Дополнительное образование детей: актуальные проблемы и пути решения.
Сегодня диплом об образовании не дает гарантий и представлений о характере тех требований, которые будут предъявлены молодым людям в профессиональной жизни, если он не дополнен талантом творческого мышления и общения.
Единственной предпосылкой успешной жизнедеятельности в таких условиях является комплекс самообразовательных возможностей, основы которого как раз и закладываются в системе дополнительном образования, как обучение и воспитание в сотрудничестве, разноуровневое и разновозрастное обучение; проектная деятельность, учебные телекоммуникационные проекты, дистанционное образование и все остальное многообразие, постоянно рождающееся в повседневной практике.
Сегодня я очень кратко остановлюсь на некоторых проблемах дополнительного образования и возможных путях их решения:
Кадровые.
В педагогических коллективах учреждений дополнительного образовании, не секрет, высокий процент людей предпенсионного и пенсионного возраста, что в определенной мере, затрудняло переход на новый уровень обучения и воспитания. В феврале 2013 года у педагогического коллектива произошло повышение заработной платы, что способствовало привлечению молодых специалистов со знанием ИКТ и более узких специализаций, но к сожалению, не имеющих опыта работы, соответственно встает вопрос о курсах повышения квалификации. Система подготовки ПДО нуждается в модернизации: требуется обновление учебных программ с учетом направления деятельности и специализации, индивидуальной работы с одаренными детьми, включением практической направленности и научно-методических изысканий.
Финансовые.
Если рассматривать общее финансирование дополнительного образования, то оно в основном финансируется только защищенной статьям (заработная плата и коммунальные услуги). Отсутствует финансирование на текущий ремонт и на улучшение материальной базы учреждений (компьютеры, проекторы, высоко частотная аппаратура для работы), не выделяются даже деньги на подключение сети Интернет.
Остается один выход, работа в этом направлении с родительской общественностью в рамках различных советов. Родители готовы вкладывать в своего ребенка: пошив костюмов, поездки на конкурсы и фестивали различных уровней, но на развитие материальной базы учреждения у родительской общественности нет возможности и желания, поэтому здесь надежда только на государство.
Необходимо сегодня говорить и о нормативах оплаты труда педагогов дополнительного образования. Если деньги пойдут за ребенком, тогда финансирование на одного ребенка будет возможно только на один кружок, одну секцию или студию. Тем самым будет ущемляться право ребенка на всестороннее развитие, а также выявление его склонностей и одаренности.
Сейчас после демографического спада в стране происходит увеличение количества обучающихся в системе дополнительного образования детей, соответственно очень остро встает вопрос о нехватке площадей для проведения занятий, ряд помещений дополнительного образования находятся в цокольных этажах с малой площадью и не всегда отвечают нормам СанПина и Пожнадзора, требованиям предъявляемым к профилю деятельности.
Следовательно стоит новая задача: расширение сети дополнительного образования с обеспечением соответствующих условий. И как результат - выход на другой уровень развития.
Образовательные.
Отсутствие учебной литературы затрудняет работу ПДО, которому самому приходится ориентироваться среди новых изданий, так как во многих из них отсутствуют грамотные методические разъяснения.
Отсутствие единых образовательных стандартов не способствует улучшению ситуации в дополнительном образовании, по сути, оно ориентируется на реальный социальный заказ общества, это замечательно, но утверждение стандартов необходимо производить с учетом профессионального педагогического сообщества посредством создания городских методических центров, а также создание стажировочных площадок.
Считаю, что необходимо обратить внимание на расширение спектра образовательных программ, вводить программы по технической направленности, что будет способствовать привлечению мальчиков в учреждения дополнительного образования, выполнение, а перспективу потребности в секторе экономики города, республики, внедрение программ по дистанционному обучению.
Важнейшей задачей в сфере дополнительного образования можно поставить и работу с одарёнными детьми, в этом направлении необходим пересмотр уже имеющихся подходов и стандартов.
4. Здоровье обучающихся. Многие проблемы со здоровьем учащихся, несомненно, связаны с выполнением учебного плана в школах. Но дело не столько в перегрузке, сколько в самой организации учебного процесса, школы переполнены, работают в 2-3 смены. Сказывается отсутствие мест для отдыха, однообразная деятельность в классно-урочной форме, дети мало двигаются, поэтому большая нагрузка на позвоночник, помимо этого есть причины психосоматического характера, переутомление. Система дополнительного образования может стать для учащихся школ рекреацией и релаксацией всего учебного процесса, восстановлением утраченных сил, смена деятельности и обстановки, поэтому мы должны в системе взаимодействовать.
5. По реализации требований ФГОС. Эта тема сложная, поэтому остановлюсь на интервью Вениамина Шаевича Каганова, заместителя министра образования и науки РФ: «Возрастает внимание руководителей ряда образовательных учреждений к поиску эффективных моделей организации внеурочной деятельности, интеграции основного и дополнительного образования как ресурсов достижения требований ФГОС. Учителя и руководители школ проявляют заинтересованность в качественной организации внеурочной деятельности обучающихся».
«Но, в последнее время наметилась тенденция на уровне образовательных учреждений к смешению (и более того к подмене) таких понятий как «дополнительное образование» и «внеурочная деятельность». Дополнительное образование имеет свою образовательную программу, а внеурочная деятельность входит составной частью в основные образовательные программы уровней школьного образования, поэтому педагогические цели и задачи этих двух видов программ должны быть разные, а, следовательно, и пути их достижения не могут быть одни и те же, самое главное различить кадровое, финансовое обеспечение этих двух видов деятельности».
«Школа должна давать очень хорошее базовое образование и вовлекать в свой образовательно-воспитательный процесс специализированные структуры, такие, как учреждения дополнительного образования детей, ведь там работают специалисты, которых в школе нет, учреждения системы дополнительного образования по оснащению и подготовке должны быть лучше, чем любая другая неспециализированная образовательная организация».
По мнению Вениамина Шаевича Каганова, «возможно, что с переходом на подушевое финансирование, будет «перекос», и школа не захочет «отпускать» детей на обучение в центры дополнительного образования, и тогда нужно будет разработать определенные требования к качеству предоставляемых программ, если школа сама возьмётся реализовывать программы дополнительного образования на высоком уровне».