: формирование основ гражданственности (патриотизма) как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовности к активному проявлению профессионально значимых качеств и умений в различных сферах жизни общества.
Задачи патриотического воспитания: формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей;
сохранение и развитие чувства гордости и любви за свою страну, город, семью, их истории, культуре, традициям;
воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов;
изучение истории своей семьи, города, культуры народов мира, своей страны;
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, культуры;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Культурологическая направленность.
Культурологическое воспитание осуществляется с целью приобщения учащихся к культурным ценностям, традициям России, ознакомления с культурой других стран, общемировыми культурными ценностями, для расширения их кругозора, создания благоприятных условий для развития творческой природы учащихся, выработки уважительного отношения к культурному наследию человечества и познавательных интересов к различным культурным областям.
Цель: создание условий для проявления учащимися инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к данной деятельности.
Задачи культурологического воспитания: создание условий для равного проявления учащимися объединения по интересам своих индивидуальных способностей;
использование активных и нестандартных форм в работе с детьми, отвечающих их интересам и возможностям;
развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
Экологическая направленность
Экологическое воспитание направлено на развитие у учащихся экологической культуры как системы ценностных установок, включающей в себя знания о природе и формирующей гуманное, ответственное и уважительное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности.
Цель: воспитание у учащихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи экологического воспитания:
расширение знаний по экологии, географии, истории;
расширение знаний об окружающем мире;
развитие творческой, познавательной и созидательной активности;
воспитание патриотизма посредством занятий по краеведению.
Здоровьесберегающая направленность
Здоровьесберегающее воспитание направленно на совершенствование и развитие физических качеств личности, формы и функций организма человека, формирования осознанной потребности в физкультурных занятиях, двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний, потребности в активном, здоровом образе жизни, негативного отношения к вредным, для здоровья человека, привычкам.
Цель: способствовать воспитанию понимания у учащихся важности здоровья, обучение детей правилам безопасного поведения на улице и дорогах, использование педагогических технологий и методических приемов
Для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека.
Задачи здоровьесберегающего воспитания: формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;
познакомить учащихся с правилами поведения на улице, дороге, в транспорте, на природе;
познакомить учащихся с дорожными знаками, сигналами светофора.
Духовно-нравственная направленность
Духовно-нравственное воспитание направленно на формирование гармоничной личности, развитие ее ценностно-смысловой сферы посредством сообщения духовно-нравственных, морально-волевых и других базовых ценностей с целью развития:
нравственных чувств - совести, долга, веры, ответственности; нравственного облика - терпения, милосердия;
нравственной позиции - способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;
нравственного поведения - проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли.
Цель: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи духовно-нравственного воспитания: формирование у учащихся нравственной культуры миропонимания;
формирование у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего и своей роли в нем;
воспитание доброго отношения к родителям, к окружающим людям, сверстникам;
воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям.
Работа с родителями
Работа с родителями направлена на создание условий для формирования системы детско-родительских отношений на основе приоритетных направлений воспитательной работы в объединении по интересам, повышение родительской ответственности за обучение и воспитание детей.
Цель: создание условий для активного участия семьи в воспитательной системе объединения по интересам, формирование единомышленников из числа родителей.
Задачи: довести до сознания родителей педагогические советы и рекомендации, выработать положительное отношение к ним;
создать эмоциональный настрой на совместную работу родителей с детьми;
привлекать родителей к активному участию в мероприятиях, родительских собраниях.
Календарный план воспитательной работы
творческого объединения «Физический практикум»
на 2024-2025 учебный год
№ п/п | Направление воспитательной деятельности | Мероприятие (форма, название) | Сроки |
1 | Работа с родителями | Родительское собрание | сентябрь, май |
2 | Гражданско-патриотическое направление | Помощь в организации мероприятий патриотической направленности | май |
3 | Здоровьесберегающее направление | Физический эксперимент на природе | октябрь |
4 | Экологическое направление | Изучение экологической обстановки в пределах школьной территории | октябрь |
5 | Культурологическое направление | Проект «Физика и культура» | апрель |
6 | Духовно-нравственное направление | Помощь в проведении мероприятий, посвященных нравственному развитию | ноябрь |
7 | Здоровьесберегающее направление | Викторина «Техника безопасности – основа эксперимента» | декабрь |
8 | Экологическое направление | Экологические проекты «Физика- на помощь природе» | апрель |