СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое образование в России

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образование является одной из важнейших социальных подструктур общества. Цель данной работы направлена, главным образом, на изучение современного экологического образования и его основных компанентов. Для решения проблем современного экологического образования, думаю, необходимо для начала, проанализировать его нынешнее состояние и возможности его развития. Поэтому считаю, что выбранная мной тема, является актуальной.

Просмотр содержимого документа
«Экологическое образование в России»

Экологическое образование в России:  Современное состояние и тенденции развития.   Презентацию подготовила: Первакова Юлия. Учитель биологии.  МБОУ Купавинская СОШ№25        

Экологическое образование в России: Современное состояние и тенденции развития.

Презентацию подготовила:

Первакова Юлия.

Учитель биологии. 

МБОУ Купавинская СОШ№25

 

 

 

 

Введение.   Образование является одной из важнейших социальных подструктур общества. Цель данной работы: Изучить содержание современного экологического образования и его основных компонентов по данным литературы. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: Рассмотреть понятия экологического образования и воспитания; Ознакомиться с историей экологического образования в России; Раскрыть основные принципы экологического образования и воспитания; Проанализировать современную систему экологического образования в России Для решения задач современного этапа развития общего экологического образования необходимо проанализировать его нынешнее состояние и тенденции развития. Поэтому, выбранная тема является актуальной.

Введение.

Образование является одной из важнейших социальных подструктур общества.

Цель данной работы: Изучить содержание современного экологического образования и его основных компонентов по данным литературы.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  • Рассмотреть понятия экологического образования и воспитания;
  • Ознакомиться с историей экологического образования в России;
  • Раскрыть основные принципы экологического образования и воспитания;
  • Проанализировать современную систему экологического образования в России

Для решения задач современного этапа развития общего экологического образования необходимо проанализировать его нынешнее состояние и тенденции развития. Поэтому, выбранная тема является актуальной.

Понятие экологического образования.   «Экологическое образование представляет собой процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, необходимых для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением.» (1970 г. в г. Карсон-Сити (США, Невада). Экологическое образование включает в себя «экологические закономерности». Это не столько научные сведения о приспособлении живых форм, сколько идеи о том, что: все живые существа взаимосвязаны, биосфера едина для всех, любые изменения в ней затрагивают и человека

Понятие экологического образования.

«Экологическое образование представляет собой процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, необходимых для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением.»

(1970 г. в г. Карсон-Сити (США, Невада).

Экологическое образование включает в себя «экологические закономерности». Это не столько научные сведения о приспособлении живых форм, сколько идеи о том, что:

  • все живые существа взаимосвязаны,
  • биосфера едина для всех,
  • любые изменения в ней затрагивают и человека
Понятие Экологического Воспитания.   Особая форма воздействия на личность - экологическое воспитание. Экологическое воспитание формирует морально-этическую основу отношения человека к природе. Экологическое воспитание развивает в сознании несколько базовых установок: Человек – это живое существо, он зависит и нуждается в мире живой природы. Окультуривание и разрушение дикой природы ухудшает состояние биосферы, следовательно, и человеческого мира. Живые и неживые элементы природы, включая и человека, имеют сложные взаимосвязи

Понятие Экологического Воспитания.

Особая форма воздействия на личность - экологическое воспитание. Экологическое воспитание формирует морально-этическую основу отношения человека к природе.

Экологическое воспитание развивает в сознании несколько базовых установок:

  • Человек – это живое существо, он зависит и нуждается в мире живой природы.
  • Окультуривание и разрушение дикой природы ухудшает состояние биосферы, следовательно, и человеческого мира.
  • Живые и неживые элементы природы, включая и человека, имеют сложные взаимосвязи
История экологического образования в России.    Экология возникла в недрах биологии в форме знания о связи живого организма с окружающей природной средой. Представление о необходимости специального изучения связей видов с их природным окружением сложилось, когда пришло понимание того, что живые организмы эволюционируют и что важнейшую, определяющую роль в этом процессе играет внешняя среда. Немецкий биолог Эрнст Геккель, который в 1866 г. предложил термин «экология», дал этой науке следующее определение: «Это познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды.... Одним словом, экология – это наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе...»

История экологического образования в России.

Экология возникла в недрах биологии в форме знания о связи живого организма с окружающей природной средой. Представление о необходимости специального изучения связей видов с их природным окружением сложилось, когда пришло понимание того, что живые организмы эволюционируют и что важнейшую, определяющую роль в этом процессе играет внешняя среда.

Немецкий биолог Эрнст Геккель, который в 1866 г. предложил термин «экология», дал этой науке следующее определение: «Это познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды.... Одним словом, экология – это наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе...»

Экологическое образование в России: современное состояние и тенденции его развития.   Задачи экологического образования: Образование является стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции. Поэтому одной из главных задач экологического образования сегодня является формирование образа будущего и нарастание ответственности за него.

Экологическое образование в России: современное состояние и тенденции его развития.

Задачи экологического образования: Образование является стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции. Поэтому одной из главных задач экологического образования сегодня является формирование образа будущего и нарастание ответственности за него.

Основные уровни и направления экологического образования.   Важнейшим условием создания системы экологического образования населения Российской Федерации, является участие в этом всех государственных и социальных институтов, социальных групп и слоев населения. Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни; формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы в раннем детстве; способствовать пониманию основ целостной картины мира в школе; формировать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности в периоды взросления и зрелости.

Основные уровни и направления экологического образования.

Важнейшим условием создания системы экологического образования населения Российской Федерации, является участие в этом всех государственных и социальных институтов, социальных групп и слоев населения.

  • Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни;
  • формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы в раннем детстве;
  • способствовать пониманию основ целостной картины мира в школе;
  • формировать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности в периоды взросления и зрелости.
Организация экологического образования.   Форма обучения – это организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующая различным условиям её проведения (в классе, на природе и так далее.), используемая учителем в процессе воспитывающего обучения. В связи с особенностями содержания курса природоведения, задачами, решаемыми в учебно-воспитательном процессе, различают следующие организационные формы изучения природы младшими школьниками: урок, экскурсия, внеурочная домашняя работа, внеклассная работа.

Организация экологического образования.

Форма обучения – это организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующая различным условиям её проведения (в классе, на природе и так далее.), используемая учителем в процессе воспитывающего обучения. В связи с особенностями содержания курса природоведения, задачами, решаемыми в учебно-воспитательном процессе, различают следующие организационные формы изучения природы младшими школьниками: урок, экскурсия, внеурочная домашняя работа, внеклассная работа.

Экскурсия как форма экологического обучения.   Экскурсия – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях (Пакулова, Кузнецова, 1990). Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Мы живём в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания.

Экскурсия как форма экологического обучения.

Экскурсия – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях (Пакулова, Кузнецова, 1990). Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Мы живём в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания.

Экологическое образование в общеобразовательной школе.   Образование по вопросам окружающей среды не должно являться еще одним предметом, а должно включаться в программы, предназначенные для всех обучающихся, независимо от их возраста. Важнейшим нравственным качеством, формируемым в процессе экологического образования младших школьников, является экологическая ответственность и её составляющая — ценностное отношение к природе. Экологическая ответственность характеризуется определённым уровнем развития мотивационно-ценностного, содержательно-операционного и оценочно-результативного компонентов.

Экологическое образование в общеобразовательной школе.

Образование по вопросам окружающей среды не должно являться еще одним предметом, а должно включаться в программы, предназначенные для всех обучающихся, независимо от их возраста. Важнейшим нравственным качеством, формируемым в процессе экологического образования младших школьников, является экологическая ответственность и её составляющая — ценностное отношение к природе. Экологическая ответственность характеризуется определённым уровнем развития мотивационно-ценностного, содержательно-операционного и оценочно-результативного компонентов.

Экологическое образование в высших учебных заведениях.   Экологическое образование в вузах должно сформировать новую мировоззренческую парадигму и экологический профессионализм. В России существуют профильные вузы так или иначе связанные с темой экологии. В настоящее время в некоторых вузах России студенты – активисты внедряют систему раздельного сбора отходов, систему эффективного использования воды и электроэнергии. Участники экологических сообществ университетов разрабатывают собственные экокодексы, экопорталы, проводят различные мероприятия по продвижению практик по устойчивому развитию среди учащихся вузов.

Экологическое образование в высших учебных заведениях.

Экологическое образование в вузах должно сформировать новую мировоззренческую парадигму и экологический профессионализм. В России существуют профильные вузы так или иначе связанные с темой экологии.

В настоящее время в некоторых вузах России студенты – активисты внедряют систему раздельного сбора отходов, систему эффективного использования воды и электроэнергии. Участники экологических сообществ университетов разрабатывают собственные экокодексы, экопорталы, проводят различные мероприятия по продвижению практик по устойчивому развитию среди учащихся вузов.

Образование для устойчивого развития и задачи школьного экологического образования.   Совершенствование базового школьного образования – первый приоритет в образовании для устойчивого развития (ОУР). Он предполагает, что образованное общество должно быть соответствующим образом информировано в области состояния и перспектив устойчивого развития. В интересах устойчивого развития (УР) в 2005 г. в Вильнюсе была принята разработанная Европейской экономической комиссией ООН «Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития».

Образование для устойчивого развития и задачи школьного экологического образования.

Совершенствование базового школьного образования – первый приоритет в образовании для устойчивого развития (ОУР). Он предполагает, что образованное общество должно быть соответствующим образом информировано в области состояния и перспектив устойчивого развития. В интересах устойчивого развития (УР) в 2005 г. в Вильнюсе была принята разработанная Европейской экономической комиссией ООН «Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития».

Цели общего экологического образования для устойчивого развития.   Концепция Государственных стандартов общего образования нового поколения дает новые ориентиры для модернизации российской общеобразовательной школы. Это неизбежно ставит вопрос о необходимости обновления теоретических и научно-методических оснований школьного экологического образования. Выделяется три группы целей (планируемых результатов) школьного экологического образования в интересах Устойчивого Развития: Личностные, отражающие общекультурную направленность экологического образования; Предметные, отражающие фундаментальный характер предметных знаний, на которые опирается экологическое образование; Метапредметные, отражающие универсальный характер учебной деятельности.

Цели общего экологического образования для устойчивого развития.

Концепция Государственных стандартов общего образования нового поколения дает новые ориентиры для модернизации российской общеобразовательной школы. Это неизбежно ставит вопрос о необходимости обновления теоретических и научно-методических оснований школьного экологического образования. Выделяется три группы целей (планируемых результатов) школьного экологического образования в интересах Устойчивого Развития:

  • Личностные, отражающие общекультурную направленность экологического образования;
  • Предметные, отражающие фундаментальный характер предметных знаний, на которые опирается экологическое образование;
  • Метапредметные, отражающие универсальный характер учебной деятельности.

Содержание экологического образования для устойчивого развития.

Для решения задач современного этапа развития общего экологического образования для устойчивого развития, преемственно с его предшествующим этапом, в структуре его содержания выделены следующие компоненты:

  • Познавательный (совокупность фактических знаний, информационная база образовательного процесса).
  • Нормативный (ориентирован на овладение учащимися системой норм и правил деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду).
  • Ценностный( ориентирован для выбора целей деятельности, определения смысла жизни, норм и правил поведения в окружающей среде).
  • Эмоционально-эстетический(важное средство гуманизации образования, направленное на формирование и закрепление позитивного, чувственно-эмоционального сопровождения деятельности по созданию и поддержанию эстетической привлекательности окружающей среды).
  • Учебно-деятельностный(предполагает накопление опыта учебной деятельности, в результате, которого формируются индивидуальные умения и навыки).
  • Креативный(направлен на формирование готовности учащихся к творческому поиску новых вариантов решения экологических проблем).

Анализ современной системы экологического образования в России.   В последние годы Россия стала страной «поголовной экологизации». Конечной целью экологического образования является формирование «экологически здорового» общества, устойчиво развивающегося и гармонично сосуществующего с природой. Анализ направлений, групп, «школ» экологического образования в России за последние десять лет позволяет сделать вывод о расслоении экологического образования как минимум на 5 направлений(школьная экология, техническая экология, социально-политическая экология, игровая экология).

Анализ современной системы экологического образования в России.

В последние годы Россия стала страной «поголовной экологизации». Конечной целью экологического образования является формирование «экологически здорового» общества, устойчиво развивающегося и гармонично сосуществующего с природой. Анализ направлений, групп, «школ» экологического образования в России за последние десять лет позволяет сделать вывод о расслоении экологического образования как минимум на 5 направлений(школьная экология, техническая экология, социально-политическая экология, игровая экология).

Заключение.   На сегодняшний день в России уже существуют, пусть в очень ограниченном количестве, основные звенья экологического воспитания и образования. Образовательная система XXI века должна представлять собой неотъемлемую составную часть предыдущей информационной цивилизации как первой ступени становления ноосферы .

Заключение.

На сегодняшний день в России уже существуют, пусть в очень ограниченном количестве, основные звенья экологического воспитания и образования. Образовательная система XXI века должна представлять собой неотъемлемую составную часть предыдущей информационной цивилизации как первой ступени становления ноосферы .

Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!