СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НИЖНЕГО ДОНА И ИХ РЕШЕНИЕ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕСТНЫХ ТРАДИЦИЙ
Автор: Ганичева Любовь Захаровна
Место выполнения работы: МБОУ «Школа
№10», Ростовская область,
г. Ростов-на-Дону
Бассейн Нижнего Дона (Нижний Дон - от плотины Цимлянского водохранилища до устья р. Дон), – где расположена почти вся территория Ростовской области, является крупным индустриально-аграрным регионом Российской Федерации (прил.1). В его пределах находятся предприятия угледобывающей, машиностроительной, металлургической, химической, пищевой, сельскохозяйственной и иных отраслей.
Ростовская область – крупный транспортный узел, по территории которой проходят 6 магистральных железнодорожных линий, 7 автомобильных дорог федерального значения, воднотранспортный путь по Дону из Азово-Черноморского бассейна внутрь России, свыше 10 продуктопроводов.
За последние десятилетия на Нижнем Дону сложилась неблагоприятная экологическая обстановка, влияющая как на состояние природных экосистем, так и на и здоровье населения. В области не решены проблемы загрязнения окружающей среды бытовыми и промышленными отходами, растет количество несанкционированных свалок, что нередко приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической ситуации.
Цивилизация привнесла в жизнь много чуждого, отделяющего человека от природы. Чем дальше уходит прогресс, тем больше неизбежность уничтожения исторического наследия мира предков. Современный подход к охране природы не способствует привлечению добровольцев, так как лозунги и призывы не трогают душу.
Здесь и приходят на помощь местные экологические традиции, дающие возможность найти духовные истоки охраны природы в прошлом. Эта экологическая культура очень конкретна, то есть строго приурочена к данной местности, к своей окружающей среде. Многие местные традиции способствовали сохранению природы, охране почв от эрозии, сбережению деревьев, степных угодий, зверей, родников, озер, рек и рыбных запасов.
Использование опыта, накопленного в экологических традициях, глубинное понимание способности этих традиций вызывать переживания за природу, поможет сделать еще один шаг к прекращению войны между человеком и природой в современном мире.
В связи с этим была поставлена цель: изучить экологические традиции, направленные на выяснение древних способов взаимодействия человека и природы.
Для её выполнения необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить методику сбора экологических традиций.
2. Дать характеристику экологическим традициям и разделить их на основные группы.
3. Выделить элементы, свидетельствующие о былой гармонии человека с окружающим миром и адаптировать их к современным условиям (прил. 2).
В современный период состояние природной среды Нижнего Дона, во многом определяющее экологический фон всего Приазовья, характеризуется сочетанием целого ряда специфических факторов, таких, как: засушливый климат и маловодность; интенсивная урбанизация территории; высокая степень концентрации промышленности и развитого сельского хозяйства; неблагоприятное географическое положение как конечного участка бассейнового стока р. Дон; многообразие химического загрязнения природной среды под воздействием промышленных, сельскохозяйственных и хозяйственно-бытовых выбросов и сбросов.
Одним из основных лимитирующих факторов развития индустриальных центров в настоящее время становится требование сохранения нормальной среды обитания человека. Наблюдаемая в последние десятилетия концентрация промышленности на локальных территориях во многих случаях наносит непоправимый ущерб природным системам. «Наползание» города на природные ландшафты вызывает негативные последствия во всех жизнеобеспечивающих средах. На территории Ростовской области расположено 23 города и 25 поселков городского типа [11].
Ростовская область по праву считается житницей России, но для Нижнего Дона характерен и мощный промышленный потенциал, сосредоточенный в городах. Именно в них наиболее ярко проявляется негативное воздействие техногенеза на окружающую среду. На территории городов расположены предприятия металлургической, машиностроительной, химической, строительной отраслей промышленности, теплоэнергетического комплекса, ЖКХ. Кроме того, некоторые из этих городов – крупные центры горнодобывающей промышленности. После ликвидации многих шахт угледобывающего комплекса Восточного Донбасса сформировались негативные экологические процессы и явления. Города являются своеобразными геохимическими провинциями, в которых аномально повышена концентрация многих химических элементов. Многоотраслевая промышленность, энергетические предприятия, автотранспорт и развитое коммунальное хозяйство определяют мощное воздействие на природные системы [12].
В процессе производственной и бытовой деятельности человека образуется техногенный воздушный поток с высокой концентрацией широкого круга загрязняющих веществ. Включаясь в природные миграционные циклы, он взаимодействует с другими компонентами городской среды. Анализ этого взаимодействия - необходимое звено в цепи многофакторной оценки экологической ситуации в городе.
В пределах города техногенный воздушный поток формируется, в основном, за счет выбросов промышленных предприятий, ТЭЦ и котельных, выбросов автотранспорта, строительной пыли и продуктов дефляции загрязненного почвенного покрова.
Промышленные предприятия, котельные и ТЭЦ, строительные площадки и автотранспорт городов являются основными источниками загрязнения атмосферного воздуха пылью, оксидами серы, азота, углерода, углеводорода, летучих органических соединений. Кроме традиционных загрязняющих веществ, в выбросах предприятий присутствуют бенз(а)пирен, минеральные и жирные кислоты, фенолы, спирты и другие соединения во всевозможных комбинациях.
Промышленная пыль отличается высокой концентрацией целого ряда микроэлементов. Особой токсичностью характеризуются пыли химического производства, производства и обработки цветных металлов, предприятий электротехнического машиностроения, где широко используются различные сплавы, инструментальное производство.
В последнее десятилетие одним из главных источников загрязнения окружающей среды стал автомобильный транспорт. Из года в год стремительно нарастает количество легкового автотранспорта.
Среднегодовой пробег легкового автомобиля достигает 15-25 тыс. км, грузового - 5-15 тыс. км [2]. За это время грузовик потребляет 1500-7500 л бензина, легковой автомобиль - 1500-2500 л. Наибольшее количество (более 200) загрязняющих атмосферу веществ дают бензиновые карбюраторные двигатели. Особой токсичностью в отработавших газах карбюраторных ДВС обладают выбросы оксида углерода (0,5-12%), оксидов азота (до 0,8%), углеводородов (0,2-3,0%) [8]. Дизельные двигатели загрязняют атмосферу сажей, сернистыми соединениями, бенз(а)пиреном. Нельзя забывать о вторичном загрязнении атмосферы дорожной пылью, поднимаемой при движении автотранспорта и продуктами стирания шин, среди которых имеются соединения цинка и кадмия. Фактором, значительно увеличивающим вредные выбросы автотранспорта, является недостаточность дорожно-транспортной сети, нерациональное регулирование движения, транспортные пробки. Так, в Ростове-на-Дону сложилась типичная для крупных городов ситуация по распределению плотности маршрутной сети. При нормативном показателе 2,5 км/км², в центральной части она доходит до 3,8 км/км², в то время как на периферии составляет всего лишь 2,1 км/км² [8].
Велика роль в загрязнении природной среды промышленных и бытовых стоков. С ними в канализационную систему попадают нефтепродукты, СПАВ, фенолы, минеральные и органические соединения, тяжелые металлы и другие вещества. Широкая ассоциация тяжелых металлов в сточных водах характерна не только для традиционно «грязных» производств (например, гальванические участки), где эти элементы используются в технологическом цикле, но даже для пищевой и легкой промышленности.
Основными проблемами охраны окружающей среды Нижнего Дона, которые требуют комплексного решения в ближайшее время являются следующие:
– улучшение состояния атмосферного воздуха, то есть снижение его загрязнения вредными выбросами до уровня предельно-допустимых норм (ПДН);
– защита водного бассейна, прежде всего, предотвращение от загрязнения поверхностных и подземных вод, используемых водозабором и снижение их
загрязнения вредными веществами до нормативного уровня [7].
Кроме этого, во многих населенных пунктах существует ряд экономических проблем, которые мало изучены: вторичное использование ресурсов, переработка, хранение и утилизация отходов и другие. Каждая из этих проблем непосредственно и очень тесно связана со здоровьем людей, будущим детей.
Особое внимание следует уделить состоянию таких природных компонентов, как атмосферный воздух, водные объекты, почвенный покров.
Загрязнение атмосферы, привнесение или образование в ней физико-химических агентов и веществ, обусловлено как природными, так и антропогенными факторами. В последние десятилетия антропогенные факторы стали превышать естественные, приобретая глобальный характер. К основным источникам загрязнения атмосферы относятся: промышленные предприятия, транспорт, бытовые отходы и другие. Приоритетными загрязнителями атмосферного воздуха являются взвешенные вещества, оксиды азота, диоксид серы сероводород, формальдегид, фенол, свинец, углеводороды и другие. В зоне влияния промышленных предприятий превышение ПДК по загрязняющим веществам составляет 2,5%, на автомагистралях - 4,5% [5].
Особую опасность для атмосферы представляют горящие породные отвалы. Так, в г. Донецке в наследство от угольной промышленности осталось 17 таких гигантов, которые опасны для здоровья людей и окружающей среды. Работы по их ликвидации начали с центра города, где по соседству с отвалом находятся жилые дома, школа и детский спортивный центр. Опасны мелкие частицы угля, которые сами возгораются и выделяют вредные газообразные вещества. Несмотря на то, что возле терриконов радиоактивная обстановка в норме, жители часто болеют раком.
Рекультивация одного террикона стоит 33 млн рублей. Работы осуществляют за счет федерального бюджета. Разработанная программа проводится в несколько этапов. Сначала снимают слой породы, потом через каждые 3 м заливают гашеную известь против возгорания, отвал засыпают глиной, которая не пропускает взвешенные вещества и пыль. Однако из-за такого вмешательства могут возникнуть оползни. А если тормошить перегоревшие недра, то они выбросят свежую порцию газа и пыли [14].
В настоящее время вызывает особое беспокойство состояние водных объектов ввиду исключительной роли воды, как в народном хозяйстве, так и в круговороте веществ в природе.
Основными источниками поступления загрязняющих веществ в открытые водные сиcтемы являются «условно-чистые», а иногда и «безусловно-грязные» (то есть не проходившие никакой очистки) сбросные воды предприятий, поверхностный сток с промплощадок и прилегающих загрязнённых территорий во время дождя или с талыми водами («ливневый сток»), аварийные сбросы промстоков при переполнении прудов-накопителей очистных сооружений, а также промстоки, фильтрующиеся через неэкранированные стенки и днища отстойников и шламонакопителей [13].
Особую тревогу вызывают неканализированные места, так как сброс сточных вод производится в балки или на свалки бытового мусора, что также приводит к загрязнению поверхностных или подземных вод - источников централизованного водоснабжения.
Бьет тревогу один из факторов экологической опасности - качество питьевой воды и ее дефицит. Анализ качества питьевой воды за год показал, что из отобранных проб не соответствуют стандарту 4,3 % [14].
Разводящая сеть водопроводов находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Удельный вес изношенных сетей колеблется от 60 до 100 %. Плановая замена трубопроводов разводящих сетей во многих районах не проводится в течение ряда лет. Низкая санитарная надежность водопроводов, частые аварийные ситуации, перебои в подаче воды приводят к ее загрязнению [6].
Аварийная ситуация на головных сооружениях не ликвидируется в течение длительного времени и в лучшем случае отсекают трубопровод, что приводит к множественным тупиковым линиям и к вторичному загрязнению трубопровода.
К другим источникам загрязнения водных объектов относится неорганизованный сток поверхностных вод с загрязненных территорий (промышленных площадок, селитебных районов, сельскохозяйственных полей, животноводческих ферм и др.). Интенсивное поступление загрязняющих веществ с территорий, прилегающих к промышленным предприятиям и сельскохозяйственным угодьям, в ближайшие водные объекты наблюдается в период таяния снега и дождевых паводков. Систематический контроль над этим видом источников антропогенного влияния не проводится [6].
Отрицательно сказывается на экологической ситуации и прокладка автомобильных и железных дорог по бассейнообразующим балкам без возможности естественного сброса ливневых и талых вод. Это привело к сокращению водосборной площади ориентировочно на 60 %, повышению уровня грунтовых вод и процессам подтопления.
Жизнь промышленных центров накладывает свой отпечаток также на состояние подземных вод. Их природный состав изменяется в сторону повышения общей минерализации, жесткости и загрязнения вод органическими соединениями. В составе вод увеличивается содержание хлора, сульфатов, углекислоты, соединений азота, различных редких элементов. Возрастает пестрота ионного состава и значений рН. На территории города можно встретить наряду с нейтральными кислые, щелочные воды и самые разнообразные (по соотношению в них катионов и анионов) химические типы вод [12].
Такое разнообразие обусловлено тем, что состав вод формируется главным образом при участии большого числа техногенных факторов: в частности загрязнения городской атмосферы, утечек из канализации, теплосетей, спуска в грунт технических и хозяйственных вод, загрязнения поверхностных водоёмов, наличия выгребных ям и свалок, векового накопления и загрязнения культурного слоя и т.д.
Во многих районах Ростовской области загрязняющие вещества в подземных водах превышают ПДК в 2-10 и более раз. Такое загрязнение оценивается как опасное [11].
В настоящее время испытывает существенный антропогенный пресс и почвенный покров Ростовской области, о чем свидетельствуют огромные площади распаханных земель (до 87% в некоторых районах области). Это наносит существенный ущерб качественному составу почв, вызывая в первую очередь их дегумификацию. За последние 120 лет произошло снижение гумуса на 25-35% [11].
К негативным явлениям следует отнести деградацию почв, которая усилилась с применением тяжелых сельскохозяйственных машин. Давление на почву достигает 3,0 кг/м² при норме 1,5 кг/м². Это приводит к нарушению структуры почвы, её переуплотнению, нарушению соотношения между почвенной водой и воздухом [11].
Нежелательные экологические последствия возникают также при нерациональном использовании минеральных удобрений и ядохимикатов. Они оказывают негативное влияние на микрофлору и микрофауну почвы, что в конечном итоге сказывается и на здоровье человека.
Уничтожение естественного травяного покрова в результате распашки способствует усилению ветровой и водной эрозии. При водной эрозии вымываются глинистые и органические частицы. Это приводит к уменьшению мощности почвы, а в верхнем горизонте снижается содержание гумуса и падает продуктивность. Водная эрозия, в частности струйчатая, приводит к образованию оврагов. Они расчленяют пашню на мелкие массивы, что осложняет использование машин при обработке почвы.
Таким образом, анализ состояния окружающей среды на территории Нижнего Дона показывает, что улучшение экологической обстановки либо вообще не происходит, либо происходит, но медленными темпами, что отражается на заболеваемости населения. На первом месте стоят болезни органов дыхания (24,8%), на втором – системы кровообращения (11,7%), на третьем – мочеполовых органов (8,9%) [7].
Данная исследовательская работа проводилась в период 2014-2015гг. в бассейне Нижнего Дона. При ее написании были использованы литературные источники, фондовый материал, собранный в краеведческом музее г. Ростова-на-Дону, в Шолоховском районном архиве, краеведческом музее с. Чалтырь, результаты экспедиции и личные наблюдения автора.
Выполнение программы осуществлялось в пять этапов.
1.Изучалась экологическая культура населения территории Нижнего Дона по справочной литературе.
2. Выделялись элементы, свидетельствующие о былой гармонии человека с окружающим миром и сохранившие свое природоохранное значение в современных условиях.
3. Проводилась экспедиция, в период которой осуществлялся сбор различных вариантов экологических традиций.
4. Выполнялась камеральная обработка материалов, уточнялись и проверялись непонятные моменты в местных музеях;
5. Полученные данные распространялись среди учащихся.
Особое внимание уделялось способам сбора традиций, а именно как их
собирать, о чем спрашивать и что выяснять. Такую возможность давали обучающие семинары, которые проводились до отправления в экспедицию. К каждому семинару готовился раздаточный материал, примером которого были памятки по классификации народных традиций или по способам коммуникаций. Чтобы закрепить теоретическую часть семинара, в его конце проводились интерактивные игры по теме семинара. Результат проведения семинаров заключался в следующем:
- готовности участников семинаров к работе по сбору экологических
традиций, в том числе и в экспедициях;
- заинтересованности в осуществляемых мероприятиях;
- создании коллектива единомышленников.
Основной этап выполнения программы – сбор экологических традиций во время проведения экспедиции. Перед её началом определялись даты проведения, в период которых намечались встречи, беседы и посещения заранее выбранных объектов (музеев, исторических мест, представителей местного населения). После каждого посещаемого пункта проводилась первичная обработка материалов, пока были ярки в памяти беседы с участниками опросов.
Маршрут экспедиции проходил по населенным пунктам: Азов, Кулешовка, Батайск, Старочеркасск, Аксай, Ростов-на-Дону, Чалтырь (прил.3).
Цель экспедиции – сбор информации природоохранного характера, содержащийся в легендах, сказаниях, былинах, поведенческих аспектах и использование этих материалов для привлечения рядового человека к проблемам экологии и охраны природы.
Задачи экспедиции:
- материальное обеспечение (видеокамера, фотоаппарат, диктофон, канцелярские принадлежности, опросные листы, инструкции и рекомендации по сбору традиций);
- подготовка участников экспедиции к работе по сбору экологических традиций;
- сбор информации природоохранного значения;
- знакомство с местными фольклорными традициями;
- посещение местных музеев;
- привлечение местного населения к сотрудничеству.
Проведение экспедиции. При подготовке к экспедиции распределялись обязанности между её участниками. Прибыв в назначенный пункт, через местные организации получали имена и адреса старожилов.
С самого начала экспедиции велся дневник, в котором указывалась дата и место проведения сбора информации. Наиболее важная часть дневника – записи рассказов старожилов. Заранее готовился перечень вопросов. Опрос населения проводился двумя участниками экспедиции. В начале разговора представлялись и объясняли, какие вопросы интересуют. Представлялись так: «Мы учащиеся школы № 10 г. Ростова-на-Дону, записываем рассказы про старину». Таких объяснений было достаточно для начала ведения разговора.
Во время разговора один участник экспедиции вел беседу, другой записывал рассказ. Перечень вопросов держали в руках, но не требовали, чтобы рассказчик строго по порядку на них отвечал. Опрашиваемых во время разговора не перебивали, если даже они отклонялись от темы. Старались тактично направлять беседу по интересующему нас руслу.
Во время беседы желательно фотографировать рассказчиков. Принципиально важно делать снимки традиционно охраняемых природных объектов, редких видов растений и животных, изделий народных промыслов. Чтобы не запутаться в том, что, где и когда снято, необходимо вести фотодневник. В нем указывается номер пленки, а затем в виде таблички все необходимые сведения.
Результаты экспедиции обобщались и оформлялись в специальном альбоме в тематическом порядке. Учащихся школы № 10 г. Ростова-на-Дону извещали о полученных материалах через стенгазету, выставку, проведение конкурсов и викторин.
Значительный вклад в разработку экологического краеведения и сбора экологических традиций внесен работами Н.П. Астапенко, И.И. Бондаренко, А.С. Волковой, Н.И. Глушковым, А.П. Крамской, М.С. Моложавенко, А.С. Хоптяр, М,М. Эльдаровым и другими.
Донская земля издавна привлекала многих ученых и путешественников. Первые сведения о природе Дона встречаются в трудах древнегреческих и римских историков и географов Геродота, Страмбона, Птолемея и др. С XVIII в. появляются сведения о Донском крае в русских источниках. Наибольшую ценность представляют Списки «Книги Большому чертежу», в которых указываются истоки рек, качество воды, обитающие здесь животные, урочища, удобные места для обороны и другие сведения. Огромное значение освоению природных ресурсов Нижнего Дона придавал Петр I. Занимаясь преобразованием государства Российского, он стремился обеспечить выход к Азовскому и Черному морям. Результатом явились проведенные исследования и создание первого «Атласа реки Дон и Азовского моря». В послепетровское время на Нижнем Дону проводились исследования почвоведами, геологами, гидрологами, океанологами и многими другими учеными.
Природа Нижнего Дона с древних времен отличалась изобилием.
Богатый Дон (казаки говорили, что у него золотое дно), леса, степи – все это было естественным хранилищем жизненных потребностей. В первом – рыба, в остальном – звери, птицы, плоды водились и росли во множестве. Жизнь предков была направлена на гармонию человека с природой, на трепетное отношение к ней. Обряды и песни одухотворяли и воспитывали людей. Совместно казачество решало вопросы посадок и порубок деревьев, охоты и ловли рыбы, посевов и покосов, чистки родников и русел, охраны лугов и пастбищ. Поэтому территория Нижнего Дона богата природоохранными традициями [3].
Все экологические традиции условно можно разделить на следующие группы: хозяйственно-бытовые; иррационально мотивируемые правила поведения; обряды и праздники; территориально приуроченные; традиции, связанные с отдельными видами растений и животных (прил. 4).
Хозяйственно-бытовые традиции. Из воспоминаний старожилов, Дон раньше очень сильно разливался. В период весеннего половодья станицы и хутора, зачастую с трех сторон были окружены водой, а иногда даже представляли собой островки. После разлива, для того, чтобы задержать рыбу, устраивались так называемые «музги» - вода, оставшаяся после разлива в пониженных местах обносилась земляным валом. В музгах водилась рыба, которую ловили все лето. Несмотря на былое богатство рыбных запасов, у казаков существовало правило: «После вскрытия льда, когда начинался ход рыбы на нерест, на Дону делать было нечего» [4].
Дон и его протоки местное население содержало в надлежащем порядке. В предосенний период разделяли реку на участки, и каждый участок проходили неводом два раза. Не важно, ловилась рыба или нет, главная задача была очистить реку от водорослей.
Борьба с образованием оврагов и балок раньше велась следующим образом. В устьях оврагов и балок, впадающих в реки, вбивались колья, которые оплетались плетнями и с обеих сторон бутились камнем. Здесь вода фильтровалась, а частицы смытой почвы оседали на дно. Постепенно устье реки заполнялось грунтом, на котором поселялась травянистая растительность или высаживались деревья, а в речки поступала вода, очищенная от смытой почвы, что препятствовало заилению родников. С зарастанием берегов малых рек боролись «всем миром». Камыш, кугу и чакан косили осенью и использовали для покрытия крыш, сараев, омшаников (для перезимовки пчел), для подстилки скоту (вязали маты), в качестве топлива в летних печах на улице. Молодые побеги камыша и чакана использовали на корм скоту.
Мазанки в станицах строили из лозы, используя для фундамента дикий камень и ракушечник, и содержали их в чистоте.
Славился Нижний Дон своими виноградниками. Особенно ценился виноград и поставлялся к царскому столу, выращенный на правом берегу реки, что было обусловлено благоприятными почвенно-климатическими условиями. Традиции виноградарства бережно передавались из поколения в поколение.
Естественные пойменные леса, которые состояли в основном из мягких пород вербы и тополя, охранялись казаками от вырубок и пожаров.
Народные предания относятся к рекам, озерам и протокам, как к существам живым, способным понимать, чувствовать и выражаться человеческой речью. Казаки, поливая потом донскую землю, не просто обеспечивали свою жизнь, но и сливались с природой в ее вечном круговращении и самозабвении. Отсюда и радость, и праздничность казачьего труда. Культ предков, лежащий в древности в основе общественной жизни, заставлял соблюдать традиции, нарушить их – значит обидеть предков, лишиться их благословения.
Иррационально мотивируемые правила поведения. Издавна любимыми занятиями у казаков были охота (гульба) и рыбная ловля. На реке Дон находились лучшие звериные промыслы, где охотились «коши», но казачьим обществом свято соблюдались сроки охоты и лова. Привольная и братская жизнь сильно привязывала казака к родине, а постоянно живя вблизи воды, которая обеспечивала и естественные богатства, и ощущение защищенности и безопасности, тем самым очень сильно привязывала казаков к реке. Они славили свой Тихий Дон, называя его «кормилец родимый». Дон воспевался в песнях легендах, стихах и обрядах [3].
При возвращении со службы казак бросал в Дон фуражку, которую он покупал специально заранее для этого случая. Плевок в Дон считался святотатством и наказывался поркой при народе.
Для наблюдения за правильным ведением рыболовства, Дон в его низовье делился обществом на «тони», а ловом рыбы занималась артель, за которой закреплялась тонь. Это обеспечивало недопущение к ней пришлых. Запрещалось ловить рыбу всякого рода ловушками. Каждый должен был иметь билет от войсковой канцелярии, дающий право свободного промысла в дозволенных местах. В поимке браконьеров участвовали два войсковых смотрителя, назначавшихся войсковой канцелярией из старшин и имевших под своим началом вооруженную команду. Лов рыбы на Дону велся с соблюдением очереди, с распределением этих очередей и участков реки. Мелкую рыбу старались не брать и выбрасывали обратно в реку.
Для совместной обработки земли слабые хозяйства объединялись в «супряги» вместе с рабочим скотом и инвентарем. Существовал страховой фонд посевного зерна, при неурожае он раздавался казакам для посева, амбары находились под контролем местного атамана. От засух спасали лесные угодья, за которыми население вело постоянный уход, осуществляя рубку деревьев и прочистку территорий. За работу платили дровами и деловой древесиной.
Обряды и праздники. Самыми почитаемыми праздниками на Дону были зимние святки: рождественское славление, детские славы, обряд посевания, святочные гадания. Затем шел праздник встречи весны и торжество торжеств – пасхальные обряды и обычаи. Особо почитали на Дону праздник Иконы Казанской Божьей Матери – покровительницы казачьего воинства. На Троицу посыпали полы в куренях и церкви чабрецом. Девушки плели венки и пускали их по реке. При этом загадывали, в какое место приплывет венок, туда они и выйдут замуж. После Троицы начинались сенокосы и продолжались работы на огородах. В осенний праздник - Покрова Пресвятой Богородицы – почитали предков, казаков, погибших во время боевых действий и к этому времени заканчивали осенние работы.
Территориально приуроченные традиции. По наблюдению старожилов, за последние десятилетия произошло обмеление Дона и его притоков. Это связано со строительством плотин и нарушением водного баланса реки. Большим злом местные жители считают углубление русла реки земснарядом, что способствует разрушению материнской породы, слагающей дно реки и гибели родников, питающих реку. В пойме Дона когда-то произрастали леса, о чем говорят названия станиц и хуторов, но их вырубили и реки обмелели.
По крутому правому берегу Дона вблизи станицы Вешенской проходил «гетманский шлях», дорога на Москву. Он являлся своеобразной водоохранной зоной реки. Вдоль реки не разрешалось вести никакой хозяйственной деятельности: ни распашки, ни выпас скота. Казаки иногда на быках по двое суток добирались до своих пахотных земель, но земли около реки не трогали.
В конце XIX в. в результате антропогенной нагрузки, в частности неразумного выпаса скота, были затронуты пески правобережья около станицы Вешенская. Посевы, сады и огороды заносились песком, гибли урожаи. В связи с этим на казачьем круге было принято решение: остановить пески и посадить в окрестностях станицы сосновый лес. Первые посадки сосны на Вешенских песках относятся к 1905 г. Начиналось все с того, что по решению общества за каждым двором был закреплен надел для посадки крошечных сосенок, которые на быках привозились из Воронежской области. Трудно приживался этот лес, но добросовестный труд каждого жителя за крошечными сосенками увенчался успехом. В настоящее время сосновые леса вокруг станицы занимают уже несколько тысяч гектаров, даря красоту живущим здесь людям. Старожилы отмечают, что в последнее время в сосняках стало больше диких кабанов, косуль, лосей, которые заходят сюда из Воронежского заповедника, а в речных зарослях стали селиться журавли и лебеди, что свидетельствует об улучшении экологической обстановки на Дону [9].
Традиции, связанные с отдельными видами растений и животных. Почитанием на Дону издавна пользовались такие растения, как шиповник, бессмертник, анютины глазки, лазорик. Был создан заказник «тюльпановое поле» на Чирском правобережье около Суровикино. Это, как бы пестрый ковер, усеянный белыми, желтыми, алыми дикими тюльпанами – лазориками. Никто не сажал на Тюльпановом поле растения, наверное, оно было таким и тысячу лет назад – клочком целинной «лазоревой степи». Символом Донской степи всегда оставался чабрец – живи-трава, богородицин цвет, наполнявший степь сказочным ароматом. Кувшинки и кубышки, казалось вобравшие в себя всю девичью красоту, считалось, обладали магической силой. Их прозвали одолень-травой, зашивали в ладанки казакам, идущим в бой, и они оберегали их от врага. Прекрасные легенды сложили об этих растениях в народе (прил. 6, 7). В день Ивана Постного заговаривали яблоки, чтобы их не воровали [10].
Итак, в процессе исследований было изучено 86 экологических традиций, из которых ведущее место занимают хозяйственно-бытовые, затем территориально приуроченные (прил. 8). В период проведения экспедиции дополнительно к изложенным в литературе собрано еще 9 местных традиций (прил. 9.1, 9.2). К ним относятся традиции, связанные с обрядами и праздниками (6), растениями (2) и иррационально мотивируемыми правилами поведения (1).
Экологические традиции – это пласт народной культуры, основа для устойчивого развития местных сообществ. Связанные с природой обычаи, поверья, мифы, обряды, запреты – источник для всех, кто занимается природоохранной деятельностью. В казачьих песнях, легендах, сказках, преданиях и былинах воспевается героизм, отвага, патриотизм и беззаветная любовь к своему Донскому краю. А то, что любишь, охраняешь и ценишь дороже жизни. Именно эту любовь к «малой» родине, гордость за её неповторимую красоту и чувство ответственности за сбережение этой красоты необходимо возрождать в первую очередь. Делать это нужно уже сегодня, чтобы не утратить окончательно всю культуру и духовное наследие всего региона. Местные традиции – это сконцентрированный лучший многовековой опыт, утрата которого будет невосполнима для окружающего мира, а возрождение этого опыта востребовано уже сегодня.
Конечно, невозможно просто взять все традиции и перенести их в современную жизнь. Здесь нужен дифференцированный подход: часть из них современна и применима в настоящее время, некоторые требуют переосмысления к изменившимся условиям.
Возрождение традиций позволит использовать исторический опыт в практической природоохранной деятельности. Традиции создадут возможность для изменения отношения рядового человека к природе, повышения статуса особо охраняемых природных территорий, сохранению видового разнообразия растительности и животного мира, усовершенствования механизмов природопользования. Привнося в природоохранную деятельность элементы этики, нравственности, патриотизма, нормы христианской морали, они способствуют приобщению к ним местного населения.
Чтобы сохранить природные объекты, растения, животных, мало взять их под охрану закона, необходимо создать вокруг атмосферу, заставляющую людей следовать запрету на разрушение и истребление природы. В таких случаях хорошо работает прием освящения природных объектов священниками, как это делается, например, в станице Вешенская. «Отрог» - источник питьевой воды для жителей станицы, ежегодно освящается представителем духовенства. Место это и в самом деле священное своей первозданной красотой. Именно такие места называют «дикой природой». Так и кажется, что появится из-за деревьев добрый лесной дух или смешной леший, а в маленьком озерце у родника всплеснет хвостом по воде русалка.
Для современного человека природа не является культурной ценностью. Чтобы изменить это положение, нужны культурные предпосылки. Поэтому спасение культурного наследия и трансформация традиционной культуры в соответствии с изменившимися условиями обитания поможет сохранить такие предпосылки. Ведь корни традиционной культуры во всех нас достаточно глубоки.
Истинными почитателями родной земли и хранителями её традиций являются местные писатели, поэты, художники, историки и этнографы. Они своеобразные проводники, способствующие распространению исторического опыта народа.
«Родной край! Как ласка матери, как нежный зов её над колыбелью, теплом и радостью трепещет в сердце волшебный звук знакомых слов… Тебя люблю, родимый край… И тихих вод твоих осоку, и серебро твоих песчаных кос, плач чибисов в куге зеленой, песнь хороводов на заре, и в праздник шум станичного майдана, и старый милый Дон – не променяю ни на что», пишет о Донском крае Ф.Д. Крюков в своем стихотворении в прозе.
Певцом Донского края был М.А. Шолохов. Шолоховеды в романе «Тихий Дон» насчитывают 420 упоминаний о его красоте. Вот как он описывает степь: «Похожая на молодую, кормящую грудью мать: необычайно красивая, притихшая, немного усталая и вся светящаяся прекрасной, счастливой и чистой улыбкой материнства». С большой художественной силой описывают природу родных мест в своих произведениях донские писатели В.А. Закруткин и А.В. Калинин. Ряд своих рассказов посвятили донской степи К.А. Тренев и А.П. Чехов.
Любовью к Донскому краю наполнены картины художников И.И. Крылова, Н.И. Дубовского, М.Б. Грекова, К.А. Савицкого, Я.М. Павлова.
Богатейший материал о Донском крае собран в книгах В.С. Моложавенко, где описывается его природа, легенды, традиции и люди, живущие на этой земле. Издан десятитомник М.П. Астапенко «История Донского казачества, в котором описаны быт, обычаи и обряды донских казаков XVII-XX вв.
Большая работа, которую ведут современные историки и краеведы, может стать прекрасным подспорьем в деле воспитания истинных патриотов своей земли, берегущих ее сокровища.
Мало собрать или изучить традиции своего региона, необходимо, чтобы они стали работать, то есть нужно воспитывать население, используя традиционную культуру предков. Этому поможет проведение различного рода занятий: путешествий в природу; фольклорных или обрядовых праздников; практических дел «всем миром» как в старину; краеведческих исследований; экологических экспедиций; конкурсных заданий и т. д. (прил. 10).
Опыт подобной работы существует в нашей области. Эколого-краеведческое движение организовано в Таганроге, Аксае, Новочеркасске, Старочеркасске, Раздорах, Кочетовской и Вешенской (прил. 11). Его участники проводят просветительскую работу, обрядовые праздники, создают учебные экотропы, сотрудничают с местными лесхозами, устраивают музыкальные вечера и чтения.
Возможность привлечения сторонников к работе по улучшению экологической обстановки дают местные природоохранные традиции. Возрождение таких праздников, как: «Древонасаждение» - окажет помощь в посадке зеленых насаждений и ухода за ними; «Водопоклонничество» - почитание реки Дон – позволит повсеместно применять в жизнь мероприятия по охране водных и рыбных ресурсов. Возобновление местных ремесел (лозоплетение) будет способствовать, кроме очистки берегов и посадки на них ивы корзиночной и краснотала с вербой, созданию водоохраной и берегоукрепительной зоны у р. Дон и её притоков. Ответственность перед обществом станет преградой к претворению в жизнь заведомо пагубных для природы проектов.
Многое можно взять из хозяйственно-бытовых традиций края: по культуре земледелия, виноградарству, лесовыращиванию и лесопользованию. Особой заботой пользовались родники и колодцы, охраняли и берегли озера с ериками и музгами.
Используя все это, можно не только помочь природе сохранить то малое, что осталось от былого её богатства, но и возродить традиционно-бережное отношение к ней каждого жителя. Миф, легенду, сказание нужно рассматривать не как сказку, вымысел или фантазию, а как священную традицию, пример для подражания. Они зачастую более ценны, чем идеология, и по своему характеру это не устоявшиеся доктрины, поэтому укореняются в самых глубинах души и обладают более сильной способностью активизирования.
Экологические традиции побуждают к действию в защиту природы, создают экологическую картину мира. Эта экологическая культура очень конкретна, то есть строго приурочена к данной местности, к своей окружающей среде. Многие местные традиции способствовали сохранению природы, охране почв от эрозии, сбережению деревьев, степных угодий, зверей, родников, озер, рек и рыбных запасов.
Изучение экологических традиций направлено на выяснение древних способов взаимодействия человека и природы, распространение идей красоты традиций, содействие повышению экологической культуры населения.
Использование опыта, накопленного в экологических традициях, глубинное понимание способности этих традиций вызывать переживания за природу, поможет сделать еще один шаг к прекращению войны между человеком и природой в современном мире.
Литература
1. Агеев В.Н., Вальков В.Ф., Чешев А.С., Цвылев Е.М. Экологические аспекты плодородия почв Ростовской области. – Ростов-на-Дону, 1996, с. 143
2. Аксенов И.Я., Аксенов В.И. Транспорт и охрана окружающей среды. – М., 1986, с. 87
3. Астапенко М.П. Краткое пособие по истории Донского края. - Ростов-на-Дону, 1995, с. 69-115
4. Вавилина В.А., Харламова Т.В., Природоохранные традиции Донского края. – Новочеркасск, 2011, с. 5-49
5. Ганичева Л.З. Анализ состояния атмосферного воздуха в промышленных городах Ростовской области//http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n2y2013/1701
6. Ганичева Л.З. Оценка состояния поверхностных вод в промышленных городах Ростовской области// http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n2y2013/1702
7. Ганичева Л.З. Исследование экологических проблем городов Ростовской области и пути их решения. – Ростов-на-Дону, 2014, с. 47-112
8. Ганичева Л.З., Лисутина Л.А. Анализ функционирования общественного транспорта и его влияние на состояние атмосферного воздуха в г. Ростове-на-Дону// Известия РГСУ, 2009. № 13
9. Крамская А.П. Ветка краснотала. – Воронеж, 1994.
10. Моложавенко В.С. От Иван-озера до Азовского моря. – М., 1992.
11. Хрусталев Ю.П. [и др.] Природа, хозяйство и экология Ростовской области. - Ростов-на-Дону, 2002, с. 429-433
12. Эколого-геохимические исследования городов Нижнего Дона/ В.В. Приваленко [и др.]. – Ростов-на-Дону, 1993, с. 16-23
13. Экологический вестник Дона «О состоянии окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области в 2010 г.» - Ростов-на-Дону, 2011, с.13-73
14. Экологический вестник Дона «О состоянии окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области в 2012 г.» - Ростов-на-Дону, 2013, с. 16-93
1. Экологические традиции на Нижнем Дону
Донская земля издавна привлекала многих ученых и путешественников. Первые сведения о природе Дона встречаются в трудах древнегреческих и римских историков и географов Геродота, Страмбона, Птолемея и др. С XVIII в. появляются сведения о Донском крае в русских источниках. Наибольшую ценность представляют Списки «Книги Большому чертежу», в которых указываются истоки рек, качество воды, обитающие здесь животные, урочища, удобные места для обороны и другие сведения. Природа Нижнего Дона с древних времен отличалась изобилием [5].
Богатый Дон (казаки говорили, что у него золотое дно), леса, степи – все это было естественным хранилищем жизненных потребностей. В первом – рыба, в остальном – звери, птицы, плоды водились и росли во множестве. Жизнь предков была направлена на гармонию человека с природой, на трепетное отношение к ней. Обряды и песни одухотворяли и воспитывали людей. Совместно казачество решало вопросы посадок и порубок деревьев, охоты и ловли рыбы, посевов и покосов, чистки родников и русел, охраны лугов и пастбищ. Поэтому территория Нижнего Дона богата природоохранными традициями [1].
Все экологические традиции условно можно разделить на следующие группы: хозяйственно-бытовые; иррационально мотивируемые правила поведения; обряды и праздники; территориально приуроченные; традиции, связанные с отдельными видами растений и животных (прил. 3).
1.1. Хозяйственно-бытовые традиции
Из воспоминаний старожилов, Дон раньше очень сильно разливался. В период весеннего половодья станицы и хутора, зачастую с трех сторон были окружены водой, а иногда даже представляли собой островки. После разлива, для того, чтобы задержать рыбу, устраивались так называемые «музги» - вода, оставшаяся после разлива в пониженных местах обносилась земляным валом. В музгах водилась рыба, которую ловили все лето. Несмотря на былое богатство
рыбных запасов, у казаков существовало правило: «После вскрытия льда, когда начинался ход рыбы на нерест, на Дону делать было нечего».
Дон и его протоки местное население содержало в надлежащем порядке. В предосенний период разделяли реку на участки, и каждый участок проходили неводом два раза. Не важно, ловилась рыба или нет, главная задача была очистить реку от водорослей.
Борьба с образованием оврагов и балок раньше велась следующим образом. В устьях оврагов и балок, впадающих в реки, вбивались колья, которые оплетались плетнями и с обеих сторон бутились камнем. Здесь вода фильтровалась, а частицы смытой почвы оседали на дно. Постепенно устье реки заполнялось грунтом, на котором поселялась травянистая растительность или высаживались деревья, а в речки поступала вода, очищенная от смытой почвы, что препятствовало заилению родников. С зарастанием берегов малых рек боролись «всем миром». Камыш, кугу и чакан косили осенью и использовали для покрытия крыш, сараев, омшаников (для перезимовки пчел), для подстилки скоту (вязали маты), в качестве топлива в летних печах на улице. Молодые побеги камыша и чакана использовали на корм скоту [4].
Мазанки в станицах строили из лозы, используя для фундамента дикий камень и ракушечник, и содержали их в чистоте.
Славился Нижний Дон своими виноградниками. Особенно ценился виноград и поставлялся к царскому столу, выращенный на правом берегу реки, что было обусловлено благоприятными почвенно-климатическими условиями. Традиции виноградарства бережно передавались из поколения в поколение.
Естественные пойменные леса, которые состояли в основном из мягких пород вербы и тополя, охранялись казаками от вырубок и пожаров.
Народные предания относятся к рекам, озерам и протокам, как к существам живым, способным понимать, чувствовать и выражаться человеческой речью. Казаки, поливая потом донскую землю, не просто обеспечивали свою жизнь, но и сливались с природой в ее вечном круговращении и самозабвении. Отсюда и радость, и праздничность казачьего труда. Культ предков, лежащий в древности в основе общественной жизни, заставлял соблюдать традиции, нарушить их – значит обидеть предков, лишиться их благословения.
1.2. Иррационально мотивируемые правила поведения
Издавна любимыми занятиями у казаков были охота (гульба) и рыбная ловля. На реке Дон находились лучшие звериные промыслы, где охотились «коши», но казачьим обществом свято соблюдались сроки охоты и лова. Привольная и братская жизнь сильно привязывала казака к родине, а постоянно живя вблизи воды, которая обеспечивала и естественные богатства, и ощущение защищенности и безопасности, тем самым очень сильно привязывала казаков к реке. Они славили свой Тихий Дон, называя его «кормилец родимый». Дон воспевался в песнях легендах, стихах и обрядах [1].
При возвращении со службы казак бросал в Дон фуражку, которую он покупал специально заранее для этого случая. Плевок в Дон считался святотатством и наказывался поркой при народе.
Для наблюдения за правильным ведением рыболовства, Дон в его низовье делился обществом на «тони», а ловом рыбы занималась артель, за которой закреплялась тонь. Это обеспечивало недопущение к ней пришлых. Запрещалось ловить рыбу всякого рода ловушками. Каждый должен был иметь билет от войсковой канцелярии, дающий право свободного промысла в дозволенных местах. В поимке браконьеров участвовали два войсковых смотрителя, назначавшихся войсковой канцелярией из старшин и имевших под своим началом вооруженную команду. Лов рыбы на Дону велся с соблюдением очереди, с распределением этих очередей и участков реки. Мелкую рыбу старались не брать и выбрасывали обратно в реку.
Для совместной обработки земли слабые хозяйства объединялись в «супряги» вместе с рабочим скотом и инвентарем. Существовал страховой фонд посевного зерна, при неурожае он раздавался казакам для посева, амбары находились под контролем местного атамана. От засух спасали лесные угодья, за которыми население вело постоянный уход, осуществляя рубку деревьев и прочистку территорий. За работу платили дровами и деловой древесиной [1].
1.3. Обряды и праздники
Самыми почитаемыми праздниками на Дону были зимние святки: рождественское славление, детские славы, обряд посевания, святочные гадания. Затем шел праздник встречи весны и торжество торжеств – пасхальные обряды и обычаи. Особо почитали на Дону праздник Иконы Казанской Божьей Матери – покровительницы казачьего воинства. На Троицу посыпали полы в куренях и церкви чабрецом. Девушки плели венки и пускали их по реке. При этом загадывали, в какое место приплывет венок, туда они и выйдут замуж. После Троицы начинались сенокосы и продолжались работы на огородах. В осенний праздник - Покрова Пресвятой Богородицы – почитали предков, казаков, погибших во время боевых действий и к этому времени заканчивали осенние работы (прил. 4).
1.4. Территориально приуроченные традиции
По наблюдению старожилов, за последние десятилетия произошло обмеление Дона и его притоков. Это связано со строительством плотин и нарушением водного баланса реки. Большим злом местные жители считают углубление русла реки земснарядом, что способствует разрушению материнской породы, слагающей дно реки и гибели родников, питающих реку. В пойме Дона когда-то произрастали леса, о чем говорят названия станиц и хуторов, но их вырубили и реки обмелели.
По крутому правому берегу Дона вблизи станицы Вешенской проходил «гетманский шлях», дорога на Москву. Он являлся своеобразной водоохранной зоной реки. Вдоль реки не разрешалось вести никакой хозяйственной деятельности: ни распашки, ни выпас скота. Казаки иногда на быках по двое суток добирались до своих пахотных земель, но земли около реки не трогали.
В конце XIX в. в результате антропогенной нагрузки, в частности неразумного выпаса скота, были затронуты пески правобережья около станицы Вешенская. Посевы, сады и огороды заносились песком, гибли урожаи. В связи с этим на казачьем круге было принято решение: остановить пески и посадить в окрестностях станицы сосновый лес. Первые посадки сосны на Вешенских песках относятся к 1905 г. Начиналось все с того, что по решению общества за каждым двором был закреплен надел для посадки крошечных сосенок, которые на быках привозились из Воронежской области. Трудно приживался этот лес, но добросовестный труд каждого жителя за крошечными сосенками увенчался успехом. В настоящее время сосновые леса вокруг станицы занимают уже несколько тысяч гектаров, даря красоту живущим здесь людям. Старожилы отмечают, что в последнее время в сосняках стало больше диких кабанов, косуль, лосей, которые заходят сюда из Воронежского заповедника, а в речных зарослях стали селиться журавли и лебеди, что свидетельствует об улучшении экологической обстановки на Дону [2].
1.5. Традиции, связанные с отдельными видами растений и животных
Почитанием на Дону издавна пользовались такие растения, как шиповник, бессмертник, анютины глазки, лазорик. Был создан заказник «тюльпановое поле» на Чирском правобережье около Суровикино. Это, как бы пестрый ковер, усеянный белыми, желтыми, алыми дикими тюльпанами – лазориками. Никто не сажал на Тюльпановом поле растения, наверное, оно было таким и тысячу лет назад – клочком целинной «лазоревой степи». Символом Донской степи всегда оставался чабрец – живи-трава, богородицин цвет, наполнявший степь сказочным ароматом. Кувшинки и кубышки, казалось вобравшие в себя всю девичью красоту, считалось, обладали магической силой. Их прозвали одолень-травой, зашивали в ладанки казакам, идущим в бой, и они оберегали их от врага. Прекрасные легенды сложили об этих растениях в народе (прил. 5, 6). В день Ивана Постного заговаривали яблоки, чтобы их не воровали [3].
Итак, в процессе исследований было изучено 86 экологических традиций, из которых ведущее место занимают хозяйственно-бытовые, затем территориально приуроченные (прил. 7). В период проведения экспедиции (прил. 8) дополнительно к изложенным в литературе собрано еще 9 местных традиций (прил. 9.1, 9.2). К ним относятся традиции, связанные с обрядами и праздниками (6), растениями (2) и иррационально мотивируемыми правилами поведения (1).
2. Адаптация традиций к современным условиям
Экологические традиции – это пласт народной культуры, основа для устойчивого развития местных сообществ. Связанные с природой обычаи, поверья, мифы, обряды, запреты – источник для всех, кто занимается природоохранной деятельностью. В казачьих песнях, легендах, сказках, преданиях и былинах воспевается героизм, отвага, патриотизм и беззаветная любовь к своему Донскому краю. А то, что любишь, охраняешь и ценишь дороже жизни. Именно эту любовь к «малой» родине, гордость за её неповторимую красоту и чувство ответственности за сбережение этой красоты необходимо возрождать в первую очередь. Делать это нужно уже сегодня, чтобы не утратить окончательно всю культуру и духовное наследие всего региона. Местные традиции – это сконцентрированный лучший многовековой опыт, утрата которого будет невосполнима для окружающего мира, а возрождение этого опыта востребовано уже сегодня [4].
Конечно, невозможно просто взять все традиции и перенести их в современную жизнь. Здесь нужен дифференцированный подход: часть из них современна и применима в настоящее время, некоторые требуют переосмысления к изменившимся условиям. Однако традиции создадут возможность для изменения отношения рядового человека к природе, повышения статуса особо охраняемых природных территорий, сохранению видового разнообразия растительности и животного мира, усовершенствования механизмов природопользования. Привнося в природоохранную деятельность элементы этики, нравственности, патриотизма, нормы христианской морали, они способствуют приобщению к ним местного населения. Чтобы сохранить природные объекты, растения, животных, мало взять их под охрану закона, необходимо создать вокруг атмосферу, заставляющую людей следовать запрету на разрушение и истребление природы.
Для современного человека природа не является культурной ценностью. Чтобы изменить это положение, нужны культурные предпосылки. Поэтому спасение культурного наследия и трансформация традиционной культуры в соответствии с изменившимися условиями обитания поможет сохранить такие предпосылки. Ведь корни традиционной культуры во всех нас достаточно глубоки.
Истинными почитателями родной земли и хранителями её традиций являются местные писатели, поэты, художники, историки и этнографы. Они своеобразные проводники, способствующие распространению исторического опыта народа.
«Родной край! Как ласка матери, как нежный зов её над колыбелью, теплом и радостью трепещет в сердце волшебный звук знакомых слов… Тебя люблю, родимый край… И тихих вод твоих осоку, и серебро твоих песчаных кос, плач чибисов в куге зеленой, песнь хороводов на заре, и в праздник шум станичного майдана, и старый милый Дон – не променяю ни на что», пишет о Донском крае Ф.Д. Крюков в своем стихотворении в прозе.
Певцом Донского края был М.А. Шолохов. Шолоховеды в романе «Тихий Дон» насчитывают 420 упоминаний о его красоте. Вот как он описывает степь: «Похожая на молодую, кормящую грудью мать: необычайно красивая, притихшая, немного усталая и вся светящаяся прекрасной, счастливой и чистой улыбкой материнства». С большой художественной силой описывают природу родных мест в своих произведениях донские писатели В.А. Закруткин и А.В. Калинин. Ряд своих рассказов посвятили донской степи К.А. Тренев и А.П. Чехов.
Любовью к Донскому краю наполнены картины художников И.И. Крылова, Н.И. Дубовского, М.Б. Грекова, К.А. Савицкого, Я.М. Павлова.
Богатейший материал о Донском крае собран в книгах В.С. Моложавенко, где описывается его природа, легенды, традиции и люди, живущие на этой земле. Издан десятитомник М.П. Астапенко «История Донского казачества, в котором описаны быт, обычаи и обряды донских казаков XVII-XX вв.
Заключение
Мало собрать или изучить традиции своего региона, необходимо, чтобы они стали работать, то есть нужно воспитывать население, используя традиционную культуру предков. Этому поможет проведение различного рода занятий: путешествий в природу; фольклорных или обрядовых праздников; практических дел «всем миром» как в старину; краеведческих исследований; экологических экспедиций; конкурсных заданий и т. д. (прил. 10).
Опыт подобной работы существует в нашей области. Эколого-краеведческое движение организовано в Таганроге, Аксае, Новочеркасске, Старочеркасске, Раздорах, Кочетовской и Вешенской (прил. 11). Его участники проводят просветительскую работу, обрядовые праздники, создают учебные экотропы, сотрудничают с местными лесхозами, устраивают музыкальные вечера и чтения.
Возможность привлечения сторонников к работе по улучшению экологической обстановки дают местные природоохранные традиции. Возрождение таких праздников, как: «Древонасаждение» - окажет помощь в посадке зеленых насаждений и ухода за ними; «Водопоклонничество» - почитание реки Дон – позволит повсеместно применять в жизнь мероприятия по охране водных и рыбных ресурсов. Возобновление местных ремесел (лозоплетение) будет способствовать, кроме очистки берегов и посадки на них ивы корзиночной и краснотала с вербой, созданию водоохраной и берегоукрепительной зоны у р. Дон и её притоков [2]. Ответственность перед обществом станет преградой к претворению в жизнь заведомо пагубных для природы проектов.
Многое можно взять из хозяйственно-бытовых традиций края: по культуре земледелия, виноградарству, лесовыращиванию и лесопользованию. Особой заботой пользовались родники и колодцы, охраняли и берегли озера с ериками и музгами.
Используя все это, можно не только помочь природе сохранить то малое, что осталось от былого её богатства, но и возродить традиционно-бережное отношение к ней каждого жителя. Миф, легенду, сказание нужно рассматривать не как сказку, вымысел или фантазию, а как священную традицию, пример для подражания. Они зачастую более ценны, чем идеология, и по своему характеру это не устоявшиеся доктрины, поэтому укореняются в самых глубинах души и обладают более сильной способностью активизирования.
Экологические традиции побуждают к действию в защиту природы, создают экологическую картину мира. Эта экологическая культура очень конкретна, то есть строго приурочена к данной местности, к своей окружающей среде. Многие местные традиции способствовали сохранению природы, охране почв от эрозии, сбережению деревьев, степных угодий, зверей, родников, озер, рек и рыбных запасов.
Изучение экологических традиций направлено на выяснение древних способов взаимодействия человека и природы, распространение идей красоты традиций, содействие повышению экологической культуры населения.
Использование опыта, накопленного в экологических традициях, глубинное понимание способности этих традиций вызывать переживания за природу, поможет сделать еще один шаг к прекращению войны между человеком и природой в современном мире.
Выводы
1. В период проводимых исследований была изучена методика сбора экологических традиций, которая включает три основных этапа.
2. Собрано 95 экологических традиций, которые разделены на 5 групп и выявлено их процентное соотношение.
3. Выделены основные элементы, свидетельствующие о былой гармонии человека с окружающим миром и рекомендовано их применение в современных условиях.
Литература
1. Астапенко М.П. Краткое пособие по истории Донского края. - Ростов-на-Дону,
1995.
2. Крамская А.П. Ветка краснотала. – Воронеж, 1994.
3. Моложавенко В.С. От Иван-озера до Азовского моря. – М., 1992.
4. Природоохранные традиции Донского края. – Новочеркасск, 2001.
5. Internet