ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ОСНОВЕ
Современный мир стоит у решающей черты, за которой гибель природы и цивилизации или выбор пути предотвращения экологической катастрофы, грозящей всеобщим уничтожением. Необходимо кардинальное изменение этой ситуации, если человечество реально хочет сохранить среду своего обитания и жизнедеятельности. Международное экологическое движение педагогов признаёт образование в области окружающей среды (экологическое образование) приоритетным направлением и рекомендует государствам и правительствам рассматривать его в свете глобального экологического кризиса и рекомендаций, содержащихся в документах Международной комиссии по окружающей среде и развитию.
Начальная школа формирует у учащихся первичные знания о природе и
Навыки ее охраны, это связано с тем, что успешному осуществлению
Экологического воспитания младших школьников способствуют их экологические
особенности: эмоциональная отзывчивость, склонность к подражательности,
восприимчивость к воспитательным воздействиям, любознательность. Дальнейшее
отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они
ценность природы в жизни человека, многообразия связей человека с природной
средой, насколько глубоко будут воспитаны нравственные отношения к природным
объектам, желание трудиться на пользу природе. Надо, чтобы ребенок понял, что
природа – это первооснова красоты и величия, ему надо внушать, что любить природу –
значит творить добро. Можно сказать, что начальная школа – важнейший этап в
становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-
деятельностных отношений детей к окружающей среде и к своему здоровью на основе
единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения
человека.
Американский эколог Барри Коммонер сформулировал законы экологии:
1. Все связано со всем.
2. Все должно куда-то деваться.
3 Природа знает лучшее
4. Ничего не дается даром.
Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания
и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических
знаний, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности. В систему
экологического образования заложены следующие принципы: гуманизация, научность,
прогностичность, интеграция, непрерывность, систематичность и взаимосвязанность
раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии. Ядро содержания
экологического образования согласно исследователям последних лет включает в себя
четыре взаимосвязанных компонента: познавательный – понятия, которые характеризуют
человека, труд, природу и общество в их взаимодействии; ценностный – осознание
детьми значения природы как универсальной ценности, не только утилитарной, но и
познавательной, эстетической, практической; нормативный – овладение нормами и
правилами поведения в окружающей природной среде; деятельностный – овладение
видами и способами общественно – полевой практической деятельности школьников,
направленной на формирование учений экологического характера.
В содержании экологического образования различают два компонента:
связанные с формированием мировоззренческих и нравственных качеств;
конкретные экологические знания и умения.
Интегральный характер содержания экологического образования обуславливает
сложный состав знаний, имеющих мировоззренческое значение.
Экология вносит свой вклад в раскрытие целостного представления о мире и человеке.
международной основе. Из этого следует вариативность формы включения экологического
материала в учебные планы и предметы. Возможны три модели: однопредметная,
многопредметная и смешанная.
Чётко выраженная экологическая направленность курса природоведения, который в
наши дни именуется традиционным, создала определённую установку на его место в
экологическом образовании, на достижение его цели в однопредметной модели. Но, как
показала практика, однопредметная модель оказалась малоэффективной. Основная
причина этого в том, что конечная цель экологического образования – ответственное
отношение к окружающей среде – сложное комплексное образование, и в связи с этим,
один учебный предмет, формирующий в основном естественнонаучные знания,
справиться с формированием многогранных отношений младших школьников с
природой и социальной средой не может.
Уже в середине семидесятых годов на повестку дня встал вопрос о привлечении других школьных предметов в процессе школьников. Возникла идея многопредметной или межпредметной модели, в которой каждый учебный предмет раскрывает свой аспект взаимоотношений человека с окружающей средой. Но заманчивость такой модели, актуальность которой сохраняется, разбивается о сложности при конструировании единого содержания и реализации его на практике: каждый учебный предмет строится в логике
своей науки, отличной от цели экообразования. Пока же использование межпредметного содержания и форм обучения носит фрагментарный характер, что во многом определяет качество обучения и воспитания младших школьников.
Современные тенденции развития экологического образования в отечественной и зарубежной практике показывают, что оптимальные возможности для становления экологической культуры младших школьников представляет смешанная модель, при которой все учебные предметы сохраняют свои специфические учебно-воспитательные цели, а координирующую роль возьмёт на себя один из альтернативных интегрированных современных курсов экологической направленности, в содержании которых в органичной связи представлены естественнонаучные и социальные компоненты содержания. Роль других предметов, специфика образовательных и воспитательных целей которых многообразна, – вспомогательная. Таким образом, типология моделей в русле экологизации прошла определённый путь становления: от однопредметной – к многопредметной и смешанной. Но поиск в этом направлении продолжается до сих пор.
Междисциплинарный подход (или реализация межпредметных связей) в области
экологического образования предполагает взаимное согласование содержания и методов
раскрытия способов, принципов и законов оптимального взаимодействия общества с
природой на всех уровнях экологических знаний, которые включают различные учебные
предметы.
В настоящее время в нашей стране и за рубежом существуют попытки создать
интегрированные курсы, направленные на экологическое образование школьников. Так, в
современные учебные планы начальной школы уже включен предмет «Окружающий
мир», составляющий базу для дальнейшего развития знаний учащихся о природе и
обществе. Это говорит о том, что идея интеграции в экологическом образовании признана
на современном этапе важным средством формирования ответственного отношения
школьников к среде своей жизнедеятельности .
Для решения задач экологического образования в начальных классах на
межпредметном уровне необходимо: формирование целостного представления о
природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека; развитие
учения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного
интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений
окружающей действительности; обучение младших школьников методом познания
окружающего мира; воспитание эстетического и нравственного отношения к среде
жизнедеятельности человека.
Выполнению этих требований способствует максимальная координация функций
каждого предмета в общей системе экологического образования,
выделение межпредметных связей и обеспечение межпредметных подходов.
Учитывая возрастные особенности младших школьников (их эмоциональную
восприимчивость, чуткость, стремление к яркому и необычному), учитель имеет
возможность осуществлять взаимосвязь уроков природоведения, чтения и русского
языка, так как изучение материала о жизни природы на уроках чтения и русского языка,
образность описания природы поэтами и прозаиками вызывают и стимулируют у детей
интерес к наблюдениям за природными объектами и явлениями, желание сравнивать свои
впечатления с впечатлениями литераторов.
Это способствует более глубокому и тонкому пониманию явлений природы,
формированию образной картины мира, бережному отношению к его неповторимой
красоте и разнообразию.
Программа начальной школы даёт возможность осуществлять связь уроков
природоведения, изобразительного искусства и музыки, обогащая содержания и методы
преподавания каждого из них, так что воспитательное воздействие, осуществляемое на
одном из уроков, может быть продолжено на следующих. Таким образом, взаимосвязь
этих предметов позволяет эффективно осуществлять воспитание экологической культуры
младших школьников.
Процесс преподавания предметов естественно-математического цикла
(природоведение, математика, трудовое обучение) помогает раскрыть следующие
экологические знания: природа – объект целесообразной трудовой деятельности человека,
направленная на её рациональное использование, улучшение, восстановление, охрану;
характер трудовой деятельности людей зависит от состояния природы и наоборот,
состояние природы находится в тесной зависимости от трудовой и хозяйственной
деятельности человека.
При проведении тематических бесед на уроках трудового обучения, работая с
различными природными материалами, младшие школьники приходят к более глубокому
пониманию значения природы в хозяйственной и творческой деятельности человека,
осознают необходимость бережного, экономного использования природных богатств.
Большие возможности для осуществления экологического образования на
межпредметной основе имеют экскурсии по различным предметам: чтению,
изобразительному искусству, трудовому обучению, математике, необходимость
проведения которых заложена в учебных программах. Такие экскурсии позволяют более
детально изучать отдельные объекты природы, их влияние друг на друга,
взаимозависимость, выявить последствия влияния деятельности человека на состояние
природного окружения.
Экологический пример:
Ми + краб – аб + об + ы = ?
Экологическое стихотворение:
Прогулка. (С. Михалков)
Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят, загорают и едят.
Отдыхают как хотят сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли и поляночку нашли.
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки,
И, как будто нам назло, даже битое стекло.
Мы по бережку прошли, место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели: тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли, насорили и ушли.
Мы прошли, конечно, мимо.
- Эй, ребята! – крикнул Дима, -
Вот местечко – хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид, прекрасный пляж,
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр, в футбол играли –
Веселились как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули и ушли.
И остались на поляне у потухшего костра:
Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки.
Словом, мусора гора.
Мы приехали на речку понедельник провести,
Только чистого местечка возле речки не найти!
Необходимо в каждый урок математики вводить хотя бы одну задачу, знакомящую с элементами природы или рассказывающую об охране природы, приобщать детей составлять задачи, используя знания, полученные на уроках, и наблюдения, накопленные во время общения с природой
Например: Отгадайте загадку.
Возле елок из иголок
Летним днем построен дом,
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион.
(муравейник)
- Кто видел муравьев?
- Почему нельзя разорять муравейники?
Решим задачу про них.
4 муравья тащат соломинку, а 3 спешат им на помощь. Сколько всего
муравьев будет тащить соломинку?
- Можно ли муравьев назвать трудолюбивыми, дружными? Интегрированные уроки – природоведение и математика, чтение и природоведение – реальный шаг в направлении «экологизации» растущего человека. «Природа и люди – одно целое», «Природа в опасности», «Природа ждет моей помощи» - вот те важнейшие выводы, которые должен делать каждый ребенок.
Уроки, которые могут проводиться в 3 классе (1-3), 4 классе (1-4) по темам:
Природоведение Русский язык
1. О чем рассказывает 1. Сочинение «Какой я представляю
Глобус себе нашу планету, глядя на
глобус»
2. Лес и человек 2. Составление и запись памятки
«Как вести себя
в лесу?»
3. Водоем - природное 3. Составление и запись памятки
сообщество «Как вести себя у водоема?»
Интеграция в начальном обучении позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению.
С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию его творческого мышления.
Интеграция позволяет установить, что изучаемая тема может быть связана
с другими темами учебного предмета и курса, а также с различными темами других дисциплин учебного плана начальной школы, то есть в изученной теме могут действовать внутрипредметные, внутрикурсовые и межпредметные связи одновременно. Так, например, тема «Весна» изучается в природоведении, чтении, музыке, изобразительном искусстве, русском языке, трудовом обучении.
В.А. Сухомлинский считал, что открытия детей, в том числе и родной природы, начинаются со знакомства с различными жанрами народного творчества. Большой интерес у детей своей иносказательностью изображения реального мира вызывают загадки. Как не вспомнить великого педагога К.Д. Ушинского, который смотрел на загадку как на «картинное описание предмета», веря, что живая и интересная она прочно заляжет в памяти ребенка, увлекая за собой все привязанные к ней объяснения. Как показали наблюдения, загадки оказывают сильное воздействие на психику основной массы детей.
Памятуя об этой психико-физиологической особенности детского организма,
учитель должен вводить в учебный процесс загадки, обостряющие чувствительность сенсорной системы, способствующие воспитанию чуткой эмоционально богатой личности и использовать загадки не только на уроках природоведения, но и на других уроках, в том числе и на уроках русского языка. (см. в приложении)
В начальной школе можно и нужно учить детей понимать экологические тексты, что приводит к прочному усвоению знаний и к повышению познавательной активности младших школьников, их экологической грамотности. Для понимания информации экологического характера на уроках русского языка можно использовать тексты о воде, воздухе, почве, растениях и животных, это могут быть как диктанты, так и изложения, сочинения, так как главная цель учителя – не только проверить знания учащихся, но и пробудить их чувства, мысли, побудить их задуматься над самыми различными вопросами гармонии и единства
Итак, важность экологического воспитания детей в современном мире переоценить невозможно. От правильно построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучия самого человека. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, но он необходим, так как будущее планеты зависит от того, насколько глубоко у детей будут воспитаны нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природы. Следовательно, основная задача учителя – вводить экологический материал в ткань разных уроков, начиная с начальных классов.
Неизвестный китайский поэт две с половиной тысячи лет назад сказал:
Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,
Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья,
Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте
человека.
Цель: Формирование правильного экологического сознания у учащихся
начальных классов.
Содержание:
Теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников.
Педагогические условия формирования экологического образования младших школьников.
Формирование экологического образования младших школьников в условиях применения интегрированной системы заданий на межпредметной основе.
Экологическое образование опирается на специфические принципы. Одним из важнейших считается принцип междисциплинарности. Этот принцип реализуется через введение в процесс обучения системы межпредметных связей. В начальной школе в центре этой системы находится природоведение как ведущая эколого-биологическая дисциплина начального образования. Природоведение создает определенную базу знаний и первоначальных отношений, опора на которые позволит проводить работу по формированию экологической культуры на других уроках с помощью установления межпредметных связей. Для эффективного формирования экологической культуры младших школьников необходимо вовлечение максимально возможного числа дисциплин в названную систему межпредметных связей, и чем разнообразнее дисциплины, в которые вводится экологическое содержание, тем больше возможностей работать над развитием каждого компонента экологической культуры.
Литература:
1. Азбука экологии./под ред. О.Г. Завьялова, Н.И. Науменко, Н.П.
Несговорова, Л.П. Салеева – К.: Парус – М. 1997. – с.3.
2Т. В. Кучер. Экологическое воспитание учащихся. - М.: Просвещение, 1990
3. «Начальная школа», № 6 - 2001, № 6, 7 - 2000.
5. Газеты «Педсовет», № 2, 9 - 1996, № 4, 6 - 2001.
7. Голубь В. Интегрированный урок.// Газета. Начальная школа. – 1998.
Приложение№ 1
Межпредметными могут быть задачи и задания, которые требуют подключения знаний из различных предметов, или те, которые составлены на материале одного предмета, но используются с определённой познавательной целью в преподавании другого предмета.
Например, на уроке математики при изучении темы “Решение задач” можно использовать задачи, содержащие экологическую информацию.
Задача 1.
1 га леса за 1 час поглощает углекислого газа столько, сколько выдыхает 200 человек. В г.Красноармейске под лесом занято 47972 га. Сколько человек за каждый час выдыхает углекислого газа в г.Красноармейске?
Задача 2.
Тяжёлые машины и автобусы за каждый километр пробега выделяют 23 грамма азота. Сколько газа выделяет автобус маршрута № 1, если он сделал 5 ходок? Расстояние от Совхозного посёлка до поликлиники равно 5 км.
Задача 3.
Саратовский заказник образован в 1983 году для охраны дрофы и др. видов птиц. Сколько лет заказнику?
Задача 4.
. В пределах Саратовской области протекает 358 рек длиной более 10 километров каждая, в том числе 58 рек длиной более 50 километров. Какова общая протяженность малых рек
Задача 5.
В сосновом бору ботаники насчитали 900 видов трав, что на 767 больше, чем деревьев и кустарников. Сколько видов деревьев и кустарников насчитали в бору?
Задача 6.
На территории Саратовской области протекает 358 рек. Что будет, если из этих рек 122 реки будут эпизодически пересыхать? Сколько рек останется в нашей области?
Задача 7.
Каждый год на человека приходится 350 кг вредных веществ. Сколько килограммов вредных веществ приходится на 18000 жителей гКрасноармейска?
Задача 8.
Сотни тысяч птиц прилетают в нашу область. Все знают, какую роль они играют в охране леса от вредных насекомых. Подсчитано, что одна пара поползней приносит птенцам за день около 300 гусениц; дятлы в 3 раза больше, чем поползни, а скворцы в 5 раз больше поползней. На сколько больше гусениц приносят своим птенцам скворцы, чем дятлы? Что будет с лесом, если погибнет большая часть птиц?
При изучении и повторении нумерации и арифметических действий над натуральными числами можно использовать следующие задачи:
Задача 1.
Жизненная ёмкость лёгких пловца 4900 см2, занимающегося греблей – 5450 см2, контрольного служащего – 3550 см2. Сравни эти характеристики.
Задача 2.
Частота дыхания у человека в минуту равна 17, у лошади – 20, у кролика – 24. кто из них чаще дышит и на сколько?
Задача 3.
Количество детёнышей в приплоде у медведя на 2 меньше, чем у белки, а у белки на 4 меньше, чем у кролика. На сколько детёнышей меньше в приплоде у медведя, чем в приплоде кролика? На какой вопрос задачи можно ответить, не изменив условие задачи?
Следующие задачи могут быть рассмотрены при изучении соответствующих величин.
Задача 1.
За сутки в среднем у собаки выделяется 200 см3 желчи, у овцы – 100 см3, у коровы – 4 л, у лошади – 5 л. Задача 2.
За сутки в среднем кожа человека выделяет 800 г воды, почки – 1600 г, лёгкие – 400 г. Какие вопросы нужно поставить, чтобы решением задачи были следующие выражения:
а) 800+1600+400
б) 1600-400
в) 1600:400
г) 1600:800
д) 1600-(800-400)
Задача 3.
Черепаха делает 20 дыханий в минуту, собака – 300, голубь – 60. На какие вопросы можно ответить, выполнив только действие деления? А какие – сделав вычитание?
Задача 4.
Подумай, в каком веке могла родиться встреченная тобой черепаха, если продолжительность её жизни – 150 лет?
Задача 5.
Журавль живёт на 10 лет меньше филина, а филин – на 10 лет дольше скворца. На сколько лет продолжительность жизни журавля больше, чем скворца? Сделай схему для решения задачи.
Задача 6.
Продолжительность жизни бурого медведя 50 лет, белого медведя – 30 лет, а дикого кабана – 20 лет. Как, одним словом, назвать продолжительность жизни всех трёх вместе?
Задача 7.
Самая крупная птица нашей области – глухарь. Его масса – 3500 г, а самая маленькая – желтоголовый королёк – масса 5 г. Во сколько раз масса королька меньше массы глухаря?
Задачи 5,7 могут быть использованы при изучении задач на разностное сравнение. Также при изучении умножения в соответствующем концентре можно использовать следующие задачи:
Задача 1.
Две пустельги за день изловили для птенцов 9 сусликов, 5 полевых мышей, 2 полёвки, 1 мышовку. Сколько грызунов съедят эти птички за неделю?
Задача 2.
Кукушка за 60 минут съедает 100 гусениц. Сколько гусениц она съест за неделю, если будет питаться 6 часов в день?
Задача 3.
Самые трудолюбивые санитары леса – муравьи. В среднем, муравьи за минуту приносят в муравейник 2 десятка насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за 1 час?
Задача 4.
Дятел за день съедает 753 паука-короеда. Сколько пауков-короедов он съест за неделю?
Задача 5.
Жужелица уничтожает в день до 30 насекомых-вредителей. Сколько насекомых-вредителей она сможет уничтожить за 2 дня? За 5 дней?
Высота кавказской пихты 60 метров. Она в 2 раза выше сибирской пихты. Какова высота сибирской пихты?
Следующие задачи носят познавательно-экологический характер, развивают вычислительные навыки.
Задача 1.
В 1984 г в нашей стране было 143 заповедника. За последние 10 лет создано ещё 50 новых заповедников. Сколько заповедников стало в нашей стране?
Задача 2.
Из 250 000 видов растений Земли 1/10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения?
Задача 3.
Липа живёт 200 лет, а дуб – 600 лет. Во сколько раз меньше живёт липа, чем дуб? На сколько лет дуб живёт дольше липы?
Задача 4.
Для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1 см требуется примерно 100 лет. Из-за роста оврагов с поля смыло в половодье 10 см почвы. Сколько лет потребуется для восстановления этого слоя?
Задача 5.
Баобаб растёт 4000 лет, а лиственница – 400 лет. Во сколько раз баобаб живёт дольше?
Задача 6.
Сосна может прожить 600 лет, а рябина на 80 лет меньше. Сколько лет может жить рябина?
Задача 7.
Берёза прожила уже 50 лет, что составило 1/5 часть продолжительности её жизни. Сколько лет может прожить берёза?
Задача 8.
Осина поглощает за день 66 литров воды, а берёза – 60 литров. На сколько литров воды береза поглощает меньше?
Задача 9.
Школьники пошли гулять на поляну. Ученики 1 класса сорвали 45 цветков, а ученики 2 класса – 46 цветков. Сколько бабочек останется без обеда, если одна бабочка в среднем, чтобы быть сытой, должна попробовать нектар 7 цветков?
Задача 10.
В квартире протекает водопроводный кран. За 3 часа набегает 12 полных стаканов воды. Сколько воды вытекает из неисправного крана за 8 часов?
Такие задачи получили широкое применение в обучении школьников математике. Их использование способствует формированию не только вычислительных навыков, но и экологических знаний об объектах природы, их свойствах, многообразии, экономической пользе и т.д.
С целью повышения активности и интереса детей к решению арифметических примеров с различными действиями можно использовать задания экологического содержания.
Например,
Определите, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим “пылесосом”
Берёза – 28
Сосна –17
Тополь – 23
Чтобы ответить на вопрос, нужно решить пример: 15 . 8 –(48+49)
Ответ примера вам укажет на название дерева
После решения примера следует выяснить, почему тополь является лучшим “пылесосом”, какую пользу приносит он, очищая воздух от пыли и ядовитых газов на улицах городов и сёл. Или другое задание:
Какая птица выводит птенцов зимой?
Дятел – 7
Клёст – 8
Аист – 6
Для того чтобы ответить на вопрос, решите цепочку примеров

Выполнив решение, школьники определяют, что такой птицей является клёст. Затем дети вспоминают материал по окружающему миру: почему именно зимой у всех птиц появляются птенцы, чем они питаются. В результате беседы на уроке математики приходят к выводу о том, что в природе существует тесная взаимосвязь между сезонными изменениями в неживой природе в жизни растений и животных, взаимосвязь между характером питания и жизнедеятельности птиц.
Или такое задание:
Можно ли стирать бельё без порошка и мыла?
а) можно – 300
б) нельзя - 400
в) можно, но не нужно – 12
Для того чтобы ответить на вопрос, решите примеры
5 . 60 = 3000 : 10 = 3 . 100 = 15 . 20 = 30000 : 100 =
Выполнив решение, дети определяют, что оказывается можно. Я рассказала детям, что изобретена стиральная машина, стирающая без моющих средств, только водой. Для этого из машины откачивается воздух, и сам по себе образуется пенистый водоворот. Полторы – две минуты – и бельё чистое. В результате беседы дети приходят к выводу, что очень много щёлочи при такой стирке не попадает в речки, реки, моря.
Чем мыши полезны для клевера?
Не питаются им – 18
Своими норками – 13
Распространением семян – 14
Для того чтобы ответить на вопрос, решите цепочку примеров:

Решив примеры, дети узнают, что мыши полезны для клевера норками. Делают вывод, составляют биоценотическую цепочку “мыши – шмели – клевер”.
Приложение №2
Задания экологического характера на уроках русского языка
1. «Угадай, что за зверь»
Летом у него шерсть серая, а зимой белая, уши длинные, а хвост
короткий. Зверек этот пугливый. (Заяц)
Этот зверь живет в лесу. Шерсть у него рыжая, хвост пушистый, мордочка
длинная. Зверь этот хитрый. (Лиса)
- Какие слова помогли вам угадать (признать) зверька?
(Дети называют имена прилагательные и объясняют, что обозначают эти
прилагательные)
серый, белый, рыжая – цвет
короткий, длинный – размер
пугливый, хитрый – характер
2. Викторина «Что? Где? Когда?»
«Знаешь ли ты птиц?»
1) Какая птица быстрее всех летает? (Стриж)
2) Какая птица, кроме названия коростель, имеет еще одно название?
Большую часть пути с юга она шагает пешком. Она является
объектом спортивной охоты. (Дергач)
3) Небольшая птичка, которая обычно гнездится на елях и соснах.
Герой одной из басен Крылова. (Чиж)
4) Название какой птицы составлено из звуков, которые издают эти
птицы? (Грач)
5) Полезная птица отряда совиных, уничтожает грызунов и крупных
насекомых, подлежит охране. (Сыч)
3. Закончи предложения:
1) С октября у всех зверей вместо редкой летней шерсти отрастает
новая – … и … . (густая и пушистая)
2) Изменяется окраска шерсти у …, …, … . (у зайца, белки, песца).
3)
5. Из перечисленных животных выбери в первый столбик диких животных, во
второй – домашних. Выдели орфограмму.
Белка, еж, лошадь, кролик, заяц, лиса, коза, баран, барсук, бобр,
лось, корова, медведь, бык.
6. Спишите, выделяя орфограммы, расположите части текста так, как идут
времена года.
Тут и лето настало. Солнышко печет, земля цветет. Собрались
девушки в лес гулять.
Раз зимой выпало снегу по колено. Выбежали ребятишки на улицу
играть. А потом стали снежную бабу лепить.
Вот и зима миновала. Пришла весна. Стало солнышко пригревать.
Потекли ручьи. Все ребята рады.
Приложение №3
Словарные слова, при знакомстве с которыми можно развивать у детей
экологическую грамотность.
Заяц лисица овощи ягода
Воробей береза орех экскурсия
Сорока животное осина
Ворона земляника растение
Медведь малина яблоко
Диктанты на экологическую тематику
3 класс (1-4)
1. Береги птицу.
В солнечное утро у пруда закуковала кукушка. Деревья еще не просохли
от утренней росы. Кукушка откуковала. Засвистел весь сад, зашумел листьями.
Божые коровки, птицы взялись за работу. Для птиц настала жаркая пора. С
утра до позднего вечера пернатые несут корм в гнезда. В эти дни постарайся
не гулять по лесу с собакой. Легко спугнуть птицу с гнезда. Погибнут от
голода птенцы.
Слова для справок: солнечное, постарайся.
2. Дым над лесом.
Настал жаркий июль. Теплый дождь освежил поля, луга и леса. Но на
огромных просторах страны гроза несет и беду. От удара молнии вспыхивают
ярким огнем ель, сосна и другой могучий великан. Огонь в лесу опасен.
Гибнут молодые деревца, ягодники, птичьи гнезда. Лесные звери остаются без
корма. На помощь приходит авиация. Крылатые машины помогают охранять лесные
массивы от огня.
Слова для справок: вспыхивают, опасен, остаются, авиация.
4 класс (1-4)
1. Берегите воду.
Быстрый ручей звонко журчал в зарослях черемухи. Но вот он выбежал на
широкий луг. Заблестела на утреннем солнце вода. Ручей спешил вперед. Со
всех сторон к шумному ручью сбегались другие ручьи. Он становился шире и
глубже. Течение его замедлилось. Наш ручей стал речкой. В мягком иле
поселились различные животные. На поверхности воды весело закачались белые
кувшинки. Птицы свили гнезда на высоком берегу. Вода несет жизнь растениям,
животным, людям. Чистая вода – главное богатство природы. Берегите природу.
Слова для справок: в зарослях, шире, глубже.
Обратить внимание на постановку тире.
2. Приметы.
Переливами цветных красок славился июнь месяц. Кругом сочная зелень.
Все живое радуется теплу и солнцу.
А знаешь ли ты, что по поведению животных и растений можно
судить о каждом дне? Пастухи по шерсти овцы могут определить приближение
дождя. Шерсть легко вбирает воду из воздуха. Будет дождливо, если собака
ест траву. К дождю лягушки вылезают из воды на берег. В ненастную погоду
душистые растения издают сильный запах. Садовые ноготки закрывают цветки.
Не раскрывают бутоны розы и шиповник.
Слова для справок: славится, радуется, о приближении, вбирает.
Примечание: предупредить учащихся о постановке запятых.
Изложения
. В лесу будь другом.
В наших лесах стало мало муравейников. Гибнут они при рубке леса. Они
гибнут и от злых руководство. Расковырял прохожий муравейник и ушел. Трудно
будет маленьким лесным жителям справиться с бедой.
Однажды на рощу напали полчища вредителей. Казалось, что кора на дубах
шевелилась, это передвигались гусеницы. Они оголяли дубы. Но вот произошло
чудо! Гусеницы быстро спускались по стволу к земле. Их тащили муравьи.
Лесные дружинники спасли корабельный лес.
Тысячи вредителей уничтожает на лето муравьиная дружина. Охраняйте
лесные высотные дома! (83 слова).
Работа с текстом.
1. Обсуждение содержания текста.
Почему в лесах стало меньше муравейников? Как человек приносит
муравьям беду? Какая беда однажды пришла в лес? Как муравьи справились с
гусеницами? Почему надо охранять муравейники? Как по другому можно
озаглавить этот текст? (лесные дружинники. Муравьиная дружина.)
2. Работа над планом.
План:
1) Муравейнику грозит беда.
2) Муравьи спасли корабельный лес.
3) Охраняйте лесные высотные дома!
3. Лексико-орфографическая подготовка.
1) Объяснить значение слов и выражений: корабельный лес, лесные
дружинники, высотные дома, гибнут от злых руководство, произошло чудо.
2) Заменить слова6 полчища, оголяли дубы, вредители, расковырял словами,
близкими по значению.
3) Объяснить правописание слов: казалось, оголяли, тащили, вредители,
уничтожают, охранять, шевелилась, передвигались.
4) Выделить восклицательные предложения.
Слова для справок: справиться с бедой, полчища, гусеницы, произошло,
дружинников, корабельный лес.
Подводя итоги проделанной работы в течение года, можно подчеркнуть не
безуспешность усилий, направленных на повышение уровня экологических знаний
учащихся путем проведения уроков русского языка.
Приложение №4
АНКЕТА
1. Представь себе, что ты идешь по прекрасному зеленому лесу, и на
самом краю тропинки расположился муравейник. Сейчас-то он небольшой, а если
разрастется? Что делать?
а. ты сделаешь из сухих веток, палок этого царства небольшую оградку,
чтобы после тебя кто-нибудь нечаянно не разрушил его;
б. обойдешь стороной;
в. скажешь безобразие и уберешь палкой или ногой муравейник с дорожки;
2. А вон недалеко видишь гриб с яркой красной шапкой – мухомор. Как ты
поступишь, зная, что он несъедобный?
а. Пнешь гриб ногой – какой от него толк, если он ядовитый;
б. Обойдешь стороной: кому он нужен;
в. полюбуешься и пройдешь мимо.
3. Если после отдыха в лесу остались бумага, банки, пакеты, как ты
поступишь?
а. Выкопаешь ямку и все в нее зароешь;
б. Соберешь все в кучу и оставишь так;
в. заберешь все с собой;
4. Почему многие растения и животные стали редкими? Какая опасность им
угрожает?
5. Для чего создана Красная книга? Назовите животные и растения, которое
занесены в Красную книгу.
6. Какие произведения читали о животных, о растениях? (Укажите автора)
СЛАЙД 2 печать
Актуальность.
Одна из важнейших задач современной школы - повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школьников экологической культуры.
Предпосылками правовой базы для формирования экологического образования населения служит принятый в Российской Федерации Закон «Об охране окружающей природной среды» (19 декабря 1991 г.), в XI разделе которого «Экологическое воспитание, образование, научные исследования» указывается на обязательность преподавания экологических знаний во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях.
В педагогической деятельности учителя встречаются определенные недостатки и трудности в организации экологического образования младших школьников на межпредметной основе. Поэтому рассмотрение важнейших сторон экологического образования младших школьников является актуальной проблемой.
СЛАЙД 3
Начальная школа формирует у учащихся первичные знания о природе и навыки ее охраны, это связано с тем, что успешному осуществлению экологического воспитания младших школьников способствуют их экологические особенности: эмоциональная отзывчивость, склонность к подражательности, восприимчивость к воспитательным воздействиям, любознательность. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, многообразия связей человека с природной
средой, насколько глубоко будут воспитаны нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природе. Надо, чтобы ребенок понял, что природа – это первооснова красоты и величия, ему надо внушать, что любить природу – значит творить добро. Можно сказать, что начальная школа – важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельностных отношений детей к окружающей среде и к своему здоровью на основе
единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.
СЛАЙД 4
. В систему экологического образования заложены следующие принципы: гуманизация, научность,
прогностичность, интеграция, непрерывность, систематичность и взаимосвязанность раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии.
СЛАЙД 5
Ядро содержания экологического образования согласно исследователям последних лет включает в себя четыре взаимосвязанных компонента:
познавательный – понятия, которые характеризуют
человека, труд, природу и общество в их взаимодействии;
ценностный – осознание детьми значения природы как универсальной ценности, не только утилитарной, но и
познавательной, эстетической, практической;
нормативный – овладение нормами и правилами поведения в окружающей природной среде; деятельностный – овладение видами и способами общественно-полевой практической деятельности школьников, направленной на формирование учений экологического характера.
СЛАЙД 6
Экология вносит свой вклад в раскрытие целостного представления о мире и человеке.
. Из этого следует вариативность формы включения экологического материала в учебные планы и предметы. Возможны три модели:
однопредметная, многопредметная и смешанная.
Чётко выраженная экологическая направленность курса природоведения, который в наши дни именуется традиционным, создала определённую установку на его место в экологическом образовании, на достижение его цели в однопредметной модели. Но, как показала практика, однопредметная модель оказалась малоэффективной. Основная причина этого в том, что конечная цель экологического образования – ответственное отношение к окружающей среде – сложное комплексное образование, и в связи с этим, один учебный предмет, формирующий в основном естественнонаучные знания,
справиться с формированием многогранных отношений младших школьников с природой и социальной средой не может.
Уже в середине семидесятых годов на повестку дня встал вопрос о привлечении других школьных предметов в процессе школьников. Возникла идея многопредметной или межпредметной модели, в которой каждый учебный предмет раскрывает свой аспект взаимоотношений человека с окружающей средой. Но заманчивость такой модели, актуальность которой сохраняется, разбивается о сложности при конструировании единого содержания и реализации его на практике: каждый учебный предмет строится в логике
своей науки, отличной от цели экообразования. Пока же использование межпредметного содержания и форм обучения носит фрагментарный характер, что во многом определяет качество обучения и воспитания младших школьников.
СЛАЙД 7-8
Для решения задач экологического образования в начальных классах на межпредметном уровне необходимо: формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;
Развитие учения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;
обучение младших школьников методом познания
окружающего мира;
воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека.
СЛАЙД 9
Проблема экологического образования, над которой я работаю первый год, даёт широкие возможности для развития у детей экологических знаний. На уроках окружающего мира стараюсь давать задания, ставящие ребёнка в положение исследователя, открывателя природных взаимосвязей, тайн и загадок.
Часто дети демонстрируют в своих высказываниях прагматическое отношение к природе. “Природа — наше главное богатство”. Например, дети высказывают такое мнение: “Лес существует для того, чтобы в нём человек мог собирать грибы, ягоды. А из деревьев строят дома, делают мебель, линейки, карандаши. Река — для того, чтобы в ней можно было ловить рыбу. А пчёлы — чтобы приносить побольше мёда”. Эти и другие высказывания детей расходятся с реальными действиями ребёнка в природе: он с удовольствием играет с кошкой или собакой, лазает по деревьям, с восторгом купается в реке и удивляется красивым цветам на лугу
СЛАЙД 10
На уроках математики, русского языка использую задачи и задания на экологическую тему. Некоторые из этих задач я составила сама, другие собрала из журнала “Начальная школа”, газеты “1 сентября”.
Например, на уроке математики при изучении темы “Решение задач” можно использовать задачи, содержащие экологическую информацию.
СЛАЙД 11
Задача 1.
Тяжёлые машины и автобусы за каждый километр пробега выделяют 23 грамма азота. Сколько газа выделяет автобус маршрута № 1, если он сделал 5 ходок? Расстояние от Совхозного посёлка до поликлиники равно 5 км.
Задача 2.
Саратовский заказник образован в 1983 году для охраны дрофы и др. видов птиц. Сколько лет заказнику?
Задача 4.
. В пределах Саратовской области протекает 358 рек длиной более 10 километров каждая, в том числе 58 рек длиной более 50 километров. Какова общая протяженность малых рек
Задача 5.
В сосновом бору ботаники насчитали 900 видов трав, что на 767 больше, чем деревьев и кустарников. Сколько видов деревьев и кустарников насчитали в бору?
Задача 6.
На территории Саратовской области протекает 358 рек. Что будет, если из этих рек 122 реки будут эпизодически пересыхать? Сколько рек останется в нашей области?
Задача 7.
Сотни тысяч птиц прилетают в нашу область. Все знают, какую роль они играют в охране леса от вредных насекомых. Подсчитано, что одна пара поползней приносит птенцам за день около 300 гусениц; дятлы в 3 раза больше, чем поползни, а скворцы в 5 раз больше поползней. На сколько больше гусениц приносят своим птенцам скворцы, чем дятлы? Что будет с лесом, если погибнет большая часть птиц?
СЛАЙД 12
Следующие задачи носят познавательно-экологический характер, развивают вычислительные навыки.
Задача 1.
В 1984 г в нашей стране было 143 заповедника. За последние 10 лет создано ещё 50 новых заповедников. Сколько заповедников стало в нашей стране?
Задача 2.
Из 250 000 видов растений Земли 1/10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения?
Задача 3.
Липа живёт 200 лет, а дуб – 600 лет. Во сколько раз меньше живёт липа, чем дуб? На сколько лет дуб живёт дольше липы?
Задача 4.
Для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1 см требуется примерно 100 лет. Из-за роста оврагов с поля смыло в половодье 10 см почвы. Сколько лет потребуется для восстановления этого слоя?
Задача 5.
Сосна может прожить 600 лет, а рябина на 80 лет меньше. Сколько лет может жить рябина?
Задача 7.
Берёза прожила уже 50 лет, что составило 1/5 часть продолжительности её жизни. Сколько лет может прожить берёза?
Задача 8.
Школьники пошли гулять на поляну. Ученики 1 класса сорвали 45 цветков, а ученики 2 класса – 46 цветков. Сколько бабочек останется без обеда, если одна бабочка в среднем, чтобы быть сытой, должна попробовать нектар 7 цветков?
Задача 10.
В квартире протекает водопроводный кран. За 3 часа набегает 12 полных стаканов воды. Сколько воды вытекает из неисправного крана за 8 часов?
Такие задачи получили широкое применение в обучении школьников математике. Их использование способствует формированию не только вычислительных навыков, но и экологических знаний об объектах природы, их свойствах, многообразии, экономической пользе и т.д.
СЛАЙД 13
С целью повышения активности и интереса детей к решению арифметических примеров с различными действиями можно использовать задания экологического содержания.
Например,
Определите, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим “пылесосом”
Берёза – 28
Сосна –17
Тополь – 23
Чтобы ответить на вопрос, нужно решить пример: 15 . 8 –(48+49)
Ответ примера вам укажет на название дерева
После решения примера следует выяснить, почему тополь является лучшим “пылесосом”, какую пользу приносит он, очищая воздух от пыли и ядовитых газов на улицах городов и сёл. Или другое задание:
Какая птица выводит птенцов зимой?
Дятел – 7
Клёст – 8
Аист – 6
Для того чтобы ответить на вопрос, решите цепочку примеров

Выполнив решение, школьники определяют, что такой птицей является клёст. Затем дети вспоминают материал по окружающему миру: почему именно зимой у всех птиц появляются птенцы, чем они питаются. В результате беседы на уроке математики приходят к выводу о том, что в природе существует тесная взаимосвязь между сезонными изменениями в неживой природе в жизни растений и животных, взаимосвязь между характером питания и жизнедеятельности птиц.
СЛАЙД 14-15
Задания экологического характера на уроках русского языка
1. «Угадай, что за зверь»
Летом у него шерсть серая, а зимой белая, уши длинные, а хвост
короткий. Зверек этот пугливый. (Заяц)
Этот зверь живет в лесу. Шерсть у него рыжая, хвост пушистый, мордочка
длинная. Зверь этот хитрый. (Лиса)
- Какие слова помогли вам угадать (признать) зверька?
(Дети называют имена прилагательные и объясняют, что обозначают эти
прилагательные)
серый, белый, рыжая – цвет
короткий, длинный – размер
пугливый, хитрый – характер
2. Викторина «Что? Где? Когда?»
«Знаешь ли ты птиц?»
1) Какая птица быстрее всех летает? (Стриж)
2) Какая птица, кроме названия коростель, имеет еще одно название?
Большую часть пути с юга она шагает пешком. Она является
объектом спортивной охоты. (Дергач)
3) Небольшая птичка, которая обычно гнездится на елях и соснах.
Герой одной из басен Крылова. (Чиж)
4) Название какой птицы составлено из звуков, которые издают эти
птицы? (Грач)
5) Полезная птица отряда совиных, уничтожает грызунов и крупных
насекомых, подлежит охране. (Сыч)
3. Закончи предложения:
1) С октября у всех зверей вместо редкой летней шерсти отрастает
новая – … и … . (густая и пушистая)
2) Изменяется окраска шерсти у …, …, … . (у зайца, белки, песца).
3)
4. Из перечисленных животных выбери в первый столбик диких животных, во
второй – домашних. Выдели орфограмму.
Белка, еж, лошадь, кролик, заяц, лиса, коза, баран, барсук, бобр,
лось, корова, медведь, бык.
5. Спишите, выделяя орфограммы, расположите части текста так, как идут
времена года.
Тут и лето настало. Солнышко печет, земля цветет. Собрались
девушки в лес гулять.
Раз зимой выпало снегу по колено. Выбежали ребятишки на улицу
играть. А потом стали снежную бабу лепить.
Вот и зима миновала. Пришла весна. Стало солнышко пригревать.
Потекли ручьи. Все ребята рады.
Приложение №3
Словарные слова, при знакомстве с которыми можно развивать у детей
экологическую грамотность.
Заяц лисица овощи ягода
Воробей береза орех экскурсия
Сорока животное осина
Ворона земляника растение
Медведь малина
Диктанты и изложения на экологическую тематику
Эта работа ориентирована на применение знаний, необходима при работе с текстом экологического содержания. Здесь я применяю такие учебные действия, как подчёркивание, выписывание, трансформацию, эквивалентные замены. При использовании данных выше учебных действий, понимание ребёнка постепенно поднимается с низкого уровня — обнаружения и вычисления смысловых единиц — к высокому — интерпретации общего смысла полученной информации. Такими текстами являются тексты о воде, воздухе, почве, растениях, животных
Важным аспектом экологического воспитания я вижу в просвещении родителей моих учеников. Это в первую очередь знания ими физиологических особенностей детей: значение для развития, роста и умственных способностей ребёнка полезной пищи, физических упражнений, закалки; умение вести себя в природе, бережно к ней относится.
По мнению гигиенистов, на 40 % здоровье, особенно детей, зависит от питания, от того, что употребляет человек в пищу, и как он это делает. Поэтому я знакомлю детей, а также их родителей с правилами питания (валеологией).
Распущенность по отношению к еде, проявляющаяся в переедании и последующем ожирении, в последствии приводит к различным болезням.
Небрежное отношение к еде, беспорядочное питание, неразумное недоедание тоже является причиной многих заболеваний.
СЛАЙД 16
Целью моих бесед стало также следующее:
Ознакомление школьников и их родителей с элементарными требованиями гигиены питания.
Знакомство со значением пищи для роста детей, их физического и умственного развития; с режимом питания школьников; со значением полезных продуктов; вред чрезмерного увлечения сладостями и хлебобулочными изделиями; польза тёплой и жидкой пищи; вред употребления еды всухомятку.
Знакомство с требованиями гигиены и правилами поведения за столом.
СЛАЙД 17
Перед детьми ставится конкретный вопрос: “Что ты должен делать для того, чтобы быть здоровым? Чего ты не должен делать, чтобы быть здоровым?”.
Если во главу угла поставлены интересы детей, их физическое и нравственное здоровье, то решаются многие, казалось бы неразрешимые проблемы. Дети постепенно понимают значимость своего здоровья Работа каждого направлена на соблюдение санитарно-гигиенических норм, на сохранение здоровья друг друга. В течение недели каждый выполняет свою работу: экологи следят за чистотой и поливом комнатных растений. Дежурные содержат в порядке классную доску и следят за чистотой и порядком на партах. Санитары не стесняются сделать строгое замечание тем, кто забыл обрезать ногти, причесаться, подстричься, тем, кто неряшливо выглядит. Напоминают своим товарищам, что громко кричать и бегать по классу нельзя.
Для меня природа является неотъемлемым компонентом жизни и труда. Я хочу донести до сознания детей не только гордость за нашу богатую природу, но и боль за маленький речейКлючи, на берегах которой часто устраивают свалки мусора; за наш парк, лес, половина которого сгорела от небрежно брошенной спички; за луга за городом, трава на которых выжигается просто так, ради игры. Дети должны сердцем почувствовать: не сохраним Природу — не будет Родины.
Неизвестный китайский поэт две с половиной тысячи лет назад сказал:
Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,
Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья,
Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте
человека.