Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Кирсановская детская школа искусств»
Принято Педагогическим советом Протокол № 12 от 30.08.2018г. | Утверждено директор МБОУ ДО «Кирсановская детская школа искусств» _____________________ Н.М. Король Приказ от «30 » августа 2018 г. № 25/а |
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ТАНЕЦ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
«ОСНОВЫ ХОРЕОГРАФИИ»
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 2 ГОДА
УРОВЕНЬ БАЗОВЫЙ
ВОЗРАСТ ПОСТУПЕЛНИЯ ОТ 4,5 ДО 6 ЛЕТ
Составители: Третьяк Ю. В.,
зав. хореографическим отделением,
преподаватель
Помогова Н. Н.,
преподаватель
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по годам обучения;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
VI. Список рекомендуемой методической литературы
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Учебный предмет «Танец» направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся.
Хореография является необходимым компонентом для творческого развития ребенка во всех областях его деятельности, для выявления его способностей, индивидуальности. Овладение элементами хореографического искусства даёт большой эмоциональный заряд. Повышается уверенность в себе, коммуникативная активность, доброжелательность, внимание к другим.
Хореография, как сценическое искусство, имеет свою специфику и, соответственно, свою систему воспитания, обучения. В танце через своеобразную и сложную технику этого искусства раскрывается внутренний мир человека, его поступки, отражается национальная, стилевая и историческая принадлежность.
Танец является одним из самых любимых детьми видов искусства. Непосредственное приобщение к искусству танца дает им настоящее творческое удовлетворение, незаметно для ребенка глубоко воздействует на его взгляды, способствует появлению в его характере новых положительных черт.
2. Срок реализации учебного предмета
Срок реализации данной программы составляет 2 года. Для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные образовательные программы в области хореографического искусства. Возраст детей, рекомендуемый для начала занятий, от 4,5-6 лет.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом школы на реализацию предмета «Танец».
Таблица 1
Срок обучения 2 года
Классы/количество часов | 1-2 классы |
Количество часов (общее на 2 года) |
Максимальная нагрузка (в часах) | 66 |
Количество часов на аудиторную нагрузку | 66 |
Общее количество часов на аудиторные занятия | 99 |
Количество часов внеаудиторную (самостоятельную) нагрузку | 99 |
Классы | 1 | 2 |
Недельная аудиторная нагрузка | 1 | 1 |
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Занятия по предмету «Ритмическая и партерная гимнастика» проводятся в форме групповых занятий (от 8-12 человек) 1 раз в неделю. Рекомендуемая продолжительность урока – 30 минут.
5. Цель и задачи учебного предмета
Цель: приобщение обучающихся к хореографическому искусству, овладение его основами, формирование мотивов познания, а также выявление наиболее одаренных детей в области хореографического исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения.
Задачи:
обучение необходимым теоретическим и практическим знаниям, умениям, навыкам;
развитие интереса к занятиям;
развитие музыкальности, умения согласовывать движения с музыкальным ритмом и темпом;
расширение кругозора в области танцевального и музыкального искусства;
воспитание культуры поведения, умения следить за своим костюмом, прической;
формирование чувства коллективизма, творческой активности;
развитие чувства ответственности, дисциплины, самостоятельности;
формирование потребности в саморазвитии, самопознании.
6. Обоснование структуры учебного предмета
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ);
- наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития учащегося);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);
- игровой (учебный материал в игровой форме);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы при изучении учебного предмета «Танец» являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Минимально необходимый для реализации программы «Ритмическая и партерная гимнастика» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
балетные залы площадью не менее 40 кв.м (на 12-14 обучающихся), имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки (палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трех стен, зеркала размером 7м х 2м на одной стене;
наличие музыкального инструмента (рояля/фортепиано) в балетном классе;
помещения для работы со специализированными материалами (фонотекой, видеотекой);
костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;
раздевалки для обучающихся и преподавателей.
В образовательном учреждении созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов, содержания, обслуживания и ремонта балетных залов, костюмерной.
II. Содержание учебного предмета
«Танец»
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Танец», на максимальную нагрузку обучающихся на аудиторных занятиях:
Таблица 2
Срок реализации образовательной программы 2 года
| Распределение по годам обучения | |
Классы | 1 | 2 |
Продолжительность учебных занятий в году (в неделях) | 33 | 33 |
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) | 1 | 1 |
Общее максимальное количество часов по годам (аудиторные занятия) | 33 | 33 |
Общее максимальное количество часов на весь период обучения (аудиторные занятия) | | 66 |
|
Количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия (в неделю) | 1 | 1 |
Общее максимальное количество часов по годам на внеаудиторные (самостоятельные) занятия | 33 | 33 |
Общее максимальное количество часов на весь период обучения внеаудиторные (самостоятельные) занятия | 66 |
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
Требования по годам обучения
Первый год обучения (1-й класс)
1.Упражнения на развитие отдельных групп мышц
и подвижности суставов
Упражнения для развития шеи и плечевого пояса:
повороты головы в положении «направо», «прямо», «налево»;
наклоны и подъёмы головы в положениях «прямо», «направо», «налево»;
Упражнения для развития плечевого сустава и рук:
разведение рук в стороны;
подъёмы рук вперёд на высоту 90°;
отведение рук назад;
подъёмы рук вверх и опускания вниз через стороны;
подъёмы рук вверх–вперёд и опускания вниз–вперёд;
сгибание рук в локтях в направлении: вверх–в стороны и вниз–в стороны;
сгибание рук в локтях в направлении: вверх–вперёд и вниз–вперёд;
Упражнения на развитие силы мышц и подвижности суставов ног:
отведение ноги в сторону на носок с полуприседанием;
отведение ноги вперёд на носок с полуприседанием;
отведение ноги вперёд на каблук с полуприседанием;
отведение ноги в сторону с чередованием: позиция – носок – каблук – носок – позиция с полуприседанием;
отведение ноги вперёд с чередованием: позиция – носок – каблук – носок – позиция с полуприседанием;
подъёмы согнутой в колене ноги в сторону;
отведение ноги назад на носок с полуприседанием;
прыжки на одной ноге (не более 4-х раз);
прыжки на двух ногах с переменой позиций (напр. чередование VI и II позиций).
2. Танцевальные движения
Исходное положение для всех вариантов (если не оговаривается дополнительно): ноги в основной стойке, руки в любой позиции.
1.«Качель маленькая» — дети стоят, взявшись за руки и слегка качая ими из стороны в сторону.
2.«Качель большая» — то же, только сильно раскачивают руками из стороны в сторону.
3.«Пружинка» — стоя на месте, легко, часто, непрерывно приседают. Колени при этом слегка разводятся в стороны. Спина — прямая. Это движение выполняют из 6-й позиции ног (на «узкой дорожке»). В этом случае колени ног не разводятся.
4.Притоп — стоя на левой ноге, ритмично притопывают правой, чуть пружиня обеими.
5.Приседание — техника та же, только на «раз»— приседают, на «два» — возвращают в исходное положение. Амплитуда зависит от возраста детей.
При этом пятки ног отрываются от пола, а колени разводятся в стороны, спина прямая, крепкая.
3.Ориентационно-пространственные упражнения
Изучение одноплановых рисунков и фигур:
линейных (плоскостных) - шеренга горизонтальная; колонна горизонтальная;
объёмных - круг; «цепочка»;
Изучение приёмов перестроения из одноплановых рисунков и фигур в одноплановые:
из линейных в линейные:
из шеренги горизонтальной в шеренгу горизонтальная;
из колонны горизонтальная в шеренгу горизонтальную.
из объемных в объёмные:
из объёмных в линейные и наоборот:
из круга в горизонтальную шеренгу;
из круга в горизонтальную колонну;
из горизонтальной шеренги в круг;
из колонны горизонтальной в «цепочку»;
4. Музыкально-ритмические игры (по выбору преподавателя)
1) «Музыкальная шкатулка»
Описание: дети стоят спиной в круг, в центре круга – один из детей, у которого в руках музыкальный инструмент. По указанию преподавателя он начинает играть на инструменте, а остальные дети слушают его. Затем определяют, что за инструмент прозвучал. Кто угадал, становится в круг, и преподаватель дает ему новый инструмент и игра продолжается заново.
2) «Самолетики – вертолетики»
Описание: дети делятся на две команды с одноименными игре названиями. Каждой команде определяется свой музыкальный фрагмент, и когда музыка той или иной команды звучит, то они начинают хаотично двигаться по залу и по окончании должны вернуться на исходное место и выполнить задания преподавателя. Например, прыжки на месте, полуприседания, исполнить хлопки или притопы. Если звучит музыка другой команды, то команда, чья музыка не звучит, стоит на месте («на аэродроме»).
Второй год обучения (2-й класс)
1.Упражнения на развитие отдельных групп мышц
и подвижности суставов
1.Упражнения для развития шеи и плечевого пояса в ускоренных (по сравнению с первый годом обучения) музыкальных раскладках:
круговые движения головой по кругу и целому кругу;
поднимание и опускание плеч;
поочередное поднимание и опускание плеч.
2.Упражнения для развития плечевого сустава и рук в ускоренных раскладках:
сгибания кистей в подготовительном положении: в стороны, вперёд, назад;
сгибание кистей с руками, раскрытыми в стороны: вверх–в стороны–вниз, вперёд–в стороны–назад;
сгибание кистей с руками, поднятыми вверх: в стороны–вверх–в стороны, вперёд–вверх–назад;
вращение кистями (наружу, внутрь) в подготовительном положении;
вращения кистями во II позиции;
вращения кистями с руками, поднятыми вверх.
3.Упражнения на развитие поясничного пояса:
перегибы корпуса назад;
повороты корпуса вокруг вертикальной оси;
круговые движения корпуса.
Упражнения на развитие силы мышц и подвижности суставов ног:
отведение ноги назад с чередованием: позиция – носок ноги в сторону на каблук – каблук – позиция;
отведение ноги назад с чередованием: позиция – носок – каблук, позиция с полуприседанием;
отведение ноги назад с чередованием: позиция – носок – выпад – носок – позиция;
отведение ноги назад с чередованием: – позиция – носок – выпад – носок – позиция с полуприседанием;
перескоки с ноги на ногу с отведением работающей ноги в сторону на носок;
перескоки с ноги на ногу с отведением работающей подъёмы на полупальцы опорной ноги с одновременным подведением натянутой стопы согнутой в колене работающей ноги к колену опорной;
поочередные подскоки с подведением натянутой стопы согнутой в колене работающей ноги к колену толчковой;
бег с подъёмом согнутых в коленях ног вперёд.
2.Танцевальные движения
Исходное положение для всех вариантов (если не оговаривается дополнительно): ноги в основной стойке, руки в любой позиции.
1.«Три притопа» (исходное положение— «узкая дорожка»).— на месте шаг правой ногой, затем левой и снова правой, чуть притопнув. Повторяется с левой ноги. Движение выполняется ритмично.
2.Полуприседание — выполняется в сочетании с «точкой» — каблуком или носком правой (левой) ноги на расстоянии небольшого шага вперед.
3.Полуприседание с поворотом корпуса — делают полуприседание, поворачивая корпус вправо (влево) на 90°. Разворачивая корпус прямо, принимают исходное положение.
4.«Елочка» — исходное положение: ноги — «узкая дорожка», руки— «полочка», «поясок» и др. На «раз» — повертывают ступни ног (отрывая носки от пола) вправо под углом 45°. На «два» — то же, пятки. Движение выполняется как на прямых ногах, так и на «пружинке». Спина прямая.
5.«Большая гармошка» — ноги вместе. На «раз» — разводят носки в стороны, на «два» — пятки, на «три» — снова разводят носки и на «четыре» — пятки. Затем возвращаются исходное положение, в таком же порядке.
6.«Топотушки» — исходное положение — ноги вместе, чуть присев, руки сжаты в кулачки на поясе (подбоченившись). Часто поочередно топают ногами на месте.
Все на «пружинке».
Поворот вокруг себя (кружение) — стоя лицом к зрителям, начинают движение вправо. Легко на носочках повертываются на месте вокруг себя и останавливаются в исходном положении.
1.«Расческа» — дети стоят в шахматном порядке. На расстоянии друг от друга лицом в одном направлении.
1-й вариант:вначале вторая шеренга проходит вперед сквозь первую, останавливаясь чуть впереди. Затем первая (оказавшись позади) проходит вперед сквозь вторую, останавливаясь чуть впереди, и т. д.
2-й вариант:первая шеренга идет назад, одновременно вторая — движется вперед. Обходя друг друга — шеренги меняются местами.
3.Ориентационно – пространственные упражнения
Изучение многоплановых рисунков и фигур:
2 шеренги («в затылок», «в шахматном порядке»);
2 круга;
«круг в круге»;
2 «цепочки.
Изучение приёмов перестроения из одноплановых рисунков и фигур в многоплановые:
из шеренги в 2 шеренги;
из шеренги в 2 колонны;
из колонны в 2 шеренги»;
из колонны в 2 колонны;
из шеренги в 2 круга;
из колонны в 2 круга;
из шеренги в 2-е «цепочки»;
из колонны в 2-е «цепочки» и т.д.
Изучение приёмов перестроения из многоплановых рисунков и фигур в одноплановые – выполнение заданий раздела IV в обратном порядке.
Изучение приёмов построения из многоплановых рисунков и фигур в многоплановые рисунки:
из 2 шеренг в 2 горизонтальные колонны;
из 2 шеренг в 2 вертикальные колонны;
из 2 шеренг в 2 диагональные колонны.
из 2-х кругов в 2-е «плетня»;
из 2-х «плетней» в 2-а круга и т.д.
из 2-х колонн горизонтальных в 2-а круга;
из 2-х шеренг горизонтальных в 2-а круга и т.д.
из 2-х «плетней» в 2-е горизонтальных колонны;
из 2-х кругов в 2-е горизонтальных шеренги и т.д.
Изучение шагов на полупальцах с руками, находящимися во II позиции.
4. Музыкально-ритмические игры (по выбору преподавателя)
1) «Мыши и мышеловка»
Описание: дети становятся в один общий круг, держась за руки. Далее по команде преподавателя они производят расчет на «первый», «второй» (это делается затем, чтобы дети и преподаватель могли определить, кто будет являться «мышками», а кто – «мышеловкой»). Далее все участники, являющиеся «первыми», делают шаг в круг и смыкают его, взяв друг друга за руки, образовывая замкнутую «мышеловку». А «вторые», т.е. «мышки» становятся за пределы «мышеловки».
Начинается игра. Звучит музыка. На вступление «мыши» еще не двигаются и только потом, когда зазвучала основная мелодия «мыши» пробегают посередине «мышеловки» и проскакивают в воротца, которые образуют игроки «мышеловки», подняв сцепленные руки вверх. Как только музыка обрывается, игроки «мышеловки» опускают руки и закрывают «мышеловку». Оставшиеся «мышки» внутри, считаются пойманными. Они становятся в общий круг, присоединятся к «мышеловке». Игра продолжается. Можно провести игру 3-4 раза. А затем поменять игроков местами. «Вторые» становятся «мышеловкой», а «первые» - мышками.
2) «Белоснежка и семь гномов»
Описание: сюжет игры, основанный на сказке может звучать примерно так: «Ранним утром гномики собираются на работу, они берут с собой молоточки и строятся друг за другом. Они весело идут по лесу, держа молоточки на плече. Но вот, лес становится все гуще и гуще, ветки деревьев сплетаются совсем низко над землей, гномикам приходится присесть (дети идут «ползунцом»). Наконец то закончился темный лес, гномики весело идут по полю, собирая цветы, а вот уже видна и пещера, где работают гномы. В пещере гномы устраиваются на полу, стучат своими молоточками и находят блестящие разноцветные камешки. Они рассматривают их, очищают от пыли – дуют на камешки, радуются. Но вот, работа закончена и гномы собираются в обратный путь, камешки прячут в пещере, кладут молоточки на плечо и весело шагают домой. Вдруг начинается страшный ливень и чтобы уберечься от него гномы бегут к лесу (бег). Лес такой густой, что ни одна капелька дождя не проникает сквозь его листву, но что это, домик злой колдуньи, гномики тихонько, на носочках, проходят мимо, чтобы случайно не разбудить ее».
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Танец», и предполагает формирование комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:
- владение первоначальными навыками постановки корпуса, ног, рук, головы;
- умение согласовывать движения со строением музыкального произведения;
- навыки сочетания музыкально-ритмических упражнений с танцевальными движениями;
- умение исполнять простые танцевальные этюды и танцы;
- умение ориентироваться на сценической площадке;
- владение различными танцевальными движениями, упражнениями на развитие физических данных;
- умение самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ;
- навыки перестраивания из одной фигуры в другую;
- навыки комбинирования движений.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации программы «Танец» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Таблица 3
График промежуточной и итоговой аттестации
Вид аттестации | График промежуточной/итоговой аттестации |
Классы |
1 | 2 |
Вид промежуточной/ итоговой аттестации | Контрольный урок | Контрольный урок |
Успеваемость обучающихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т.д.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков.
Контрольные уроки могут проходить в виде просмотров концертных номеров. Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Итоговая аттестация проводится в форме контрольного урока.
По итогам контрольного урока выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя средства и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на контрольном уроке выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 4
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») | технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения; |
4 («хорошо») | отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном); |
3 («удовлетворительно») | исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, незнание методики исполнения изученных движений и т.д.; |
2 («неудовлетворительно») | комплекс недостатков, являющийся следствием нерегулярных занятий, невыполнение программы учебного предмета; |
«зачет» (без отметки) | отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. |
Данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление обучающегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных учениками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся класса к продолжению обучения в детских школах искусств.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
оценка годовой работы ученика;
другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному с учетом индивидуальных особенностей ученика: интеллектуальных, физических, музыкальных данных, уровня его подготовки.
Особенно важен начальный этап обучения, когда закладываются основы хореографических навыков – правильная постановка корпуса, ног, рук, головы; развитие выворотности и натянутости ног, гибкости корпуса, укрепления физической выносливости; освоение позиций рук, элементарных навыков координации движений; развития музыкальности, умения связывать движения с ритмом и темпом музыки.
С первых уроков ученикам полезно рассказывать об истории возникновения хореографического искусства, о балетмейстерах, композиторах, выдающихся педагогах и исполнителях, наглядно демонстрировать качественный показ того или иного движения, использовать ряд методических материалов (книги, картины, гравюры видео материал).
Особое место в работе занимает развитие танцевальности, которой отведено особое место в хореографии и методической литературе всех эпох и стилей. Поэтому необходимо развивать умение слышать музыку и развивать творческое воображение у учащихся. Значительную роль в этом процессе играет музыкальное сопровождение во время занятий.
Работа над качеством исполняемого движения в танце, над его выразительностью, точным исполнением ритмического рисунка, техникой, - важнейшими средствами хореографической выразительности - должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания преподавателя.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие танцевально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, продуман план каждого урока.
В начале полугодия преподаватель составляет для учащихся календарно-тематический план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы данного класса. При составлении календарно-тематического плана следует учитывать индивидуально - личностные особенности и степень подготовки обучающихся. В календарно-тематический план необходимо включать те движения, которые доступны по степени технической и образной сложности. Календарно-тематические планы вновь поступивших обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки учеников.
VI. Список методической литературы
Барышникова Т. Азбука хореографии. (Внимание: дети). - М.: Ральф, 2000.
Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. - Л..: Искусство, 1983.
Бекина С. и др. Музыка и движение - М.: Просвещение, 1984.
Васильева Т. Балетная осанка. Методическое пособие. - М.: Высшая школа изящных искусств.
Зацепина К., Климов А. и др. Народно-сценический танец. Учебно-методическое пособие. - М.: Искусство, 1976.
Пинаева Е. Новые детские диско-танцы. Учебно-методическое пособие. - М : ПБОЮЛ Монастырская М.В., 2003.
Пинаева Е. Образные танцы для детей Учебно-методическое пособие. - Пермь: ОЦХТУ «Росток», 2005.
Пинаева Е. Польки, вальсы, марши для детей. Учебно-методическое пособие. - Пермь: ОЦХТУ «Росток», 2005.
Пинаева Е. Танцы современных ритмов для детей. Учебно-методическое пособие. - Пермь: ОЦХТУ «Росток», 2005.
Пинаева Е. Массовые композиции для детей. Учебно-методическое пособие. - Пермь: ОЦХТУ «Росток», 2005.
Пуртова Т. В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие –M.: Владос, 2001. – 256 с.
Федорова Г.П. Танцы для детей. - СПб.: Детство-пресс, 2000. – 40 с.