Урок 3 3. Единицы времени. Определение времени по часам.
Цели: систематизировать знания об известных единицах времени (сутки, неделя, месяц, год); развивать умение определять время по часам; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся пользоваться изученными единицами времени; определять время по часам; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; проводить сравнение по заданным критериям.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Логическая задача
В одном классе учатся три мальчика: Чернов, Белов и Рыжов. Однажды черноволосый сказал Белову: «Забавно, что один из нас белокурый, другой - брюнет, а третий — рыжий, но при этом ни у кого из нас цвет волос не совпадает с фамилией». Какой цвет волос у каждого из мальчиков? (Белов - рыжий, Чернов - белокурый, Рыжов — брюнет.)
Работа по учебнику №8-10(ч. 2, с. 106).
(Индивидуальная работа. Выполняют учащиеся, хорошо освоившие тему.)Найдите значения выражений.
(80 : 4 - 60 : 30) • 5 + 96 : 3
56 :4 +2-(120:6-80: 20)
Сосчитайте.
1 м 6 дм 9 см + 47 дм 2 см 8т 36 ц — 4т 18 ц
3 км 865 м + 7 км 105 м 7 км2100 м2 - 4 км2 56 м2
Самоопределение к деятельности
Решите задачи устно.
Голубая ель живет до 1200 лет, а береза — только до 80 лет. Какую часть от продолжительности жизни ели составляет
1 1 1 9 / ^ \ продолжительность жизни березы: у^, у^, у^? (уу-)
За 30 мин в кастрюле сварились 6 картофелин. Сколько минут варилась в кастрюле одна картофелина? (30мин.)
Какие единицы измерения встретились в этих задачах? Назовите их. (Единицы времени: год, минута.)
Какие еще единицы времени вы знаете?
Сформулируйте задачи урока. (Повторить изученные единицы времени, их соотношения.)
Работа по теме урока
Работа по учебнику
Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 47. Ответьте на вопросы и выполните задания.
№217 (с. 47).
(Устное выполнение.)
№218 (с. 47).
Прочитайте задачу.
Из каких частей состояли каникулы Юры? (У бабушки, на турбазе и время, которое осталось.)
Как найти общую продолжительность каникул? (Сложить время, которое Юра провел у бабушки, на турбазе, и время, которое осталось: 30 + 31 + 12 ■ 2 + 7 = 92 (д.).)
№219 (с. 47).
Прочитайте задачу.
Что нужно сравнить? (Цену ткани.)
Как найти цену? (Стоимость разделить на количество.)
Запишем задачу кратко в таблице.
| Цена | Количество | Стоимость |
Ситец | ? | На ? 1 | 6 м | сруб. |
Шерстяная ткань | ? | 4 м | к руб. |
Как найти цену шерстяной ткани? (к: 4.)
Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? (Из большего числа вычесть меньшее.)
Запишите выражение, (к: 4 — с : 6.)
(Один ученик записывает выражение на доске.) №220 (с. 47).
Как найти делимое? (Частное умножить на делитель и прибавить остаток.)
Выполните задание. (Коллективная проверка.)
Физкультминутка
Сильный ветер сосны крутит, Словно самый тонкий прутик. Елки ветер клонит тоже.. Мы с тобой на них похожи. (Вращение корпусом вправо и влево.) Вот по веткам белка мчится, Белка ветра не боится. Белка прыгает так ловко, Ведь во всем нужна сноровка. (Прыжки на месте.) А куда медведь идет? Ищет ягоды и мед. (Шаги на месте.) Ну а нам пора садиться, Заниматься, не лениться. (Сесть за парту.)
Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Прочитайте на с. 48, чем мы будем сейчас заниматься. (Учитьсяузнавать время по часам.)
Прочитайте текст рядом с красной чертой.
Чем отличается время 2чи 14 ч? (2 ч-ночь, 14 ч — это 2 ч дня.) №223-225 (с. 48).
(Устное выполнение.) №226 (с. 48).
(Коллективное выполнение с комментированием по цепочке.) № 222 (с. 47), 228 (с. 48) — базовый уровень. № 229, 230 (с. 48) — уровень повышенной сложности.
(Самостоятельное выполнение. Уровень выбирают учащиеся.)
Рефлексия
(Самостоятельное выполнение заданий «Проверь себя» (учебник, с. 47, 48). Проверка.)Ответы
С. 47: 4 года = 48 мес., 2 года 3 мес. = 27 мес.
С. 48: 19.05 - вечер, 00.30 - ночь.
Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
Какую величину мы вспомнили сегодня на уроке?
Какими единицами измеряют время?
Домашнее задание
Рабочая тетрадь: № 88-90 (с. 42).
Дополнительный материал
Старик-годовик (сказка-загадка)
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полянах показались цветы.
Махнул старик-годовик третий раз — и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Крестьяне стали рожь жать.
Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев, каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — черная. Махнет птица раз — станет свет- лым-светло, махнет другой — станет темным-темно.
В.Даль
Как люди учились измерять время
Считать предметы мы умеем с 1 класса. Это очень просто — один, два, три... Измерить расстояние тоже несложно. А как и чем измерять время? Самыми древними «часами», которые никогда не останавливались и не ломались, оказалось солнце. Утро, вечер, день — не очень точные мерки, но поначалу первобытному человеку этого было достаточно. Потом люди стали больше наблюдать за небом и обнаружили, что через определенное время на небосклоне появляется яркая звезда. Эти наблюдения сделали египтяне, и они же назвали эту звезду Сириус. Когда появлялся Сириус, в Египте отмечали наступление нового года. Так появилась хорошо известная сейчас мера времени — год. Оказалось, что промежуток между появлением Сириуса состоит из 365 дней. Как видите, подсчеты древних египтян оказались достаточно точными. Ведь и наш год состоит из 365 дней. Но год слишком уж большая мера времени. А для того чтобы вести хозяйство (посев, выращивание, сбор урожая), нужны были более мелкие единицы времени, и люди вновь обратились к небу и звездам. На этот раз на помощь пришла луна, или, по-другому, месяц. Все вы наблюдали за луной и знаете, что через определенное время она меняет свою форму: от тоненького серпа до яркого круглого диска (полнолуние).
Промежуток между двумя полнолуниями и назвали месяцем. Оказалось, что месяц состоит примерно из 29 дней. Вот как точно в Древнем мире умели определять время!
А семидневная неделя возникла в Вавилоне благодаря тем планетам, которые появлялись на небосклоне и были известны вавилонянам: суббота — день Сатурна; воскресенье — день Солнца; понедельник — день Луны; вторник — день Марса; среда — день Меркурия; четверг - день Юпитера; пятница - день Венеры.
Если бы в Вавилоне были известны и другие планеты Солнечной системы, возможно, наша неделя состояла бы не из 7, а из 9, 10 или 8 дней. Смена этих светил в течение месяца происходила примерно 4 раза. Вот и оказалось, что в месяце 4 недели.
Итак, самое сложное — найти мерки времени — было сделано уже в Древнем мире. Этими мерками пользуются и по сей день. Только называют их по-разному. На Руси названия дней недели произошли от порядкового номера дня:
понедельник - по неделе, день, начинающий неделю;
вторник — второй день;
среда — середина недели;
четверг - четвертый день;
пятница — пятый день;
суббота, воскресенье — эти названия взяты из церковного словаря. Выходит, что все главные меры времени (год, месяц, неделя) люди позаимствовали у природы еще много лет назад. Хотя этими мерками нельзя было измерить точное время, но главный шаг все-таки был сделан.