Материалы для участия в e-mail-конференции по теме
«Эффективные формы и методы формирования культуры быта обучающихся государственного учреждения образования
«Яновичская средняя школа Витебского района»
Согласно Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы, разработанной в соответствии со статьей 95 Кодекса Республики Беларусь об образовании, одним из основных направлений воспитания обучающихся является воспитание культуры быта и досуга.
Целью воспитания культуры быта и досуга является формирование у обучающихся ценностного отношения к материальному окружению, устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах досуга, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.
Задачи:
научить детей не только видеть и понимать прекрасное во всем, но и создавать его в своем доме и вокруг него;
привить навыки культуры быта, самоорганизации жизни;
научить создавать уют в классе, в школе, в квартире, в доме;
привить навыки культурного проведения досуга;
сформировать систему личностных и социальных ориентиров.
В качестве основной составляющей социально-бытовой компетенции определяется система жизненно важных знаний, умений, навыков, позволяющая адаптироваться условиях быстро изменяющегося общества. Для детей важно не только усвоение определенного объема знаний социально-бытового характера, но и умение владеть тем или иным способом деятельности и общения.
Для формирования социально-бытовой компетенции обучающихся важно создание определенной образовательной среды: благоприятного социально-психологического климата на основе доверительного общения и понимания, оптимальных условий для формирования навыков социального взаимодействия, выполнения ими разнообразных ролей, освоения социально значимых норм и способов поведения.
Как театр начинается с вешалки, так и воспитательное воздействие на обучающихся в нашем учреждении образования начинается со школьного порога. Это всегда ухоженная, стильно оформленная, чистая и уютная пришкольная территория: фруктовый сад, множество неповторимых беседок для отдыха, стадион, пришкольный участок, цветочные клумбы. В работе по их благоустройству участвует каждый класс, потому что стремится победить в конкурсе «Цветочный рай».
В честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне в апреле 2015 года была проведена акция «Школьная сосна Памяти», в ходе которой на пришкольной территории высажено около 100 саженцев.
Уют в коридорах учреждения образования создан благодаря спонсорской поддержке предприятий микрорайона и попечительского совета школы. Обновлены жалюзи на окнах, выполнен витраж старинного поселка Яновичи на стене в рекреации первого этажа. Оборудованы выставочные залы художников-земляков В.П.Тихонова и В.И.Кухарева на втором этаже. На третьем этаже оформлена выставка фотографий орнитолога В.Ивановского «Моя крылатая Белая Русь» и фотопанорама «Природа родного края».
Все это призвано пробудить у школьников стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают.
Возможность соприкоснуться как можно ближе с бытом и жизнью своего народа предоставлена в этнографическом зале. Здесь проводятся традиционные тематические недели: «масленичная», «святочная», «пасхальная».
Собранные экспонаты служат в качестве методического материала для разных видов деятельности – для учебных занятий по литературе, истории Беларуси, географии, обществоведению, обслуживающему труду, факультативных занятий «Мы сами», «Краеведение», занятий по интересам «Юные экскурсоводы», «Юные таланты», театральной деятельности.
Также неповторим в своем оформлении каждый учебный кабинет. Особенно следует отметить победителей районных конкурсов – кабинет белорусского языка и литературы (Виноградова И.А., 2014, диплом I степени) и кабинет русского языка и литературы (руководитель Дудник Н.Н, 2015, диплом II степени). Три кабинета начальных классов будут участвовать в районном конкурсе в 2016 году.
Формирование у обучающихся социально-бытовых навыков осуществляется по большей мере в рамках именно трудового воспитания.
В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности.
Благоустройство жизненного пространства учреждения образования имеет немаловажное значение для воспитания культуры быта и досуга обучающихся. В классах постоянно поддерживается чистота и порядок. Существует распределение обязанностей между учащимися.
Проведение смотров-конкурсов, в ходе которых оцениваются художественное оформление помещений, озеленение кабинетов, позволяет формировать у обучающихся эстетические потребности и вкус, развивать творческие задатки («Новый год стучит в окно», «Зеленая планета»).
Работники школьной столовой воспитывают культуру приема пищи, создавая уют в обеденном зале. Организовано дежурство класса по столовой: дети в специальной одежде накрывают на стол, следят за чистотой.
Воспитание навыков личной и общественной гигиены обучающихся играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Все участники образовательного процесса стремятся к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Законные представители обучающихся содействуют созданию благоприятной образовательной среды: приносят комнатные цветы, средства личной гигиены, выполняют косметический ремонт.
Культура быта, как составляющий компонент общей культуры личности, находится в тесной взаимосвязи с моральной, эстетической, экологической, правовой и другими видами культур.
Содержание воспитательной работы по развитию досуговой культуры личности предполагает привлечение обучающихся к участию в занятиях по интересам, сохранение и укрепление здоровья через занятия физкультурой, спортом и туризмом.
Занятия различными видами декоративно-прикладного творчества, способствуют отражению эстетического отношения к действительности, более полному раскрытию внутреннего творческого потенциала обучающихся.
Для удовлетворения образовательных и социокультурных запросов детей и подростков, развития творческих способностей в учреждении образования работает 8 объединений по интересам, 5 из них - в субботу. Посещаемость занятий дополнительного образования составляет 79-80 %. Ежегодно подводятся итоги работы каждого объединения по интересам (приложение 3). В 2016 году обучающиеся на занятиях по интересам «Волшебный мир оригами» подготовили виртуальный мастер-класс «Топиарий из салфеток» на районный конкурс. Работы обучающихся и их родителей представлены на школьной выставке декоративно-прикладного искусства, а победители – на районном и областном этапах конкурса «Рождественская звезда», «Сбережем зеленую ель». В учреждении образования постоянно действует сменная выставка работ обучающихся «Мир моих увлечений».
Важным звеном воспитательной системы учреждения образования является проведение традиционных школьных праздников, воспитательное воздействие которых имеет комплексный характер, в том числе и содействует воспитанию культуры досуга. Среди них особое место занимает праздник «Здравствуй, Новый год!». По итогам районного конкурса по оформлению «Новый год стучит в окно» учреждение образования заняло 3-е место. Участниками фестиваля «Елка-фэст» в 2015/2016 учебном году стали педагоги Родулевич Д.О., Соловьёв Я.О.
Реализация модели дополнительного образования «Юные таланты» стимулирует рост творческих способностей учащихся. Использование эффективных форм занятий позволяет повысить уровень вокального исполнительства, способствуют гармоничному развитию личности.
Празднование знаменательных дат: 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, День Конституци, конкурсная программа «Минута Славы», воспитательные часы: «Джентльмен-шоу», «Школа хороших манер», фотовыставка «Зимние мотивы», конкурсы: «Умелая хозяюшка», «Веселый мастерок», трудовой десант «Учимся быть хозяевами школы», цикл часов общения «Новый домострой», деловые и ролевые игры: «Потерпевшие кораблекрушение», «Подарки», «Ответь за другого», викторина «Как вести себя за столом», проект «Моя семья – крепость» и другие формы работы содействуют формированию культуры класса, поддержанию интереса к выполнению социально-бытовых навыков.
В воспитательном процессе культуры класса педагоги используют следующие организационно-технологические механизмы:
Упражнение - планомерное и регулярное выполнение воспитанниками определенных действий с целью превращения их в привычные формы общественного поведения (например, дежурный по столовой, по классу).
Убеждение - это показ, рассказ сути дела с объяснением его важности, полезности (Почему нужно мыть руки перед едой).
Воспитывающие ситуации - это способ показа и анализа путей преодоления моральных противоречий, возникающих в тех или иных ситуациях и конфликтах или создание самой ситуации (Готовим пирог вместе с мамой).
Ситуация творчества - это создание таких условий, в которых актуализируется выдумка, воображение, фантазия школьников, их способность к импровизации, умение выйти из нестандартной ситуации (Подарки своими руками).
Ситуация непринужденной принудительности - это механизм влияния конкретной ситуации не в виде бескомпромиссного требования педагога, а в виде актуализации уже имеющихся мотивов поведения в новых условиях, обеспечивающих активное участие каждого школьника в жизни коллектива, благодаря чему складывается позиция субъекта, творческого соучастника (Помоги другу убрать свой стол).
Соревнование - это метод стимулирования активности воспитанников путем создания условий, когда каждый его участник стремится максимально проявить свои способности (Самый опрятный, лучший дежурный, самый пунктуальный).
В работе с законными представителями обучающихся эффективно проведение социологических исследований в семьях о распределении домашних обязанностей. В начале учебного года состоялось родительское собрание на тему «Воспитание в семье культуры внешнего вида», в ходе которого произошло знакомство родителей с разделом Устава школы о соблюдении делового стиля одежды.
В результате целенаправленной работы по формированию социально-бытовой компетенции выпускники нашего учреждения образования обучены навыкам социальных отношений, самостоятельности и культуры поведения в семье, в обществе.
Санникова Тамара Владимировна
Государственное учреждение образования
«Яновичская средняя школа Витебского района»
Заместитель директора по воспитательной работе
Sannikova_tamara @ mail.ru
Телефон +375292499056
Март, 2016 год