Тип 1 № 23220
Рассмотрите таблицу «Вклад ученого в развитие данной науки» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Раздел биологии | Вклад ученого в развитие данной науки |
| Мечников И. И. − Фагоцитарная теория иммунитета |
Микробиология | Кох Р. − Открытие туберкулезной палочки |
2. Тип 2 № 50638
Экспериментатор заразил корову вирусом коровьей оспы. Как изменилось количество эритроцитов и количество лимфоцитов в крови?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:
1) увеличилось
2) уменьшилось
3) не изменилось
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Количество эритроцитов | Количество лимфоцитов |
| |
3. Тип 3 № 6707
Какое число нуклеотидов в гене кодирует первичную структуру белка, состоящего из 300 аминокислот. В ответ запишите только соответствующее число.
4. Тип 4 № 21743
Сколько процентов потомства обладало доминантным по обоим признакам фенотипом при скрещивании дигетерозиготного по этим признакам растений гороха с рецессивным по обоим признакам растением? Ответ запишите в виде числа.
5. Тип 5 № 45804
Каким номером на рисунке обозначен органоид, который в нервной ткани отвечает за секрецию нейромедиаторов?
Рассмотрите рисунок и выполните задания 5 и 6.
6. Тип 6 № 45805
Установите соответствие между характеристиками и органоидами клетки, обозначенными цифрами на схеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Сливается с эндосомами
Б) Синтезирует собственные белки
В) Состоит из триплетов
Г) Немембранный органоид
Д) Окисляет органические вещества до углекислого газа и воды
Е) Синтезирует трансмембранные белки
ОРГАНОИДЫ
1) (2)
2) (3)
3) (4)
4) (10)
Запишите в ответ цифры 1-4 из столбца ОРГАНОИДЫ, соответствующие номерам на схеме. Расположив их в порядке, соответствующем буквам:
7. Тип 7 № 50643
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие из приведённых примеров относятся к геномным мутациям?
1) появление дополнительной Y-хромосомы
2) замена аденина на гуанин
3) разворот участка хромосомы
4) перенос плеча с одной хромосомы на другую
5) трисомия по 21 паре хромосом у человека
6) триплоидия
8. Тип 8 № 50827
Установите последовательность действий селекционера при прививке растения. Запишите в таблицу соответсвующую последовательность цифр.
1) помещение стеблей культурного растения в подвой
2) выращивание двудомных растений культурных сортов на одном дереве
3) формирование разреза в стебле подвоя
4) выбор культурных сортов для привоя для прививки
5) фиксация тканей привоя и подвоя
9. Тип 9 № 52089
Каким номером на рисунке обозначена стадия жизненного цикла паразита, где происходит перемещение малярийного плазмодия в слюнные железы?
Рассмотрите рисунок и выполните задания 9 и 10.
10. Тип 10 № 52090
Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла паразита, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Происходит питание гемоглобином
Б) Образуется зигота
В) Бесполое размножение в пищеварительной системе
Г) Происходит оплодотворение
Д) Размножение в теле промежуточного хозяина
Е) Половое размножение в теле окончательного хозяина
СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО
ЦИКЛА ПАРАЗИТА
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
11. Тип 11 № 52128
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался цветок, изображённый на рисунке, то для этого растения характерны:
1) многоклеточный фотосинтезирующий гаметофит
2) одна семядоля в семени
3) опыление ветром
4) развитие главного корня
5) проводящие пучки расположены по кругу
6) развит слой камбия
12. Тип 12 № 21873
Установите правильную последовательность классификации зайца-русака, начиная с наименьшего таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) Животные
2) Заяц-русак
3) Хордовые
4) Млекопитающие
5) Зайцы
6) Зайцеобразные
13. Тип 13 № 52213
Какой цифрой на рисунке обозначена структура, регулирующая количество света, который поступает на сетчатку?
Рассмотрите рисунок и выполните задания 13 и 14.
14. Тип 14 № 52218
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Содержит колбочки и палочки
Б) Непрозрачная внешняя оболочка глаза
В) Отвечает за питание глаза
Г) Обладает сосудами
Д) Имеет места креплений глазодвигательных мышц
Е) Состоит из фоторецепторов
СТРУКТУРЫ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
15. Тип 15 № 20530
Какие функции выполняет слюна человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) облегчение глотания
2) расщепление жиров
3) расщепление крахмала
4) механическое измельчение пищи
5) обезвреживание бактерий
6) расщепление белков
16. Тип 16 № 25294
Установите последовательность кровеносных сосудов, которые проходит кислород на пути от лёгких к мышцам ног. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) брюшная аорта
2) капилляры мышц
3) левый желудочек
4) наружная подвздошная артерия
5) лёгочная вена
17. Тип 17 № 27465
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида Сурепка обыкновенная. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Сурепка обыкновенная — многолетнее травянистое растение с двулетними побегами. (2)Относится к роду Сурепка из семейства Капустные. (3)Сурепка распространена по всей Европе, в России — в европейской части и Западной Сибири. (4)Сурепка — растение-мезофит, способное произрастать в условиях полутени. (5)Сурепка — сорное растение преимущественно лесной зоны, на юге встречается реже, в местах избыточно увлажнённых. (6)Сурепка обыкновенная обсеменяется уже в начале лета до уборки полевых культур и сильно засоряет почву.
18. Тип 18 № 20556
Какие из приведённых организмов являются потребителями готового органического вещества в сообществе соснового леса? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) почвенные зелёные водоросли
2) гадюка обыкновенная
3) мох сфагнум
4) подрост сосны
5) тетерев
6) лесная мышь
19. Тип 19 № 22404
Установите соответствие между примерами и типами межвидового взаимодействия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) аскарида и человек
Б) подберёзовик и берёза
В) клевер и клубеньковые бактерии
Г) малярийный плазмодий и комар
Д) актиния и рак-отшельник
Е) головня и пшеница
ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1) паразит-хозяин
2) симбиоз
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
20. Тип 20 № 12389
Установите правильную последовательность эр в истории Земли.
1) Протерозойская
2) Кайнозойская
3) Архейская
4) Палеозойская
5) Мезозойская
21. Тип 21 № 47142
Проанализируйте таблицу «Виды естественного отбора». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или понятие из предложенного списка.
Виды естественного отбора
Название | Особенности | Пример |
А_________ | постепенный сдвиг максимума распределения признака | длина шеи жирафа |
стабилизирующий | Б__________ | толщина панциря у черепах |
разрывающий | разделение распределения признака на два максимума | В__________ |
Список терминов и понятий:
1) дегенеративный
2) движущий
3) прогрессивный
4) длиннокрылые и бескрылые насекомые на островах
5) собаки одной породы с разной окраской шерсти
6) образование устойчивых к антибиотику бактерий
7) отбором выбраковываются особи с минимальным и максимальным значением признака
8) ареал обитания популяции разделяется на два физическим барьером
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
22. Тип 22 № 20632
Пользуясь таблицей «Выживание куропаток», выберите верные утверждения.
«Выживание куропаток»
(по Швердпфегеру, с упрощениями)
Возраст, годы | Количество особей | Смертность, % | Доля самок в популяции |
живых к началу возраста | погибших в данном возрасте |
0 | 1000 | 850 | 85 | 0,50 |
2 | 112 | 31 | 28 | 0,46 |
4 | 57 | 18 | 32 | 0,32 |
6 | 26 | 9 | 35 | 0,23 |
8 | 11 | 4 | 35 | 0,27 |
10 | 5 | 2 | 35 | 0,20 |
12 | 2 | 1 | 50 | 0 |
13 | 1 | 1 | 100 | 0 |
1) В интервале 4–10 лет у куропаток относительно стабильная смертность (32−35%).
2) Куропатки живут до 20 лет.
3) В популяции куропаток 50% самок.
4) Гнездование на земле делает птенцов легко доступной пищей для хищных птиц и крупных млекопитающих.
5) Массовая гибель птенцов происходит на первом году жизни.
23. Тип 23 № 52283
Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, какие будут результаты эксперимента, если добавить перекись к кусочку сырого мяса. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если проводить эксперимент при наличии прямых солнечных лучей?
*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Для изучения активности фермента пероксидазы, расщепляющей перекись водорода, ученый провёл эксперимент с корнем хрена. Для этого он нарезал корень на кусочки массой по 1 грамму. Затем на каждый кусочек он добавил 3% перекись водорода в различном объёме. Результаты эксперимента представлены на графике.
24. Тип 24 № 52269
Объясните результаты эксперимента. Почему в пробирке раствор не поменял цвет на сине-фиолетовый?
Экспериментатор решил исследовать активность фермента амилазы в зависимости от реакции среды. В пробирку он прилил раствор крахмала и раствор фермента. После в пробирку он внес буферный раствор с рН=8. Затем пробирки поместил в термостат и добавил 1 каплю раствора йода. В результате в пробирке наблюдалось бледно-желтое окрашивание.
25. Тип 25 № 19053
К какому типу ткани относится изображённый на рисунке объект? Какие органы человеческого организма образованы этой тканью? Какими свойствами обладают клетки, образующие эту ткань?
26. Тип 26 № 20457
Чем представлена гортань, каковы её функции, в чём проявляется взаимосвязь её строения с другими органами?
27. Тип 27 № 11206
Почему необходимо поддерживать биоразнообразие для сохранения биосферы?
28. Тип 28 № 23263
Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках кончика корня в метафазе и конце телофазы митоза. Объясните все полученные результаты.
29. Тип 29 № 14145
Скрестили низкорослые (карликовые) растения томата с ребристыми плодами и растения нормальной высоты с гладкими плодами. В потомстве были получены две фенотипические группы растений: низкорослые с гладкими плодами и нормальной высоты с гладкими плодами. При скрещивании растений томата низкорослых с ребристыми плодами с растениями, имеющими нормальную высоту стебля и ребристые плоды, всё потомство имело нормальную высоту стебля и ребристые плоды. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства растений томата в двух скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?