Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Правобережного района Республики Северная Осетия – Алания
ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ
педагогическим советом МКУДО Директор МКУДО ЦДОД ЦДОД Правобережного района Правобережного района протокол от « 12 » 09 2016 г. № ____ __________А.Б.Гасинова
«13» сентября 2016 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ПРИРОДА И ФАНТАЗИЯ»
Возраст обучающихся – 8-14 лет Срок реализации –3 года
Составитель: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Караева Ирина Зелимхановна
Беслан 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
(В.А. Сухомлинский)
Природа - это готовая мастерская для развития фантазии и воображения ребенка. А если соединить ее дары с ловкостью рук, то можно создать много чудесного и необычного.
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка, особенно младшего школьного возраста, с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования трудовых навыков. Через общение детей с природой можно сформировать у них потребность в красоте, в самовыражении через творчество.
Работа с природным материалом способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовление поделок постепенно образуется система специальных умений и навыков. В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Ребята учатся анализировать образец и планировать последовательность действий.
Работа по изготовлению изделий из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию характера, формирует такие качества как настойчивость, целеустремленность, терпение, умение доводить начатое дело до конца, помогает воспитывать гармонически развитую личность. В общем, работа с природным материалом является эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей, так как предполагает гармоничное сочетание умственного, физического и духовного развития.
В связи с этим предлагается данная программа «Природа и фантазия». Название очень точно отражает суть содержания занятий: материал для поделок берется в природе (даже, если изделия изготавливаются из бумаги и теста), а также природа подсказывает темы занятий и сюжеты для изготовления изделий. Особенность этой программы заключается в том, что содержание разделов и тем включает многообразие видов используемого природного материала, что позволяет создавать максимально разнообразные изделия и предоставляет простор для детской фантазии и творчества. Содержание тем подобрано по принципу постепенного усложнения материала, что позволяет обучающимся последовательно осваивать более сложные способы и приемы изготовления изделий, не испытывая трудностей, пробуждает интерес к занятиям, вызывает желание творить самостоятельно. Содержание тем занятий подобрано с учетом постоянно обновляющейся методической литературы по данному направлению.
Цель: раскрытие и развитие творческого потенциала личности через воспитание интереса к живой природе.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с особенностями разных видов природного материала;
- научить технологии изготовления поделок с использованием природных материалов;
- расширять представления детей об окружающем мире;
- пробудить интерес к декоративно-прикладному творчеству.
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность и познавательный интерес к миру растений;
- развивать творческое мышление, пространственное воображение, фантазию;
- развивать и формировать трудовые навыки.
Воспитывающие:
- формировать и воспитывать личностные качества: аккуратность, терпение, усидчивость, доброжелательность, взаимопомощь и взаимовыручку;
- воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, к русской культуре и традициям;
- воспитывать художественный вкус, эстетическое восприятие мира;
- прививать навыки культуры здорового образа жизни.
Программа рассчитана на 3 года обучения. Каждый год обучения содержит некоторые повторяющиеся разделы, содержание которых позволяет обучающимся постепенно совершенствовать мастерство, улучшать качество изготовляемых изделий.
Процесс обучения построен по принципу постепенного усложнения материала, что позволяет учащимся последовательно осваивать более сложные приемы обработки и сборки изделий, не испытывая особых трудностей. Такой метод обучения вселяет в обучающихся уверенность в своих силах, пробуждает интерес к занятиям.
Программа рассчитана на детей школьного возраста. Для этого возраста характерны: познавательная активность, любознательность, эмоциональность, желание сделать своими руками что-нибудь красивое. Темы занятий позволяют использовать эту эмоциональную отзывчивость детей, любовь ко всему живому для создания интересных и оригинальных работ из природного материала, одновременно углубляя познания детей об окружающем мире, расширяя их кругозор.
В группу 1 года обучения принимаются все желающие без предварительного отбора и конкурса. Состав группы постоянный.
Общее количество часов в год – 144 ч. Режим занятий: по 2 часа 2 раза в неделю.
Форма проведения занятий: вводное занятие, итоговое занятие, практическое занятие, экскурсии в природу, выставки.
Основные принципы организации занятий: наглядность, доступность, системность, последовательность, преемственность, научность.
Неотъемлемой частью программы являются выставки детских работ, которые проходят 1 раз в полугодие и позволяют проследить творческий рост каждого ребенка по следующим критериям:
- качество исполнения;
- соответствие работы возрасту ребенка;
- оригинальность идеи.
Участие в городских и краевых конкурсах и выставках позволяет активизировать творческий потенциал обучающихся.
Педагогическая целесообразность программы: основная идея программы – развитие у детей младшего школьного возраста мотивации к творчеству. В процессе творческой деятельности, изменяется сам человек, т.е. форма и способы его мышления, личностные качества. Поэтому важно научить ребенка ориентироваться в окружающем мире, найти себя и реализоваться в деятельности, способствующей его творческому развитию, формированию гармонически развитой личности. А формирование полноценной личности было и остается важной задачей дополнительного образования и предполагает гармоничное сочетание умственного, физического и духовного развития.
В процессе работы обучающиеся знакомятся с правилами подбора цветовых сочетаний, фактурой и особенностями разнообразных природных материалов, учатся выполнять коллективные работы, поделки - сувениры.
В план работы включены темы «Папье-маше», «Изделия из рыбьей кости» и «Бумажная пластика». Материал для этих поделок не является непосредственно взятым из природы, но детям объясняется, что мука для теста изготавливается из семян пшеницы, а цветная и газетная бумага, используемые при изготовлении аппликаций и папье-маше получается из отходов древесной промышленности.
Большое внимание в процессе обучения уделяется экологическому воспитанию. Природные дары собираются вместе с детьми во время экскурсий и затем используются на занятиях. Обращается внимание на группы редких и охраняемых растений, ядовитых растений, изучаются правила сбора гербария для флористики. На экскурсиях большое внимание уделяется правилам поведения в природе. Акцент делается на то, что в природе на все красивое лучше любоваться, не уничтожая ничего, а затем своими руками постараться воссоздать то, что так поразило.
Труд по изготовлению поделок может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд оказывает большое влияние на формирование у детей доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
Учащиеся 1-го года обучения должны знать:
- названия и особенности используемых природных материалов;
- названия и особенности дополнительных материалов (пластилин, клей, бумага, и др.) и инструментов.
Учащиеся 1-го года обучения должны уметь:
- правильно обращаться с изученными видами природного материала;
- пользоваться дополнительными инструментами (шило, ножницы, проволока и т.д.), соблюдая технику безопасности;
- изготавливать и оформлять поделки под руководством преподавателя;
- проявлять терпение, трудолюбие, доброжелательность и аккуратность.
Учащиеся 2-го года обучения должны знать:
- знать названия и особенности изученных природных материалов;
- названия и особенности дополнительных материалов (пластилин, клей, бумага, и др.) и инструментов.
Учащиеся 2-го года обучения должны уметь:
- изготавливать и оформлять поделки под руководством преподавателя;
- правильно обращаться с изученными видами природного материала;
- пользоваться дополнительными инструментами (шило, ножницы, проволока и т.д.), соблюдая технику безопасности;
- планировать свою деятельность, соблюдая последовательность операций;
- показать в работе качество изготовления;
- самостоятельно работать по замыслу.
Учащиеся 3 года обучения должны знать:
- названия и особенности дополнительных материалов (пластилин, клей, бумага, и др.) и инструментов.
Учащиеся 3-го года обучения должны уметь:
- пользоваться дополнительными инструментами, соблюдая технику безопасности; - изготавливать и оформлять поделки из природного материала; проявлять чувство товарищества, взаимопомощи при выполнении коллективных работ; планировать свою деятельность и соблюдать последовательность операций; - показать высокое качество исполнения
Отслеживание результатов обучения ведётся с помощью критериев оценки уровня знаний, умений и навыков (см. Приложение).
По результатам оценки качества знаний умений и навыков каждый обучающийся набирает определенное количество баллов, что позволяет педагогу определить его уровень овладения материалом. Процедура оценивания - собеседование, тестирование (по критериям), выставки.
После окончания курса обучения по программе «Природа и фантазия», у ребят формируется определенная база знаний, умений и навыков, позволяющая им продолжить дальнейшее обучение в любом кружке по развитию творческого потенциала (по интересам).
Учебно-тематический план
«Природа и фантазия»
1 год обучения
| Тема занятий | Часы |
всего | теорет. | Практ. |
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2. | Поделки из плодов и семян растений
| 30 | 6 | 24 |
3. | Флористика
| 36 | 8 | 28 |
4. | Аппликации из соломки
| 14 | 4 | 10 |
5. | Поделки из шишек | 12 | 4 | 8 |
6. | Поделки из скорлупы орехов | 12 | 4 | 8 |
7. | Поделки из перьев | 8 | 2 | 6 |
8. | Поделки из ракушек | 8 | 2 | 6 |
9. | Мозаика из яичной скорлупы | 20 | 6 | 14 |
10. | Итоговое занятие. | 2 | 2 | - |
| Итого | 144 | 40 | 104 |
Учебно-тематический план
«Природа и фантазия»
2 год обучения
№№ | Тема занятий | Часы |
всего | теорет. | практ. |
1. | Вводное занятие | 4 | 4 | - |
2. | Поделки из плодов и семян растений | 30 | 10 | 20 |
3. | Флористика | 32 | 8 | 24 |
4. | Мозаика из яичной скорлупы | 30 | 10 | 20 |
5. | Работа с рыбьей костью | 40 | 10 | 30 |
6. | Обереги | 22 | 7 | 15 |
7. | Папье-маше | 34 | 14 | 20 |
8. | Аппликации из песка | 20 | 5 | 15 |
9. | Итоговое занятие
| 4 | 4 | - |
| Итого: | 216 | 72 | 144 |
Учебно-тематический план
«Природа и фантазия»
3 год обучения
№№ | Тема занятия | Часы |
всего | теорет. | практ. |
1. | Вводное занятие | 4 | 4 | - |
2. | Поделки из семян растений | 30 | 10 | 20 |
3. | Флористика | 32 | 8 | 24 |
4. | Аппликации из песка | 30 | 10 | 20 |
5. | Работа с рыбьей костью | 40 | 10 | 30 |
6. | Обереги | 22 | 7 | 15 |
7. | Мозаика из яичной скорлупы | 34 | 14 | 20 |
8. | Папье-маше | 20 | 5 | 15 |
9. | Итоговое занятие | 4 | 4 | - |
| Итого
| 216 | 72 | 144 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«ПРИРОДА и ФАНТАЗИЯ»
год обучения
Вводное занятие. 2 ч.
Знакомство с планом работы объединения. Знакомство с природным и дополнительным материалом для работы, инструментами. Демонстрация образцов, иллюстраций. Экскурсия в природу.
Поделки из плодов растений. 30 ч.
Сбор необходимых природных материалов. Экскурсия в природу. Охрана природы. Правила поведения в природе.
Поделка из семян ясеня «Ромашка». Работа с использованием пластилина. Изготовление и оформление букета.
Поделка «Стрекоза». Работа с пластилином и семенами.
Аппликация «Орнамент» (из семян арбуза и дыни).
Аппликация «Матрешка» из семян растений (на картоне).
Аппликация «Декоративная ваза» из семян растений (на картоне).
Аппликация «Бабочка». Использование семян арбуза, дыни, ясеня.
Аппликация «Домик». Использование семян арбуза, дыни, ясеня.
Аппликация «Дерево с плодами» (из семян ясеня, калины).
Аппликация «Сова». Использование семян вяза, арбуза, ясеня.
Аппликация «Кораблик мечты». Работа с семенами вяза, арбуза, ясеня.
Аппликация «Золотая рыбка». Оформление панно.
Изготовление вазочек с использованием природных материалов (различных семян, круп) и пластилина.
Самостоятельная работа по замыслу.
Флористика. 36 ч.
Гербарий. Правила сбора и оформления. Экскурсия в природу.
Подготовка листьев и растений к работе (правила сушки, проглаживания).
Аппликации: «Бабочка», «Цветок», «Овощи и фрукты», «Грибы на полянке», «Вишенки», «Птенец», «Петушок», «Поросенок», «Львенок», «Чайный сервиз», «Веселый снеговик, «Лодка под парусом», «Осенний ковер».
Коллективное панно «Подводный мир». Поэтапное выполнение работы. Оформление рамочки.
Самостоятельная работа по замыслу.
Изделия из соломки. 14 ч.
Знакомство с особенностями материала. Подготовка соломки к работе. Замачивание, разутюживание соломки. Наклеивание на бумагу. Порядок работы.
Поделки: «Лист клена», «Цветок». Изготовление и оформление панно «Декоративная ветка», «Цветы в вазе».
Изготовление сувениров-миниатюр с использованием элементов росписи.
Поделки из шишек. 12 ч.
Знакомство с особенностями материала. Разновидности шишек.
Поделки «Ежики», «Филин», «Старичок-лесовичок». Работа с еловыми и сосновыми шишками. Использование пластилина и подручных средств.
Аппликации из чешуи шишек на картоне: «Волшебный цветок», «Медвежонок»». Особенности работы, оформление изделия.
Поделки из скорлупы орехов. 12 ч.
Знакомство с особенностями материала. Поделки «Черепаха», «Божья коровка», «Птенцы». Использование гуаши для окраски скорлупы.
Композиции: «Лебедь на озере», «Веселая гусеница». Использование пластилина, красок, цветной бумаги, цветного картона.
Поделки из перьев. 8 ч.
Знакомство с особенностями материала. Строение пуха, перьев.
Игрушка «Снежинка».
Цветы из перьев. Изготовление и оформление букета.
Поделка «Райские птицы» (с использованием пластилина).
Аппликации из перьев «Бабочка» (на картоне).
Поделки из ракушек (дары моря). 8 ч.
Знакомство с особенностями материала. Разнообразие формы, цвета, размера. Особенности работы с данным природным материалом.
Поделки «Бабочка», «Сказочные птицы».
Изготовление панно « Морское дно». Коллективная работа.
9.Аппликации из яичной скорлупы. 20 ч.
Знакомство с особенностями материала. Понятие «мозаика».
Особенности размещения, прикрепления, окраски. Изготовление простейших аппликаций на бумаге, картоне
Изготовление аппликаций: «Декоративная тарелочка», «Мой веселый, звонкий мяч», «Яблоко», «Тюльпан», «Кораблик».
Изготовление панно «Грибная поляна». Оформление работы.
Украшение вазочек, покрытых пластилином, мозаикой из яичной скорлупы.
Самостоятельная работа по замыслу.
Итоговое занятие. 2 ч.
Подведение итогов работы за год, выставка изделий, анализ работ.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ПРИРОДА И ФАНТАЗИЯ»
2 год обучения
Вводное занятие. 4 ч.
Знакомство с планом работы на год. Демонстрация образцов, иллюстраций. Экскурсия в природу. Сбор природного материала. Правила поведения в природе.
Поделки из плодов и семян растений. 30 ч.
Экскурсии в природу. Сбор необходимых природных материалов. Охрана природы. Правила поведения в природе.
Аппликации: «Цветы», «Стрекоза», «Узор в квадрате», «Цыплята», «Ёжики».
Изготовление подвесной композиции «Воробышки». Изготовление отдельной аппликации птички. Сборка и оформление подвесной композиции.
Изготовление панно «Жар- птица». Использование для работы семян ясеня, айланта, вяза.
Флористика. 32 ч.
Экскурсии в природу. Сбор материалов. Составление гербария, правила засушивания растений. Оформление и декорирование композиций.
Аппликации «Узор в круге», «Цветы в корзине», «Чайный сервиз», «Космос», «Декоративная тарелочка».
Декоративные аппликации из засушенных растений на тему русских народных сказок: «Василиса Прекрасная», «Царевнв-лягушка».
Мозаика из яичной скорлупы. 30 ч.
Аппликация как вид изобразительной техники. Мозаичная работа.
Последовательность выполнения аппликации. Выбор сюжета, узора. Составление эскиза к аппликации.
Аппликация «Колобок», «Цветущая ветка», «Зайка», «Веселый снеговик». Изготовление панно «Цветы в вазе», «Новогодние игрушки». Оформление изделий.
Рыбья кость. 40 ч.
Знакомство с разнообразием поделок из рыбьей кости и технологией её приготовления. Особенности работы, последовательность изготовления поделок. Технология изготовления отдельных элементов. Поэтапное выполнение работы. Мойка, сушка, декорирование.
Изготовление цветков роз из рыбьей кости. Особенности работы, закрепления деталей. Окраска стеблей. Оформление букета.
Изготовление панно из рыбьей кости. Сушка изделий. Окраска изделий. Декорирование и оформление композиций.
Изготовление панно «Цветы». Поэтапное выполнение работы. Окраска деталей. Сборка элементов панно. Подготовка фона. Оформление рамочки панно. Декорирование и оформление панно. Создание композиций «Алые розы». «Подарок маме». «Осенний вальс».
6. Обереги 22 ч.
Знакомство с народной культурой и традициями русского народа, поверьями, приметами. Символика оберегов.
Поделки: «Оберег-веничек», «Домовенок». Техника аппликации из семян ясеня. Изготовление декоративных деталей для веничка-оберега из соленого теста. Оформление и декорирование деталей. Сборка изделия.
Поделка «Домовенок». Техника аппликации из семян ясеня. Изготовление декоративных деталей из соленого теста. Оформление и декорирование деталей. Сборка изделия.
Изготовление оберега-подковы из соленого теста. Поэтапное выполнение работы. Оформление изделия
7.Папье-маше 34 ч.
Знакомство с технологией папье-маше. Подготовка бумаги к работе. Бумажная масса. Рецепты изготовления Приемы лепки из массы.
Изготовление декоративной тарелочки-панно «Орнамент», «Подсолнух». Сушка, грунтовка и окраска изделий.
Изготовление способом маширования чайной пары: чайной чашки и чайного блюдца. Поэтапное выполнение работы. Сушка, грунтовка и окраска изделия. Лакировка. Оформление изделия.
8. Аппликации из песка. 20 ч.
Знакомство с особенностями материала. Подготовка к работе. Технология окраски песка красителями.
Изготовление серии аппликаций «Мой весёлый зоопарк»: «Слонёнок», «Львенок», «Зебра», «Бегемот», «Дельфин». Поэтапное выполнение работы. Оформление изделий.
Изготовление композиции: «Море». Поэтапное выполнение работы. Изготовление рамочки. Декорирование работы ракушками. Оформление изделия.
9. Итоговое занятие 4 ч.
Выставка, подведение итогов работы за год. Анализ работы.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«ПРИРОДА И ФАНТАЗИЯ»
3 год обучения
Вводное занятие. 4 ч.
Знакомство с планом работы на год. Экскурсия в природу. Сбор природного материала. Правила поведения в природе. Охрана природы.
Поделки из плодов и семян растений. 30 ч.
Экскурсия в природу. Сбор необходимого природного материала. Правила поведения в природе. Охрана природы.
Аппликация «Лес», «Колобок», «Ваза с цветами».
Изготовление аппликации «Щенок». Работа с семенами ясеня.
Изготовление панно «Чудо-дерево» (из семян айланта, арбуза, калины). Поэтапное выполнение работы. Оформление рамочки.
Флористика. 32 ч.
Экскурсия в природу. Сбор природного материала. Правила составления гербария и засушивания листьев и цветов растений.
Фон, оборудование, окантовка. Составление миниатюр из отдельных частей растений. Аппликации из целых форм растений. Правила составления композиций. Использование семян, косточек, апельсиновой кожуры и других природных материалов для декорирования композиций.
Изготовление поздравительных открыток, сувениров-миниатюр.
Изготовление композиции «Декоративные цветы». Поэтапное выполнение работы. Сборка и оформление панно.
Изготовление коллективного панно «Бабочка» из семян айланта. Поэтапное выполнение работы. Сборка и оформление панно.
Аппликации из песка. 30 ч.
Знакомство с особенностями материала. Подготовка к работе. Технология окраски песка красителями.
Изготовление серии аппликаций «Мой весёлый зоопарк»: «Кенгуру», «Лиса», «Зайчонок», «Медвежонок». Поэтапное выполнение работы. Оформление изделий.
Изготовление композиции «Пейзаж». Поэтапное выполнение работы. Оформление изделий.
Самостоятельная работа по замыслу.
Рыбья кость 40 ч.
Технология приготовления рыбьей кости. Организация труда.
Объемные композиции из рыбьей кости «Гномики», «Снеговик», «Дед Мороз». Изготовление деталей. Сушка. Раскраска изделия. Лакировка. Оформление работы. Создание композиций из рыбьей кости «Розы маме», «Фиалки», «Осенний букет»
Обереги. 22 ч.
Знакомство с народной культурой и традициями русского народа, поверьями, приметами. Символика оберегов.
«Оберег-плетень». Технология плетения из веток ивы. Изготовление деталей из соленого теста для декорирования изделия. Сушка, окраска, лакировка деталей. Сборка и оформление поделки.
«Оберег-лапоть». Технология изготовления изделий из соломки. Изготовление деталей из соленого теста для декорирования изделия. Сушка, окраска. Лакировка изделий. Сборка и оформление работы.
Мозаика из яичной скорлупы. 34 ч.
Знакомство с особенностями материала. Приготовление окрашенной скорлупы.
Аппликации «Бабочка на цветке», «Божья коровка», «Перо жар-птицы». Поэтапное выполнение работы. Оформление изделий.
Коллективная работа. Панно «Храм». Поэтапное выполнение работы. Оформление и декорирование панно.
8 .Папье-маше. 20 ч.
Знакомство с технологией папье-маше. Подготовка бумаги к работе. Бумажная масса. Приемы лепки из массы. Сушка, грунтовка и окраска изделий. Рецепты изготовления.
Изготовление декоративного блюдца с барельефом. Поэтапное выполнение работы. Оформление изделия.
Изготовление объемных фруктов: яблоко, апельсин. Обработка изделия, окраска, оформление. Изготовление коллективной работы «Корзина с фруктами».
9 .Итоговое занятие. 4 ч.
Выставка изготовленных изделий, подведение итогов работы за год. Анализ работы.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ПРИРОДА И ФАНТАЗИЯ»
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией
наглядного материала);
- репродуктивный (воспроизведение);
- проблемный (ставится задача и вместе с детьми ищутся пути её решения).
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества (групповая работа).
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Основной формой работы являются учебные занятия. Отчет о работе проходит в форме выставок.
1 год обучения
Раздел | Форма занятий | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал | Форма подведения итогов |
Вводное занятие | Экскурсия | групповой | Живая природа | - |
Поделки из плодов и семян растений | Экскурсия, практическое занятие | Групповой, индивидуальный | Образцы, природный материал, методическая литература, иллюстрации | Выставка |
Флористика | Экскурсия, практическое занятие | Групповой, индивидуальный | Образцы, гербарий, методическая литература, иллюстрации | Выставка |
Изделия из соломки | Практическое занятие | Групповой, индивидуальный | Образцы, соломка, методическая литература | Выставка |
Поделки из шишек | Практическое занятие | Индивидуальный, групповой | Природный материал, образцы, иллюстрации | Выставка |
Поделки из скорлупы орехов. | Практическое занятие | Индивидуальный, групповой | Образцы изделий, иллюстрации природный материал | Выставка |
Поделки из перьев | Практическое занятие | Индивидуальный групповой | Образцы, иллюстрации, природный материал | Выставка |
Поделки из ракушек | Практическое | Индивидуальный, групповой | Образцы, иллюстрации, природный материал | Выставка |
Поделки из яичной скорлупы | Практическое занятие | Индивидуальный групповой | Литература, образцы, природный материал | Выставка |
Итоговое занятие | выставка | групповой | Образцы изделий | Выставка |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ «ПРИРОДА И ФАНТАЗИЯ».
2 год обучения
Раздел | Форма занятий | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал | Форма подведения итогов |
Вводное занятие | Экскурсия | Групповой | Живая природа | - |
Поделки из плодов и семян растений | Экскурсия, практическое занятие | Групповой, индивидуальный | Живая природа, природный материал, образцы, иллюстрации | Выставка |
Флористика | Экскурсия, практическое занятие | Групповой, индивидуальный | Живая природа, природный материал, образцы, иллюстрации | Выставка |
Мозаика из яичной скорлупы | Теоретическое занятие, практическое занятие | Групповой, индивидуальный | природный материал, образцы, иллюстрации | Выставка |
Рыбья кость. Панно из рыбьей кости. | Теоретическое занятие, практическое занятие | Групповой, индивидуальный | природный материал, образцы, иллюстрации | Выставка |
Обереги | Теоретическое занятие, практическое занятие | Индивидуальный | природный материал, образцы, иллюстрации | Выставка |
Папье-маше | Теоретическое занятие, практическое занятие | Индивидуальный | Образцы, иллюстрации, природный материал | Выставка |
Аппликации из песка | Теоретическое занятие, практическое занятие | Индивидуальный, групповой | Образцы, иллюстрации, природный материал | Выставка |
Итоговое занятие | Выставка | Групповой | Образцы изделий | Выставка |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ «ПРИРОДА И ФАНТАЗИЯ».
3 год обучения
Раздел | Форма занятий | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал | Форма подведения итогов |
Вводное занятие | Экскурсия | групповой | Живая природа | - |
Поделки из семян растений | Экскурсия, теоретическое занятие, практическое занятие | Групповой, индивидуальный | Живая природа, природный материал, образцы, иллюстрации | Выставка работ |
Флористика | Экскурсия, теоретическое занятие, практическое занятие | Групповой, индивидуальный | Живая природа, природный материал, образцы, иллюстрации | Выставка работ |
Аппликации из песка | Теоретическое занятие, практическое занятие, самостоятельная работа | Индивидуальный, групповой | Образцы, иллюстрации, природный материал | Выставка работ |
Композиции из рыбьей кости | Теоретическое занятие, практическое занятие | Групповой, индивидуальный | Природный материал, образцы, иллюстрации | Выставка работ |
Обереги | Теоретическое занятие, практическое занятие | Индивидуальный | Природный и дополнительный материал, образцы, иллюстрации | Выставка работ |
Мозаика из яичной скорлупы | Теоретическое занятие, практическое занятие | Групповой, индивидуальный | Природный материал, образцы, иллюстрации | Выставка работ |
Папье-маше | Теоретическое занятие, практическое занятие | Индивидуальный групповой | Образцы, иллюстрации, природный материал | Выставка работ |
Итоговое занятие | Выставка | Групповой | Образцы изделий | Выставка работ |
Список литературы для педагога:
М.А.Гусакова «Аппликация», Москва, «Просвещение», 1987 г.
Э.К.Гульянц, И.Я.Базик «Что можно сделать из природного материала», Москва «Просвещение», 1991 г.
Т.Н.Проснякова «Уроки мастерства», Издательский Дом «Федоров», 2001 г.
А.Н.Малышева, Н.В.Ермолаева «Аппликация в детском саду», Ярославль, Академия развития, 2002 г.
И.В.Новикова «Аппликация из природных материалов в детском саду» Ярославль Академия развития 2006 г.
В.Н.Полунина, А.А.Капитунова «Гербарий. Составление композиций и орнамента», АСТ «Астрель», Москва, 2001 г.
А.Л.Романовская, Е.М.Чезлов «Забавные поделки» Москва Минск, АСТ Харвест, 2006 г.
М.И.Нагибина «Природные дары для поделок и игры» (популярное пособие для родителей и педагогов),Ярославль, Академия развития, 1997 г.
Сборник «Чтобы ожили стены», Москва, «Молодая гвардия», 1987 г.
Г.И.Перевертень «Самоделки из природных материалов»,Москва, «Просвещение», 1986 г.
Г.И.Перевертень «Сказка из листьев и лепестков»,АСТ Тверь, 2007 г.
Рэй Гибсон, «Поделки», Москва, «РОСМЭН»,1997 г.
Е.М.Ракитина, В.И.Михайленко «Цветущее чудо», Тула «Родничок, Москва АСТ «Астрель», 2006 г.
Л.В.Бакланова «Поделки из природных материалов», Тула «Родничок, Москва АСТ «Астрель», 2008 г.
Н.В.Дубровская «Поделки из природного материала», Москва АСТ «Астрель», «Сова» Санкт-Петербург, 2010 г.
Е.В.Артамонова «Соломка, скорлупка, цветочек – подарки для мам и для дочек», Москва, «ЭКСМО-Прессс», 2000 г.
А.Э.Шептуля «Домашние обереги своими руками», Москва, «ЭКСМО»,2006 г.
М.А.Антипова «Соленое тесто», ИД «Владис» Ростов-на-Дону, , РИПОЛ Классик, 2009 г.
Н.В.Зимина «Шедевры из соленого теста», «Абсолют-Юни», Саратов, 2009 г.
А.Е.Екимцев «500 загадок», РИО «Красный Крест», Ставрополь, 1993 г.
В.С.Цуканова «Развивающие занятия по моделированию в начальной школе», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2003 г.
Н.Ф.Тарловская, Л.А.Топоркова «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду», Москва, «Просвещение», «Владос», 1994 г.
Сборник «В союзе с природой» (Эколого-природоведческие игры-занятия и развлечения с детьми), «Илекса» «Сервисшкола», Москва-Ставрополь, 1999 г.
О.П.Медведева, О.В.Горяинова «Школа юного дизайнера», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2005 г.
И.В.Чупаха, Е.З.Пужаева, И.Ю.Соколова «Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе», «Илекса» «Сервисшкола», Ставрополь, 2001 г.
Т.Я.Кедрина, П.И.Гелазония «Большая книга игр и развлечений», «Педагогика», Москва, 1992 г.
Список литературы для обучающихся и их родителей:
А.Л.Романовская, Е.М.Чезлов «Забавные поделки» Москва Минск, АСТ Харвест, 2006 г.
Г.И.Перевертень «Сказка из листьев и лепестков»,АСТ Тверь, 2007 г.
Рэй Гибсон, «Поделки», Москва, «РОСМЭН»,1997 г.
Е.М.Ракитина, В.И.Михайленко «Цветущее чудо», Тула «Родничок, Москва АСТ «Астрель», 2006 г.
Л.В.Бакланова «Поделки из природных материалов», Тула «Родничок, Москва АСТ «Астрель», 2008 г.
Н.В.Дубровская «Поделки из природного материала», Москва АСТ «Астрель», «Сова» Санкт-Петербург, 2010 г.
Е.В.Артамонова «Соломка, скорлупка, цветочек – подарки для мам и для дочек», Москва, «ЭКСМО-Прессс», 2000 г.
А.Э.Шептуля «Домашние обереги своими руками», Москва, «ЭКСМО»,2006 г.
А.И.Быстрицкая «Бумажная филигрань», Москва, «Айрис-Пресс», 2008 г.
А.Е.Екимцев «500 загадок», РИО «Красный Крест», Ставрополь, 1993 г.
Т.Я.Кедрина, П.И.Гелазония «Большая книга игр и развлечений», «Педагогика», Москва, 1992 г.
Критерии оценки уровня знаний, умений и навыков объединения «Природа и фантазия».
Качество выполнения работы.
- соблюдает последовательность и аккуратность при изготовлении изделия;
- выполняет работу быстро и четко, в соответствии с указанием педагога;
- помогает отстающим правильно сделать необходимую работу;
- оценка качества выполненной работы в целом.
Знание особенностей разных видов природного материала.
- знает названия разных видов изученных природных материалов;
- знает особенности разных видов изученных природных материалов;
- умеет объяснять правила работы с разными видами природного материала.
Творчество, фантазия.
- проявляет активность, инициативность, желание экспериментировать;
- проявляет выдумку и фантазию при изготовлении поделок;
- проявляет самостоятельность при изготовлении изделий, вносит изменения, улучающие их внешний вид.
Знание техники безопасности и правил поведения в природе.
- знает и соблюдает технику безопасности при работе с острыми и режущими инструментами;
- правильно выбирает нужные инструменты, пользуется ими четко и правильно;
- знает правила поведения в природе, на экскурсиях.
30