МАОУ СОШ №8
Экологический проект
«Растительный мир пришкольного участка»
Верхний Тагил
Введение
Нас окружает мир растений, но мы не всегда с должным вниманием и благодарностью относимся к богатствам зелёного мира, без которых не возможна жизнь на планете.
Зелёные насаждения пришкольного участка очищают воздух, воспитывают в школьниках эстетические чувства, любовь к родной природе, к сельскохозяйственному труду. Школьный участок - место, где учащиеся приобретают основы экологических знаний, так как при создании любого парка или сада необходимо понимание того, как взаимодействуют растения между собой и с окружающей средой. Поэтому мы обратились к этой теме, в частности решили определить и проанализировать растительный мир нашего пришкольного участка.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нём определяется роль пришкольного участка для природы и человека в целом.
Практическая значимость определяется возможностью применения, на уроках окружающего мира, биологии, на родительских собраниях, классных часах и других школьных мероприятиях, направленных на работу по охране окружающей среды всю информацию о пришкольном участке.
Цель работы – проведение исследований методом наблюдения растений, трав, кустарников, деревьев на участке школы и прилегающей территории.
Гипотеза:
Научиться различать по внешним признакам разные культуры
Проводить опыты с последующим анализом полученных результатов
Формировать экологическую культуру поведения, заботиться о природном наследии на пришкольном участке.
У нас в школе есть пришкольный участок, на котором школьники работают и
весной и осенью, а летом проходят летнюю практику.
В сентябре наш класс ходил на экскурсии по пришкольному участку. Я знакомился с видовым разнообразием растений пришкольного участка, собирал информацию, изучал характеристики и описание деревьев, трав, кустарников. Делал фото и собирал гербарий.
Определил основные функции пришкольного участка:
эстетическая;
улучшения микроклимата (благодатная тень в летнюю жару);
снижения скорости ветра, уровня шума;
увлажнения и очищения воздуха;
регуляции температуры воздуха;
дополнительного климатического и лечебного фактора, очищение воздуха.
Актуальность: Растения играют важную роль в жизни человека. Они не только кормят и согревают нас — они веками обеспечивают постоянное содержание кислорода в воздухе, без чего невозможна жизнь на Земле.
На нашем пришкольном участке растет много разных растений.
Это и рябина, яблоня, сосна, клен, береза, бузина, боярышник, травы - клевер, мать – и - мачеха, пастушья сумка, бархатцы, календула.
Обратил внимание на возраст деревьев. Методом сравнения определил цвет, длину и ширину листьев. Провел исследования по каждому экспонату, высота дерева, кора, плоды, мета разрастаний в природе, а так же выяснил применение человеком в жизни.
Выявил закономерность, что рост и развитие растений зависят от состояния почвы, ее плодородия, влажности и солнечного освещения местности.
Но самое главное значение растительного мира пришкольного участка, я считаю влияние на жизнь человека в целом.
Во - первых, это очищение от сажи и пыли. Чемпионом по поглощению пыли и сажи является тополь. Одно тополиное дерево за сезон освобождает атмосферу от 20 до 30 кг пыли и сажи. У нас вокруг школы имеются по всему периметру насаждения этих деревьев.
Во - вторых, вблизи школы проходит дорога, в выхлопных газах автомобилей находится свинец - очень вредный элемент для здоровья человека. Но он может поглощаться растениями. Особенно хорошо очищает береза. На школьной территории около берез. По дороге перед школой ездят легковые, грузовые автомобили их количество незначительное. Поэтому можно заключить, что березы справляются с очисткой выхлопных газов.
В - третьих, оздоровительная роль зеленых насаждений проявляется и в способности выделять фитонциды (вещества способные убивать микробы и бактерии). Известно, что летом воздух в парках содержит в 200 раз меньше бактерий, чем воздух улиц. На нашем пришкольном участке есть берёзы, которые находятся в списке 500 известных растений, которые обладают фитонцидными свойствами.
Наличие деревьев на территории школы благотворно влияет на детей, отдыхающих в летнем школьном лагере. В период летней жары можно отдохнуть и тем, кто проходит практику на учебно-опытном участке.
Во время летней практики на пришкольном участке, мы совмещаем физический труд с исследовательской и опытнической работой. мы с ребятами развиваем практические навыки и умения по уходу за растениями нашего пришкольного участка, обобщаем свои знания.
Но основной проблемой на сегодняшний день является, то, что большая часть растительного мира пришкольного участка изживает свое жизненное состояние. Поэтому на пришкольном участке были высажены новее молодые деревья и кустарники. Постепенно заменятся старые деревья молодыми экземплярами. Учителя провели разъяснительную работу с учащимися школы. Ежегодно проводим своевременную чистку засохших веток деревьев. Ухаживаем за давно растущими деревьями, а чтобы территория школы выглядела ухоженной, ежегодно разбиваем клумбы с цветами. А еще в прошлом году, для сохранения фауны пришкольного участка, мы всей школой реконструировали и привели в порядок забор вокруг школы.
Заключение
Пришкольный участок-это искусственная экосистема, созданная учениками и учителями школы. За каждым классом закреплено несколько деревьев, за которыми ученики следят и ухаживают. Также на территории участка происходят различные экологические экскурсии с учителями биологии и географии. На них ученики открываю для себя много нового в плане изучения растений. Поэтому, сберегая и сохраняя природу вокруг нас, мы заботимся о будущем нашего пришкольного участка.
Ведь « Природа- бесценный дар, один на всех».