Эффективные формы и методы подготовки к ГИА.
Выбирая предмет «география», учащиеся считают шансом успешно закончить девять классов. Вот здесь то и требуется от учителя умение организовать работу по подготовке к ОГЭ таким образом, чтобы обеспечить успешную сдачу экзамена для всех учеников и психологическая готовность самого учителя работать в таких условиях.
Чтобы получить максимальный результат при подготовке к ОГЭ, начинать готовиться нужно заблаговременно, в чем часто заключается существенная проблема. Нагрузка у учащихся большая и кроме географии ещё три экзамена.
Системный подход к повторению изученного материала - вот одна из главных задач при подготовке к экзамену. Самостоятельное повторение и тренинг выполнения заданий, систематические консультации по контрольно - измерительным материалам (КИМ) способствует систематизации комплексных знаний по предмету и формированию навыков выполнения заданий.
Для подготовки к экзамену я провожу: индивидуальные и групповые консультации, а также занятия со всем классом. Ближе к весне практикую на больших переменах пятиминутки: задания, которые можно решить без карты вывожу на экран, и ребята их свободно решают. Такие занятия проходят быстро, непринуждённо и весело.
Один раз в неделю провожу групповые консультации, а индивидуальные каждый день по личному запросу учащихся. Каждый год дети приходят разные и бывает так , что отработанные методы подготовки не работают. Например, в прошлом году выпускники добросовестно решали задания дома, мы их проверяли, исправляли ошибки, устраняли пробелы. А в этом году, первопроходцы ФГОСники решать дома не хотят, поэтому консультации провожу, намного дольше с 4.00 до 6.00, каждый понедельник.
Подготовка к экзамену имеет место практически на каждом уроке. Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям. Но больше 10- 15 минут отвести на это времени не возможно.
Очень большую роль в географии играет наглядность обучения, так как на 70% всех экзаменационных вопросов можно ответить с помощью карт атласа. Фундаментом географической подготовки я считаю работу с географической картой. При выполнении заданий разрешается пользоваться атласами. Потому знание номенклатуры и умение читать карты разного содержания, представление о положении на карте географических объектов – это моё главное требование к учащимся. Поэтому большое внимание уделяется работе с картами (7,8,9 класс).
Например: чтобы выполнить задание №2 можно воспользоваться картой. Я заставляю детей проговаривать вслух: «Для выполнения задания №2 берём атлас 9 класса, открываем карту «Федеративное устройство РФ, и прослеживаем участок границы», и они за мной повторяют этот алгоритм .
Или, задаю вопрос : « Какой атлас нам нужно открыть для выполнения задания № 4?» и.т.д. пока дети не научатся чётко понимать, какому заданию соответствует атлас какого класса и какая карта.
Сначала показываю образец выполнения заданий и образец рассуждений при выполнении задания, а затем требую этого от ученика. Приходится учить некоторых заново пользоваться линейками, решать задачи на проценты, читать графики, округлять числа.
При подготовке применяю информационные технологии, электронные ресурсы, советую решать онлайн –тесты в домашних условиях, когда рядом не оказывается сборника с тестами. Но я на собственном опыте убедилась, что лучше всего использовать сборники в бумажном варианте. Многие дети говорят , что они часто не понимают задания прочитанные в электронном виде, и они быстро забываются. Поэтому на протяжении последних лет для подготовки использую печатные издания. Для этого немало сил надо приложить, чтобы убедить родителей на приобретение пособия. В этом году у всех детей одинаковый сборник под редакцией Э.М. Амбарцумовой . 30 вариантов.
Чем удобен сборник: - во-первых, все варианты в одном месте и ничего не теряется;
Во –вторых, все замечания и рекомендации пишу там же, при необходимости дети легко ими воспользуются;
В- третьих, родителям удобно следить за подготовкой своих чад, и видеть нашу работу.
Результаты работы учащихся отражаю в маршрутных листах, в которых отмечаю посещённые консультации и результаты работы.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
выполнять различные типы тестовых заданий;
самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
правильно отмечать в бланке вариант ответа;
вносить исправления в бланк экзаменационной работы.
Учащиеся должны чётко знать, что от них требуется на экзамене и что они должны сделать, чтобы не упустить возможность получить как можно больше баллов.
Раздать задания
Анализируя экзаменационные работы прошлых лет , делаю вывод что дети отлично научились выполнять задания 10-11(сейчас 5 и 6 ); 17 и 24 сейчас 19 и 25.
При работе на «Синоптической карте» (№ 5 №6 ) я использую пошаговую инструкцию.
Задание: Найди все города, где действует циклон (антициклон)
Прохождение тёплого и холодного фронта. Тёплый фронт-потепление, холодный фронт – похолодание.
Задание: найди все города, в которых ожидается потепление (или похолодание).А потом из всего сказанного выбираем те пункты которые указаны в задании. Элементарная невнимательность приводит к ошибкам в самых легких заданиях, путают низкое и высокое давление в циклонах и антициклонах. Тогда объясняю не по научному « циклон- слово короткое- давление низкое, антициклон-слово большое- давление высокое», некоторые запоминают и таким способом.
Задание №19 само по себе очень простое, если знаешь хорошо карту. Поэтому только тренировка гарантирует успех, делаю подборку таких заданий и каждый на настенной карте их отрабатывает и плюс географическая разминка по субъектам РФ на каждом уроке, вместо физминутки.
25 задание требует абсолютное знание городов миллионеров, потому что в этом задании как правило, один город точно такой будет. Если ученик их выучил, то он сразу определяет, куда его поставить, на первое или на последнее место. Оставшиеся два города по масштабным пунсонам на карте «Плотность населения».
Для успешного выполнения заданий знакомлю пошаговым выполнением заданий , т.е. основными правилами, понятиями , терминами . Разработала для учащихся памятки и алгоритмы решения некоторых задач, при подготовке их используют в качестве справочного материала. (показываю справочник)
Что касается 16 и 17 задания дети у меня решают их не все, если сказать точнее то некоторые.
Что делаю, что бы их научить:
- во-первых, определить расположение точек на одной параллели или на разных, на одном меридиане или нет. Можно сделать схематический рисунок нарисовать градусную сеть и расположение точек. Далее определяемся, в каком направлении сменяют друг друга населенные пункты (точки).
Во-вторых, изучить столбцы в таблице, какие данные они отражают.
В-третьих, где угол падения солнечных лучей будет наибольшим. (т.е. солнце в зените)
23 сентября – день осеннего равноденствия (солнце в зените над экватором)
22 июня – день летнего солнцестояния (солнце в зените над северным тропиком)
21 марта – день весеннего равноденствия (солнце в зените над экватором)
22 декабря – день зимнего солнцестояния (солнце в зените над южным тропиком)
Широта тропиков – 23 градуса с.ш. и 23 градуса ю.ш
-Далее начинаем прорабатывать каждое утверждение и ищем стройный ряд.
Если ребёнок внимательный, желающий научиться и знающий самое главное, то он выполнит задание.
№17 - В столице какой из перечисленных республик Солнце раньше всего по московскому времени поднимается над горизонтом? Чем восточнее, тем раньше встает над горизонтом.
- Где угол падения солнечных лучей будет наибольшим.
Чем ближе к югу – тем угол падения солнечных лучей будет наибольшим
- Выше всего над горизонтом Солнце
-В день летнего солнцестояния Солнце в зените над северным тропиком. Поэтому ищем пункт с самой маленькой северной широтой.
-В день зимнего солнцестояния Солнце в зените над южным тропиком. Поэтому ищем пункт с самой маленькой южной широтой.
Летом продолжительность дня больше в городе, который ближе к северу (то есть, чем широта больше тем продолжительней световой день).
Зимой наоборот (там где широта меньше там световой день длинней.)
Давайте проанализируем задание №16
Решение: 1. Мы не наблюдаем последовательное изменение температуры воздуха в течение суток.
2.С увеличением высоты температура воздуха не понижается.
3. От экватора к северному полюсу это сверху вниз по таблице-смотрим не понижается последовательно.
4.Движение на юг-это снизу вверх, смотрим увеличивается с 31 до 44
Ответ:4
№17 по этой же таблице:
Решение :22 июня солнце в зените над северным тропиком, день летнего солнцестояния. Продолжительность светового дня меньше в пункте с самой маленькой широтой т. е в пункте который ближе к югу. А в пункте Г самый продолжительный день.
Ответ: 1
(Можно решить ещё)
Ответ №16 -3
№17 -4
№17 по этой же таблице:
№16 №17