СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Физический практикум» 10-11

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Физический практикум» для 10-11 классов

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Физический практикум» 10-11»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Смоленской области

Комитет по образованию Администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области‌

МБОУ Богородицкая СШ



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Физический практикум»

Возраст обучающихся: 16 - 18 лет (10 -11 классы)

Срок реализации: 2 года







Автор – составитель:

Шанова Влада Николаевна,

педагог дополнительного образования

















д. Богородицкое, 2024

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Физический практикум» (далее Программа) имеет естественнонаучную направленность.

Направленность программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Физический практикум» имеет естественнонаучную направленность и разработана в соответствии с:

- Федеральным Законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р)

- Постановлением Главного государственного санитарного врача России от28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Приказом Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

- Уставом образовательной организации;

- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические

рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих

программ (включая разноуровневые программы).

Программа направлена на активное приобщение детей к познанию окружающего мира, выполнение работ исследовательского характера, решение разных типов задач, постановку эксперимента, работу с дополнительными источниками информации.

Актуальность, педагогическая целесообразность

Физика - наука о наиболее общих законах природы, и тем самым она вносит существенный вклад в нашу систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Физика базируется на экспериментальном изучении природы, что требует уделять большое внимание изучению экспериментальных физических методов исследования. Этим и обусловлено выделение физического практикума в отдельный курс. Курс «Физический практикум» по своему набору выполняемых работ и последовательности их выполнения соответствует последовательности курса «Физики», дополняя его. Курс «Экспериментальной физики» предполагает использование цифрой лаборатории по физике Releon с мультидатчиком «Физика 5» и цифровой приставкой осциллографом.

Данная программа педагогически целесообразна, т.к. она обеспечивает разностороннее изучение физики, позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей; большое внимание уделяется формированию навыков выполнения творческих и экспериментальных работ, решению углубленных задач по физике, что способствует формированию у обучающихся практических и исследовательских навыков. Кроме того, данная программа позволяет использовать новые методы работы.

Новизна и отличительные особенности Программы

Программа построена по принципу «от простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического здоровья обучающихся. В дополнение, новизна данной Программы заключается в ее актуальности.

Отличительная особенность программы заключается в выборе объекта рассмотрения – связи теории и эксперимента в физике. Эту связь можно рассмотреть при решении экспериментальных задач, в которых перед учащимся ставятся сразу две цели – решить задачу теоретически и проверить правильность решения на практике. Также Программа подразумевает внедрение в образовательный процесс исследовательской деятельности, организации коллективных проектных работ, а также формирование и развитие навыков решения практических задач, связанных с физикой.

Важной отличительной особенностью данной Программы является использование современных цифровых лабораторий центра «Точка роста», что открывает новые возможности для обучающихся в проектной и исследовательской деятельности, дает новые методы в решении задач.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы

Программа предназначена для обучающихся 10 - 11 классов (16 – 18 лет). На обучение по Программе принимаются все желающие. Специальный отбор не проводится. Обучающиеся данной возрастной категории владеют элементами научного мышления: умеют анализировать, сопоставлять, делать обобщения и выводы. Эффективность обучения по Программе для данной возрастной категории обучающихся возрастает в ходе их работы над проектными и проектно-исследовательскими работами естественнонаучной направленности. При использовании такого вида деятельности обучающиеся вовлекаются в ситуацию ответственного выбора при решении поставленных перед ними проблем.

Уровень программы, объем и сроки

Уровень – ознакомительный, объем программы: 10 класс – 36 часов в год, 11 класс – 36 часов в год. Срок реализации программы – 2 года.

Формы и режим занятий

Очная, групповая в кабинетах центра образования «Точка роста»

Занятия по Программе проводятся 1 раз в неделю, продолжительность 1 час для каждого года обучения. Занятия предполагают наличие здоровьесберегающих технологий: организационных моментов, динамических пауз, коротких перерывов, проветривание помещения, физкультминуток. При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.

Основные виды занятий, предусмотренные Программой:

  • Теоретические занятия осуществляются главным образом как вводные лекции. На вводных теоретических занятиях педагогом предъявляется новая информация, включающая относительно широкий круг вопросов, которые далее будут изучаться, углубляться и закрепляться во время практических занятий.

  • Практические занятия проходят в форме выполнения различных индивидуальных и коллективных заданий, проведения практической и исследовательской работы, изготовления стендов, памяток, выполнения проектов. Занятия проводятся в малых группах, применяются индивидуальные занятия, которые дают наиболее эффективные результаты. Опыты, экспериментальные и исследовательские работы проводятся с использованием оборудования центра «Точка роста».

Основные методы, используемые для реализации Программы:

Методы, которые используются при организации занятий по Программе:

 вербальный (устное изложение, объяснение новых терминов и понятий, обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполнения заданий, комментарии и т.д.);

 наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение и др.);

 практический (выполнение практических и экспериментальных работ);

 аналитический - опрос, оценка выполненных заданий, самоанализ теоретической и практической деятельности.

Цель Программы

Расширение знаний, умений и навыков по учебному предмету «Физика», формирование научного мировоззрения, базовых навыков проектной и исследовательской деятельности, а также проведения экспериментальных работ.

Задачи Программы

Образовательные:

  • способствовать самореализации учащихся в изучении конкретных тем физики;

  • развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки;

  • знакомить учащихся с историей физических открытий;

  • научить решать практические задачи нестандартными методами;

  • развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований.

Воспитательные:

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы;

  • уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • формирование творческого отношения к выполняемой работе;

  • воспитание умения работать в коллективе, эффективно распределять обязанности.

Развивающие:

  • развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой;

  • умений практически применять физические знания в жизни;

  • развивать творческую инициативу и самостоятельность;

  • развивать психофизиологические качества учеников: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном;

  • развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

  • развивать навыки экспериментальной, исследовательской и проектной деятельности.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты

  • ознакомить учащихся с физикой как экспериментальной наукой; сформировать у них навыки самостоятельной работы с цифровыми датчиками, проведение измерений физических величин и их обработки.

  • сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты

10 класс

Учащиеся должны приобрести:

  • навыки исследовательской работы по измерению физических величин, оценке погрешностей измерений и обработке результатов;

  • умения пользоваться цифровыми измерительными приборами;

  • умение обсуждать полученные результаты с привлечением соответствующей физической теории;

  • умение публично представлять результаты своего исследования;

  • умение самостоятельно работать с учебником и научной литературой, а также излагать свои суждения как в устной, так и в письменной форме.

  • знания о способах и методах решения задач по физике и понимание смысла физических законов;

  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

  • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

11 класс

Учащиеся должны приобрести:

  • навыки исследовательской работы по измерению физических величин, оценке погрешностей измерений и обработке результатов;

  • умения пользоваться цифровыми измерительными приборами;

  • умение обсуждать полученные результаты с привлечением соответствующей физической теории;

  • умение публично представлять результаты своего исследования;

  • умение самостоятельно работать с учебником и научной литературой, а также излагать свои суждения как в устной, так и в письменной форме.

  • знания о способах и методах решения задач по физике и понимание смысла физических законов;

  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

  • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Способы проверки ожидаемых результатов данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

  • педагогическое наблюдение, устный опрос;

  • выполнение научно-исследовательских и проектных заданий;

  • анкетирование родителей и обучающихся.

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Промежуточная аттестация в форме проверочной работы

Проверочная работа состоит из 3х вариантов, в каждом из которых представлено 3 вопроса, проверяющих знания обучающихся по изученным темам.

Критерии оценивания:

высокий уровень – правильный ответ на все 3 вопроса проверочной работы;

достаточный уровень – правильный ответ на 2 вопроса проверочной работы;

допустимый уровень – правильный ответ на 1 вопрос проверочной работы;

критический уровень – ни на один вопрос проверочной работы не полученный верный ответ.

10 класс

Вариант 1

1. Виды механического движения. Баллистическое движение.

2. Законы Ньютона.

3. Законы сохранения.

Вариант 2

1. Изменение агрегатных состояний вещества.

2. Последовательное, параллельное и смешанное соединение проводников.

3. Уравнение Менделеева – Клапейрона. Газовые законы.

Вариант 3

1. Законы Ньютона.

2. Закон Ома для полной цепи. ЭДС.

3. Законы сохранения.

11 класс

Вариант 1

1. Магнитное поле. Явление ЭМИ.

2. Колебательный контур. Электромагнитные колебания.

3. Основные законы оптики.

Вариант 2

1. Сила Ампера и сила Лоренца.

2. Переменный ток.

3. Механические колебания и волны.

Вариант 3

1. Магнитное поле. Явление ЭМИ.

2. Переменный ток

3. Основные законы оптики.

Содержание

10 класс

Введение (3 ч)

Теория – 3ч, практика – о ч.

Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Цифровые датчики и их отличие от аналоговых приборов. Общие характеристики датчиков. Физические эффекты, используемые в работе датчиков.

Экспериментальные исследования механических явлений (9 ч)

Теория – 2ч, практика – 7 ч.

Равномерное прямолинейное движение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Законы Ньютона. Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.

Экспериментальные работы:

«Графическое представление равномерного движения»

«Графическое представление ускоренно движения»

«Расчет ускорения свободного падения»

«Баллистическое движение»

«Законы Ньютона»

«Закон сохранения импульса»

«Энергия. Закон сохранения энергии»

Экспериментальные исследования тепловых явлений (11 ч)

Теория – 3ч, практика – 8 ч.

Строение газообразных, жидких и твердых тел. Температура. Энергия теплового движения молекул. Тепловое равновесие. Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Газовые законы.

Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. КПД двигателей.

Жидкие и твердые тела. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха.

Экспериментальные работы:

«Измерение температуры, объема и давления с помощью цифровой лаборатории»

«Определение давления жидкостей. Закон Паскаля»

«Исследование изотермического процесса»

«Исследование изобарного процесса»

«Исследование изохорного процесса»

«Определение количества теплоты при нагревании и охлаждении»

«Определение удельной теплоемкости твердого тела»

«Определение удельной теплоты плавления льда»

Экспериментальные исследования электрических явлений (8 ч)

Теория – 2ч, практика – 6 ч.

Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.

Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Полупроводники. Электрический ток в жидкостях.

Экспериментальные работы:

«Сборка электрических цепей, измерение силы тока и напряжения»

«Закон Ома для участка цепи, графики параметров»

«Измерение удельного сопротивления проводника»

«Изучение смешанного соединения проводников»

«Изучение закона Ома для полной цепи»

«Изучение закона Джоуля - Ленца»

Итоговый проект (5 ч)

Теория – 1ч, практика – 4 ч.



11 класс

Физический эксперимент и цифровые лаборатории (4 ч)

Теория – 2ч, практика – 2 ч.

Цифровые датчики. Общие характеристики. Физические эффекты, используемые в работе датчиков.

Двухканальная приставка – осциллограф. Основные принципы работы с приставкой.

Экспериментальные исследования магнитного поля (7ч)

Теория – 2ч, практика – 5 ч.

Магнитное поле и его действия. Магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера.

Решение качественных экспериментальных задач с использованием оборудования.

Экспериментальные работы:

«Изучение магнитного поля проводника с током, соленоида, смартфона»

«Изучение силы Ампера»

«Создание электромагнита»

«Изучение характеристик электромагнита»

Экспериментальные исследования явления электромагнитной индукции (4 ч)

Теория – 1ч, практика – 3 ч.

Явление электро­магнитной индукции: закон электромагнитной индук­ции, правило Ленца, индуктивность.

Экспериментальные работы:

«Исследование явления электромагнитной индукции»

«Изучение правила Ленца»

«Изучение основных параметров электродвигателя»

Экспериментальные исследования колебательного движения (5 ч)

Теория – 1ч, практика – 4 ч.

Механические колебания. Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний.

Экспериментальные работы:

«Исследование колебательного движения и его характеристик»

«Свободные и вынужденные колебания»

«Электромагнитные колебания»

«Колебательный контур»

Экспериментальные исследования переменного тока (5 ч)

Теория – 1ч, практика – 4 ч.

Переменный электрический ток: характе­ристики переменного электрического тока, электриче­ские машины, трансформатор.

Экспериментальные работы:

«Измерение характеристик переменного тока осциллографом»

«Индуктивность и емкость в цепи переменного тока»

«Изучение закона Ома для цепи переменного тока»

«Трансформатор»

Смартфон как физическая лаборатория (6 ч)

Теория – 0ч, практика – 6 ч.

С помощью смартфона и мобильных приложений Sensor Box fox Android, Simple Tone Generator построить тепловую карту освещённости помещения; проверить закон обратных квадратов для освещённости; определить самый шумный источник звука, порог слышимости человека; изучить график звуковой волны; определить, экранирует ли фольга радиоволны; исследовать затухание и поглощение электромагнитных волн.

Экспериментальные работы:

«Тепловая карта освещённости.»

«Свет далёкой звезды.»

«Уровень шума.»

«Звуковые волны.»

«Клетка Фарадея.»

«По волнам Wi-Fi.»

Экспериментальные исследования световых явлений (4 ч)

Теория – 0ч, практика – 4 ч.

Экспериментальные задания на описание различных свойств электромаг­нитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задания по геомет­рической оптике: зеркала, линзы.

Экспериментальные работы:

«Исследование отражения света»

«Исследование преломления света»

«Изображения, даваемые линзой». Решение экспериментальных задач по теме «Линзы»

Учебно – тематический план

10 класс

п/п

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации

Всего

Теория

Практика

1

Введение

3

3

0

Устный опрос

2

Экспериментальные исследования механических явлений

9

2

7

Устный опрос

3

Экспериментальные исследования тепловых явлений

11

3

8

Устный опрос

4

Экспериментальные исследования электрических явлений

8

2

6

Устный опрос

5

Итоговый проект

5

1

4

Устный опрос


ВСЕГО

36

11

25




Календарно – тематическое планирование

10 класс

(Экспериментальные работы и демонстрационные опыты проводятся с использованием цифровых лабораторий «Точка роста»)



п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе

теория

практика

Введение

1

Способы и методы изучения физических явлений

1

1


2

Измерение физических величин. Точность измерений

1

1


3

Ознакомление с цифровой лабораторией Releon

1

1


Экспериментальные исследования механических явлений

4

Экспериментальная работа № 1 «Графическое представление равномерного движения»

1


1

5

Экспериментальная работа № 2 «Графическое представление ускоренно движения»

1


1

6

Экспериментальная работа № 3 «Расчет ускорения свободного падения»

1


1

7

Движение тела, брошенного под углом к горизонту

1

1


8

Экспериментальная работа № 4 «Баллистическое движение»

1


1

9

Экспериментальная работа № 5 «Законы Ньютона»

1


1

10

Импульс тела

1

1


11

Экспериментальная работа № 6 «Закон сохранения импульса»

1


1

12

Экспериментальная работа № 7 «Энергия. Закон сохранения энергии»

1


1

Экспериментальные исследования тепловых явлений

13

Экспериментальная работа № 8 «Измерение температуры, объема и давления с помощью цифровой лаборатории»

1


1

14

Экспериментальная работа № 9 «Определение давления жидкостей. Закон Паскаля»

1


1

15

Уравнение состояния идеального газа. Графики макропараметров

1

1


16

Экспериментальная работа № 10 «Исследование изотермического процесса»

1


1

17

Экспериментальная работа № 11 «Исследование изобарного процесса»

1


1

18

Экспериментальная работа № 12 «Исследование изохорного процесса»

1


1

19

Графическое представление изопроцессов

1

1


20

Экспериментальная работа № 13 «Определение количества теплоты при нагревании и охлаждении»

1


1

21

Экспериментальная работа № 14 «Определение удельной теплоемкости твердого тела»

1


1

22

Экспериментальная работа № 15 «Определение удельной теплоты плавления льда»

1


1

23

Уравнение теплового баланса

1

1


Экспериментальные исследования электрических явлений

24

Характеристики постоянного тока, их измерение с помощью цифровой лаборатории

1

1


25

Экспериментальная работа № 16 «Сборка электрических цепей, измерение силы тока и напряжения»

1


1

26

Экспериментальная работа № 17 «Закон Ома для участка цепи, графики параметров»

1


1

27

Экспериментальная работа № 18 «Измерение удельного сопротивления проводника»

1


1

28

Экспериментальная работа № 19 «Изучение смешанного соединения проводников»

1


1

29

Расчет электрических цепей

1

1


30

Экспериментальная работа № 20 «Изучение закона Ома для полной цепи»

1


1

31

Экспериментальная работа № 21 «Изучение закона Джоуля - Ленца»

1


1

Итоговый проект

32

Проект и проектный метод исследования. Выбор темы исследования, определение цели и задач

1

1


33

Работа над проектом

1


1

34

Работа над проектом

1


1

35

Подготовка к защите проекта. Защита проекта

1


1

36

Промежуточная аттестация в форме проверочной работы

1


1



Учебно – тематический план

11 класс

п/п

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации

Всего

Теория

Практика

1

Физический эксперимент и цифровые лаборатории

4

2

2

Устный опрос

2

Экспериментальные исследования магнитного поля

7

2

5

Устный опрос

3

Экспериментальные исследования явления электромагнитной индукции

4

1

3

Устный опрос

4

Экспериментальные исследования колебательного движения

5

1

4

Устный опрос

5

Экспериментальные исследования переменного тока

5

1

4

Устный опрос

6

Смартфон как физическая лаборатория

6

0

6

Устный опрос

7

Экспериментальные исследования световых явлений

4

0

4

Устный опрос


ВСЕГО

35

7

28




Календарно – тематическое планирование

11 класс

(Экспериментальные работы и демонстрационные опыты проводятся с использованием цифровых лабораторий «Точка роста»)

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Физический эксперимент и цифровые лаборатории

1

Цифровые датчики. Общие характеристики

1

1


2

Физические эффекты, используемые в работе датчиков

1


1

3

Двухканальная приставка - осциллограф

1

1


4

Основные принципы работы с приставкой

1


1

Экспериментальные исследования магнитного поля

5

Экспериментальная работа № 1 «Изучение магнитного поля проводника с током, соленоида, смартфона»

1


1

6

Решение экспериментальных задач по теме «Магнитное поле»

1

1


7

Экспериментальная работа № 2 «Исследование правила буравчика»

1


1

8

Экспериментальная работа № 3 «Изучение силы Ампера»

1


1

9

Решение экспериментальных задач по теме «Сила Ампера»

1

1


10

Экспериментальная работа № 4 «Создание электромагнита»

1


1

11

Экспериментальная работа № 5 «Изучение характеристик электромагнита»

1


1

Экспериментальные исследования явления электромагнитной индукции

12

Экспериментальная работа № 6 «Исследование явления электромагнитной индукции»

1


1

13

Решение экспериментальных задач по теме «Электромагнитная индукция»

1

1


14

Экспериментальная работа № 7 «Изучение правила Ленца»

1


1

15

Экспериментальная работа № 8 «Изучение основных параметров электродвигателя»

1


1

Экспериментальные исследования колебательного движения

16

Экспериментальная работа № 9 «Исследование колебательного движения и его характеристик»

1


1

17

Экспериментальная работа № 10 «Свободные и вынужденные колебания»

1


1

18

Решение экспериментальных задач по теме «Математический и пружинный маятники»

1

1


19

Экспериментальная работа № 11 «Электромагнитные колебания»

1


1

20

Экспериментальная работа № 12 «Колебательный контур»

1


1

Экспериментальные исследования переменного тока

21

Экспериментальная работа № 13 «Измерение характеристик переменного тока осциллографом»

1


1

22

Экспериментальная работа № 14 «Индуктивность и емкость в цепи переменного тока»

1


1

23

Экспериментальная работа № 15 «Изучение закона Ома для цепи переменного тока»

1


1

24

Решение экспериментальных задач по теме «Переменный ток»

1

1


25

Экспериментальная работа № 16 «Трансформатор»

1


1

Смартфон как физическая лаборатория

26

Экспериментальная работа № 17 «Тепловая карта освещённости.»

1


1

27

Экспериментальная работа № 18 «Свет далёкой звезды.»

1


1

28

Экспериментальная работа № 19 «Уровень шума.»

1


1

29

Экспериментальная работа № 20 «Звуковые волны.»

1


1

30

Экспериментальная работа № 21 «Клетка Фарадея.»

1


1

31

Экспериментальная работа № 22 «По волнам Wi-Fi.»

1


1

Экспериментальные исследования световых явлений

32

Экспериментальная работа № 23 «Исследование отражения света»

1


1

33

Экспериментальная работа № 24 «Исследование преломления света»

1


1

34

Экспериментальная работа № 25 «Изображения, даваемые линзой». Решение экспериментальных задач по теме «Линзы»

1


1

35

Промежуточная аттестация в форме проверочной работы

1


1

Формы аттестации и оценочные материалы

Для отслеживания результативности на протяжении всего процесса обучения осуществляются:

Входная диагностика (сентябрь) – в форме собеседования – позволяет выявить уровень подготовленности и возможности обучающихся для занятия данным видом деятельности. Проводится на первых занятиях данной Программы.

Текущий контроль (в течение всего учебного года) – проводится после прохождения каждой темы, чтобы выявить пробелы в усвоении материала и развитии обучающихся.

Итоговый контроль - проводится в конце срока обучения по Программе и позволяет оценить уровень результативности усвоения Программы.

Форма проведения: промежуточная аттестация в форме проверочной работы.

Список использованной литературы

  1. https://phet.colorado.edu/ - виртуальная лаборатория.

  2. Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы, т. I. Механика. Теплота. Пособие для учителя. Под ред. А.А. Покровского. Изд. 2-е, перераб. М.: «Просвещение», 1972. – 367 с.

  3. Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя / М.Г. Ковтунович. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 207 с. (Библиотека учителя физики)

  4. Ландсберг Г.С. Элементарный учебник физики. Т. 2. Электричество и магнетизм. – М.: Наука, 1985. – 479 с.

  5. Ландсберг Г.С. Элементарный учебник физики. Т.1. Механика. Теплота. Молекулярная физика. – М.: Наука, 1985. – 606 с.

  6. Майер В.В. Электричество: учебные экспериментальные доказательства. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2006. – 232 с

  7. Практикум по физике в средней школе: Дидакт. материал/ В.А. Буров, Ю.И. Дик, Б.С. Зворыкин и др. Под ред. А.А. Покровского. – 2-е изд. М.: Просвещение, 1982. – 192 с.

  8. Руководство к лабораторным занятиям по физике. Под ред. Л.Л. Гольдина, изд. 2-е, переработанное. Главная редакция физико-математической литературы изд-ва «Наука», 1973. – 688 с.

  9. С. В. Лозовенко, Т. А. Трушина. Методическое пособие. Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по физике с использованием оборудования центра «Точка роста».

  10. Физика, 10 класс/ Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. под редакцией Парфентьевой Н.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

  11. Физика, 11 класс/ Мякишев Г.Л., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. под редакцией Парфентьевой Н.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»‌​

  12. Фронтальные лабораторные занятия по физике в средней школе. Пособие для учителей. Под ред. А.А. Покровского, Изд. 2-е, перераб. М., «Просвещение», 1974. – 208 с.

  13. Шутов В.П., Сухов В.Г., Подлесный Д.В. Эксперимент в физике. Физический практикум. – М.: ФИЗМАТ ЛИТ, 2005. – 184 с.



Воспитание

ПРОГРАММА

воспитательной работы в рамках дополнительной общеразвивающей программы

«Физический практикум»


Пояснительная записка

Развитие российского образования связано с утверждением принципов гуманизации и гуманитаризации, что проявляется в повороте к личности, содействии ее развитию и позитивной социализации. Целевая установка при этом – создание условий для наиболее полной самореализации индивидуальных способностей, возможностей, потребностей, развития приоритетных характеристик, обеспечивающих успешное социальное самоопределение. Содержательно процесс обеспечения готовности к позитивной социализации представляет собой формирование разностороннего социального опыта.

Одной из задач учреждения дополнительного образования, наряду с творческим развитием детей, их самореализацией, является создание условий для их социализации. Развитие ребенка не происходит в одиночестве. На этот процесс оказывает влияние окружающая среда и, прежде всего, система социальных отношений, в которые с самого раннего детства включается ребенок. Социализация рассматривается как усвоение элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

Актуальность программы

С 1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что смысл предлагаемых поправок в том, чтобы «укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы». Он подчеркнул, что система образования не только учит, но и воспитывает, формирует личность, передает ценности и традиции, на которых основано общество.

«Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде». (Статья 2, пункт 2, ФЗ № 304)

Адресат программы

Настоящая программа воспитания разработана для детей от 13 до 18 лет, обучающихся в объединении по интересам естественнонаучной направленности.

Реализация программы воспитательной работы осуществляется параллельно с выбранной ребенком или его родителями (законными представителями) основной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой.

Цель программы: формирование и развитие у учащихся системы нравственных, морально-волевых и мировоззренческих установок, способствующих их личностному, гармоничному развитию и социализации в соответствии с принятыми социокультурными правилами и нормами, как основы их воспитанности.

Задачи программы:
  1. Активизировать интересы учащихся в направлении интеллектуального, нравственного, физического и духовного развития.

  2. Создавать благоприятную обстановку для интеллектуального, эстетического, физического, коммуникативного самовыражения личности учащихся.

  1. Формировать у учащихся стремление к здоровому образу жизни.

  2. Прививать учащимся чувства долга и ответственности, любви к Родине, воспитывать бережное отношение к природе и окружающим живым существам.

  3. Формировать у учащихся потребность в саморазвитии и личностном совершенствовании.

  4. Приобщение учащихся к экологической и социальной культуре, здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению.

  5. Развивать у учащихся культуру межличностных отношений.

  6. Предупреждать возникновение вредных привычек, совершение правонарушений.

  7. Формировать важные социальные навыки, позволяющие успешно адаптироваться в современном обществе.

Планируемые результаты реализации программы воспитания
    • Формирование у учащихся представления о базовых национальных ценностях российского общества.

    • Формирование у учащихся ответственности за свое здоровье, направленности на развитие навыков здорового образа жизни и безопасного жизнеобеспечения.

    • Формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях.

    • Формирование и развитие положительных общечеловеческих и гражданских качеств личности.

Основные направления воспитательной работы

Воспитательная работа в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Физический практикум» осуществляется по шести направлениям, позволяющим охватить и развить важные аспекты личности учащихся.

Направления воспитательной работы:
  1. Гражданско-патриотическая направленность.

  2. Культурологическая направленность.

  3. Экологическая направленность.

  4. Здоровьесберегающая направленность.

  5. Духовно-нравственная направленность.

  6. Работа с родителями.

    1. Гражданско-патриотическая направленность

Гражданско–патриотическое воспитание основывается на воспитании учащихся в духе любви к своей Родине, формировании и развитии личности, обладающей качествами гражданина и патриота России способной на социально оправданные поступки в интересах российского общества и государства, в основе которых лежат общечеловеческие моральные и нравственные ценности патриота, гражданина своей страны. Направлено на выработку ощущения национальной принадлежности к русскому народу, его историческим корням и современным реалиям.

Цель: формирование основ гражданственности (патриотизма) как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовности к активному проявлению профессионально значимых качеств и умений в различных сферах жизни общества.

Задачи патриотического воспитания:
  • формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей;

  • сохранение и развитие чувства гордости и любви за свою страну, город, семью, их истории, культуре, традициям;

  • воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов;

  • изучение истории своей семьи, города, культуры народов мира, своей страны;

  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, культуры;

  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

    1. Культурологическая направленность.

Культурологическое воспитание осуществляется с целью приобщения учащихся к культурным ценностям, традициям России, ознакомления с культурой других стран, общемировыми культурными ценностями, для расширения их кругозора, создания благоприятных условий для развития творческой природы учащихся, выработки уважительного отношения к культурному наследию человечества и познавательных интересов к различным культурным областям.

Цель: создание условий для проявления учащимися инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к данной деятельности.

Задачи культурологического воспитания:
  • создание условий для равного проявления учащимися объединения по интересам своих индивидуальных способностей;

  • использование активных и нестандартных форм в работе с детьми, отвечающих их интересам и возможностям;

  • развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.

    1. Экологическая направленность

Экологическое воспитание направлено на развитие у учащихся экологической культуры как системы ценностных установок, включающей в себя знания о природе и формирующей гуманное, ответственное и уважительное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности.

Цель: воспитание у учащихся любви к родному краю как к своей малой Родине.

Задачи экологического воспитания:
  • расширение знаний по экологии, географии, истории;

  • расширение знаний об окружающем мире;

  • развитие творческой, познавательной и созидательной активности;

  • воспитание патриотизма посредством занятий по краеведению.



    1. Здоровьесберегающая направленность

Здоровьесберегающее воспитание направленно на совершенствование и развитие физических качеств личности, формы и функций организма человека, формирования осознанной потребности в физкультурных занятиях, двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний, потребности в активном, здоровом образе жизни, негативного отношения к вредным, для здоровья человека, привычкам.

Цель: способствовать воспитанию понимания у учащихся важности здоровья, обучение детей правилам безопасного поведения на улице и дорогах, использование педагогических технологий и методических приемов

Для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека.

Задачи здоровьесберегающего воспитания:
  • формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;

  • познакомить учащихся с правилами поведения на улице, дороге, в транспорте, на природе;

  • познакомить учащихся с дорожными знаками, сигналами светофора.

    1. Духовно-нравственная направленность

Духовно-нравственное воспитание направленно на формирование гармоничной личности, развитие ее ценностно-смысловой сферы посредством сообщения духовно-нравственных, морально-волевых и других базовых ценностей с целью развития:

  • нравственных чувств - совести, долга, веры, ответственности; нравственного облика - терпения, милосердия;

  • нравственной позиции - способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;

  • нравственного поведения - проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли.

Цель: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России.

Задачи духовно-нравственного воспитания:
  • формирование у учащихся нравственной культуры миропонимания;

  • формирование у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего и своей роли в нем;

  • воспитание доброго отношения к родителям, к окружающим людям, сверстникам;

  • воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям.

    1. Работа с родителями

Работа с родителями направлена на создание условий для формирования системы детско-родительских отношений на основе приоритетных направлений воспитательной работы в объединении по интересам, повышение родительской ответственности за обучение и воспитание детей.

Цель: создание условий для активного участия семьи в воспитательной системе объединения по интересам, формирование единомышленников из числа родителей.

Задачи:
  • довести до сознания родителей педагогические советы и рекомендации, выработать положительное отношение к ним;

  • создать эмоциональный настрой на совместную работу родителей с детьми;

  • привлекать родителей к активному участию в мероприятиях, родительских собраниях.

Календарный план воспитательной работы

творческого объединения «Физический практикум»

на 2024-2025 учебный год

п/п

Направление

воспитательной деятельности

Мероприятие (форма, название)

Сроки

1

Работа с родителями

Родительское собрание

сентябрь,

май

2

Гражданско-патриотическое

направление

Помощь в организации мероприятий

патриотической направленности

май

3

Здоровьесберегающее

направление

Физический эксперимент

на природе

октябрь

4

Экологическое направление

Изучение экологической обстановки в пределах школьной территории

октябрь

5

Культурологическое

направление

Проект «Физика и культура»

апрель

6

Духовно-нравственное направление

Помощь в проведении мероприятий, посвященных нравственному развитию

ноябрь

7

Здоровьесберегающее направление

Викторина «Техника безопасности – основа эксперимента»

декабрь

8

Экологическое направление

Экологические проекты «Физика- на помощь природе»

апрель