Пояснительная записка
Модифицированная дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Графика» имеет художественную направленность и рассчитана на процесс обучения в ДШИ для детей с 7-16 лет в течение 4 лет.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия, эмоционально-творческого развития и развития личности в целом. Основой художественного воспитания и развития ребенка является изобразительное искусство. Изобразительная деятельность помогает развитию художественно-эстетического вкуса, воспитывает целеустремленность, усидчивость, дает возможность творческой самореализации личности.
«Графика» является специальной дисциплиной, тесно связанной с другими предметами, а именно с рисунком и композицией. Программа дает последовательное представление обо всех средствах графики, принципах работы с разными материалами и в разных техниках, знакомит с разными видами графики. Наряду с традиционными графическими техниками программа знакомит детей с современными художественными направлениями такими как дудлинг (декоративная графика), скетчинг (техника скоростного рисунка), зентангл ( медитативное творчество), леттеринг ( рисование букв). Все это отвечает запросам большинства детей и представляет еще большую возможность творческой самореализации, развития нестандартного мышления, снятия напряжения посредством арт-терапевтических техник графики и повышает интерес к предмету.
Отличительными особенностями данной программы является использование традиционных классических изобразительных техник (книжная и плакатная графика) с современными и нетрадиционными арт-терапевтическими техниками (дудлинг, зентангл, зенарт), что способствует формированию свободной творческой личности без лишнего давления на ее творческий потенциал.
Цель программы Целью программы является развитие творческого потенциала обучающихся посредством обучения традиционным и современным графическим художественным стилям и направлениям.
Задачи программы
Обучающие:
• Познакомить детей с основными понятиями и средствами графики.
• Обучить техническим приемам графического искусства.
• Познакомить детей с разными видами графики и ее выразительными средствами (линия, точка, штрих, пятно, форма, объем, композиция).
Научить «творить по законам красоты».
Обучить выполнять изображения растений, животных, людей, предметов в соответствии с поставленными задачами.
Обучить навыкам последовательного ведения графической работы.
Сформировать умение оценивать созданные изображения.
Развивающие:
• Развивать фантазию и воображение и возможности выражения их через художественные образы.
• Пробуждать чувство веры в свои творческие способности, индивидуальность и неповторимость.
• Развивать эстетическое восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
• Создавать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к графическим видам искусства.
• Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество и творческий подход к выполнению работы.
• Воспитывать свободную творческую и созидающую личность, способную к социальному и профессиональному самоопределению.
• Совершенствовать трудовые навыки, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Программа «Графика» рассчитана на 4 года обучения. Уровень сложности программы - базовый. Уровень учебного материала программы «Графика» - углубленный. Для успешного освоения программы численность детей в группе должна составлять не более 10 человек. Группа формируется из детей в возрасте 7-16 лет. Программа рассчитана на 144 часа. Занятия проводятся с каждой группой по 1 часу 1 раз в неделю.
Занятия в группе строятся по смешанному типу - небольшая лекция и практическая работа. Все обучение ведется под контролем и руководством преподавателя и с учётом особенностей возраста и личности учащихся.
Полученные знания оцениваются преподавательским составом школы в процессе просмотров (1 и 2 классы каждую четверть, 3 и 4 классы каждое полугодие).
Итогом обучения может быть выполнение дипломной работы по данному предмету, а также участие в различных выставках и конкурсах.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
N п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля |
Всего | Теория | Практика |
1. | Введение. Основные понятия и средства графики | 22 | 4 | 18 | Входной контроль |
2. | Виды графики | 17 | 5 | 12 | Текущий контроль |
3. | Геральдика. Гербы. Эмблема | 3 | 1 | 2 | Текущий контроль |
4. | Работа кистью, пером и тушью | 24 | 4 | 20 | Текущий контроль |
5. | Графические композиции | 45 | 7 | 38 | Текущий контроль |
6. | Мягкие графические материалы | 15 | 2 | 13 | Текущий контроль |
7. | Дипломный творческий проект | 18 | - | 18 | Аттестация |
| Всего: | 144 | 23 | 121 | |
СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Раздел 1. Введение. Основные понятия и средства графики
Теория: Знакомство с графическими материалами, основными понятиями и средствами графики: линии, пятна, штриха и точки. Постановка руки, упражнения на приобретение навыков работы новыми материалами.
Входной контроль.
Техника безопасности при работе с режущими инструментами.
Практика: Тест «Рисую, как умею» (входной контроль). Выполнение упражнений на освоение основных средств графики и их применение в творческих композициях.
Раздел 2. Виды графики
Теория: Изучение традиционных методов печатной книжной и плакатной графики, приобретение навыков создания монотипии, плаката, афиши и возможности их использования в творческом процессе. Знакомство с современными видами графики (дудлинг, зентангл, леттеринг, скетчинг)
Практика: Тест – опрос «Узнай вид графики». Создание графических композиций в традиционных и современных стилях.
Раздел 3. Геральдика. Гербы. Эмблема
Теория: Знакомство с понятием и основными символами геральдики. Изучение и рисование гербов.
Практика: Самостоятельная работа с выбором средства графического исполнения (например, эмблема или герб своей школы или работа на выставочную тематику) .
Раздел 4. Работа кистью, пером и тушью
Теория: Познакомить учащихся с основными способами и приемами работы кистью, пером и тушью. Объяснить технические способы передачи штрихом основных элементов изображения. Выработать навык моделирования формы посредством штриха.
Практика: выполнение композиций и упражнений на закрепление навыков работы кистью, пером и тушью.
Раздел 5. Графические композиции
Теория: Знакомство с понятием композиции (составление, соединение и сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей).
Практика: Рисование композиций основанных на правилах композиционного построения, умения находить центр композиции, распределение больших и малых форм в разных графических стилях (печатная графика, дудлинг, зентангл, граттаж, скетчинг) разными графическими материалами (тушь, карандаш, маркер, пастель, уголь, соус, сангина).
Раздел 6. Мягкие графические материалы
Теория: Знакомство с мягкими графическими материалами (соус, сангина, уголь, мел, пастель), принципами и особенностями работы ими над композициями.
Практика: Рисование композиций с применением новых материалов, учитывая особенности работы мягкими материалами.
Раздел 7. Дипломный творческий проект
Практика: самостоятельная постановка целей работы, возможных вариантов ее решения, поиск выразительности художественного образа. Возможные варианты – серия иллюстраций, декоративное панно, серия плакатов и другие. Самостоятельное выполнение работы на выбранную тематику в
любой технике . Сбор материала. Работа над эскизом, изделием. Защита проекта.
Планируемые результаты
Предметные образовательные результаты:
Теоретическая подготовка
В конце курса обучающиеся будут знать:
1. Основные понятия и средства графики.
2. Принципы построения светотени и моделировки формы предмета
тоном.
3. Способы передачи материальности и плановости.
4. Технические приемы рисунка карандашом, пером, сангиной, углем, пастелью,
5. Законы линейной и воздушной перспективы.
6. Порядок и методы работы над натюрмортом, наброском.
Предметно-практическая подготовка
В конце курса обучающиеся будут уметь:
Владеть навыком выполнения графических работ в традиционных и современных стилях графики;
2. Грамотно компоновать натюрморт, пейзаж в листе;
3. Выполнять работу поэтапно – от сбора материала и эскиза до завершения работы;
4. Тонально моделировать объемы предметов натюрморта, подчиняя их пространственным отношениям и планам;
5. Уметь завершать работу, добиваясь богатства и цельности формы.
6. Уметь пластически верно изображать человека.
Метапредметные результаты:
Познавательные
В конце курса обучающиеся будут уметь:
- находить в своей работе достоинства и недостатки;
- подбирать и анализировать специальную литературу;
- правильно пользоваться компьютером;
- осуществлять учебно-исследовательскую работу.
Коммуникативные
В конце курса обучающиеся будут уметь:
- слушать, воспринимать информацию;
- эффективно общаться и сотрудничать с другими людьми;
- вести полемику и участвовать в дискуссии.
Регулятивные
В конце курса обучающиеся будут уметь:
- ставить цели;
- планировать свою деятельность;
- организовать свое рабочее место;
- соблюдать в процессе деятельности правила безопасности;
- оценивать свою работу
Личностные результаты:
В конце курса обучающиеся разовьют:
- внимание, память, образное мышление, пространственное воображение;
- глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- способность анализировать, изображать, видеть, представлять, оценивать;
- терпение и стремление к самосовершенству;
- целеустремленность, ответственность, трудолюбие;
- навыки работы в коллективе.
Способы отслеживания и контроля результатов.
Подведение итогов по окончании работы.
Проведение итоговых занятий по разделам в различных формах (проекты, конкурсы).
3.Организация выставок (итоговых, по темам)
Входной контроль (сентябрь - октябрь): тест «Рисую, как умею». Результаты будут заноситься в таблицу «Диагностика изобразительной деятельности 1».
Диагностика изобразительной деятельности 1
№ | Фамилия, имя обучаю щегося | Знания | Самоорганизация | Умения и навыки | Способность к творчеству | итог |
материалов мате- риа лов | терминов терминов |
Передача формы | Передача пропорций | Построение композиции |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Текущий контроль (октябрь- апрель): выполнение обучающимися заданий и занесение их результатов в таблицу «Диагностика текущих результатов изобразительной деятельности 2».
Диагностика текущих результатов изобразительной деятельности 2
№ | ФИО обучающихся | Оцениваемые параметры |
Предметные результаты | Метапредметные результаты | |
Основные понятия и средства графики | Технические графические приемы | Законы линейной и воздушной перспективы | Порядок и методы работы над натюрмортом , пейзажем, композицией | Компоновать натюрморт в листе | Тонально моделировать объемы предметов штриховкой | Грамотно и последовательно вести работу над натюрмортом , пейзажем | Умение пользоваться компьютерными источниками информации | Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу | Стремление к совершенству и законченности в работе | Умение анализировать, изображать, видеть | итог |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
Промежуточная аттестация (декабрь - январь)
Итоговая аттестация (апрель - май)
Записи в журнале.
Условия реализации программы
Ресурсные условия:
Для занятий необходимо иметь:
- бумагу (ватман разных форматов для мягких материалов и красок),
- бумагу для эскизов и графических работ;
- карандаши различной мягкости;
- мягкие материалы (уголь, сангина, соус);
- наборы маркеров / линеров различной толщины (черные);
- перья и тушь, кисти, гелевые ручки.
- гуашь и акварель.
- кальку.
Условия реализации программы следующие:
- занятия должны проходить в специальных классах, соответствующих необходимым требованиям;
-продолжительность занятий и перерывов должна соответствовать нормам СанПиНа;
-классы должны быть оборудованы раковиной с водой, мольбертами или столами, стульями;
-в школе должен быть фонд работ и библиотека с образцами творчества различных художников – графиков
Методические условия:
Принципы
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
• « от простого к сложному » (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Методы педагогической работы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.
3. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах;
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и другие.
Формы работы:
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
Формы объединения обучающихся для работы на занятиях:
индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).
Литература
Список литературы педагога
Бесчастнов. Н. П. «Графика натюрморта». М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
Бесчастнов. Н. П. «Графика натюрморта». М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.
Ломоносова М.Т. «Графика и живопись». М.: Астрель, 2006.
Харрисон Х. «Пейзажи. Энциклопедия». Издательство «АРТ-РОДНИК», 2009
«Каталог заслуженного художника России Валерия Ляшенко». Смоленск. Типография им. Смирнова, 2012
Вулф Р. «Тон, оттенки, контраст». Серия «Гениальные штрихи». Минск: Попурри, 2016
Виноградова А. С., Климов Г.Е. «Графика русских художников от А до Я», М.: Издательство СЛОВО/SLOVO , 2002
Молцмен С. «Пейзаж. Техника рисования». Минск: Попурри, 2011
Боджсон Б. «Основы техники рисования цветным карандашом», Минск: Попурри, 2003
Список литературы для детей
1. Грин Г., «Карандаш и фломастер», М.: АСТ: Астрель, 2009
2. Печенежский А.Н. «Рисуем пейзаж». Белгород, издательство
«Клуб семейного досуга», 2012
3. Берджин М., «Школа рисования. Перспектива», СПб.: Питер, 2018
4. Шадт. С., «Зендудл, Рисование для релаксации, медитации и вдохновения», СПб.: Питер, 2015
5. .Яськов В. «SKETCHBOOK/Визуальный экспресс-курс рисования», Харьков: издательство « Око", 2015
Приложения:
План работы с родителями
№ п/п | Время проведения | Мероприятие | Место проведения |
1 | сентябрь | Организационное собрание | ДШИ № 6 |
2 | ноябрь - февраль | Выставки творческих работ детей к праздникам : Международный женский день, День защитника отечества, День матери | ДК «Гнездово» |
3 | По мере необходимости | Индивидуальные беседы с родителями | ДШИ № 6 |
4 | В течение года | Совместные посещения выставок детского творчества | По плану |
5 | В течение года | Помощь родителей в работе школы | ДШИ № 6 |
План работы с социумом
№ п/п | Время проведения | Мероприятие | Место проведения |
1 | октябрь | Выставка творческих работ учащихся | Смоленская областная детская и юношеская библиотека им. И. С. Соколова-Микитова |
2 | ноябрь | Выставка творческих работ учащихся | ДК «Гнездово» |
3 | декабрь | Отчетная выставка творческих работ учащихся за первое полугодие | ДК «Гнездово» |
4 | февраль | Выставка творческих работ учащихся | ДК «Гнездово» |
5 | декабрь, апрель. | Выставка творческих работ детей и подростков, мастер-классы | Смоленская областная универсальная библиотека им. А.Т. Твардовского |
6. | май | Отчетная выставка творческих работ учащихся за второе полугодие | ДК «Гнездово» |
План воспитательной работы
№ п/п | Время проведения | Мероприятие | Место проведения |
1 | в течение года | Беседы с детьми о правилах поведения | ДШИ № 6 |
2 | в течение года | Участие в организации и проведении выставок | ДШИ № 6 |
3 | в течение года | Экскурсии и посещение городских музеев и выставок | |
4 | в течение года | Участие в украшении школы к праздникам | ДШИ № 6 |
5 | в течение года | Ведение альбома лучших работ обучающихся в объединении | ДШИ № 6 |
6 | в течение года | Выставка творческих работ учащихся | Библиотеки города, художественная школа имени М. К. Тенишевой |
План работы по здоровьесбережению
№ п/п | Время проведения | Мероприятие | Место проведения |
1 | В течение года | Беседы с детьми о культурно-гигиенических навыках, о режиме дня, о здоровом питании, о значении подвижного образа жизни | ДШИ № 6 |
2 | В течение года | Проведение инструктажей по ТБ на занятиях | ДШИ № 6 |
3 | В течение года | Регулярное проветривание и уборка помещения, зарядка для глаз, физкультминутки | ДШИ № 6 |
4. | В течение года | Создание благоприятного психологического климата на занятиях, использование методов артпедагогики (дудлинг, зентангл) | ДШИ № 6 |
16