План-конспект урока истории
Урок 10.
Тема: Страна 2х рек – между Тигром и Евфратом.
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами групповой и лабораторно-практической работы.
Вид урока: комбинированный.
Возраст учащихся: 5 кл.
Цели урока:
1. Сформировать у учащихся целостное представление об особенностях развития Древнего Двуречья.
2. Включать каждого ученика в процесс самостоятельной деятельности (с учетом его индивидуальных особенностей, уровня подготовленности);
3. Продолжить формирование умений по работе с историческими документами и картой, а также умение формулировать несложные выводы.
Основные этапы урока:
Организационный момент (2 мин.).
Мотивирование на изучение новой темы.
Изучение нового материала (индивидуальная работа с учебником, работа у доски) (20 мин.)
Обсуждение изученного, дополнения, выводы (10 мин.)
Домашнее задание (5 мин).
Средства обучения:
Карта Др. Двуречья, учебник «История древнего мира» для 5 кл. (автор Вигасин А.А.).
Используемая литература:
Вигасин А.А. История древнего мира. М., 1997.
«Педагогика» под редакцией Ю. К. Бабанского, М., 1983
Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. М., 2002.
Конспект урока 10
Здравствуйте, садитесь.
Мы уже знаем, что в древности существовало множество государств, со своей историей, культурой, своими победами и поражениями. Мы многое знаем о Египте. Сегодня начнем новую большую тему – «Страна 2-х рек. Между Тигром и Ефратом».
Работа с картой.
Учебная задача: формировать умение «читать» историческую карту:
Перед вами историческая карта «Древние государства Двуречья». Какая часть карты, прежде всего, обращает ваше внимание?
Почему именно эта часть карты?
Прочитайте название двух крупных рек, впадающие в персидский залив.
Откуда эти реки берут начало?
Как вы считатете, почему большое количество городов, населенных пунктов располагалось именно по берегам этих рек?
Как вы думаете, почему этот регион был назван Двуречьем?
Территорию Двуречья в древности называли ещё Месопотамией = Междуречьем.
Почему территория по берегам Тигра и Евфрата на карте обозначена зеленым цветом?
Как вы думете, какие занятия были основными для населения Двуречья?
Представьте, что вы древние жители Двуречья. Из какого материала вы бы строили свои жилища?
А вот камней и деревьев здесь мало. Поэтому позволить себе построить каменный дом и иметь деревянные двери могли только очень богатые люди.
Первых жителей Двуречья называли шумерами и аккадцами. Они же создали самую древнюю человеческую культуру (она даже древнее египетской).
Государство располагалось на территории города - города -государства!
Археологами во время раскопок в Междуречье было найдено около 500 глиняных табличек, принадлежавших ученикам школы – будущим писцам. На этих клинописных табличках обозначены имена учеников, имена и профессии их отцов.
Что можно узнать по этим табличкам о жизни людей того времени?
Для деловой переписки нужен простой и дешевый материал. Но папирус на берегах Тигра и Евфрата не рос. Поэтому жители Двуречья писали на глиняных дощечках. Если документ был важный то табличку обжигали, как кирпич. После этого ее можно было хранить долго. Множество таких табличек сохранилось и до наших дней. Позже из глины научились делать кирпичи и строить из них дома, храмы и дворцы. А какие религиозные верования существовали у жителей Двуречья?
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника: прочитать п.3,параграф 13, с. 64 учебника (Вигасин).
Беседа по прочитанному:
Каким богам преклонялись жители Двуречья?
Почему почитаемые боги Двуречья так или иначе связаны с природными факторами?
Какую роль играли жрецы в Двуречье?
Закрепление изученного на уроке:
что общего в природных условиях, жизни жителей Египта и Двуречья? В чем различия?
Домашнее задание: Прочитать п.13 уч. Вигасина;