СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Творческая мастерская"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Творческая мастерская" разработана для  обучающихся 8- 14 лет. Цель прграммы: развитие творческих способностей и формирование экологической культуры обучающихся по средствам декоротивно-прикладного творчества. 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Творческая мастерская"»

Управление образованием Асбестовского городского округа

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Станция юных натуралистов»

Асбестовского городского округа



Программа рассмотрена и УТВЕРЖДАЮ

допущена к реализации решением Директор МБУДО СЮН

Методического совета МБУДО СЮН _________ А.Б. Шашкова

протокол от__________ №______ приказ № __ от «__ » __ 2021







Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Творческая мастерская»

Возраст обучающихся: 8-14 лет

Срок реализации – 3 года







Составитель:

Шапикова С.В., педагог

дополнительного образования, 1КК











г. Асбест,

2021



Пояснительная записка


Дополнительная общеразвивающая программа «Природа и фантазия» разработана в соответствии с нормативными документами:

- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196.

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 г. №729;

- Концепция формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний в Свердловской области на период до 2020 года;

- Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов» Асбестовского городского округа»;

- Образовательная программа МБУДО СЮН;

- Положение о разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МБОУДО СЮН.

Данная программа разработана на основе составительской программы «Природа и фантазия» (составитель: Белобородова Л.С., г. Асбест, 2014 г.). В программе были внесены корректировки в учебно-тематическом плане и содержании.

Программа имеет художественную направленность.

Актуальность программы. В настоящее время искусство работы с простыми подручными материалами не потеряло своей актуальности. Поделки из цветной бумаги, а также поделки в технике «квиллинг» и «декупаж» остаются материалам творчества, которые доступны каждому.

Эти виды творчества являются безграничной применимостью: элементы интерьера, подарки, личные вещи, бытовые принадлежности, посуда, игрушки - всё можно преобразовать с помощью этих техник.

Программа предполагает обучение обучающихся в форме совместной работы обучающийся - педагог, а также их самостоятельной творческой деятельности. Функциональное назначение программы проявляется в том, что, занимаясь в творческом объединении, дети и подростки получают возможность более легкой адаптации и самореализации в обществе.

Новизна программы состоит в интеграции декоративно-прикладного творчества и эколого-биологического образования. Так, в содержание программы добавлены темы по изучению растительного и животного мира малой Родины. Добавлены занятия, направленные на здоровьесбережение обучающихся (профилактика детского травматизма на дорогах и в быту, противопожарная безопасность и др.), занятия, направленные на развитие конкурсной деятельности, а также добавлены темы, ориентированные на исследовательскую деятельность.

Особенность дополнительной общеразвивающей программы «Природа и фантазия» в том, что особое внимание уделяется не только развитию творческих способностей обучающихся, но и воспитанию у них экологической культуры. Декоративно-прикладно искусство следует рассматривать как способ гуманного преобразования человека, как связь его с миром. На основании этого тезиса в программе выделено общее экологическое направление: изучение и осознание мира в единстве с природой. Экологический подход является одним из составляющих целостного интегрированного подхода к обучению.

Данная программа разработана для обучающихся 8-14 лет. Эта возрастная ступень связана с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Основу формирования новых психологических и личностных качеств младших школьников и подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности (учебной, производственной деятельности, занятий различными видами творчества, спорта и др.). Характерным для подросткового возраста новообразованием является развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как личности, к своим возможностям и способностям.

Данная программа рассчитана как раз на то, чтобы формировать у обучающихся устойчивый интерес к творческой деятельности; развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность; помогать обучающимся в их желании сделать свои работы практически значимыми.


Особенности возраста

Младший школьный возраст.

В младшем школьном возрасте дети еще много времени заняты игрой. В этом возрасте они жизнерадостны, очень активны и любознательны. Главной деятельностью в этом возрасте является учебная. В этот момент складываются значимые достижения в развитии. У ребенка начинают формироваться первые научные понятия, он начинает регулировать свое поведение, проводит анализ своих действий, экспериментирует. Ребенок становится более самостоятельным. Начинает сам выбирать, как ему поступить в определенной ситуации. Формируется фундамент нравственного поведения. Развивается самосознание.

Полноценное проживание этого возраста его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности.

Развитие творческих способностей - один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность детям, всем без исключения, проявить свои способности и весь свой творческий потенциал. Развитие творческих возможностей детей важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте, так как в младшем школьном возрасте закладываются основы учебной и осознанно управляемой творческой деятельности. Поэтому одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей младших школьников.

Программа «Творческая мастерская» носит развивающий характер, направлена на воспитание художественного вкуса, любознательности, творческого развития поисковой активности, стремление к новизне, развитию творческого воображения. Работа с природным материалом дает большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ним, а также формирует первые трудовые навыки.


Средний школьный возраст.

В среднем школьном возрасте ведущими видами деятельности являются учебная, общественно-организационная, творческая, трудовая.

В этот период ребенок приобретает значительный социальный опыт, начинает постигать себя в качестве личности в системе трудовых, моральных, эстетических общественных отношений. У него возникает намеренное стремление принимать участие в общественно значимой работе, становиться общественно полезным. Эта социальная активность подростка обусловлена большей восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения.

Как субъект учебной деятельности подросток склонен утверждать позицию своей исключительности, что может усиливать познавательную мотивацию.

Социальная активность школьника среднего возраста в основном обращается на усвоение норм, ценностей и способов поведения. Поэтому важность заключается в реализации всех принципов обучения, инициирующих умственную деятельность подростка: его проблематизацию, диалогизацию, индивидуализацию и др.

Творческие способности ребенка развиваются в ходе взаимодействия его со средой, под влиянием обучения и воспитания. Средний школьный возраст – самый благоприятный для творческого развития. Необходимость развития творческих способностей обучающихся среднего школьного возраста определяется их  личностно-эмоциональными  и  интеллектуальными  возможностями .

Традиционно, средний школьный  возраст  делится  на  два  этапа – с   11  до  14  лет  (5-7  классы)  и  с  14  до  15  лет  (8-9  классы). Это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытию «Я», обретения новой социальной позиции, развитие творческого начала.


Объем и срок усвоения программы:

Продолжительность курса обучения составляет 3 года (первый год - 72 часа, второй год – 72 часа, третий год – 72 часа).

Форма обучения – очная, в группах обучающихся, сформированных по возрасту и году обучения состав группы постоянный.

Занятия проводятся в творческом объединение «Эко – мастерская» 1 раз в неделю по два часа или 2 раза в неделю по одному часу.

Количественный состав группы – не более 15 человек.

Цель программы: развитие творческих способностей и формирование экологической культуры учащихся посредством декоративно-прикладного творчества.

Цель программы достигается посредством решения следующих задач:

обучающие:

- обучить технике «декупаж», «квиллинг» и другим технологиям работы с бумагой;

- сформировать умение работать с наиболее распространенными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов.

развивающие:

- способствовать развитию образного, творческого мышления и воображения;

- способствовать развитию внимания, памяти и умению самостоятельно выражать свой замысел;

- способствовать развитию коммуникативных навыков у детей;

- посредством участия в выставках и конкурсах развивать лидерские качества и ответственность обучающихся.

воспитательные:

- способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, усидчивости;

- формированию художественно-эстетического вкуса детей, целостного представления о природном и социальном окружении, как среде жизни;

-способствовать воспитанию уважения к участникам образовательного процесса, бережно относиться к результатам работы педагога и других обучающихся.

- способствовать формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни;

- прививать культуру духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания;

- способствовать формированию общей культуры обучающихся.

Предлагаемый курс программы развивает ребенка в разных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление.

Ученые констатируют, что школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности. В настоящее время система дополнительного образования позволяет внести в массовое образование творчество, акцентировать в нем духовно-нравственное начало, научить детей любить и беречь природу, умение и желание трудиться.

Занятия творчеством не только поднимают настроение, но и развивают детей. Развитие эстетического вкуса помогает выработать у обучающихся иммунитет против пошлости, ярости, примитива. Очень важно пробудить у детей интерес к прикладному искусству, вызвать стремление вносить красоту в повседневную жизнь.

Программа «Творческая мастерская» основывается на общепедагогических принципах.

- Единство воспитания, обучения и развития.

- Содружество педагога и обучающегося.

- Систематичность и последовательность обучения.

- Учет индивидуальных особенностей личности.

- Дидактические принципы (научность, доступность, наглядность, сочетание различных форм, методов и средств обучения).

- Основной принцип в программе – поступательный (от простого к сложному).

Содержание программы представлено двумя уровнями, соответствующими логике освоения художественно-творческой деятельности. Они совпадают с годами обучения.

Стартовый уровень (1 год обучения) - первый год посвящен изучению теоретических основ обработки различных материалов (бумага, картон), знакомству с последовательностью выполнения простых работ с использованием шаблонов.

Базовый уровень (1 год обучения) - первый год посвящен повторению и изучению теоретических основ по обработке материалов (бумага, картон), направлен на углубление знаний при выполнении поделок из цветной бумаги. А также изучению теоретических и практических основ технике «квиллинг» и «декупаж» знакомству с последовательностью выполнения работ.

Базовый уровень (2 год обучения) - дает более углубленные знания по разделам «бумажное творчество», «декупаж» и «квиллинг». Расширяет практические навыки работы с различными материалами выполняются более сложные работы; используется коллективное творчество в свободном формате: обсуждение идей, выбор способа изготовления поделки и её декорирования.

Базовый уровень (3 год обучения) - раздел «бумажное творчество» - поделки из бумаги, заменяется на раздел «природный материал», увеличивается количество часов в разделе «квиллинг» и «декупаж», больше внимание уделяется самостоятельности и творчеству, осуществляется проектная исследовательская деятельность.





Учебно-тематический план

1 год обучения


п/п

Тема занятий

Часы

Формы контроля

Всего

Теорет.

Практ.

1.

Вводное занятие

2

1

1

1.1

Знакомство с планом работы детского объединения на год. Инструктаж по ТБ/ОТ и правил поведения.

2

1

1

Входящая диагностика (опрос, пед. наблюдение).

Викторина

2

«Бумагопластика»

26

7

19

Пед. наблюдение, анализ творческих работ.

2.1

Содержание и задачи курса.

Закладки для книг в разных техниках.

2

1

1

2.2

Простая аппликация «Птица».

2

0,5

1,5

Опрос, анализ творческих работ.

2.3

Обрывная аппликация «Ежик с гостинцами».

2

0,5

1,5

Опрос

2.4

Открытка ко Дню Учителя.

2

0,5

1,5

Пед. Наблюдение.

2.5

Аппликация с использованием крупы. «Грибы - чудо природы».

2

0,5

1,5

Опрос.

2.6

Аппликация из гофрированной бумаги «Подсолнух».

2

0,5

1,5

Опрос.

2.7

Аппликация методом симметричного вырезания «Осенние деревья».

2

0,5

1,5

Пед. наблюдение, анализ творческих работ.

2.8

Объемная аппликация «Осенний георгин».

2

0,5

1,5

Опрос.

2.9

Объемная аппликация «Осенний георгин».

2

0,5

1,5

Пед. Наблюдение.

2.10

Аппликация из геометрических фигур «Заяц».

2

0,5

1,5

Пед. Наблюдение.

2.11

Аппликация методом оригами «Символ года».

2

0,5

1,5

Анализ творческих работ.

2.12

Подготовка творческих работ для участия в природоохранной акции «Берегите ель!».

2

0.5

1.5

Пед. Наблюдение.

2.13

Подготовка творческих работ для участия в природоохранной акции «Берегите ель!».

2

0,5

1,5

Выставка творческих работ.

3.

«Декупаж»

16

4,5

11,5

Опрос.

3.1

Содержание и задачи курса «декупаж».

Декупаж на белом фоне. Декорирование картонной поверхности.

2

1

1

3.2

Декупаж на темном фоне. Декорирование деревянной поверхности.

2

0,5

1,5

Пед. Наблюдение.

3.3

Декорирование пластиковой поверхности.

2

0,5

1,5

Опрос

3.4

Декорирование пластиковой поверхности.

2

0,5

1,5

Анализ творческих работ.

3.5

Декорирование стеклянной поверхности.

2

0,5

1,5

Пед. Наблюдение.

3.6

Декорирование стеклянной поверхности.

2

0,5

1,5

Анализ творческих работ.

3.7

Декорирование металлической поверхности.

2

0,5

1,5

Опрос.

3.8

Декорирование металлической поверхности.

2

0,5

1,5

Анализ творческих работ.

4.

Квиллинг

24

6,5

17,5

Пед. Наблюдение.

4.1

Содержание и задачи курса.

Основные формы: «рол», «капля», «глаз», «треугольник», «полукруг», «квадрат», «ромб».

Открытка к 8 марта.

2

1

1

4.2

Открытка к 8 марта. Конструирования из основных форм квиллинга.

2

0,5

1,5

Анализ творческих работ.

4.3

Основные формы «завитки», «спираль». Конструирование из основных форм квиллинга.

2

0,5

1,5

Опрос.

4.4

Пасхальная композиция. Конструирование из основных форм квиллинга.

2

0,5

1,5

Опрос.

4.5

Пасхальная композиция. Конструирование из основных форм квиллинга.

2

0,5

1,5

Анализ творческих работ.

4.6

Основные формы «стрела», «волна», «тюльпан». Выполнение цветов «гвоздка», «ландыш».

2

0,5

1,5

Опрос.

4.7

Композиция «Насекомые». Конструирование из основных форм квиллинга.

2

0,5

1,5

Анализ творческих работ.

4.8

Открытка к 9 мая. Конструирование из основных форм квиллинга.

2

0,5

1,5


4.9

Открытка к 9 мая. Конструирование из основных форм квиллинга.

2

0,5

1,5

Анализ творческих работ.

4.10

Бахромчатые цветы с использованием основных форм квиллинга «Одуванчик на лугу».

2

0,5

1,5

Пед. Наблюдение.

4.11

Бахромчатые цветы с использованием основных форм квиллинга «Одуванчик на лугу».

2

0.5

1.5

Пед. Наблюдение.

4.12

Итоговое занятие.

Викторина.

2

0.5

1.5

Итоговая диагностика( пед. наблюдение)

5.

Мероприятия по плану воспитательной работы в осенние и весенние каникулы.

4

2

2

Викторина


Итого:

72

19

53


Содержание программы

  1. год обучения


  1. Вводное занятие: 2часа (1 теоретический и 1 практический).

Теоретическая часть:

Знакомство с планом работы детского объединения на год. Инструктаж по технике безопасности и правила поведения.

Практическая работа:

Экскурсия по СЮН. Собеседование с обучающимися, проведение первичной диагностики на выявление экологических отношений.


  1. Бумагопластика: 26 часов (7 теоретических и 19 практических).

Теоретическая часть:

Знакомство с историей возникновения бумаги. Виды, свойства бумаги и картона. Материалы и инструменты для работы с бумагой и картоном. Определение, аппликации, возникновение, происхождение, а также виды и особенности аппликаций. Понятие фона, шаблона. Выбор сюжета и правила составление эскиза. Цветовая гамма и правила выбора фона. Техника безопасности при работе с ножницами и клеем.

Практическая часть:

Изготовление закладок для книг разными технологиями. Выполнение простой аппликации, обрывной, с использованием крупы, симметричной, объемной, из геометрических фигур, из гофрированной бумаги, методом оригами, а также изготовление открыток и новогодних поделок.


  1. Декупаж: 16 часов (4,5 теоретических и 11,5 практических).

Теоретическая часть:

История возникновения и дизайнерские возможности техники декупаж. Знакомство с техникой прямого декупажа (классический способ). Основные материалы и инструменты. Знакомство с разными поверхностями и их обработка. Особенности декорирования салфетками. Понятие цветового круга и правила смешивания красок, понятие композиции. Составление палитры к выбранному изображению. Декупаж на белом и темном фоне с использованием некоторых декоративных эффектов: дорисовкой и подрисовкой. Лакировка – понятие о различных типах лаков. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.

Практическая часть:

Подготовка поверхности и изображения для декупажа. Декорирование картонной, деревянной, пластиковой, стеклянной, металлической поверхностей классическим способом (прямой декупаж) с использованием белого и темного фона с подрисовкой и дорисовкой.


  1. Квиллинг: 24 часа (6,5 теоретических и 17,5 практических).

Теоретическая часть:

Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения – квиллинга. Знакомство с техникой «квиллинг», виды и особенности. Изучение базовых форм квиллинга и их конструирование. Правила составления комбинаций из одинаковых, разных форм. Правила добавления в комбинации дополнительных элементов. Цветовые сочетания.

Технология выполнения. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем и инструментом для квиллинга.

Практическая часть:

Вырезание полосочек для квиллинга, конструирование из основных форм квиллинга: «рол», «капля», «глаз», «треугольник», «полукруг», «квадрат», «ромб», «завитки», «спираль», «стрела», «волна», «тюльпан». Выполнение насекомых, простых и бахромчатых цветов, а также изготовление открыток, поделок, и составление композиций используя основные формы квиллинга.

  1. Мероприятия по плану воспитательной работы в осенние и

весенние каникулы: 4 часа (2 теоретических и 2 практических).

Теоретическая часть:

Инструктажи и профилактические беседы по ПДД и ПБ. Просмотр тематических кинофильмов и их обсуждение.

Практическая работа:

Конкурс рисунков и плакатов по ПДД «Светофор» и ПБ «Берегитесь огня».





Учебно-тематический план

2 год обучения


п/п

Тема занятий

Часы

Формы контроля

Всего

Терет.

Практ.

1.

Вводное занятие

2

1

1

Входящая диагностика (опрос, пед. наблюдение).

Викторина.

1.1

Знакомство с планом работы детского объединения на год. Инструктаж по ТБ/ОТ и правил поведения.

2

1

1

2

«Бумагопластика»

28

7,5

20,5

2.1

Содержание и задачи курса.

Аппликация как средство выражения. Аппликация «Клоун».

2

1

1

Пед. наблюдение, анализ творческих работ.

2.2

Поздравительная открытка в технике «торцевания».

2

0,5

1,5

Опрос.

2.3

Поздравительная открытка в технике «торцевания».

2

0,5

1,5

Анализ творческих работ.

2.4

Объемная аппликация «Хризантема».

2

0,5

1,5

Опрос.

2.5

Объемная аппликация «Хризантема».

2

0,5

1,5

Анализ творческих работ.

2.6

Цветы в технике «оригами».

2

0,5

1,5

Пед. Наблюдение.

2.7

Цветы из гофрированной бумаги.




Опрос.

2.8

Цветы из гофрированной бумаги.

2

0,5

1,5

Анализ творческих работ.

2.9

Аппликация из комочков салфеток «Зимующие птицы».

2

0,5

1,5

Опрос.

2.10

Аппликация из комочков салфеток «Зимующие птицы».

2

0,5

1,5

Анализ творческих работ.

2.11

Рамочка для фотографии «Мой подарок».

2

0,5

1,5

Пед. наблюдение

2.12

Рамочка для фотографии «Мой подарок».

2

0,5


1,5

Анализ творческих работ.

2.13

Подготовка творческих работ для участия в природоохранной акции «Берегите ель!».

Свободная техника выполнения.

2

0,5

1,5

Пед. наблюдение

2.14

Подготовка творческих работ для участия в природоохранной акции «Берегите ель!».

Свободная техника выполнения.

2

0,5

1,5

Выставка творческих работ.

3.

Декупаж

16

4,5

11,5

Пед. наблюдение.

3.1

Содержание и задачи курса «Декупаж». «Новогодняя открыта».

2

1

1

3.2

Создание простого фона красками. Окрашивание кистью с приклеиванием салфетки.

2

0,5

1,5

Анализ творческих работ.

3.3

Создание сложного фона красками. Имитация дерева с приклеиванием салфетки.

2

0,5

1,5

Опрос

3.4

Имитация старой кожи с приклеиванием салфетки.

2

0,5

1,5

Анализ творческих работ.

3.5

Имитация камня с приклеиванием салфетки.

2

0,5

1,5

Анализ творческих работ.

3.6

Создание объемного фона.

Создание фактуры с помощью краски с приклеиванием салфетки.

2

0,5

1,5

Пед. наблюдение.

3.7

Изготовление сувенира

«Моя идея».

2

0,5

1,5


3.8

Изготовление сувенира

«Моя идея».

2

0,5

1,5

Анализ творческих работ.

4.

Квиллинг

22

6

16

Пед. наблюдение

4.1

Содержание и задачи курса техники «квиллинг».

Открытка «Букет цветов».

2

1

1

4.2

Открытка «Букет цветов».

2

0,5

1,5

Анализ творческих работ.

4.3

Пасхальная композиция.

2

0,5

1,5

Пед. наблюдение

4.4

Пасхальная композиция.

2

0,5

1,5

Анализ творческих работ.

4.5

Изготовление карандашницы и ее декорирование.

2

0,5

1,5

Пед. наблюдение

4.6

Изготовление карандашницы и ее декорирование.

2

0,5

1,5

Анализ творческих работ.

4.7

Гофрированный картон.

«Мой домашний питомец».

2

0,5

1,5

Опрос.

4.8

Объемная композиция из гофрированного картона «Цветочная полянка».

2

0,5

1,5

Пед. наблюдение

4.9

Объемная композиция из гофрированного картона «Цветочная полянка».

2

0,5

1,5

Анализ творческих работ.

4.10

Коллективная работа. Композиция из гофрированного картона «Рыбки в аквариуме».

2

0,5

1,5

Анализ творческих работ.

4.11

Итоговое занятие.

«Экологическое путешествие».

2

0,5

1,5

Итоговая диагностика( пед. наблюдение).

5.

Мероприятия по плану воспитательной работы в осенние и весенние каникулы.

4

2

2

Викторина.


Итого:

72

19

53


Содержание программы

  1. год обучения


  1. Вводное занятие: 2 часа (1 теоретический и 1 практический).

Теоретическая часть:

Знакомство с программой. Особенности третьего года обучения. Собеседование и проведение первичной диагностики на выявление экологических отношений. Инструктаж по ТБ/ОТ и правил поведения.

Практическая часть:

Конкурс рисунков на тему: «Безопасность и я».


  1. Бумагопластика: 28 часов (7,5 теоретических и 20,5 практических).

Теоретическая часть:

Знакомство с видами бумаги узкого назначения (копировальная, калька, наждачная, пергаментная и др.). Знакомство с чертежными инструментами: линейкой, угольником, циркулем. Способы соединения бумаги и картона (разъемное и неразъемное). Отработка технических приемов в работе с чертежными инструментами. Отработка навыков соединения бумаги. Закрепление и изучение новых видов аппликаций. Выполнение поделок из бумаги в разных техниках. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.

Практическая часть:

Выполнение аппликации в технике «торцевание», из комочков салфеток (гофрированной бумаги), в смешенной технике. Выполнение объемных цветов, цветов из гофрированной бумаги, в технике оригами, а также открыток из картона и цветной бумаги. Изготовление рамочки для фотографии с декорированием и поделок в свободных техниках для участия в конкурсах.


  1. Декупаж: 16 часов (4,5 теоретических и 11,5 практических).

Теоретическая часть:

Повторение и изучение новых технологий выполнения декупажа.

Знакомство с различной технологией окрашивания фона. Инструменты и приспособления для работы в данной технике. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.

Практическая часть:

Закрепление приклеивания салфетки классическим способом (прямой декупаж). Декорирование поверхностей при помощи салфеток с использованием простого, сложного фона красками (имитация дерева, старой кожи, камня), объемного фона. Изготовление открыток и сувениров с самостоятельной разработкой дизайна. Выставка работ, участие в конкурсах.

  1. Квиллинг: 22 часа (6 теоретических и 16 практических).

Теоретическая часть:

Продолжение знакомства с техникой квиллинг. Повторение и изучение новых элементов квиллинга и их конструирование. Знакомство с гофрированным картоном. Свойства гофрированного картона, материалы и инструменты, технология выполнения. Правила работы в коллективе, в малой группе при выполнении коллективной работы. Распределение работы.

Техника безопасности при работе с ножницами, клеем и инструментом для квиллинга.

Практическая часть:

Выполнение открытки, пасхальной композиции, изготовление и декорирование карандашницы используя элементы квиллинга. Выполнение из гофрированного картона домашнего питомца. Составление объемной композиции из гофрированного картона и коллективной работы с самостоятельной разработкой дизайна. Выставка работ, участие в конкурсах.


  1. Мероприятия по плану воспитательной работы в осенние и

весенние каникулы: 4 часа (2 теоретических и 2 практических).

Теоретическая часть:

Викторины по правилам дорожного движения и пожарной безопасности.

Практическая работа:

Конкурс рисунков и плакатов по ПДД «Светофор» и ПБ «Берегитесь огня».





Учебно-тематический план

3 год обучения


п/п

Тема занятий

Часы

Формы контроля

Всего

Терет.

Практ.

1.

Вводное занятие

2

1

1

Входящая диагностика (опрос, пед. наблюдение).

Викторина

1.1

Знакомство с планом работы детского объединения на год. Инструктаж по ТБ/ОТ и правил поведения.

2

1

1

2.

«Природный материал»

6

2

4

Пед. наблюдение, анализ творческих работ.

2.1

Содержание и задачи курса.

Ваза из осенних листьев.

2

1

1

2.2

Экскурсия в природу.

Картина из природных материалов.

2

0,5

1,5

Пед. наблюдение.

2.3

Аппликация из сухоцветов.

2

0,5

1,5

Анализ творческих работ.

3.

«Квиллинг»

26

7

19

Пед. наблюдение.

3.1

Содержание и задачи курса техники «квиллинг». Поздравительная открытка.

2

1

1

3.2

Объемный квиллинг «шкатулка для драгоценностей».

2

0,5

1,5

Пед. наблюдение.

3.3

Объемный квиллинг «шкатулка для драгоценностей».

2

0,5

1,5

Анализ творческих работ.

3.4

Подготовка творческих работ для участия в природоохранной акции «Добрая зима для птиц»! Коллективная работа.

2

0,5

1,5

Опрос.

3.5

Подготовка творческих работ для участия в природоохранной акции «Добрая зима для птиц»! Коллективная работа.

2

0,5

1,5

Выставка творческих работ.

3.6

3D - квиллинг. Рамочка для фотографии «Мой подарок».

2

0,5

1,5

Пед. наблюдение.

3.7

3D - квиллинг. Рамочка для фотографии «Мой подарок».

2

0,5

1,5

Анализ творческих работ.

3.8

Поделка «Символ года».

2

0,5

1,5

Пед. наблюдение.

3.9

Поделка «Символ года».

2

0,5

1,5

Анализ творческих работ.

3.10

Подготовка творческих работ для участия в природоохранной акции «Берегите ель!».

2

0,5

1,5

Пед. наблюдение.

3.11

Подготовка творческих работ для участия в природоохранной акции «Берегите ель!».

2

0,5

1,5

Выставка творческих работ.

3.12


Украшения – бижутерия в технике квиллинг.

2

0,5

1,5

Опрос.

3.13


Украшения – бижутерия в технике квиллинг.

2

0,5

1,5

Анализ творческих работ.

4.

Декупаж

34

9

25

Пед. наблюдение.

4.1.


Вводное занятие. Содержание и задачи курса техники «декупаж». Прямой декупаж.

Декорирование стеклянной баночки.

2

1

1

4.2


Прямой декупаж.

Декорирование стеклянной баночки.

2

0,5

1,5

Анализ творческих работ.

4.3


Обратный декупаж. Декорирование стеклянной поверхности.

2

0,5

1,5

Опрос.

4.4

Обратный декупаж. Декорирование стеклянной поверхности.

2

0,5

1,5

Анализ творческих работ.

4.5


Художественный декупаж на плоских поверхностях. Выполнение декоративного пано.

2

0,5

1,5

Пед. наблюдение.

4.6



Художественный декупаж на плоских поверхностях. Выполнение декоративного пано.

2

0,5

1,5

Анализ творческих работ.

4.7


Художественный декупаж на объемных поверхностях.

2

0,5

1,5

Опрос.

4.8

Художественный декупаж на объемных поверхностях.

2

0,5

1,5

Анализ творческих работ.

4.9


Объемный декупаж. Декорирование с использованием яичной скорлупы.

2

0,5

1,5

Пед. наблюдение.

4.10


Объемный декупаж. Декорирование с использованием яичной скорлупы.

2

0,5

1,5

Анализ творческих работ.

4.11

Декопатч (имитация лоскутной техники). Декорирование коробочки.

2

0,5

1,5

Пед. наблюдение.

4.12

Декопатч (имитация лоскутной техники). Декорирование коробочки.

2

0,5

1,5

Анализ творческих работ.

4.13

Часы в технике декупаж.

2

0,5

1,5

Опрос.

4.14

Часы в технике декупаж.

2

0,5

1,5

Анализ творческих работ.

4.15


«Моя идея» выполнение работы на свободную тему.

2

0,5

1,5

Опрос.

4.16


«Моя идея» выполнение работы на свободную тему.

2

0.5

1,5

Анализ творческих работ.

4.17

Итоговое занятие.

«Экологическое путешествие».

2

0,5

1,5


5.

Мероприятия по плану воспитательной работы в осенние и весенние каникулы.

4

2

2



Итого:

72

19

53



Содержание программы

  1. года обучения.


  1. Вводное занятие: 2 часа (1 теоретический и 1 практический).

Теоретическая часть:

Знакомство с программой. Особенности третьего года обучения. Беседа и проведение первичной диагностики на выявление экологических отношений.

Инструктаж по ТБ/ОТ и правил поведения.

Практическая часть:

Конкурс рисунков по ПДД.


  1. Природный материал: 6 часов (2 теоретических и 4 практических).

Теоретическая часть:

Природа и ее кладовые. Знакомство с видами, свойствами и хранением природного материала. Способы крепления природного материала. Материалы и инструменты используемые для выполнения работы. Изучение правил составления букетов, основы композиции, правила работы с флористическим материалом. Технология выполнения работ. Техника безопасности при работе с материалами и инструментами.

Практическая часть:

Изготовление вазы из осенних листьев, выполнение картины из природного материала и аппликации из сухоцветов.


  1. Квиллинг: 26 часов (7 теоретических и 19 практических).

Теоретическая часть:

Продолжение изучения конструирования и бумагокручения в технике «квиллинг». Технология выполнения объемного квиллинга и правила сохранения формы изделия при сборке. Способы крепления элементов. Технология выполнения 3D-квиллинга. Освоение новых приемов в изготовлении цветов, правила изготовления цветов методом нарезки полос разной ширины. Технология выполнения украшений – бижутерия в технике квиллинг. Приемы оформления украшений (виды контуров, креплений). Цветовое сочетание элементов композиции. Материалы и инструменты используемые для выполнения работы. Правила работы в коллективе, в малой группе, при выполнении коллективной работы. Распределение работы. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем и инструментом для квиллинга.

Практическая часть:

Выполнение открыток, объемного квиллинга «Шкатулка для драгоценностей». Изготовление рамочки для фотографии и ее декорирование в 3D- квиллинге. Выполнение коллективной работы «Зимующие птицы Урала». Новогодних поделок и поделок с изображением символа года. А также изготовление украшений – бижутерия в технике квиллинг.

Оформление работ, выставка работ, участие в конкурсах.


  1. Декупаж: (9 теоретических и 25 практических).

Теоретическая часть:

Продолжение знакомства с техникой декорирования. Повторение и продолжение изучения основных видов, стилей и декоративных эффектов декупажа. Дизайнерские возможности техники декупаж. Повторение колористки цветового круга, правила смешивания акриловых красок. Технология выполнения прямого и обратного декупажа, художественного на плоских и объемных поверхностях, объемного с использованием яичной скорлупы. Технология выполнения техники «декопатч». Принципы и правила построения композиции. Построение композиции, как единой картины, способы построения композиции в декупаже. Материалы и инструменты необходимые для работы. Техника безопасной работы. Уход за готовыми изделиями.

Практическая часть:

Выполнение прямого и обратного декупажа на стеклянной поверхности, художественного на плоских и объемных поверхностях, объемного с использованием яичной скорлупы. Декопатч (имитация лоскутной техники) декорирование коробочки, выполнение часов, а также выполнение работы на свободную тему «Моя идея». Оформление работ, выставка работ, участие в конкурсах.


  1. Мероприятия по плану воспитательной работы в осенние и

весенние каникулы: 4 часа (2 теоретических и 2 практических).

Теоретическая часть:

Викторины по правилам дорожного движения и пожарной безопасности.

Практическая работа:

Конкурс рисунков и плакатов по ПДД «Светофор» и ПБ «Берегитесь огня».





Планируемые результаты реализации программы:


Предполагаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы.


Личностные. У обучающихся будут сформированы:

- учебно–познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству,

- чувство прекрасного и эстетические чувства;

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценностных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.


Метапредметные. Обучающиеся научатся:

- выбирать материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;

- вносить необходимые коррективы на основе оценки и характере сделанных ошибок;

- бережно относиться к природным ресурсам, предвидеть последствия нерационального природопользования.


Предметные.

К концу первого года обучения, обучающиеся должны знать:

- виды, свойства бумаги и картона;

- определение аппликации;

- виды и особенности аппликаций;

- понятие фона, шаблона;

- выбор сюжета и правила составление эскиза;

- основы цветоведения;

- основы тепло-холодности;

- представление о технике «декупаж»;

- историю возникновения техники «декупаж»;

- понимание значение терминов: декупаж, декор, композиция, дизайнер, красители, лаки, грунт; замысел, основа для декупажа, декоративная композиция, панно;

- представление о технике «квиллинг»;

- историю возникновения технологии бумагокручения – квиллинга;

- базовые формы квиллинга и их конструирование;

- названия необходимых инструментов и их назначение;

- правила подготовки материала к работе;

- правила безопасной работы с инструментами.

К концу первого года обучения, обучающиеся должны уметь:

- выполнять различные виды аппликаций и поделок из цветной бумаги и картона;

- подготавливать декорируемую поверхность и изображения для декупажа;

- владеть техникой наклеивания салфетки на различные поверхности;

- декорировать картонную, деревянную, пластиковую, стеклянную, металлическую поверхность классическим способом (прямой декупаж) с использованием белого и темного фона с подрисовкой и дорисовкой;

- вырезать полосочки для квиллинга;

- выполнять базовые формы квиллинга;

- составлять орнаменты из форм;

- выполнять простые, несложные и бахромчатые цветы;

- составлять композиции из различных материалов;

- эстетически правильно оформить изделие, дополнить его декоративными элементами.


К концу второго года обучения, обучающиеся должны знать:

- понятие о дизайне;

- основы построения композиции;

- основные понятия в каждой технологии;

- свойства и виды аппликации;

- способы соединения бумаги и картона (разъемное и неразъемное);

- правила работы с материалами и инструментами;

- способы окрашивания простого и сложного фона при выполнении декупажа;

- элементы квиллинга и их конструирование;

- свойства гофрированного картона.

К концу второго года обучения, обучающиеся должны уметь:

- выполнять аппликации в смешенных техниках;

- изготавливать поделки, состоящие из мелких и сложных деталей;

- владеть техникой изготовления объемных цветов, цветов из гофрированной бумаги и в технике оригами;

- пользоваться инструментами и материалами, предназначенными для выполнения конкретной работы;

- владеть техникой изготовления открыток и сувениров в технике «декупаж»;

- выполнять простой и сложный фон красками (имитация дерева, старой кожи, камня) в технике «декупаж»;

- самостоятельно составлять композиции используя элементы квиллинга;

- выполнять аппликации из гофрированного картона используя основные элементы квиллинга;

- оформить готовое изделие соответственно его назначению;

- изготовить выставочные изделия.


К концу третьего года обучения, обучающиеся должны знать:

- виды, свойства и хранение природного материала;

- способы крепления природного материала;

- правила работы с флористическим материалом;

- материалы и инструменты, используемые для работы;

- основы построения композиции;

- цветовое сочетание элементов композиции;

- технологию выполнения объемного квиллинга;

- правила сохранения формы изделия при сборке;

- технологию выполнения 3D- квиллинга;

- технологию изготовления украшения – бижутерия в технике «квиллинг»;

- виды, стили и декоративные эффекты декупажа;

- различные приемы декорирования;

- технологию выполнения прямого и обратного декупажа;

- технологию выполнения художественного декупажа на плоских и объемных поверхностях;

- технологию выполнения объемного декупажа с использованием яичной скорлупы;

- технологию выполнения техники «декопатч»;

- принципы и правила построения композиции;

- основные понятия в каждой технологии;

- уход за готовыми изделиями;

- технику безопасной работы.

К концу третьего года обучения, обучающиеся должны уметь:

- заготовить природный материал;

- применять природный материал для изготовления поделок;

- составлять аппликации из сухоцветов;

- выполнять поделки из природного материала;

- выполнять объемные изделия в технике «квиллинг»;

- изготавливать поделки в 3D- квиллинге;

- самостоятельно владеть техникой изготовления открыток и украшений;

- оформить готовое изделие соответственно его назначению;

- пользоваться инструментами и материалами, предназначенными для выполнения конкретной работы;

- выполнять прямой и обратный декупаж на стеклянных поверхностях;

- выполнять художественный декупаж на плоских и объемных поверхностях;

- выполнять объемный декупаж с использованием яичной скорлупы;

- декорировать изделия в технике «декопатч»;

- выполнять комбинированный декупаж при декорировании изделий;

- использовать декоративные эффекты при выполнении декупажа.


К концу обучения по программе обучающиеся должны овладеть следующими компетенциями:

- информационными компетенциями;

- коммуникативными компетенциями;

- здоровьесберегающими компетенциями.



Формы контроля и подведения итогов.

Для полноценной реализации программы используются разные виды контроля:

-текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью обещающихся в процессе занятий;

- промежуточный – праздники, викторины, конкурсы;

- итоговый – открытые занятия, выставки.

Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс.

Контроль усвоения программы осуществляется по окончании изучения каждого раздела программы через различные формы:

- викторины;

- анализ творческих работ;

- педагогическое наблюдение;

- опрос;

- участие в конкурсах, выставках.

Критериями усвоения программы является

- определение уровня теоретических и практических знаний;

- определения творческих наклонностей у детей младшего и среднего школьного возраста (приложение № 1)

- проводится диагностика (входящая и итоговая) для детей младшего школьного возраста по развитию следующих компетенций: информационная, из которой можно узнать уровень теоретической и практической подготовки. Коммуникативной, умеет ли обучающийся слушать, высказываться и вступать во взаимодействия со взрослыми и сверстниками, здоровьесберегающая компетенция (приложение №2).

- уровень сформированности экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста (приложение № 3).

Результатом работы творческого объединение «Эко - мастерская» является участие в природоохранных акциях, выставках, конкурсах творческих работ.

В течение учебного года по мере накопления работ планируется проведение тематических мини – выставок.



- Выполнение индивидуальных творческих работ;

- Участие в коллективной деятельности.

- Защита творческой работы по изучаемой теме в формате PowerPoint, как презентация поисковой деятельности.

Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс.

Контроль усвоения программы первого года обучения осуществляется по окончании изучения каждого раздела программы через различные формы: контрольные вопросы, тесты по разделам «бумажное творчество», «декупаж», «квиллинг» (Приложение 4), анкета: диагностика экологических отношений (Приложение 3), викторины, выставки.

Контроль усвоения программы второго года обучения осуществляется по окончании изучения каждого раздела программы через различные формы: контрольные вопросы, тесты по разделам «бумагопластика» «декупаж», «квиллинг» (Приложение 5), анкета: диагностика экологических отношений (Приложение 3), викторины, выставки.

Контроль усвоения программы третьего года обучения осуществляется по окончании изучения каждого раздела программы через различные формы: контрольные вопросы, тесты по разделам «природный материал» «декупаж», «квиллинг» (Приложение 6), анкета: диагностика экологических отношений (Приложение 3), викторины, выставки.







Календарный учебный график:

1 год обучения

п/п

Разделы

Часы

Всего

Терет.

Практ.

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Природный материал

10

3

7

3

Бумагопластика

38

10

28

4

Бросовый материал

18

5

13

5

Мероприятия по плану воспитательной работы в осенние и весенние каникулы.

4

0

4


Итого:

72

19

53

2 год обучения

п/п

Разделы

Часы

Всего

Терет.

Практ.

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Бумагопластика

26

7

19

3

Декупаж

16

4,5

11,5

4

Квиллинг

24

6,5

17,5

5

Мероприятия по плану воспитательной работы в осенние и весенние каникулы.

4

0

4


Итого:

72

19

53

3 год обучения

п/п

Разделы

Часы

Всего

Терет.

Практ.

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Бумагопластика

28

7,5

20,5

3

Декупаж

16

4,5

11,5

4

Квиллинг

22

6

16

5

Мероприятия по плану воспитательной работы в осенние и весенние каникулы.

4

0

4


Итого:

72

19

53

4 год обучения

п/п

Разделы

Часы

Всего

Терет.

Практ.

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Природный материал

6

2

4

3

Квиллинг

26

7

19

4

Декупаж

34

9

25

5

Мероприятия по плану воспитательной работы в осенние и весенние каникулы.

4

0

4


Итого:

72

19

53

Методические материалы

Для лучшего восприятия и развития навыков творческой работы обучающихся программой предусмотрены основные формы и методы обучения и воспитания с учетом возрастных особенностей.

Формы организации занятий.

Исходя из психофизиологических особенностей воспитанников при реализации программы используются следующие формы работы:

- обучающие занятия;

- беседа;

- консультации;

- встречи с интересными людьми;

- мастер-классы;

- викторины;

- конкурсы;

- выставки.

При реализации данной программы используются особые методы художественно-эстетического воспитания:

- Метод художественного уподобления, состоящий в эмоциональном слиянии зрителя с чувствами и позицией автора произведения.

- Метод поэтапных открытий: постепенность вживания в тему, раскрытие через переживание различных ее граней.

- Метод единства восприятия и созидания: любое эстетическое переживание по поводу воспринимаемого художественного произведения можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности.

- Метод широких ассоциаций: направлен на творческую интерпретацию содержания художественного произведения. Каждый человек воспринимает художественное произведение субъективно, соотнося его с собственным жизненным опытом, общение же с искусством помогает достраивать этот опыт.

- Метод актуализации личного опыта воспитанника. Активизировать деятельность ребенка, повысить его мотивацию к общению с искусством поможет метод индивидуальной и метод коллективной поисковой работы.

- Необходимо направлять воспитанников на выполнение любого задания творчески, но творчество немыслимо без свободы, поэтому следующий метод – метод свободы в системе ограничений.

- Использование на занятиях метода диалогичности позволяет научить детей общаться с произведением искусства, вступать с ним в диалог, т.к. общение с искусством всегда диалогично.

- Для активизации мышления используется метод сравнений, когда из веера возможностей разного решения проблемы ребенок может выбратьодну.

- С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды.



Методологический ход занятий осуществляется по схеме:

- Эмоциональное восприятие действительности и произведений искусства.

- Определение наиболее общих свойств анализируемых предметов, произведений искусства, явлений и т.д. (сравнения нескольких предметов, произведений).

- Анализ закономерности и формы конструкции или строения предмета (сравнение 2-х – 3-х образцов).

- Обсуждение приемов художественного решения, пояснение способов выполнения работ.

- Повторное общее восприятие всего демонстрируемого материала.

- Практическая работа воспитанников.

- Подведение итогов.

Методы и формы контроля и управления образовательным процессом:

Система отслеживания и оценивания личностных качеств воспитанников, уровня социальной адаптации, нравственных, волевых, творческих и др. качеств организуется и проводится по программе педагогической диагностики.

Контроль может проводиться в следующих формах:

- собеседование;

- творческий проект;

- контрольные упражнения;

- участие в конкурсах, выставках;

- викторина;

- анкета;

- тест (вопросник по темам программы);

- творческие работы;

- педагогическое наблюдение.



Учебно-методическое обеспечение.

Методические материалы:

- Специальная и методическая литература (см. список литературы)

- Методические разработки;

- Конспекты занятий;

- Презентации занятий;

- Мониторинг обучающихся.


Дидактические материалы:

- Инструкционные карты выполнения изделий;

- Инструкционные карты и схемы базовых форм квиллинга;

- Цветовой круг;

- Образцы изделий;

- Лучшие детские работы;

Открытки, иллюстрации:

домашние животные;

дикие животные;

грибы (съедобные, несъедобные);

деревья;

птицы;

цветы

- Фотографии: Архитектурные строения г. Асбеста.

Настольные игры.


Материально-техническое обеспечение программы:

- Кабинет, учебные столы и стулья;

- Доска;

- Выставочные стенды;

- Стенд по технике безопасности;

- Ноутбук;

- ТСО - Видеофильмы и видео-уроки;

- Приспособления и канцелярские товары:

инструменты для квиллинга;

инструменты для декупаж;

шаблоны;

трафареты;

белая бумага;

цветная бумага;

картон;

бумага для квиллинга;

картон;

линейки;

ножницы;

клей ПВА, «карандаш»;

краски, кисти.

Список литературы


  1. Алексеевская Н. Волшебные ножницы. – М.Лист,1998.

  2. Амоков В.Б. Искусство аппликации. – Школьная пресса, 2002.

  3. Анастасова Л. П., Утешинский Д.Н. Культура общения и здоровья. – Дрофа, 1996.

  4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Все об оригами – СПб: ООО СЗКЭО Кристалл, 2004.

  5. Базулина Л.В., Новикова И.В. 100 поделок из природных материалов – Ярославль: Академия развития, 2001.

  6. Бакланова А.В. Поделки из природных материалов – М.: Астрель АСТ, 2008.

  7. Беренова И.В. Новогодняя энциклопедия. Подарки и украшения своими руками – М.: РОСМЭН, 2007.

  8. Виноградова Н.Ф., Ивченкова Г.Т., Потапов И.В. Окружающий мир. Учебник 3 кл. – М.: Просвещение,1997.

  9. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1999.

  10. Выгонов В.В. из бумаги. – М.: Издательский дом МСП, - 2001.

  11. Гарднер С. От А до Я. Лучшие техники. - М.: Ниола 21-й век, 2005.

  12. Галанова Т.В. Ажурная бумага. Техника. Приемы. Изделия. -М: Аст-Пресс, 2008.

  13. Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками – М: ТЦ Сфера, 2000.

  14. Долгосрочный комплексный план мероприятий по развитию экологического образования и просвещения населения Свердловской области до 2015 г.

  15. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги – Ярославль: Академия развития, 2001.

  16. Дубовик Е.А. Новогодние праздники, игры и развлечения для школьников. - Ярославль: Академия развития, 2008.

  17. Закон РФ «Об образовании».

  18. Закон «Об образовании Свердловской обл.» (2006г.)

  19. Компани И.Д. Икебана. Цветочный дизайн - Новый Диск, 2008.

  20. Конвенция о правах ребенка.

  21. Концепция экологической безопасности Свердловской области (до 2015г.)

  22. Клепинина З.А Природоведение 2кл. – Мнемозина, 1997.

  23. Клепинина З.А. Я и мир вокруг. Учебник 1кл – Ассоциация ХХI век ,1997.

  24. Конышева Н.М. Мастерим. Размышляем. - М: Линка-Пресс, 2003

  25. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и узнавать прекрасное. – Ярославль, Академия развития, 2001.

  26. Кренер Т. Интерьер в восточном стиле. - Арт-родник, 2008.

  27. Курлов Н.Н. Лучшие в мире загадки. – Мн: ООО «Попурри», 2003.

  28. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги - Ярославль, Академия развития, 2001.

  29. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей - Ярославль, Академия развития, 2000.

  30. Петрова И.М. Объемная аппликация. - Детство-Пресс, 2000.

  31. Полунина В.Н., Капитунова А.А. Гербарий. Составление композиций и орнамента.Серия: Семейный клуб выходного дня– М.: Астрель АСТ, 2001.

  32. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. –М.:Народное образование, 1998.

  33. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи – М: Айрис-Пресс, 2004.

  34. Сержантова Т.Б. Оригами. Новые модели – М: Айрис-Пресс, 2004.

  35. Сидоренко В.И. Игрушки своими руками – Ростов на Дону, Феникс, 2000.

  36. Сухин И.Г. Книга затей – Тула: ООО «Родничок», 2004.

  37. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, от 7 марта 1995 г. № 233.

  38. Хананова И.Н. Соленое тесто. - Аст-Пресс, 2007.

  39. Чибрикова О.В. Подарки к праздникам – М: Эксмо, 2006.

  40. Веселые игры и головоломки. - М: Айрис-Пресс, 2005.

  41. Развлечения со значением. – Волгоград: Учитель, 2007.

  42. Чудеса архитектуры. - М: Махаон, 2009.

  43. Энциклопедия. Зимушка. - ЗАО «Аргументы и факты», М: № 12, 2005.

  44. Энциклопедия. Большая книга интересных фактов – М: РОСМЭН, 2005.

  45. Энциклопедия. Загадки дикой природы – М: РОСМЭН, 2001.

  46. 1000 заданий для умников и умниц – Аст-Пресс, 2005.




















Анкета для определения творческих наклонностей у детей младшего и среднего школьного возраста

Цель: Определить творческие наклонности у младших школьников.

  1. Я люблю сочинять собственные песни.

  2. Я люблю гулять один.

  3. Мои мама и папа любят играть со мной.

  4. Я задаю много вопросов.

  5. Сочинение рассказов и сказок – пустое занятие.

  6. Я люблю, чтобы у меня был только один или два друга.

  7. Я ничего не имею против, если иногда меняются правила
    игры.

  8. У меня есть несколько действительно хороших идей.

  9. Я люблю рисовать.

  10. Я люблю вещи, которые трудно делать.

  11. Солнце на рисунке должно быть всегда жёлтым.

  12. Я люблю всё разбирать, чтобы понять, как это работает.

  13. Мне больше нравится раскрашивать картинки в книжке, чем
    рисовать самому.

  14. Лёгкие загадки самые интересные.

  15. Иногда мама или папа занимаются чем-нибудь вместе со
    мной.

  16. Я люблю узнавать новое о животных.

  17. Мой папа любит делать что-нибудь по дому.

  18. Я не люблю, когда другие дети задают много вопросов.

  19. Трудно найти себе занятие, когда находишься один.

  20. Мой папа думает, что я обычно поступаю правильно.

  21. Я люблю рассказы о далёком прошлом.

  22. Я охотнее играю в старые игры, чем в новые.

  23. Когда я хочу что-то сделать, но мне это трудно, я отказываюсь от этой затеи и берусь за что-нибудь другое.

  24. Я всегда люблю играть с друзьями.



В 5, 6, 11, 13, 14, 18, 19, 22, 23, 24 - да - 0 баллов, нет – 1 балл.

В остальных случаях – да – 1 балл, нет – 0 баллов.

Склонность ребёнка к творчеству складывается из таких его
качеств, как разнообразие интересов, независимость и гибкость
ума, любознательность, настойчивость.

  1. Разнообразие интересов.

Подсчитываем сумму баллов в ответах 1, 5, 9, 16, 21.

I степень – 0-1 балл – слабо выражено.

II степень – 2-3 балла – выражено средне.

III степень – 4-5 баллов – явно выражено.

  1. Независимость.

Ответы 2, 8, 11, 13, 19, 24.

I степень – 0-2 балла – слабо выражена.

II степень – 3-4 балла – выражена средне.

III степень – 5-6 баллов – выражена сильно.

  1. Гибкость и приспособляемость.

Ответы 6, 7, 22.

I степень – 0-1балл – выражена слабо.

II степень – 2 балла – выражена средне.

III степень – 3 балла – выражена явно.

  1. Любознательность.

Ответы 4, 12, 18.

I степень – 0-1 балл – выражена слабо.

II степень – 2 балла – выражена средне.

III степень – 3 балла – выражена явно.

  1. Настойчивость.

Ответы 10, 14, 23.

I степень – 0-1 балл – выражена слабо.

II степень – 2 балла – выражена средне.

III степень – 3 балла – выражена явно.




























Приложение №1


Диагностика уровня развития творческих способностей

младших школьников.


Методика «Дорисуй фигуру» (О.М.Дьяченко)

Цель: Выявление уровня развития творческих способностей, изучение оригинальности решения задач на воображение.

Оборудование: Набор из десяти карточек с нарисованными на них фигурами (контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок- голова с двумя ушами и т.д.), простые геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат и т.д.), цветные карандаши, бумага.

Порядок исследования: Ребёнку необходимо дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась красивая картина.

Обработка и анализ результатов.

Количественная оценка степени оригинальности производится подсчётом количества изображений, которые не повторялись у ребёнка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка. Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи на воображение.

Нулевой тип - характеризуется тем, что ребёнок ещё не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то своё (свободное фантазирование).

1 тип – ребёнок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта, но изображение контурное, схематичное, лишённое деталей;

2 тип – Так же изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями;

3 тип – изображая отдельный объект, ребёнок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (например: не просто девочка, а девочка, делающая зарядку);

4 тип – Ребёнок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (например: девочка гуляет с собакой);

5 тип – Заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1-4типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребёнок(кружок-голова), то теперь фигура включается, как один из второстепенныхэлементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, агрифель карандаша, которым мальчик рисует картину).

Выполнение задания распределяется по уровням выраженности творческихпроявлений в рисунках детей:

Низкий уровень – ребёнок выполняет задание по 1 и 2 типу решения задач на воображение;

Средний уровень - ребёнок выполняет задание по 3 и 4 типу решения задач на воображение;

Высокий уровень - ребёнок выполняет задание по 5 типу решения задач на воображение.


Диагностика мелкой моторики и пальцев рук.

Тест "Пальчик, пальчик, где ты был?"

Педагог садится за стол напротив ребенка и просит его протянуть одну руку.Закрывает от него ладонь и пальцы этой руки своей рукой. Другой рукойдотрагивается до пальцев протянутой руки ребенка и просит его вытянуть надругой руке тот палец, который педагог в этот момент трогает.

Ребенок 6-7 лет свободно различает большой палец, мизинец и указательный.

Различение среднего и безымянного пальцев представляет трудность и для пяти - семилетнего ребенка. Педагогу следует иметь в виду, что пальцы на правойруке ребенок-правша, как правило, различает несколько лучше, чем на левой.


Тест "Силуэты"

Педагог просит детей узнать, что изображено на предлагаемом рисунке.Затем они обводят предметы по контуру и раскрашивают карандашами.

Время выполнения задания - 15 мин.

Показатели для ребенка 6-7 лет:

Низкий уровень–5- 6 предметов;

Средний уровень -10-12 предметов;

Высокий уровень - 15 предметов.


Тест "Дорисуй предметы"

Ребенку предлагают посмотреть на рисунки и перечислить, какие предметы он видит. Нужно назвать эти предметы и дорисовать, используя фломастерыили цветные карандаши. Время выполнения задания - 10 мин.

Показатели для ребенка 6-7 лет:

Низкий уровень-называют5 предметов;

Средний уровень-8-9 предметов;

Высокий уровень-12 предметов.












Приложение №2


Диагностика развития компетенций у обучающегося школьного возраста


П/П

группы

Ф.И.О. обучающихся


Информационная компетенция


Коммуникативная компетенция


Здоровосбеегающая компетенция

Группа №1

1шк, 3 класс

(3 г.о)

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Умение слушать

Умение выскзываться

Умение вступать во взаимодействие


Мин

Сред

Выс

Мин

Сред

Выс

Мин

Сред

Выс

Мин

Сред

Выс

Мин

Сред

Выс

Мин

Сред

Выс

Кол-во%

Кол-во%

Кол-во%

Кол-во%

Кол-во%

Кол-во%

Кол-во%

Кол-во%

Кол-во%

Кол-во%

Кол-во%

Кол-во%

Кол-во%

Кол-во%

Кол-во%

Кол-во%

Кол-во%

Кол-во%

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II













































































































































































































































































































































































































































































































































































Итого:

Iполугодие




















II полугодие




















  1. НИЗКИЙ; 2- СРЕДНИЙ; 3- ВЫСОКИЙ








Оценка результатов


Развитие информационной компетенции:


Теоретическая подготовка:

Низкий уровень (1 балл)

- обучающийся овладел менее чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой.

Средний уровень (2 балла)

- объём усвоенных знаний составляет более ½.

- Высокий уровень (3 балла)

-.Обучающийся усвоил практически весь объём знаний, предусмотренных программой за конкретный период.


Практическая подготовка:

Низкий уровень (1 балл)

- обучающийся овладел менее чем ½ умений и навыков, предусмотренных программой.

Средний уровень (2 балла)

- объём усвоенных умений составляет более ½.

- Высокий уровень (3 балла)

-.Обучающийся овладел всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период.


Развитие коммуникативной компетенции

Умение слушать:

Низкий уровень (1 балл)

- обучающийся не слышит собеседника.

Средний уровень (2 балла)

- обучающийся слышит собеседника, но неадекватно воспринимает информацию.

Высокий уровень (3 балла)

- обучающийся проявляет уважение и терпимость к чужому мнению.


Умение высказывать:

Низкий уровень (1 балл)

- испытывает серьёзные затруднения при формировании своих мыслей.

Средний уровень (2 балла)

-обучающийся высказывает и аргументирует своё мнение с помощью педагога.

Высокий уровень (3 балла)

- обучающийся ясно высказывает и аргументирует свою точку зрения.



Умение вступать во взаимодействие:

Низкий уровень (1 балл)

- обучающийся испытывает серьёзные затруднения в ситуации общения (конфликтен).

Средний уровень (2 балла)

- легко вступает в общение с собеседником, но не учитывает его особенностей (возраст, настроение, интерес к теме разговора и т.д).

Высокий уровень (3 балла)

- обучающийся легко вступает в общение с любым типом собеседника, учитывая его особенности.


Формирование здоровьесберегающей компетенции:

Низкий уровень (1 балл)

- обучающийся не выполняет требований санитарно-гигиенических норм, правил ТБ.

Средний уровень (2 балла)

- обучающийся выполняет требования санитарно-гигиенических норм и правил ТБ, заботится о своём здоровье.

Высокий уровень (3 балла)

- заботится о своем здоровье и стремиться к выполнению норм и правил сохранения здоровья другими.

























Приложение №3


Анкета «Диагностика сформированности экологических отношений

у обучающихся младшего школьного возраста МБОУДО СЮН 1 год обучения

(Моисеева Р.В., Колтунова И.Р. «Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников», Екатеринбург, 1993)


Параметр 1:

Соотнесение уровня экологических знаний и характера поведения в природе

  1. Можно ли оставлять на месте отдыха консервные банки, полиэтиленовые мешки, остатки пищи?

  2. Можно ли обламывать ветки деревьев, стучать по дереву палкой.

3. С чем связано исчезновение раков в реке?


Параметр 2:

Практическая природоохранная деятельность

  1. Что ты делаешь, чтобы помочь зимующим птицам?

  2. Что ты можешь сделать для охраны красивых елей в лесу?

  3. Как ты охраняешь первые весенние цветы – первоцветы?


Параметр 3: Интерес к природе

1. Интересно ли тебе посетить зоопарк?

2. Любишь ли ты читать книги о растениях и животных?

3. Интересно ли тебе наблюдать за явлениями природы?


Параметр 4:

Эмоциональное отношение к природе

  1. Нравиться ли вам бывать на природе?

  2. У твоего друга дома аквариум. Возмутишься ли ты если он не следит за чистотой, мало кормит рыбок.

  3. Жалко ли тебе сорванные цветы?


Параметр 5:

Пропаганда охраны природы

  1. Как бы ты поступил, если бы увидел, что ребята берут в руки выпавшего из гнезда птенца?

  2. Надо ли объяснять людям, что насекомых нужно охранять?

  3. Запретишь ли ты твоим друзьям топтать после дождя дождевых червей?


Параметр 6: Оценочные умения

  1. Чистый ли воздух в нашем городе?

  2. Полезно ли для людей находиться в хвойном лесу?

  3. Чистые ли улицы нашего города?


Обработка результатов:

Параметр 1:

1 балл. Слабое знание, не знает и не соблюдает нормы и правила поведения в природе.

2 балла. Экологические знания удовлетворительные. Поведение в природе не всегда соответствует известным нормам и правилам.

3 балла. Экологические знания хорошие, поведение в природе соответствует известным нормам и правилам.

Параметр 2:

1 балл. Уклонение от практической природоохранной деятельности, несформированность мотивов деятельности.

  1. балла. Эпизодическое участие в природоохранной деятельности, ведущий мотив - утилитарный.

  2. балла. По собственной инициативе или под руководством учителя активно работает в сфере охраны природы, при наличии других мотивов ведущий- гигиенический и эстетический.


Параметр 3

1 балл. Слабый интерес к природе и отсутствие желания ее охранять.

  1. балла. Проявление достаточного интереса к природе, но слабого желания трудиться.

  2. балла. Проявляет большой интерес к природе.


Параметр 4

1 балл. Неумение видеть красоту природы, слабая эмоциональная развитость личности.

2 балла. Незначительная эмоциональность, умение видеть красоту природы, но эмоционально не проявляет отношения к природе.

3 балла. Эмоционально отзывчив, выражает свое отношение к природе.

Параметр 5

  1. балл. Не и пропагандирует идеи охраны природы, считает это не нужным.

  2. балла. Готов заниматься пропагандой охраны природы под руководством учителя.

  3. Самостоятельно пропагандирует идеи об охране природы.


Параметр 6

  1. балл. Не умеет оценивать.

  2. балла. Оценивает по 1-2 показателям, проявляет озабоченность по поводу отрицательных поступков других.

  3. балла. Умеет верно оценивать экологическую ситуацию вокруг.






2