СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Драгунский "Тайное становится явным"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения по рассказу Драгунского "Тайное становится явным" выдержан в технологии  проблемного обучения

Просмотр содержимого документа
«Драгунский "Тайное становится явным"»

Драгунский «Тайное становится явным»

  1. Организационный момент. Слайд 1. (1 мин)

Эмоциональный настрой на работу.

- В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело.

  1. Проверка домашнего задания.

Ребята, дома вы приготовили выразительное чтение отрывков из произведений В. Драгунского. Смогли ли вы определить по содержанию названия рассказов?

  1. «А мы остались возле ёлки.
    Она лежала большая, лохматая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли как дураки и улыбались. Потом Аленка взялась за одну веточку и сказала:
    – Смотрите, а на ёлке сыски висят.
    «Сыски»! Это она неправильно сказала! Мы с Мишкой так и покатились. Мы смеялись с ним оба одинаково, но потом Мишка стал смеяться громче, чтобы меня пересмеять.
    Ну, я немножко поднажал, чтобы он не думал, что я сдаюсь. Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал:
    – Ой, умру от смеха! Сыски!
    А я, конечно, поддавал жару:
    – Пять лет девчонке, а говорит «сыски»… Ха-ха-ха!» («Заколдованная буква»)

  2. «И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим мишкой ни на шаг не расставался, повсюду таскал его за собой. И нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…» («Друг детства»)

  3. «И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него и никак не мог  наглядеться: какой он зелёный, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит словно издалека… И я не мог ровно дышать, и я слышал, как стучит моё сердце, и чуть-чуть кололо в носу, как будто хотелось плакать.
    И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом свете. Но тут пришла мама, и я очень обрадовался, и мы пошли домой». («Он живой и светится»)

– Как вы думаете, что объединяет все прочитанные вами отрывки? (Эти рассказы о детях)

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Прочитайте слова на экране (слайд 2: «Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой». М Сервантес)

- Как вы понимаете эти слова?

- Найдите в учебнике произведение с созвучным названием. («Тайное становится явным»)

IV. Актуализация знаний. (3мин)

- Кто автор этого произведения? Слайд 3.

- Назовите ваше любимое произведение Виктора Драгунского.

- Тайное, это значит какое?

- Назовите синонимы к слову «тайное». (На доске постепенно появляются схемы)

молчание

закрытое скрытое



неизвестное секрет

никому не сказанное

-Как вы понимаете слово «явное»?

правда

понятно

открыто

настоящее





видно известно

Молодцы!



V. Постановка учебной задачи. (3 мин)

- Это произведение В. Драгунского можно было бы озаглавить и пословицей. Слова этой пословицы «рассыпались». Составьте её в парах из слов на карточках. (Карточки лежат на партах).

- Прочитайте, что получилось.

( «Шила в мешке не утаишь».)

- Прочитайте еще раз название произведения.

- Объясните смысл.

– Можно ли по названию  рассказа определить, будет ли он шуточным, смешным, серьезным, поучительным?
- На уроке хотим узнать (Слайд 4)

  • О чём может идти речь в произведении, судя по названию?

  • Что значит тайное становится явным?

  • Почему именно так назван рассказ?

  • Какова идея рассказа?

VI. Упражнение на развитие читательских умений (вычитывание фактуальной и подтекстовой информации из предложения, составление рассказа по предложению).

- Продолжим работу над развитием читательских умений.

Прочитаем предложение, записанное на доске: (Слайд 5)


Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду.


  1. Вычитываем фактуальную информацию.

О ком говорится в предложении?

( - В предложении говорится о каком-то человеке.)

- Что он собирается сделать?

(- Этот человек собирается пойти в Кремль (можно предположить, что либо на экскурсию, либо по каким-то делам.).

- Какого пола этот человек?

(-Мужского: он или взрослый мужчина или мальчик (глаголы «взглянул» и «понял» – муж. рода.)

- Что понял он?

(- Он понял, что в Кремль не пойдёт, после того как увидел другого человека.)


2. Ищем подтекстовую информацию.

-Что еще можно узнать из этого предложения?

(- С человеком, которого увидел наш герой, что-то случилось или произошло (причём это было видно сразу, с первого взгляда), и это что-то стало причиной, из-за которой герой не пойдёт в Кремль.)


3. Составляем рассказ по предложению.

Один человек собирался отправиться в Кремль. Скорее всего, он хотел совершить экскурсию, но возможно, у него были и другие причины туда направиться. Однако пойти в Кремль ему не удалось: появился другой человек, и что-то было в нём такое, что с первого взгляда наш герой расстался с мыслью пойти в Кремль.

VII. Словарная работа. (2 мин) Работа над определением жанра «рассказ».

-Напомните мне, пожалуйста, каков жанр этого произведения? Докажите! (Рассказ - это прозаическое произведение, небольшое по объему, с малым количеством действующих лиц.) Слайд 6

- Как называется раздел, в который входит данный рассказ?

- Но прежде чем прочитать рассказ, давайте уточним лексическое значение некоторых слов, которые встретятся в этом произведении). Дети по словарю зачитывают толкование данных слов. Слайд 7

  • Интеллигентный - человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры. Слайд 8

  • Клевета - порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

(Синонимы: Ложь, враньё, выдумка, наговор.)

  • Язвительный - Стремящийся досадить, злобно-насмешливый.

- Вспомним урок окружающего мира, на котором мы «побывали» в Кремле, так как в данном произведении упоминаются эти имена собственные. (Дети выступают с подготовленными сообщениями).

Слайд 9:

Грановитая палата - памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы.

Слайд 10

«Царь-колокол»

  • Первый Царь-колокол был отлит ещё в 1600 году. Весом он был около 40 тонн. Но во время пожара он упал с колокольни и разбился. Ещё несколько раз отливали колокол, но вновь от случившихся пожаров, колокол разбивался. Царь-колокол был заново отлит. После этого начались чеканные работы, но вскоре в Кремле опять вспыхнул пожар. Люди, боясь, что колокол расплавится от высокой температуры, поливали его водой. От резкого изменения температуры Царь-колокол потрескался и от него отвалился кусок. Потрескавшийся и сломанный колокол стал никому не нужен и про него забыли на 100 лет. После войны с французами во время восстановительных работ в Кремле Царь-колокол, наконец, подняли и установили на постамент. Вот такая судьба у самого большого колокола в мире. 

Слайд 11

«Царь-пушка»

  • Царь-пушка, является самым выдающимся произведением русского оружейного мастерства. Это самая большая пушка в мире, за что она и названа Царь-пушкой. Её вес приближается к 40 тоннам. По своему устройству Царь-пушка является боевым орудием. В силу исторических обстоятельств Царь-пушке ни разу не пришлось участвовать в боевых сражениях. Четыре ядра, сложенные пирамидой у подножья, носят декоративный характер, они полые внутри и были отлиты из чугуна в Петербурге.

Слайд 12

Иван Грозный

  • Первый русский царь. В детстве он рано потерял родителей, его окружали злые и равнодушные люди, которые думали не о судьбе мальчика, а о власти и деньгах. Горькое детство озлобило будущего царя, он стал жестоким. И прозвал народ Ивана – Грозным.

VIII. Комментированное чтение рассказа учителем. (5 мин)

Осмысление (чтение текста с остановками)

«Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре:
– Тайное всегда становится явным.
И когда она вошла в комнату, я спросил:
– Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?
– А это значит, что если кто-то поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание, – сказала мама. – Понял?.. Ложись-ка спать!
Я почистил зубы, лег спать, но не спал, а все время думал: как же так получается, что тайное становится явным?
И я долго не спал, а когда проснулся, было утро, папа был уже на работе, и мы с мамой были одни. Я опять почистил зубы и стал завтракать».

Совпало ли ваше мнение о фразе «Тайное становится явным» с объяснением мамы?
– Как вы считаете, почему мальчику показались интересными эти слова?
– Что, по вашему мнению, может произойти в рассказе дальше?

«Сначала я съел яйцо. Это еще терпимо, потому что я выел один желток, а белок раскромсал со скорлупой так, чтобы его не было видно. Но потом мама принесла целую тарелку манной каши.
– Ешь! – сказала мама. – Безо всяких разговоров!
Я сказал:
– Видеть не могу манную кашу!
Но мама закричала: посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь. Ты должен поправиться.
Я сказал:
– Я ею давлюсь!..
Тогда мама села со мной рядом, обняла меня за плечи и ласково спросила:
– Хочешь, пойдем с тобой в Кремль?
Ну еще бы… Я не знаю ничего на свете красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле Царь-пушки и знаю, где сидел Иван Грозный.  И еще там очень много интересного. Поэтому я быстро ответил маме:
– Конечно, хочу в Кремль! Даже очень!
Тогда мама улыбнулась:
– Ну вот, съешь всю кашу, и пойдем. А я пока посуду вымою. Только помни – ты должен съесть все до дна!
И мама ушла на кухню».

Вам знакома такая ситуация?
– Как вы думаете, что произойдет дальше?

«А я остался с кашей наедине. Я пошлепал ее ложкой. Потом посолил. Попробовал – ну невозможно есть! Тогда я подумал, что, может быть, сахару не хватает? Посыпал песку, попробовал… Еще хуже стало. Я не люблю кашу, я же говорю.
А она к тому же очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил ее. Тут я взял и долил в кашу кипятку. Все равно было скользко, липко и противно. Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! Ведь в Кремль-то хочется! И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти все можно съесть. Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли, и остановилось дыхание, и я, наверное, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу. Потом сразу вернулся и сел за стол».

Дениска выплеснул кашу в окно.  Почему он так поступил?
– Чем, по-вашему, может закончится рассказ?

«В это время вошла мама. Она посмотрела на тарелку и обрадовалась
– Ну что за Дениска, что за парень-молодец! Съел всю кашу до дна! Ну, вставай, одевайся, рабочий народ, идем на прогулку в Кремль! – И она меня поцеловала.
В ту же минуту дверь открылась, и в комнату вошел милиционер. Он сказал:
– Здравствуйте! – и подошел к окну, поглядел вниз. – А еще интеллигентный человек.
– Что вам нужно? – спросила мама.
– Как не стыдно! – Милиционер даже стал по стойке «смирно». – Государство предоставляет вам новое жилье, со всеми удобствами и, между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость в окно!
– Не клевещите. Ничего я не выливаю!
– Ах, не выливаете?! – язвительно рассмеялся милиционер. И, открыв дверь в коридор, крикнул: – Пострадавший!
И к нам вошел какой-то дяденька.
Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду».

Что же могло произойти? Почему Дениска понял, что в Кремль он не пойдет?
– Что значит слово «пострадавший»?

«На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. Он как вошел, сразу стал заикаться.
– Главное, я иду фотографироваться… И вдруг такая история… Каша… мм…манная… Горячая, между прочим, сквозь шляпу и то… жжет… Как же я пошлю свое… фф… фото, когда я весь в каше?!
Тут мама посмотрела на меня, и глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась.
– Извините, пожалуйста, сказала она тихо, – разрешите я вас почищу, пройдите сюда!
И они все трое вышли в коридор».

 – Какие, по вашему мнению,  чувства Дениска  испытывал в это время? А мама?

«А когда мама вернулась, мне даже страшно было на нее взглянуть.
Но я себя пересилил, подошел к ней и сказал:
– Да, мама ты вчера сказала правильно. Тайное всегда становится явным!
– Мама посмотрела мне в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила:
– Ты это запомнил на всю жизнь?
И я ответил:
– Да».

Почему мальчику было страшно взглянуть на маму?
– Можно ли было избежать  такой  нелепой  ситуации? Как?
– Как вы думаете, что же  запомнит на всю жизнь Дениска? Почему?
– Теперь, когда вы прослушали весь рассказ, вы сможете ответить на вопрос: совпало ли ваше мнение о том, что может произойти с реальным содержанием произведения?  Правильно ли вы определили тему рассказа по его названию?



- Какой фрагмент рассказа вам показался весёлым?

IX. физминутка (3 мин)

X. Работа в группах (составление цитатного плана). (5 мин)

- Теперь предлагаю вам поработать в парах.

Дома вы подготовите  пересказ. Что нужно для того чтобы справиться с этим заданием?
– Конечно, нам нужно будет составить план.

На листочках написан цитатный план рассказа В.Драгунского «Тайное становится явным». Определите последовательность частей рассказа и в кружках расставьте цифры.

Проверка – Слайд 13.

Цитатный план рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным»

-Расставьте по порядку действия, происходящие в тексте.


1

Видеть не могу манную кашу!”


4

Вы выливаете разную гадость за окно!”


2

Ты должен съесть все до конца!”


5

Ты это запомнил на всю жизнь?”


3

А я остался с кашей наедине”


Проверка – Слайд 14.

XI. Чтение рассказа по частям составленного плана. (6 мин)

Вопросы к 1 части (до слов «Я сказал: Я ею давлюсь!..» )
- Что узнали о Дениске?

- Какую хитрость он придумал, чтобы съесть яйцо?

Вопросы ко 2 части (до слов «И мама ушла на кухню.»)

-Зачем мама заставляла сына есть кашу?

Вопросы к 3 части (до слов «Потом сразу вернулся и сел за стол»).

-Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей?

-Правда ли, что Дениска «потерял сознание», когда выплеснул кашу на улицу? Почему автор использует этот выражение?

Вопросы к 4 части: (до слов «И они все трое вышли в коридор»).

-Постарайтесь при чтении передать недоумение мамы, интонацию милиционера.

- Как изменилось настроение у Дениски?

- Почему мы смеемся, когда читаем рассказ дяденьки, как каша очутилась

на его шляпе и брюках?

- А что он при этом чувствует? (Гнев, растерянность, негодование.)

- Почему мама сначала говорит строго, а потом тихо?

Вопросы к 5 части:

- Почему мама “смотрела долго на сына?” (Хотела понять, что чувствует Дениска).

Чувства мамы смешались. С одной стороны она очень любит Дениску, доверяет ему, а с другой она не понимает, как такое мог сделать её сын.

- Почему мама не стала наказывать Дениску? (Очень любит его.)
- Каков  Дениска по характеру? (Веселый, озорной, выдумщик, внимательный к словам мамы, честный, чистосердечно признается в своей неправоте.)


XII. Первичное закрепление.(3 мин)

- Каков он, Дениска?

- Хотели бы вы на него походить?

- Как вы думаете, какой человек получится из Дениски?

- Была ли у вас похожая ситуация? Расскажите.

- Предлагаю вам составить синквейн про Дениску.


Составление синквейна (по группам)

Дениска                                                    Дениска

Весёлый, озорной                           внимательный, глупый

Мучился, выливал, осознал           ел, думал, запомнил

Тайное всегда становится явным  Запомнил на всю жизнь!

Думай, Денис,   Думай!


Мама

Добрая, любящая

Готовила, обещала, рассердилась

Ты запомнил это на всю жизнь!

Да, мама.

-Проверка, Дети зачитывают свои творческие работы

- Давайте проверим, что у вас получилось.

Слайд 8.

XIII. Обобщение. (2 мин)

- С какой целью Виктор Драгунский написал этот рассказ? Чему учит этот рассказ?

- Какой смех в рассказе?

- Почему мама не стала наказывать Дениску?


- Ребята, а вам интересно узнать о жизни и творчестве писателя?

- Просмотр видеоматериала о Драгунском.

- Что вас удивило или заинтересовало в биографии этого человека?


XIV. Работа по проверке осознанности прочитанного.


-А сейчас давайте проверим внимательно ли вы прослушали рассказ.

-Прочитайте и выберите правильный ответ. В табличку впишите букву правильного ответа.

1. Как зовут главного героя?

а. Мишка

б. Дениска

в. Вовка.

2. Куда хотела мама отвести Дениску?

а. в Кремль

б. в Грановитую палату

в. в цирк.

3. Какая каша была предложена на завтрак?

а. манная

б. гречневая

в. овсяная.

4. Что сделал Дениска с кашей?

а. съел

б. выбросил в окно

в. отдал собаке.

5. Куда шел гражданин, на шляпу которого упала каша?

а. в магазин за покупками

б. в театр на спектакль

в. фотографироваться.

6. Как мама отнеслась к поступку Дениски?

а. обрадовалась

б. заплакала

в. ужасно рассердилась.

7. Какой вывод для себя из этого случая сделал Дениска?

а. Я все равно пойду в Кремль!

б. Тайное всегда становится явным.

в. Я весь вечер проведу в углу.

-Молодцы! Хорошо запомнили содержание текста.

Вопроса

Ответ

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.



Б А А Б В В Б (ответ повесит на доску)

+ Если остается время – пересказ текста!!!!!!

XV. Рефлексия.

- Сумели ли мы с вами ответить на вопросы к уроку. Мы узнали:

  • О чём может идти речь в произведении, судя по названию?

  • Что значит тайное становится явным?

  • Почему именно так назван рассказ?

  • Какова идея рассказа?

- Ребята, а какая проблема волнует автора? (Проблема взаимоотношения детей и родителей, воспитание детей).


- Чему может научить эта случившаяся история с манной кашей?

Случившаяся неприятная история с манной кашей, конечно, научила Дениса Кораблева сначала думать, а потом делать. Он понял, что все плохие поступки рано или поздно становятся известными.

- Какой урок для себя вы извлекли из рассказа?

Нужно всегда говорить правду. Не совершать таких поступков, за которые было бы очень стыдно. Ну, а если поступил нечестно, нужно признаться, потому что когда -то об этом все равно узнают.

- Для чего создаются литературные произведения?

(Литературные произведения создаются не только для того, чтобы радовать нас, доставлять удовольствие во время чтения, но и для того, чтобы нас чему-то научить, рассказать о качествах человеческого характера).

Д/з – Нарисуйте дома обложку к рассказу Драгунского «Тайное становится явным»



Напечатать детям:





Расставьте по порядку действия, происходящие в тексте.



Видеть не могу манную кашу!”



Вы выливаете разную гадость за окно!”



Ты должен съесть все до конца!”



Ты это запомнил на всю жизнь?”



А я остался с кашей наедине”




Расставьте по порядку действия, происходящие в тексте.



Видеть не могу манную кашу!”



Вы выливаете разную гадость за окно!”



Ты должен съесть все до конца!”



Ты это запомнил на всю жизнь?”



А я остался с кашей наедине”










Грановитая палата”  

Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы.

«Царь-колокол»

Первый Царь-колокол был отлит ещё в 1600 году. Весом он был около 40 тонн. Но во время пожара он упал с колокольни и разбился. Ещё несколько раз отливали колокол, но вновь от случившихся пожаров, колокол разбивался. Царь-колокол был заново отлит. После этого начались чеканные работы, но вскоре в Кремле опять вспыхнул пожар. Люди, боясь, что колокол расплавится от высокой температуры, поливали его водой. От резкого изменения температуры Царь-колокол потрескался и от него отвалился кусок. Потрескавшийся и сломанный колокол стал никому не нужен и про него забыли на 100 лет. После войны с французами во время восстановительных работ в Кремле Царь-колокол, наконец, подняли и установили на постамент. Вот такая судьба у самого большого колокола в мире. 

«Царь-пушка»

Царь-пушка, является самым выдающимся произведением русского оружейного мастерства. Это самая большая пушка в мире, за что она и названа Царь-пушкой. Её вес приближается к 40 тоннам. По своему устройству Царь-пушка является боевым орудием. В силу исторических обстоятельств Царь-пушке ни разу не пришлось участвовать в боевых сражениях. Четыре ядра, сложенные пирамидой у подножья, носят декоративный характер, они полые внутри и были отлиты из чугуна в Петербурге.






Иван Грозный»

Первый русский царь. В детстве он рано потерял родителей, его окружали злые и равнодушные люди, которые думали не о судьбе мальчика, а о власти и деньгах. Горькое детство озлобило будущего царя, он стал жестоким. И прозвал народ Ивана – Грозным.






























Вопросы теста:


вопроса

Ответ

1. Как зовут главного героя

а. Мишка

б. Дениска

в. Вовка.











2. Куда хотела мама отвести Дениску?

а. в Кремль

б. в Грановитую палату

в. в цирк.



3. Какая каша была предложена на завтрак?

а. манная

б. гречневая

в. овсяная.



4. Что сделал Дениска с кашей?

а. съел

б. выбросил в окно

в. отдал собаке.



5. Куда шел гражданин, на шляпу которого упала каша?

а. в магазин за покупками

б. в театр на спектакль

в. фотографироваться.



6. Как мама отнеслась к поступку Дениски?

а. обрадовалась

б. заплакала

в. ужасно рассердилась.



7. Какой вывод для себя из этого случая сделал Дениска?

а. Я все равно пойду в Кремль!

б. Тайное всегда становится явным.

в. Я весь вечер проведу в углу.







Синквейн.

Кто? (1 существительное)______________________________________________________________________________

Какой? (2 прилагательных)_________ ___________________________________________________________________

Что сделал? (3 глагола)________________________________________________________________________________

Предложение. ________________________________________________________________________________________

Ассоциация (существительное)__________________________________________________________________________



Синквейн.

Кто? (1 существительное)______________________________________________________________________________

Какой? (2 прилагательных)_________ ___________________________________________________________________

Что сделал? (3 глагола)________________________________________________________________________________

Предложение. ________________________________________________________________________________________

Ассоциация (существительное)__________________________________________________________________________

Синквейн.

Кто? (1 существительное)______________________________________________________________________________

Какой? (2 прилагательных)_________ ___________________________________________________________________

Что сделал? (3 глагола)________________________________________________________________________________

Предложение. ________________________________________________________________________________________

Ассоциация (существительное)__________________________________________________________________________





правдивое

____________

понятное

____________

открытое

____________

настоящее

видное

____________

известное

____________

закрытое

____________

скрытое

неизвестное

____________

секретное

____________

запретное

____________

неизведанное

____________









Шила в мешке не утаишь

Шила в мешке не утаишь

Шила в мешке не утаишь

Шила в мешке не утаишь

Шила в мешке не утаишь

Шила в мешке не утаишь

Шила в мешке не утаишь

Шила в мешке не утаишь

Шила в мешке не утаишь

Шила в мешке не утаишь

Шила в мешке не утаишь

Шила в мешке не утаишь

Шила в мешке не утаишь

Шила в мешке не утаишь

Шила в мешке не утаишь

Шила в мешке не утаишь

Шила в мешке не утаишь

Шила в мешке не утаишь

Шила в мешке не утаишь

Шила в мешке не утаишь

Шила в мешке не утаишь

Шила в мешке не утаишь

Шила в мешке не утаишь

Шила в мешке не утаишь

Шила в мешке не утаишь

Шила в мешке не утаишь



Б А А Б В В Б





  1. «А мы остались возле ёлки.
    Она лежала большая, лохматая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли как дураки и улыбались. Потом Аленка взялась за одну веточку и сказала:
    – Смотрите, а на ёлке сыски висят.
    «Сыски»! Это она неправильно сказала! Мы с Мишкой так и покатились. Мы смеялись с ним оба одинаково, но потом Мишка стал смеяться громче, чтобы меня пересмеять.
    Ну, я немножко поднажал, чтобы он не думал, что я сдаюсь. Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал:
    – Ой, умру от смеха! Сыски!
    А я, конечно, поддавал жару:
    – Пять лет девчонке, а говорит «сыски»… Ха-ха-ха!»



_________________________________________________________________________________



  1. «И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим мишкой ни на шаг не расставался, повсюду таскал его за собой. И нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…»



_____________________________________________________________________________



  1. «И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него и никак не мог  наглядеться: какой он зелёный, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит словно издалека… И я не мог ровно дышать, и я слышал, как стучит моё сердце, и чуть-чуть кололо в носу, как будто хотелось плакать.
    И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом свете. Но тут пришла мама, и я очень обрадовался, и мы пошли домой».