Управление образования и молодежной политики
Администрации Воротынского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Михайловская средняя школа.
Тема проекта: «Лесная сказка»
(комбинированный вариант).
Автор проекта: Доронина Анна Викторовна, учитель химии и биологии.
2023-2024 уч. год.
Оглавление
1.Введение 2
2.Этапы создания экологической тропинки. 3
Паспорт экологической тропинки. 4
3.Результаты. 13
Литература. 13
4.Приложение. 14
Проект.
Экологическая тропинка « Лесная сказка» на территории детского сада
«Ручеек» и школьной территории.
Введение
На территории детского сада «Ручеек» проложен маршрут экологической тропинки "В гостях у умной совы". Проходя по маршруту, дети получают не только новые знания о родной природе, но выполняют задания, отвечают на вопросы викторин и конкурсов. Проведение экскурсий по экологическим тропам показало эффективность данного направления в экологическом образовании детей. Новый маршрут разработан с применением сказочных героев, что повысит интерес у младших школьников и воспитанников детского сада к экскурсии.
Цели:
образовательные:
активизация познавательной деятельности;
расширение кругозора детей.
развивающие:
природоохранные:
формирование экологической культуры – как части общей культуры взаимоотношений между людьми и между человеком и природой.
Режим использования: экологическую тропинку «Лесная сказка» можно использовать в разное время года, меняя тематику экскурсий в зависимости от сезона. Данный проект подойдет и для детей начальных классов школы, старшей группы детского сада, а также участников летнего оздоровительного лагеря «Лесная поляна».
Проект рассчитан на детей в возрасте 6- 10 лет. Протяженность маршрута 500 м.
Тропа по форме является кольцевой, пешей, междисциплинарной, познавательно-прогулочной.
Этапы создания экологической тропинки.
Изготовление костюмов сказочных героев.
Разработка маршрута по территории детского сада "Ручеек" и на территории школы.
Оформление экскурсионного маршрута: подбор заданий викторин и конкурсов.
Оформление стендов остановок: "Лесовичок", "Кикимора", "Баба-Яга", "Серый волк", "Косой", "Лиса Патрикеевна", " У Потапыча ".
Оборудование: аптечка, фотографии грибов, птиц, листья местных деревьев, корзинки, пакет для сбора мусора.
Оформление экологической тропинки.
Для повышения интереса детей ведущей выбран наиболее интересный персонаж - "Лесная фея". В помощь проведения экскурсии привлекаются помощники - сказочные герои: "Лесовичок", "Кикимора", "Баба-Яга", "Серый волк", "Леший", "Косой", " У Потапыча".
Оформлен паспорт экологической тропинки.
Паспорт экологической тропинки.
Для проведения экскурсии "Лесная сказка" создан Паспорт экологической тропы, где оформлен материал для ее проведения. Он включает всю информацию: задания, конкурсы, игры.
Материалы экскурсии. (межпредметная). Начинается экскурсия у входа в здание школы (детского сада). Детей встречает хозяйка экологической тропинки - "Лесная фея". После приветствия и инструктажа поведения во время экскурсии (инструктаж см. в приложение в разделе дидактические материалы, просим детей собрать мусор, встреченный на маршруте экскурсии) дети отправляются по маршруту. Первая остановка.
Ведущая: Я Лесная Фея, хозяйка леса. Приветствую вас и желаю успехов при прохождении по маршруту. Итак, первая остановка у Лесовичка.
Лесовичок: Здравствуйте ребята. А знаете ли вы, какие деревья растут в нашем лесу? (ответы детей: береза, дуб, ель, сосна и др.). Давайте, соберем листья и шишки с дорожки. Какой у тебя лист? (дети берут листья и называют листья:
Лист дуба – дубовый;
Лист березы – березовый;
Лист рябины – рябиновый;
Лист осины – осиновый;
Лист клена – кленовый;
Шишка сосны – сосновая;
Ш
ишка ели – еловая.
На стенде размещены фотографии листьев, соцветий, шишек и плодов деревьев. Фея просит провести соответствие фотографий. После выполняя задания, Лесная Фея вручает картинку «Облако» со слогом
Лесная Фея. Молодцы ребята, отправляемся дальше. На второй остановке нас ждет Баба- Яга детей поджидает сказочный персонаж "Баба-Яга.
Баба-Яга:
«Курьи ножки у избушки,
А в избе живет старушка,
Пол метлою подметает,
В ступе над землей летает».
– Кто это? (Баба Яга) Ребята! я очень рада вас видеть. Представьте, что вы
домашние животные и я хочу с вами поздороваться.
Здравствуйте, котята!
Мяу-мяу-мяу! (Моют лапки)
Здравствуйте, утята!
Кря-кря-кря! (Показывают клювики)
Здравствуйте, гусята!
Га-га-га! (Хлопают крылышками)
Здравствуйте, лягушата!
Ква-ква-ква! (Руки согнуты в локтях, ладони разжать вперед, качают руками вправо-влево)
Здравствуйте, коровки! Му-му-му! (Выставляют рожки)
Солнце давно встало!
Ку-ка-ре-ку! (Поднимают согнутые в коленях ноги, «хлопают крыльями»)
Здравствуйте, барашки!
Бе-бе-бе! (Приставляют к головам кулачки и вращают ими)
А я сварила кашку. Ее любят все!
Баба-Яга: Сегодня мы отправляемся в путешествие в лес. Но чтобы попасть в лес, надо пройти в волшебные ворота в игре «Скажи наоборот»:
большой – маленький;
громко – тихо;
грустный – радостный;
высокий – низкий;
открыть – закрыть;
пустой – полный;
вежливый – грубый;
легко – трудно;
тепло – холодно;
сильный – слабый;
солнечный – пасмурный;
чистый – грязный.
Баба-Яга: Молодцы ребята. А сейчас я загадки вам задачки с подвохом. Готовы? Итак, слушайте.
Круглой формы голова,
Той же формы буква… (не А, а О).
Вышел зайчик погулять,
Лап у зайца ровно … (четыре, а не пять)
Ты на птичку посмотри;
Ног у птички ровно…(не три, а четыре)
Говорил учитель Ире,
Что два больше чем …(не четыре, а один)
На базар идут старушки
Покупать себе …(не игрушки, а продукты)
Ночью, голову задрав,
Воет серый злой… (волк)
Кто в малине знает толк?
Ну конечно это…(медведь)
Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая…(белка)
Все преграды одолев,
Бьёт копытом верный…(конь)
10 Дубовый жёлудь любит он.
Конечно - это дикий …(кабан)
-Молодцы, ребята!
Баба Яга дарим им солнышко
Лесная Фея. Молодцы. Скажем Бабе-Яге - "До свиданья", и отправляемся дальше. Вторая остановка, здесь ребят ожидает сказочный персонаж "Кикимора".
Кикимора. Здравствуйте, ребята. Эта тропинка непростая, чтобы ее пройти нужно выполнить задания. Если вы правильно выполните эти задания, то я вас дальше пропущу. Ну что, ребята, постараемся? (Да)
– Хорошо. Тогда вам первое задание: Баба Яга не знает, какая в лесу бывает погода? Поможем ей разобраться? (Сели на лавочку)
Если дождь идет – дождливая;
дует ветер – ветреная;
холодно – холодная;
если пасмурно – пасмурная;
если хмуро – хмурая;
если сыро – сырая;
если солнечно – солнечная;
если ясно – ясная;
если мороз – морозная.
– А теперь давайте, ребята, поиграем в игру «Скажи со словом летний»
Небо какое? – Летнее.
Ветер какой? – Летний.
Аллея какая? – Летняя.
Солнце какое? – Летнее.
Туча какая? – Летняя.
Дождь какой? – Летний.
Цветы какие? – Летние.
Лес какой? – Летний.
Погода какая? – Летняя.
Утро какое? – Летнее.
– Молодцы, ребята! Ой, ребята! Пошел дождь!
– Какой дождь? (Холодный, сильный, моросящий)
– Покажите, как вы замерзли.
Д
ождик бегает по крыше
Бом! Бом! Бом! (Стучат ладонями по спинкам друг друга)
По веселой звонкой крыше
Бом! Бом! Бом! (Постукивают пальчиками)
Дома, дома посидите
Бом! Бом! Бом! (Поколачивают кулачками)
Никуда не выходите
Бом! Бом! Бом! (Растирают ребрами ладоней)
Почитайте, поиграйте
Бом! Бом! Бом! (Кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями)
А уйду – тогда гуляйте
Бом! Бом! Бом! (Поглаживают ладонями)
Кикимора: Хорошо разогрелись, берите рисунок речки и отправляетесь дальше.
Лесная Фея. Вы согрелись? Тогда отправляемся дальше в гости к Серому волку.– На грибную полянку. Экскурсантов встречает "Серый волк"
Серый волк. Здравствуйте ребята. А знаете ли что растет в лесу? (Дети перечисляют, деревья, кустарники, ягоды, грибы). А кто из вас собирал в лесу грибы? А знаете ли вы какие грибы растут у нас в лесу? ( ответы детей). Сейчас я вас проверю, как хорошо вы знаете наши местные грибы. На стенде на липучках размещены фотографии грибов. Нужно собрать в корзинку съедобные грибы, а ядовитые оставить на стенде. Какое правило грибника и ягодника?- Не знаешь-не бери.
Серый волк. Предлагаю вам отгадать загадки о грибах. Итак:
Загадки:
Растут на опушке
рыжие подружки,
Их зовут … (волнушки).
Зашёл мужик в сосняк,
Нашёл слизняк,
Бросить - жалко,
Съесть - сыро. (груздь).
Золотистые ... -
Очень дружные сестрички.
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом (лисички).
Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный (мухомор).
Нет грибов дружней, чем эти, -
Знают взрослые и дети -
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу (опята).
Не спорю - не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще (подберезовик).
|
Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых. Меня увидишь за версту - Зовусь я - …(подосиновик). |
|
Вдоль лесных дорожек Много белых ножек В шляпках разноцветных, Издали приметных. Собирай, не мешкай! Это …(сыроежки). |
С ерый волк. Молодцы ребята, а теперь, скачите на одной ножке по дорожке, там вас ждут новые приключения. Отдает рисунок радуги Следующая остановка у «Лешего». Леший. Здесь у нас речь пойдет о птицах. Осенью многие птицы улетают в теплые края. Их называют перелетными. – Почему их так называют? (Улетают в теплые края) – Почему улетают? (Трудно найти зимой корм) – Ребята! Если мы этих перелетных птиц назовем ласково, то поможем им улететь в теплые края. Следующее задание: Я буду диктовать вам утверждение о птицах, а вы, если согласны похлопайте в ладошки (попробуем- все хлопают) Если - не согласны – Все хором говорим: Ай-яй-яй. ( попробуем) Утверждения: 1. Сова питается только рыбой (нет) 2. Кукушка не вьет гнезда (да) 3. Сорока живет на болоте (нет) 4. Колибри может опылять растения (да) 5. Страус – самая маленькая птица (нет) 6. Вороны на зиму улетают в теплые страны (нет) 7. Соловей не имеет голоса (нет) 8. Стриж не умеет ходить (да) 9. Коршун относится к хищным птицам (да) Молодцы, ребята! Теперь громче поаплодируйте себе.– Молодцы, ребята! А теперь я вам предлагаю назвать птиц по фотографиям. А какие птицы остаются зимовать в нашем крае? ( дети отвечают: сороки, вороны, сороки, синицы...). Узнайте по фотографиям кому принадлежат эти гнезда. Молодцы ребята, вам рисунок и вас ждет Потапыч. Лесная Фея. Я предлагаю, ребята, пройти на последнюю полянку. Здесь живет мой друг Потапыч. Очень он любит играть (Потапыч сидит на лавочке и дремлет). Дети будят медведя. Потапыч: Доброе утро ребята. Хочу позавтракать, да говорят в лесу растут ядовитые ягоды. Помогите разобраться и давайте соберем ягоды в лукошко (дети собирают ягоды из картинок). Потапыч: Теперь я подкрепился хорошо бы поиграть. Игра «У Потапыча в берлоге». Ребята весело идут в лес за ягодами и грибами, напевая при этом песенку: У Потапыча во бору Грибы, ягоды беру! Потапыч простыл, На печи застыл! Когда дети произнесут последние слова, Потапыч, до этих пор дремавший в берлоге, начинает шевелиться, потягиваться и неохотно вылезает из берлоги, после чего старается поймать кого-то из детей. Пойманный ребенок становится новым «водящим». |
Потапыч. Чтобы вас дальше пропустить я прошу вас отгадать загадки. Все персонажи загадок - это герои сказок. Итак, внимание:
первая загадка:
Избушка чудная - две курьих ноги,
Такая есть в сказке у (Бабы Яги).
Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ! (Курочка Ряба).
В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом,
Поломал звериный дом. (Теремок).
Хоть он был без рук и ног,
Но сбежать из дома смог.
Волк и заяц, и медведь
Не смогли за ним поспеть.
Но лисичка знает дело -
Быстро "Ам" его и съела. (Колобок).
Трудно бабушке и деду
Репу вытащить к обеду.
Внучка, Жучка, даже кошка
Помогали им немножко
Кто еще пришел на грядку?
Отгадай-ка ты загадку. (Мышка из сказки Репка).
Утащили злые птицы
Кроху-братца у сестрицы,
Но сестричка, хоть мала
Все же малыша спасла.
Что за птицы в сказке были
И кому они служили? (Гуси лебеди и баба Яга).
Колотил да колотил по тарелке носом -
Ничего не проглотил
И остался с носом. (Лиса и журавль).
Нос не в свои дела суют,
Носами перед сном клюют,
Зато один веселый нос
Папаша Карло нам принес. (Буратино).
Ах ты Петя-простота,
Сплоховал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. (Петушок золотой гребешок).
По тропе шагая бодро,
Сами воду носят ведра. (По щучьему веленью).
Он на шарике летал,
Пчёлок обмануть мечтал.
Тучкой притворялся мишка,
Мёд хотел стащить воришка. (Вини-Пух).
Её узнают все по шапочке красной.
Однажды ей волк повстречался опасный.
Он девочку съел бы и не подавился,
Н
о тут дровосек с топором появился. (Красная Шапочка)
Потапыч. Молодцы, ребята. Вот вам от меня послание. Отправляйтесь на финиш.
Косой. Здравствуйте, ребята у меня к вам несколько заданий.
Назовите 5 луговых цветов, 5 водоплавающих птиц, 5 пресмыкающихся, 5 насекомых.
Ребята, я вам предлагаю очень сложное задание. Я загадал животное, вы задаете мне 10 вопросов , отвечают только «да» или «нет». Вам нужно определить какое животное я загадал.
Лесная Фея. Молодцы! Ребята, а все вы знаете как надо вести себя в лесу?
(дети отвечают: не оставлять мусора). А чем мусор, оставленный в лесу
опасен? (ответы детей: животные могут поесть и умереть, от бутылок может
загореться сухая трава и вызвать пожар). Демонстрируется опыт с бутылкой,
которая зажигает сухую траву. Из ваших рисунков нужно составить фразу (дети составляют-Изучаем, бережем природу! Знак восклицания дарит Лесная Фея). Ребята предлагаю выразить ваши впечатления об экскурсии в рисунках.
Заключение.
Нам живое всегда помогают, Быть здоровым, жить в тепле. И сегодня мы скажем «Спасибо!» Всем живым, что есть на Земле.
Ожидаемые результаты: повышение интереса к живой природе, бережное отношение детей к живым объектам природы.
Результаты. Проведено 4 экскурсии, в них приняло участие 45 воспитанников детского сада "Ручеек" и 67 участников летнего оздоровительного лагеря.
Литература.
Асташина Н.И. Экологическая орнитологическая тропа. Методическое пособие.- Н.Новгород: Деловая полиграфия, 2010.-50с.
Бровкина Е.Т. Птицы леса. М. :Дрофа,2006.-63 с.
Гореловская О.Ю., Муравьева А.В., Экологические праздники в школе и детском саду. Сборник методических разработок. –Н.Новгород: Государственный природный биосферный заповедник «Керженский»,
2010.-80 с.
Гореловская О.Ю., Ушакова М.М. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Методическое пособие. –Н.Новгород: Экоцентр «Дронт», 2009. 48 с.
Карпенко М.Т. Сборник загадок. М., «Просвещение», 1988, 78 с.
Серебряковская Т.А. Методические рекомендации к изучению уровня сформированности основ экологической культуры детей дошкольного возраста.- Н.Новгород, 2011.-38 с.
Ушакова М.М. Экологическая игротека. Методическое пособие для педагогов.- Н.Новгород, Экоцентр «Дронт», 2010, 80 с.
Ушакова М.М. по страницам экологического календаря. Сб. методических материалов для педагогов. 2-е изд. Н.Новгород: Экоцентр «Дронт», 2012. 60с.
Ушакова М.М. по страницам экологического календаря. Сб. методических материалов для педагогов. Н.Новгород: Комитет охраны природы и управления природопользования Нижегородской области, Экоцентр «Дронт», 2005. 52с.
Ж. Экологические экскурсии в леса Нижегородской области. Выпуск !, Н.Новгород. 1995.-89с.
Наборы фотографий грибов.
Приложение.
Инструктаж по правилам поведения во время экскурсии:
Внимательно слушать экскурсовода.
Не рвать цветы, не ломать ветки, не срывать листья с деревьев.
Не сходить с проложенного маршрута экскурсии.
Не пробовать растения на вкус.
Активно отвечать на все вопросы.
Соблюдать чистоту, собрать встреченный мусор в пакеты.
и на последок я для спрятал клад. Найдет его самый изобретательный и догадливый. Кто его найдет, тот его и получит. Итак в путь (мешочек с конфетами спрятать в укромном месте).